"Компетентный малыш" - проект по использования информационных технологий с детьми раннего возраста
Автор: Колегова Ольга Аркадьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 15" Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край Наименование материала: статья Тема: "Компетентный малыш" - проект по использования информационных технологий с детьми раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Колегова О.А.,
старший воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 15», г. Чернушка, Пермский край.
«Компетентный малыш» - проект по использования информационных
технологий с детьми раннего возраста
Современные дети разительно отличаются от своих сверстников 10-15 лет назад.
Исследования
младенцев
и
детей
раннего
возраста
показывают: в современном ребенке
заложен высокий интеллектуальный потенциал.
Особенности современных детей (по данным ЮНЕСКО):
Отличаются повышенной потребностью в получении информации, постоянно
ищут возможности ее удовлетворения;
информационный перегруз многих из них явно не беспокоит;
объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной
выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за
короткий промежуток времени.
не испытывают стресса при контакте с техникой (Интернетом, компьютером,
мобильным телефоном и пр.);
с момента рождения у детей начинает функционировать смысловое восприятие
мира и речи, основанное на образах.
В целом уровень интеллекта выше. Традиционные методы и методики оценки
особенностей развития явно устарели и не отражают «актуального уровня развития»: дети 2-
3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет.
В связи с этим: старое представление о беспомощном
младенце, о ребенке как
нуждающемся существе сменилось на новое понимание ребенка и его развития. Современная
концепция «компетентный младенец» и представление о ребенке как гениальном ученике,
несущем в себе неутомимую энергию познания и творчества.
В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер:
общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления ) , двигательной и эмоционально -
волевой сферы.
Объектом
познания
являются
окружающие
предметы,
их
действия.
Дети
этого
возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю".
Накопление
информации
происходит
благодаря
манипуляции
с
предметами,
личному
участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными
явлениями. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые
первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и
внутренних признаков предметов.
Вместе
с
тем,
можно
констатировать,
что
нынешние
дети
чаще
общаются
с
техническими средствами, чем с животными. Современным занятым родителям удобнее
посадить
ребенка
перед
телевизором,
дать
поиграть
планшет
или
мобильный
телефон.
Между тем на телевидении недостаточно программ по ознакомлению с животным миром
доступных детям раннего возраста. В результате дети зачастую не знают как выглядят
реальные кошка, собака, лошадь.
В детском саду воспитатели часто ссылаются на опыт ребенка которого нет: попрыгай
как зайчик, скачем как лошадки, как кричит петушок.
При этом ребёнок зачастую подражает и имитирует движения взрослых, так как
знакомство с домашними животными в детском саду и дома происходит с использованием
игрушек, картинок. В домашних условиях ребенок не всегда может наблюдать животных:
Некоторые родители уверены, что от животных в доме одни проблемы: грязь, гельминты,
алергия и т.д.
В детском саду наблюдение за реальными животными так же невозможно в связи с
изменениями СанПиН.
Между
тем
информационные
технологии
могут
быть
использованы
в
качестве
средства обучения, общения, воспитания. С помощью мультимедийных технологий можно
воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.
Предположили, что использование презентаций и звуковых эффектов в презентациях
активизируют интерес детей к домашним животным и позволяют наглядно представить
ребёнку изучаемых животных. Поможет для пополнения и активизации словарного запаса,
развития связной речи, использование знаний в игровой деятельности.
Этапы реализации.
1 этап. Подготовительный.
Задачи:
1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного
обеспечения.
2.
Создание
необходимых
методических
и
дидактических
материалов
(информационный банк) для проведения развивающих занятий.
-
проанализировали
реализуемую
программу
и
определили
возможность
использования
мультимедийных
презентаций
в
образовательной
деятельности
с
детьми
раннего возраста.
-изучили санитарные требования, методические рекомендации
к компьютерному
оборудованию и мультимедийным презентациям.
-определили алгоритм создания мультимедийной презентации для ознакомления с
животным, количество слайдов – не более 5:
картинка животного, на которой хорошо видны части его тела
включение голоса животного (спокойный, оптимальной громкости)
анимационная
картинка
животного
в
движении
(обогащение
словаря
глаголами)
животное
и
детеныш
(уточнение
названий
частей
тела,
размера:
большой,
маленький).
Используем следующие принципы создания мультимедийной презентации:
1.
Педагогический (дидактический) – чему научит
2.
Психоэмоциональный: какие чувства вызывает изображение
3.
Эстетический
–
соответствует
ли
изображение
представлениям
о
красоте,
развивает ли чувства прекрасного, гармоничного
4.
Социальный
–
предоставление
возможности
совместной
деятельности,
сотрудничества, сопереживания (поможем теленку позвать маму корову; позовем кошку пить
молоко)
Для
соблюдения
данных
принципов,
при
отборе
дидактического
материала
в
соответствие с программным содержанием воспитательно-образовательной работы, а также
их
соответствие
психическим
и
возрастным
особенностям
детей
раннего
возраста,
подключаются
старший
воспитатель
и
педагог-психолог,
которые
анализируют
и
осуществляют оценку подобранных материалов.
2 этап. Реализация.
Задачи:
1. Апробировать использование ИОТ на занятиях с детьми раннего возраста
2.
Продолжить
формирование
базы
дидактических
материалов,
видеотеки,
необходимых для занятий с детьми раннего возраста с привлечением к этому родителей.
-создаем мультимедийные презентации к НОД и дидактическим играм и апробируем
их в образовательной деятельности с малышами, согласно тематическим планам ДОУ.
Как часть НОД, для формирования представлений. В совместной деятельности для
уточнения
и
закрепления
«Угадай
кто
кричит»,
«Кто
как
передвигается»,
«Накормим
животных», «чьи детки» и др.
На
этом
же
этапе
планируем
подключить
родителей
к
поиску
и
созданию
дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ИОТ.
3 этап. Контрольно-диагностический.
Задачи:
1. Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса,
познавательной
активности,
формирования
знаний
и
представлений,
уровня
развития
ребенка.
2.
Разработка
рекомендаций
для
педагогов
применению
ИОТ
в
воспитательно-
образовательной работе.
Данный
этап
предполагает
подведение
итогов
работы
по
использованию
мультимедиатехники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению
данных форм работы в других группах и обмену опытом с другими ДОУ.
Литература.
1. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-
педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования.
Методические
рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и
родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д.
Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.