Напоминание

"Компетентный малыш" - проект по использования информационных технологий с детьми раннего возраста


Автор: Колегова Ольга Аркадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 15"
Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентный малыш" - проект по использования информационных технологий с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Колегова О.А., старший воспитатель, МБДОУ «ЦРР – детский сад № 15», г. Чернушка, Пермский край.
«Компетентный малыш» - проект по использования информационных

технологий с детьми раннего возраста
Современные дети разительно отличаются от своих сверстников 10-15 лет назад. Исследования младенцев и детей раннего возраста показывают: в современном ребенке заложен высокий интеллектуальный потенциал. Особенности современных детей (по данным ЮНЕСКО):  Отличаются повышенной потребностью в получении информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения;  информационный перегруз многих из них явно не беспокоит;  объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени.  не испытывают стресса при контакте с техникой (Интернетом, компьютером, мобильным телефоном и пр.);  с момента рождения у детей начинает функционировать смысловое восприятие мира и речи, основанное на образах.  В целом уровень интеллекта выше. Традиционные методы и методики оценки особенностей развития явно устарели и не отражают «актуального уровня развития»: дети 2- 3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. В связи с этим: старое представление о беспомощном младенце, о ребенке как нуждающемся существе сменилось на новое понимание ребенка и его развития. Современная концепция «компетентный младенец» и представление о ребенке как гениальном ученике, несущем в себе неутомимую энергию познания и творчества. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления
)
, двигательной и эмоционально
-
волевой сферы. Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Вместе с тем, можно констатировать, что нынешние дети чаще общаются с техническими средствами, чем с животными. Современным занятым родителям удобнее посадить ребенка перед телевизором, дать поиграть планшет или мобильный телефон. Между тем на телевидении недостаточно программ по ознакомлению с животным миром доступных детям раннего возраста. В результате дети зачастую не знают как выглядят реальные кошка, собака, лошадь. В детском саду воспитатели часто ссылаются на опыт ребенка которого нет: попрыгай как зайчик, скачем как лошадки, как кричит петушок. При этом ребёнок зачастую подражает и имитирует движения взрослых, так как знакомство с домашними животными в детском саду и дома происходит с использованием игрушек, картинок. В домашних условиях ребенок не всегда может наблюдать животных: Некоторые родители уверены, что от животных в доме одни проблемы: грязь, гельминты, алергия и т.д. В детском саду наблюдение за реальными животными так же невозможно в связи с изменениями СанПиН.
Между тем информационные технологии могут быть использованы в качестве средства обучения, общения, воспитания. С помощью мультимедийных технологий можно воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Предположили, что использование презентаций и звуковых эффектов в презентациях активизируют интерес детей к домашним животным и позволяют наглядно представить ребёнку изучаемых животных. Поможет для пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, использование знаний в игровой деятельности.
Этапы реализации.

1 этап. Подготовительный.
Задачи: 1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения. 2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения развивающих занятий. - проанализировали реализуемую программу и определили возможность использования мультимедийных презентаций в образовательной деятельности с детьми раннего возраста. -изучили санитарные требования, методические рекомендации к компьютерному оборудованию и мультимедийным презентациям. -определили алгоритм создания мультимедийной презентации для ознакомления с животным, количество слайдов – не более 5:  картинка животного, на которой хорошо видны части его тела  включение голоса животного (спокойный, оптимальной громкости)  анимационная картинка животного в движении (обогащение словаря глаголами)  животное и детеныш (уточнение названий частей тела, размера: большой, маленький). Используем следующие принципы создания мультимедийной презентации: 1. Педагогический (дидактический) – чему научит 2. Психоэмоциональный: какие чувства вызывает изображение 3. Эстетический – соответствует ли изображение представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного 4. Социальный – предоставление возможности совместной деятельности, сотрудничества, сопереживания (поможем теленку позвать маму корову; позовем кошку пить молоко) Для соблюдения данных принципов, при отборе дидактического материала в соответствие с программным содержанием воспитательно-образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей раннего возраста, подключаются старший воспитатель и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
2 этап. Реализация.
Задачи: 1. Апробировать использование ИОТ на занятиях с детьми раннего возраста 2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми раннего возраста с привлечением к этому родителей. -создаем мультимедийные презентации к НОД и дидактическим играм и апробируем их в образовательной деятельности с малышами, согласно тематическим планам ДОУ. Как часть НОД, для формирования представлений. В совместной деятельности для уточнения и закрепления «Угадай кто кричит», «Кто как передвигается», «Накормим животных», «чьи детки» и др. На этом же этапе планируем подключить родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ИОТ.

3 этап. Контрольно-диагностический.
Задачи: 1. Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка. 2. Разработка рекомендаций для педагогов применению ИОТ в воспитательно- образовательной работе. Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиатехники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах и обмену опытом с другими ДОУ. Литература. 1. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919. 2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.


В раздел образования