"Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики".
Автор: Маркина Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №221 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: статья Тема: "Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики". Раздел: дошкольное образование
народной педагогики».
Работу подготовила
воспитатель ЦРР МБДОУ д/с 221
Маркина Лариса Николаевна
г. Ульяновск, 2017
Одним из не достаточно изученных – вопросов педагогики является
народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества
имело большое значение.
В XX веке отечественные ученые педагоги стали основательно изучать
народную
педагогику.
Исследования
Константинова,
Мединского,
Струнинского,
Шабаевой
и
других.
В
исследованиях
этих
авторов
рассматривается
роль
народной
педагогики
в
развитии
человеческой
культуры.
В
последнее
время
народная
педагогика
является
предметом
подлинного научного исследования.
В
настоящие
время
этно-педагогические
проблемы
привлекают
внимание все больший круг исследователей: этими проблемами занимаются
профессора: Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.
Важнейшими
воспитательными
средствами
служат
разные
формы
устного народного творчества.
Народная
педагогика
использует
в
качестве
основных
средств
воспитания все компоненты народной культуры.
Ведущим компонентом народной культуры является – Фольклор .
Фольклор,
имеет
ярко
выраженную
эстетическую
направленность.
Многое
в
нем
создавалось,
специально
для
детей
и
было
продиктовано
великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут
в
народном
быту
колыбельные
песни,
детские
“пестушки”,
“потешки”.
Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку
рябу, козу-дерезу, репка.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки,
скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами,
вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное
восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и
что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую
область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный
педагог К. Д.Ушинский .
В
6 0 - х
г. XIX
в.
в
журнале
“Учитель”
появились
публикации
произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и
психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных
произведений
для
детей.
Первый
сборник
детских
произведений
–
П.
Бессонова “Детские песни” – был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать
игр
с
песнями
и
23
считалки.
Затем
вышли
в
свет
сборники
детского
фольклора
Е.А.
Покровского
и
П.В.
Шейна,
составившие
фундамент
последних теоретических работ.
В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена
комиссия по детскому фольклору, быту и языку.
В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам
термин, предложенный Г.С. Виноградовым.
В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.
В
современной
науке
о
детском
фольклоре
обозначились
два
проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности
ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском
коллективе.
Детский
фольклор
–
это
произведения
самих
детей,
усвоенные
традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в
детский
репертуар;
произведения,
созданные
взрослыми
специально
для
детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно
основаны на учете физических и психических особенностей детей разных
возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский
фольклор
сохранил
следы
мировоззрения
разных
эпох
и
выразил тенденции нашего времени.
Художественная
форма
детского
фольклора
специфична:
для
него
характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к
игре.
Игра – элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения
детского
фольклора
исполняют
взрослые
для
детей
(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми
для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка
к
бодрствованию
и
физическим
действиям
(определенным
движением),
вызывают
интерес
к
слову.
Фольклор,
исполняемыми
самими
детьми,
отражает
их
собственную
творческую
активность
в
слове,
организует
игровые
действия
детского
коллектива.
В
него
входят
произведения
взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели
вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный,
размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в
древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию,
обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер
его иной – бодрый, веселый.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота…
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.[16]
Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши,
известные
также
в
развлекательном
фольклоре
взрослых.
Их
установка
создать
комические
ситуации
путем
нарочитого
смешения,
реальных
предметов
и
свойств.
Если
это
вызывает
у
ребенка
смех,
значить,
он
правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц
ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес… и т.д. [3]
Пестушки
связаны
с
поглаживанием
ребенка,
с
его
первыми
движениями;
поскакушки
–
с
подскакиванием
на
коленях
у
взрослого;
потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза
рогатая…”). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки
–
это
песенки
или
стишки,
увлекающие
ребенка
своим
содержанием.
Содержание
прибауток
яркое
и
динимическое.
Прибаутки
содержат
первые
назидания:
упрямый
козел
съеден
волками,
кисонька
-
мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о
людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто
по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь,
быки выпивают воду и т.д.
Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две
команды,
устанавливают
порядок
в
игре.
Это
лаконичные
произведения,
иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от
каждой
группы)
и
вопрос,
в
котором
предлагается
выбор.
Создавая
жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц,
поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное
яблочко или золотое блюдечко?).
Считалки
применяются
для
распределения
ролей
в
игре,
при
этом
решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично,
монотонно,
последовательно
прикасаясь
рукой
каждому
участнику
игры.
Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в
древность.
Исследователи
обнаруживают
связь
детских
считалок
со
старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с
архаичной верой
число и с условной речью, возникшей на основании
табупрования чисел.
Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских
словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами
взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички
–
это
песенки,
обращенные
к
природе
(солнцу,
дождю,
радуге)
и
выражающие
призыв
или
просьбу.
Дети
обращались
к
силам
природы
как
к
мифологическим
существам,
старались
их
умилостивить,
обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички
выкрикивались
хором,
нараспев.
В
отличии
от
них,
приговорки
произносились
индивидуально
и
негромко.
Они
содержали
просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба
состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на
новый…
(В.П. Аникина Вып-1, М-1991 г.)
Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы
избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;
Излюбленной
словесной
игрой
детей
старшего
возраста
были
и
остаются
скороговорки
–
быстрое
повторение
труднопроизносимых
слов.Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно
развивают
органы
артикуляции.
Молчанка
–
это
стихотворный
уговор
молчать.
Но
часто
содержание
ее
настолько
комическое,
что
уговор
выдержать
дети
долго
не
могут,
и
вскоре
кто-то
из
них
обязательно,
к
немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и
детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это
один
из
древнейших
жанров
русского
фольклора,
входящий
в
земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую
силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу,
животных,
растения.
Постепенно
загадки
теряли
магическое
значение
и
становились
одним
из
средств
воспитания,
развития
наблюдательности,
мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку
увидеть
мир
в
его
многообразных
связях
и
ассоциациях,
почувствовать
красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
По
определению
Аристотеля,
загадка
–
хорошо
сформулированная
метафора. В русском фольклора самый распространенный тип загадок –
метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим.
Очень
часто,
если
предмет
загадывания
бытовой,
обыденный,
загадка
поэтизирует его – комар, например, превращается в царя птиц:
Летела птица орел,
Села на престол…
Детей
привлекает
красочность
образов,
юмор
загадок.
Отгадка
без
сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки,
которой
посвящены
десятки
исследований,
детская
не
стала
предметом
изучения.
Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые
загадки
о
новых
предметах
быта,
технике
и
другие.
Чтобы
правильно
отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о
которых идет речь.
Пословицы
и
поговорки
заключают
в
себе
богатство
смысла.
Пословицы
похожи,
и
не
похожи
на
афоризмы
мудрые
высказывания
знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается
от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный
смысл,
более
значительный
по
сравнению
с
тем,
который
в
них
прямо
выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным
суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек,
яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.
И
теоретики
–
педагоги,
и
воспитатели
–
практики
неоднократно
подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе,
труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в
человеческих отношениях.