Автор: Аликулиева Светлана Шабановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа 2129 ДП "Солнышко" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Уголок книги в детском саду Раздел: дошкольное образование
Презентацию подготовили
воспитатели ГБОУ Школа № 2129
ДСП«Солнышко»
Аликулиева С.Ш. и Дуплева Г. А.
«Сказка - это, образно говоря, свежий ветер,
раздувающий огонёк детской мысли и
речи». В.А.Сухомлинский
« Книги корабли мысли, странствующие по волнам
времени и бережно несущие свой драгоценный груз от
поколения в поколению». Ф.Бек
Книжный уголок — необходимый элемент
развивающей предметной среды в групповой
комнате дошкольного учреждения. Его наличие
обязательно во всех возрастных группах, а
содержание зависит от возраста детей.
Основной принцип , которого должны
придерживаться педагоги при его организации –
удовлетворение разнообразных литературных
интересов детей.
Его цель — не быть ярким, праздничным
украшением группового помещения, а дать
возможность ребенку общаться с книгой.
Главная задача – воспитание интереса и любви к
книге, стремление и общение с ней, умений слушать
и понимать художественный текст.
Основные требования к
оформлению книжного уголка.
Рациональное размещение в группе
Хорошая освещенность в дневное и вечернее
время
Эстетичность оформления
Целесообразность
Соответствие возрастным особенностям и
потребностям детей.
Младший дошкольный возраст
Младший дошкольный возраст
зависимость понимания текста от личного
опыта ребенка;
установление легко осознаваемых связей,
когда события следуют друг за другом;
в центре внимания главный персонаж, дети
чаще всего не понимают его переживаний и
мотивов поступков;
эмоциональное отношение к героям ярко
окрашено;
наблюдается тяга к ритмически
организованному складу речи.
Младшая группа
Воспитательно-образовательная работа с
детьми
Воспитатель знакомит детей с Уголком книги, его устройством
и назначением;
Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном
уголке
Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
брать книги только чистыми руками;
перелистывать осторожно;
не рвать, не мять;
не использовать для игр.
После того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
Оснащение уголка
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5)
книг;
издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями;
книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными
красочными иллюстрациями;
особое предпочтение отдаётся книжкам - картинкам: сказки «Колобок»,
«Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-
полосатый» С. Маршака и др.;
книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа),
книжки – четвертушки, книжки – малышки;
книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися
фигурками);
музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и
т.п.);
Книжки-раскладушки
Небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и
занятия», «Домашние животные» и т.д.).
Срок замены книг 2 – 2,5 недели.
Книжный уголок в младшей группе
Средний возраст
Средняя группа.
Воспитательно - образовательная
работа с детьми
Закрепляются основные умения самостоятельно и
аккуратно рассматривать книги, эти умения должны
стать привычкой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги
легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними,
привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию
в ней.
Во время рассматривания картинок в книге, воспитатель
обращает внимание детей не только на героев и их
действия, но и на выразительные подробности
иллюстраций.
Оснащение уголка
Уголок книги организуется с участием детей
.
На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу;
Альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,
«Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит
теневого театра;
материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.).
Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам
воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью;
Оставляют любимые детьми книги из младшей группы,
добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о
природе, веселые книги;
В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы
художественных произведений;
Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал).
Книжный уголок в средней группе
Старший возраст
Старший дошкольный возраст
Появляется
способность
мысленно
действовать
в
воображаемых обстоятельствах, как бы становиться
на место героя;
Начинают осознавать события, которых не было в их
личном опыте, их интересуют не только поступки
героя,
но
и
мотивы
поступков,
переживания,
чувства;
прямое сопереживание героям, умение следить за
развитием
сюжета
,
сопоставление
событий ,
описанных
в
произведении,
с
теми,
что
ему
приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку
сравнительно
быстро
и
правильно
понимать
реалистические
рассказы,
сказки,
а
к
концу
дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
формируется умение воспринимать текст в единстве
содержания и формы;
старшие дошкольники, воспринимая произведение,
могут дать сознательную, мотивированную оценку
персонажам;
В подготовительной группе перед педагогом стоят
задачи:
воспитывать у детей любовь к книге, к
художественной литературе,
способность чувствовать художественный образ;
развивать поэтический слух (способность улавливать
звучность, музыкальность, ритмичность поэтической
речи), интонационную выразительность речи:
воспитывать способность чувствовать и понимать
образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Содержание книжного уголка старших
групп детского сада.
Воспитательно – образовательная работа
с детьми.
Педагогическое руководство становится более корректным, т.к.
дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.
Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
Способствует совместному рассматриванию и обсуждению.
Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный
характер;
Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и
изобразительного искусства;
Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам;
Формирует гражданские черты личности, патриотические
чувства;
Знакомит с миром природы, ее тайнами.
Оснащение уголка
10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги
одного наименования, но иллюстрированные разными
художниками). В подготовительной группе количество книг в уголке
не регламентировано;
2-3 сказочных произведения
стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с
современной жизнью);
2-3 книги о животных и растениях;
книги, с которыми детей знакомят на занятиях;
книги для расширения сюжета детских игр;
юмористические книги с яркими смешными картинками
((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);
«Толстые» книги;
книги, которые дети приносят из дома.;
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к
этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-
2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с
полочки, не дожидаясь намеченного срока;
Тематические альбомы для рассматривания . Это могут быть и
специально созданные художниками альбомы на определённые
темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова
и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми;
иллюстрации художников к книгам;
портреты известных детских писателей, поэтов;
материалы для ремонта книг должны быть размещены в
книжном уголке.
В старших и подготовительных группах в книжном уголке могут
устраиваться тематические выставки книг.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть
библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить
атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры
на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Книжный уголок в старших
группах
Тематические выставки
Принципы отбора дают
возможность определить круг
детского чтения, в который
входят:
произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки,
небылицы, перевертыши, сказки);
произведения русской и зарубежной классики
(А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютч
ева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
произведения современной отечественной литературы
(В.В.Маяковского, С.Я.Марша
ка, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Ча
рушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и
стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики
(детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной
жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
произведения народов других стран.
Художественная литература открывает ребенку главную
тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит
его, заботило его предков, заботит его современников, будет
заботить его детей и внуков.
А.И. Княжицкий
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание –
великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.