Использование классической музыки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников
Автор: Трофимова Ольга Ананьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12 Населённый пункт: Самарская область, город Сызрань Наименование материала: статья Тема: Использование классической музыки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников Раздел: дошкольное образование
Использование классической музыки в различных видах
музыкальной деятельности дошкольников
“
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты
музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту —
маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы
ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки
невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”
В.А. Сухомлинский
Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде,
которая в настоящее время достаточно противоречива.
С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с
другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое
обрушивается как на взрослых, так маленьких слушателей. Поэтому так
важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству,
способствовать становлению их музыкальной культуры.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности
человека и моя задача, как музыкального руководителя, сделать так, чтобы
классическая (в переводе в греческого языка «образцовая») музыка стала
потребностью ребенка. Формирование этой потребности может происходить
на музыкальных занятиях, в театральном кружке, в группе, дома, стихийно,
под влиянием музыкального окружения.
Я хочу поделиться своим опытом, как в нашем детском саду ведется работа
по формированию музыкального вкуса посредством классической музыки.
Вот уже пятый год я веду театральный кружок «Кошкин дом». В своей
работе я стремлюсь включать классическую музыку в театральные
постановки. Музыкальный жанр классика, как никакой другой точно передает
характер персонажей.
Работая над сказкой «Муха-цокотуха» я включила такое произведение
Н.Римского – Корсакова «Полет шмеля». Это просто готовый образ «Мухи-
Цокотухи». Несколько движений руками, легкая бегущая походка - вот вам и
«Муха-Цокотуха». По сценарию к Мухе приходила Бабушка – пчела с
пчелками. Они исполняли вокализ на музыку Д.Шостаковича «Вальс-шутка»,
дополнительно аккомпанируя себе колокольчиками. Создали своим пением
нежный лиричный образ.
Выходу злодея – паука помогла музыка Э.Грига «В пещере горного короля».
Тревожная, таинственная, интригующая поступь шагов злодея настораживает
зрителя. Вдруг появляется Комарик с сабелькой под музыку Р.Вагнера «Полет
Валькирий». Его движения быстры, он двигается уверенно, легко. Сначала по
кругу, затем по диагонали, машет своей сабелькой, готов защитить Муху. В
сцене сражения Паука с Комаром звучала музыка М.Мусорского «Ночь на
лысой горе». Герои двигаются на близком друг от друга расстоянии по кругу,
делают решающие выпады своими саблями. Паук побежден. В этом спектакле
использовалась и современная, и народная музыка, но я сделала акцент на
классической форме.
Новогодняя сказка «Щелкунчик» сопровождалась волшебными звуками
П.И.Чайковского. Под нежный, чарующий вальс «Марии» выходила
Снегурочка и сказочное представление начиналось. Под фрагмент первой
части «Щелкунчика» «Еловый лес зимой» торжественно и величественно
входил Дед Мороз. В подарок детям он подарил заводных кукол, которые
танцевали под «Вальс-шутку» Д. Шостаковича. Появление Мышильды
сопровождалось фрагментом из картины «Ночь». Образ резковатый, немного
пугающий. Для динамичной сцены появления солдатиков характерен
маршеобразный, четкий ритм. Затем звучит музыка из сцены «Сражение».
Побежденная Мышильда убегает прочь.
И снова на сцене мир и покой. Выходят Фея Драже и Принц Мармелад. Они
исполняют свой нежнейший танец со звоночками.
Следующими гостями на ёлке были восточные девочки. Они представили
свой «арабский танец» из этого же балета. Музыка чарующая, таинственная,
тихая, обволакивающая.
И в заключение этой сказочной новогодней феерии приходят музыканты и
дарят гостям произведение И. Госсека «Экосез». В руках у детей
треугольники, колокольчики с их нежным звучанием, кастаньеты, маракасы с
чётким ритмом и в финале на последнем аккорде заканчивают звонкие
тарелки.
Прежде чем презентовать эту сказку «Щелкунчик» на новогоднем празднике,
все педагоги провели большую подготовительную работу. На музыкальных
занятиях я закрепляла знания о балете, об особенностях этого вида искусства.
Говорили о сценическом реквизите костюмов артистов балета. Рассматривали
портреты П. Чайковского и Д. Шостаковича. У детей сформировались знания о
театре, балете, классической музыке. Музыка из балета «Щелкунчик» стала
узнаваема и любима детьми.
В фонотеке детского сада есть много дисков, которые я использую в своей
работе. Аранжировка этих произведений предназначена специально для детей.
Для восприятия музыки есть серия, которая называется «Малыш и классика».
Каждый диск посвящен определенному композитору. Это «Вальсы и польки»
И. Штрауса, «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Русские композиторы»
Могучей кучки. Так же для слушания я использую диск «Классическая музыка
кинофильмов». Здесь представлена зарубежная и русская классика (В.Моцарт,
Г.Гендель, Э.Григ, Л.Бетховен, И.Брамс, Р.Вагнер, М.Мусоргский).
Но есть ещё один мой любимый диск, который называется «Инструменты в
классической
музыке»
из
цикла
«Классика
для
детей».
Ценность
этого
сборника
в
том,
что
он
адаптирован
к
детскому
восприятию.
В
нём
представлена
зарубежная
классика
и
даны
произведения
для
таких
инструментов как:
- орган (И.С. Бах)
- скрипка (А. Вивальди)
- флейта (А. Вивальди)
-мандолина (А. Вивальди)
- фортепиано (С. Рахманинов, Л. Бетховен)
- гитара (И.С. Бах)
Чем интересен этот диск? Сначала мы слушаем звучание этих инструментов.
С моей помощью дети старались запомнить их названия и отличать друг от
друга на слух. Книга Эмиля Финкельштейна «Музыка от А до Я» помогала
мне дать точную, интересную характеристику всех представленных на диске
инструментов.
Орган – самый большой инструмент, целая фабрика по производству
музыкальных звуков. Это духовой инструмент, потому что звуки в его трубах
производит воздух. Так же он является клавишным, у него есть клавишный
механизм.
Фортепиано произошло от двух итальянских слов – форте и пиано. По-
русски
–
громко-тихо.
Внутри
инструмента
деревянные
молоточки
ведут
какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много - и молоточков и
струн. Молоточки, как укол, ударяют по струнам и так возникают звуки.
Флейта.
Одинокий
голос
флейты,
будто
лесной
ручеек,
прозрачный,
холодноватый. Он изливает нежные чувства. Бывает, льётся спокойно и ровно,
может пожурчать, а может и искрящимися водопадами рассыпаться.
Гобой не хуже флейты на нежные чувства способен. Но «нежничает» он по-
своему, сочным, терпким голосом.
Гитара , мандолина и гусли – сёстры родные. Все из семейства струнных,
щипковых. Гитара умеет очаровать приятнейшим голосом, нежным, чуть с
грустинкой.
Все эти инструменты мы рассматривали на иллюстрациях. Затем дети
имитировали
игру
на
них.
И
наступил
момент,
когда
включаешь
наугад
произведение, а дети безошибочно определяют звучащий инструмент.
Вашему вниманию хочу представить два диска, которые я назвала «Сто
знаменитых
произведений
классики».
Эти
произведения
предложены
в
современной обработке. Когда требуется характерное сопровождение героя,
эти произведения меня очень выручают.
Из всего сказанного, следует, что вся моя работа нацелена на формирование
педагогических
компонентов
прописанных
в
федерально-государственном
образовательном стандарте.
Следовательно, классическая музыка, как ни какая другая, способствует не
только музыкальному, но и общекультурному развитию детей, оказывает самое
благотворное воздействие на психику ребенка, расширяет его представление о
классике, композиторах, музыкальных инструментах. Она так же формирует
интерес
к
музыке
и
умение
её
слушать,
стимулирует
сопереживания
персонажей через театральную деятельность.
Литература.
Музыка от А до Я : Занимательное чтение с картинками и фантазиями : [Для
детей] / Эмиль Финкельштейн, СПб. Композитор 1997
Аудиозаписи.
1. Классика для детей. «Инструменты в классической музыке», ИДДК,2012г.
2. И. Штраус «Вальсы и польки», ИДДК,2013г.
3. П.И. Чайковский «Детский альбом», ИДДК,2013г.
4. Могучая кучка «Избранные произведения»,РД,2010г.
5. «Классическая музыка из кинофильмов»,РД,2009г.