"Развитие речи детей средствами художественной литературы"
Автор: Зотова Любовь Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 5 Населённый пункт: Реутов Наименование материала: консультация Тема: "Развитие речи детей средствами художественной литературы" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ № 5 комбинированного вида "Аленький цветочек"
Консультация для воспитателей.
«Развитие речи детей средствами художественной литературы»
Подготовила:
Воспитатель
Зотова Л.В.
Реутов
2017г.
1
Консультация для воспитателей.
«Развитие речи детей средствами художественной литературы»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного
и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает
его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль
художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное
обучение в школе.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы
ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно
произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у
дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила
общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях
дети отказываются использовать общепринятые речевые формы.
Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения,
чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь
дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету
детей посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период
закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается
эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной
коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к
собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом,
можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому эта тема достаточно
актуальна на данный момент.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество
соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В
таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с
этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров
2
воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И
здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным
образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной
литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:
во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной
литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой
используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;
во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного
чтения;
в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им
радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью
русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши
и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы,
мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает
мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
3