Автор: Иванова Клара Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ"Намская СОШ1" Населённый пункт: Село Намцы Намский район РС(Я) Наименование материала: Статья Тема: Мониторинг сформированности личностных УУД Раздел: среднее образование
Мониторинг сформированности личностных УУД в условиях реализации ФГОС.
Педагог-психолог МБОУ «Намская СОШ №1
им. И.С. Гаврильева»
Намского района РС(Я)
Иванова Клара Николаевна.
С цельюполучения информации о состоянии и динамике уровня сформированности
личностных универсальных учебных действий у учащихся основного общего образования
педагогом-психологом
школы
ведется
мониторинг.
Психологический
инструментарий
мониторинга - методика
«Мотивация учения и эмоционального отношения к учению»
(Модификация А.Д. Андреевой). Цель психологического исследования: изучение уровней
познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и свойств
личности. Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Данная
методика
показана
на
возраст
от
9-14
лет.
Отслеживание
сформированности
личностных УУД проходило в течение трех лет.
П е р и о д ы
п р о в е д е н и я
психологической
диагностики
Классы/возраст учащихся
Количество учащихся
2013 год октябрь месяц
6 «в» класс/12 лет
12
2014 год октябрь месяц
7 «в» класс/13 лет
18
2015 год октябрь месяц
8 «в» класс/14 лет
16
Мониторинг сформированности личностных УУД (уровень познавательной
активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и свойств личности)
за 3 года в %.
Класс/срок
и
проведения
1 уровень
2 уровень
3 уровень
4 уровень
5 уровень
Продуктивная
мотивация с
выраженным
преобладанием
познавательной
мотивации
учения и
положительным
эмоциональным
отношением к
нему
Продуктивная
мотивация,
позитивное
отношение к
учению,
соответствие
социальному
нормативу
Средний
уровень с
несколько
сниженной
познавательной
мотивацией
Сниженная
мотивация,
переживание
«школьной
скуки»,
отрицательно
эмоционально
е отношение к
учению
Резко
отрицательно
е отношение к
учению
6в/октябрь
2013 года
-
11,1%
55,5%
22,2%
11,1%
7в/ октябрь
2014 года
5,5%
5,5%
44,4%
33,3%
11,1%
8в/октябрь
2015 года
6,25%
31,25%
43,75%
12,5%
6,25%
Динамика сформированности личностных УУД за 3 года
Отслеживание тревожности как актуального состояния и свойства личности
Класс
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий уровень
6 класс 2013 год
11%
66%
22%
7 класс 2014 год
11%
66%
22%
8 класс 2015 год
6,25%
50%
43,75%
Полученные результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы:
1.
Динамика
сформированности
УУД
показывает
снижение
познавательной
активности
учащихся
в
7
классе.
Так,
сниженную
мотивацию,
переживание
«школьной
скуки»,
отрицательное
эмоциональное
отношение
к
учению
испытывают 33% учащихся в 7 классе и 22% учащихся в 6 классе. Снижение
познавательной активности в этот период явление закономерное, так как в 7 классе
дети находились в предкритической фазе и фазе кризиса подросткового возраста. В
этот
период
наблюдается
повышенный
уровень
тревожности.
В
подростковом
возрасте ведущей деятельностью психического развития является общение.
2.
В 8 классе наблюдается повышение познавательной активности. Выявлено 31,25%
учащихся с продуктивной мотивацией, с позитивным отношением к учению в 8
классе и соответственно 5,5% учащихся в 7 классе. А вот количество детей со
сниженной
мотивацией,
с
переживанием
«школьной
скуки»
в
8
классе
уменьшилось
до
12,5%
(33,3%
в
7
классе).
Также
наблюдается
уменьшение
количества учащихся с резко отрицательным отношением к учению в 8 классе (от
11,1% до 6,25%). В 8 классе ученики, в основном, находятся на посткритической
фазе
подросткового
возраста.
В
этот
период
повышается
потребность
в
самопознании,
в
самоактуализации,
происходит
начало
осознания
личностного
смысла учения.
3.
Показатели по другим уровням учения и эмоционального отношения остались на
прежнем уровне.
По итогам мониторинга учителям-предметникам рекомендовано:
1.
Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к
учебе.
2.
Формирование рефлексивного отношения школьника к учению. Придерживаться
принципа субъектности ученика («меня должно касаться то, что происходит здесь и
сейчас», анализ выбора, возвращение назад ит.д.)
3.
Придание
личностного
смысла
учения
через
проектную
и
исследовательскую
деятельность, привлекать учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, создавать
ситуацию успеха.