Напоминание

Мониторинг сформированности личностных УУД


Автор: Иванова Клара Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ"Намская СОШ1"
Населённый пункт: Село Намцы Намский район РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг сформированности личностных УУД
Раздел: среднее образование





Назад





Мониторинг сформированности личностных УУД в условиях реализации ФГОС.
Педагог-психолог МБОУ «Намская СОШ №1 им. И.С. Гаврильева» Намского района РС(Я) Иванова Клара Николаевна. С цельюполучения информации о состоянии и динамике уровня сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся основного общего образования педагогом-психологом школы ведется мониторинг. Психологический инструментарий мониторинга - методика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (Модификация А.Д. Андреевой). Цель психологического исследования: изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и свойств личности. Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация. Данная методика показана на возраст от 9-14 лет. Отслеживание сформированности личностных УУД проходило в течение трех лет. П е р и о д ы п р о в е д е н и я психологической диагностики Классы/возраст учащихся Количество учащихся 2013 год октябрь месяц 6 «в» класс/12 лет 12 2014 год октябрь месяц 7 «в» класс/13 лет 18 2015 год октябрь месяц 8 «в» класс/14 лет 16
Мониторинг сформированности личностных УУД (уровень познавательной

активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и свойств личности)

за 3 года в %.
Класс/срок и проведения 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательно эмоционально е отношение к учению Резко отрицательно е отношение к учению 6в/октябрь 2013 года - 11,1% 55,5% 22,2% 11,1% 7в/ октябрь 2014 года 5,5% 5,5% 44,4% 33,3% 11,1% 8в/октябрь 2015 года 6,25% 31,25% 43,75% 12,5% 6,25%

Динамика сформированности личностных УУД за 3 года

Отслеживание тревожности как актуального состояния и свойства личности
Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 6 класс 2013 год 11% 66% 22% 7 класс 2014 год 11% 66% 22% 8 класс 2015 год 6,25% 50% 43,75%
Полученные результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы:
1. Динамика сформированности УУД показывает снижение познавательной активности учащихся в 7 классе. Так, сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению испытывают 33% учащихся в 7 классе и 22% учащихся в 6 классе. Снижение познавательной активности в этот период явление закономерное, так как в 7 классе дети находились в предкритической фазе и фазе кризиса подросткового возраста. В этот период наблюдается повышенный уровень тревожности. В подростковом возрасте ведущей деятельностью психического развития является общение. 2. В 8 классе наблюдается повышение познавательной активности. Выявлено 31,25% учащихся с продуктивной мотивацией, с позитивным отношением к учению в 8 классе и соответственно 5,5% учащихся в 7 классе. А вот количество детей со сниженной мотивацией, с переживанием «школьной скуки» в 8 классе уменьшилось до 12,5% (33,3% в 7 классе). Также наблюдается уменьшение количества учащихся с резко отрицательным отношением к учению в 8 классе (от 11,1% до 6,25%). В 8 классе ученики, в основном, находятся на посткритической фазе подросткового возраста. В этот период повышается потребность в самопознании, в самоактуализации, происходит начало осознания личностного смысла учения.
3.
Показатели по другим уровням учения и эмоционального отношения остались на прежнем уровне.
По итогам мониторинга учителям-предметникам рекомендовано:
1. Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе.
2. Формирование рефлексивного отношения школьника к учению. Придерживаться принципа субъектности ученика («меня должно касаться то, что происходит здесь и сейчас», анализ выбора, возвращение назад ит.д.) 3. Придание личностного смысла учения через проектную и исследовательскую деятельность, привлекать учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, создавать ситуацию успеха.


В раздел образования