Напоминание

Использование классической музыки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников


Автор: Трофимова Ольга Ананьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12
Населённый пункт: Самарская область, город Сызрань
Наименование материала: статья
Тема: Использование классической музыки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование классической музыки в различных видах

музыкальной деятельности дошкольников



Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты

музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту —

маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы

ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки

невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

В.А. Сухомлинский
Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так маленьких слушателей. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека и моя задача, как музыкального руководителя, сделать так, чтобы классическая (в переводе в греческого языка «образцовая») музыка стала потребностью ребенка. Формирование этой потребности может происходить на музыкальных занятиях, в театральном кружке, в группе, дома, стихийно, под влиянием музыкального окружения. Я хочу поделиться своим опытом, как в нашем детском саду ведется работа по формированию музыкального вкуса посредством классической музыки. Вот уже пятый год я веду театральный кружок «Кошкин дом». В своей работе я стремлюсь включать классическую музыку в театральные
постановки. Музыкальный жанр классика, как никакой другой точно передает характер персонажей. Работая над сказкой «Муха-цокотуха» я включила такое произведение Н.Римского – Корсакова «Полет шмеля». Это просто готовый образ «Мухи- Цокотухи». Несколько движений руками, легкая бегущая походка - вот вам и «Муха-Цокотуха». По сценарию к Мухе приходила Бабушка – пчела с пчелками. Они исполняли вокализ на музыку Д.Шостаковича «Вальс-шутка», дополнительно аккомпанируя себе колокольчиками. Создали своим пением нежный лиричный образ. Выходу злодея – паука помогла музыка Э.Грига «В пещере горного короля». Тревожная, таинственная, интригующая поступь шагов злодея настораживает зрителя. Вдруг появляется Комарик с сабелькой под музыку Р.Вагнера «Полет Валькирий». Его движения быстры, он двигается уверенно, легко. Сначала по кругу, затем по диагонали, машет своей сабелькой, готов защитить Муху. В сцене сражения Паука с Комаром звучала музыка М.Мусорского «Ночь на лысой горе». Герои двигаются на близком друг от друга расстоянии по кругу, делают решающие выпады своими саблями. Паук побежден. В этом спектакле использовалась и современная, и народная музыка, но я сделала акцент на классической форме. Новогодняя сказка «Щелкунчик» сопровождалась волшебными звуками П.И.Чайковского. Под нежный, чарующий вальс «Марии» выходила Снегурочка и сказочное представление начиналось. Под фрагмент первой части «Щелкунчика» «Еловый лес зимой» торжественно и величественно входил Дед Мороз. В подарок детям он подарил заводных кукол, которые танцевали под «Вальс-шутку» Д. Шостаковича. Появление Мышильды сопровождалось фрагментом из картины «Ночь». Образ резковатый, немного пугающий. Для динамичной сцены появления солдатиков характерен маршеобразный, четкий ритм. Затем звучит музыка из сцены «Сражение». Побежденная Мышильда убегает прочь.
И снова на сцене мир и покой. Выходят Фея Драже и Принц Мармелад. Они исполняют свой нежнейший танец со звоночками. Следующими гостями на ёлке были восточные девочки. Они представили свой «арабский танец» из этого же балета. Музыка чарующая, таинственная, тихая, обволакивающая. И в заключение этой сказочной новогодней феерии приходят музыканты и дарят гостям произведение И. Госсека «Экосез». В руках у детей треугольники, колокольчики с их нежным звучанием, кастаньеты, маракасы с чётким ритмом и в финале на последнем аккорде заканчивают звонкие тарелки. Прежде чем презентовать эту сказку «Щелкунчик» на новогоднем празднике, все педагоги провели большую подготовительную работу. На музыкальных занятиях я закрепляла знания о балете, об особенностях этого вида искусства. Говорили о сценическом реквизите костюмов артистов балета. Рассматривали портреты П. Чайковского и Д. Шостаковича. У детей сформировались знания о театре, балете, классической музыке. Музыка из балета «Щелкунчик» стала узнаваема и любима детьми. В фонотеке детского сада есть много дисков, которые я использую в своей работе. Аранжировка этих произведений предназначена специально для детей. Для восприятия музыки есть серия, которая называется «Малыш и классика». Каждый диск посвящен определенному композитору. Это «Вальсы и польки» И. Штрауса, «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Русские композиторы» Могучей кучки. Так же для слушания я использую диск «Классическая музыка кинофильмов». Здесь представлена зарубежная и русская классика (В.Моцарт, Г.Гендель, Э.Григ, Л.Бетховен, И.Брамс, Р.Вагнер, М.Мусоргский). Но есть ещё один мой любимый диск, который называется «Инструменты в классической музыке» из цикла «Классика для детей». Ценность этого сборника в том, что он адаптирован к детскому восприятию. В нём представлена зарубежная классика и даны произведения для таких инструментов как: - орган (И.С. Бах)
- скрипка (А. Вивальди) - флейта (А. Вивальди) -мандолина (А. Вивальди) - фортепиано (С. Рахманинов, Л. Бетховен) - гитара (И.С. Бах) Чем интересен этот диск? Сначала мы слушаем звучание этих инструментов. С моей помощью дети старались запомнить их названия и отличать друг от друга на слух. Книга Эмиля Финкельштейна «Музыка от А до Я» помогала мне дать точную, интересную характеристику всех представленных на диске инструментов.


Орган
– самый большой инструмент, целая фабрика по производству музыкальных звуков. Это духовой инструмент, потому что звуки в его трубах производит воздух. Так же он является клавишным, у него есть клавишный механизм.
Фортепиано
произошло от двух итальянских слов – форте и пиано. По- русски – громко-тихо. Внутри инструмента деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много - и молоточков и струн. Молоточки, как укол, ударяют по струнам и так возникают звуки.
Флейта.
Одинокий голос флейты, будто лесной ручеек, прозрачный, холодноватый. Он изливает нежные чувства. Бывает, льётся спокойно и ровно, может пожурчать, а может и искрящимися водопадами рассыпаться.
Гобой
не хуже флейты на нежные чувства способен. Но «нежничает» он по- своему, сочным, терпким голосом.
Гитара
,
мандолина
и гусли – сёстры родные. Все из семейства струнных, щипковых. Гитара умеет очаровать приятнейшим голосом, нежным, чуть с грустинкой. Все эти инструменты мы рассматривали на иллюстрациях. Затем дети имитировали игру на них. И наступил момент, когда включаешь наугад произведение, а дети безошибочно определяют звучащий инструмент. Вашему вниманию хочу представить два диска, которые я назвала «Сто знаменитых произведений классики». Эти произведения предложены в
современной обработке. Когда требуется характерное сопровождение героя, эти произведения меня очень выручают. Из всего сказанного, следует, что вся моя работа нацелена на формирование педагогических компонентов прописанных в федерально-государственном образовательном стандарте. Следовательно, классическая музыка, как ни какая другая, способствует не только музыкальному, но и общекультурному развитию детей, оказывает самое благотворное воздействие на психику ребенка, расширяет его представление о классике, композиторах, музыкальных инструментах. Она так же формирует интерес к музыке и умение её слушать, стимулирует сопереживания персонажей через театральную деятельность.
Литература.
Музыка от А до Я : Занимательное чтение с картинками и фантазиями : [Для детей] / Эмиль Финкельштейн, СПб. Композитор 1997
Аудиозаписи.
1. Классика для детей. «Инструменты в классической музыке», ИДДК,2012г. 2. И. Штраус «Вальсы и польки», ИДДК,2013г. 3. П.И. Чайковский «Детский альбом», ИДДК,2013г. 4. Могучая кучка «Избранные произведения»,РД,2010г. 5. «Классическая музыка из кинофильмов»,РД,2009г.


В раздел образования