Напоминание

Уголок книги в детском саду


Автор: Аликулиева Светлана Шабановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2129 ДП "Солнышко"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Уголок книги в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентацию подготовили ​ воспитатели ГБОУ Школа № 2129 ​ ДСП«Солнышко» ​ Аликулиева С.Ш. и Дуплева Г. А.​

«Сказка - это, образно говоря, свежий ветер,

раздувающий огонёк детской мысли и

речи». В.А.Сухомлинский
«
Книги корабли мысли, странствующие по волнам

времени и бережно несущие свой драгоценный груз от

поколения в поколению». Ф.Бек


Книжный уголок
— необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Основной принцип
, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
Его цель
— не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.
Главная задача
– воспитание интереса и любви к книге, стремление и общение с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Основные требования к

оформлению книжного уголка.
 Рациональное размещение в группе  Хорошая освещенность в дневное и вечернее время  Эстетичность оформления  Целесообразность  Соответствие возрастным особенностям и потребностям детей.

Младший дошкольный возраст


Младший дошкольный возраст
 зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;  установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;  в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;  эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;  наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

Младшая группа

Воспитательно-образовательная работа с

детьми
 Воспитатель знакомит детей с Уголком книги, его устройством и назначением;  Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном уголке
Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
 брать книги только чистыми руками;  перелистывать осторожно;  не рвать, не мять;  не использовать для игр. После того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др. ​
Оснащение уголка  В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг;  издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями;  книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями;  особое предпочтение отдаётся книжкам - картинкам: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый- полосатый» С. Маршака и др.;  книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;  книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);  музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);  Книжки-раскладушки  Небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.).  Срок замены книг 2 – 2,5 недели.
Книжный уголок в младшей группе

Средний возраст


Средняя группа.

Воспитательно - образовательная

работа с детьми
 Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.​  Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.​  Во время рассматривания картинок в книге, воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций.​
Оснащение уголка
Уголок книги организуется с участием детей
.  На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу;  Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;  Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра;  материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью;  Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги;  В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений;  Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;  Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал).
Книжный уголок в средней группе
Старший возраст

Старший дошкольный возраст
 Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя;  Начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства;  прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета , сопоставление событий , описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
 формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы;  старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам;
В подготовительной группе перед педагогом стоят

задачи:
 воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе,  способность чувствовать художественный образ;  развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Содержание книжного уголка старших

групп детского сада.

Воспитательно – образовательная работа

с детьми.
 Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. ​  Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; ​  Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; ​  Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; ​  Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; ​  Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; ​  Знакомит с миром природы, ее тайнами.

Оснащение уголка
 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). В подготовительной группе ​количество книг в уголке не регламентировано;  2-3 сказочных произведения​  стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);​  2-3 книги о животных и растениях;​  книги, с которыми детей знакомят на занятиях;​  книги для расширения сюжета детских игр;​  юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);​  «Толстые» книги;​  книги, которые дети приносят из дома.;
 Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2- 2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока; 
Тематические альбомы для рассматривания
. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми;  иллюстрации художников к книгам;  портреты известных детских писателей, поэтов;  материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.  В старших и подготовительных группах в книжном уголке могут устраиваться
тематические выставки
книг.  В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Книжный уголок в старших группах

Тематические выставки

Принципы отбора дают

возможность определить круг

детского чтения, в который

входят:
​  произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);​  произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютч ева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);​  произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Марша ка, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Ча рушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).​  произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);​  произведения народов других стран.​
Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков.​
А.И. Княжицкий

Детские книги пишутся для воспитания,​ а воспитание – великое дело,​ им решается участь человека.​
Белинский В. Г.
​ ​

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


В раздел образования