"Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье"
Автор: Уколова Антонина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1504 Дошкольное отделение Молостовых 1-5 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье" Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Гимназия 1504
Дошкольное отделение Молостовых 1-5
Подготовила и провела воспитатель
дошкольного отделения
Молостовых 1-5
Уколова А.А.
МОСКВА 2017
Цель консультации:
Помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы
работы по экологическому воспитанию детей.
Помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Задуматься о природе.
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин
немеркнущий свет –
Это – книга…
Т.Л. Щепкина-Куперник
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к
природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие,
культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют
на развитие и состояние всей цивилизации.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира
ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала. Особого рода ценностью в этом деле
является чтение, так, как общаясь с книгой, человек не только познаёт прошлое, настоящее и
будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т.е. формируется
нравственная и культурная основа его личности.
Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать
ребёнку. Наша с Вами задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и
сделать их грамотными читателями.
Как вы думаете, зачем надо читать?
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое
восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается
словарный запас. На самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка,
так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит
его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство,
обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся
основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развить в нём
любовь и интерес к чтению.
Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с
воспитанием этого чувства у взрослых.
«Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух,
как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к
Природе» (В.А. Алексеев).
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить
и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном
возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре
и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое
приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка – это когда ему читают вслух
интересные книги. Ещё великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение». А начало
этому закладывается в семье. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они
оставляют глубокий след в жизни человека.
Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые
помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей
вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для
обогащения знаний и опыта ребёнка. Окружающая природа – источник развития не только
ума, но нравственных чувств ребёнка.
С ранних лет ребёнок приобщается к природе, постигает её тайны и секреты, учится
общаться с растениями и животными, учится определённым образом вести себя в природе.
Часто маленький ребёнок действует с позиции силы. Он сильнее червей, бабочек, муравьёв
и т.д., он может их ловить, топтать. В результате у ребёнка формируется представление о
самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь.
Как Вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (высказывание
родителей)
Да, пока ребёнок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется
и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни.
Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к
природе, но и к людям. А это мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом.
Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»:
«Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая
их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его
БОЯТСЯ, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.
Давайте вместе с Вами подумаем, если ребёнок маленький – 2-3 годика, то делает он это от
незнания, как поступить. Но если так действует старший дошкольник, то это уже хуже. Что
можно предложить ребёнку в данной ситуации?
1.
Предложить понаблюдать за птицами, что они делают, чем занимаются.
2.
Показать ребёнку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им
мешать. Понаблюдать за ними, как они общаются, чем питаются. Учить детей не
мешать живым существам, а оберегать их.
И тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребёнок задумается – а надо ли им мешать.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и
комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет
малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникало желание любоваться всем живым и
беречь его – всё это красиво, прекрасно.
Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе. Учить замечать красивое вокруг
себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую,
долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с
художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и
старшие дети, бабушки и дедушки.
Читаете ли Вы в настоящее время художественную литературу?
(высказывание родителей)
Прививая интерес к чтению, родители должны помнить, что они сами главный пример для
ребёнка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят своих родителей с
книгой в руках, так как они предпочитают книге телевизор или компьютер.
Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести
вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о
поведении птиц ребёнок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова и т.д.
Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи»,
«Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей КраснаяТочка», «Подземный
путешественник», «На зелёной иголке». Познакомившись с книгой В. Льва «Для чего деревьям
листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в
многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне»…
Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное
слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и
усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими
чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к
Родине.
Однако следует помнить, что всё-таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей
своей простоте и сложности является главным наставником ребёнка в его воспитании.
Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить правильно на их
вопросы. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о
природе, будет подборка и литературы для взрослых. Но при этом не забывайте о том, что нет
необходимости сразу отвечать на все вопросы ребёнка.
Есть такие ситуации, где мы должны ребёнку предложить самостоятельно понаблюдать и
сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. И наконец, ни какие книги, ни какие разговоры
не помогут, если мы сами будем негативно относиться к животным и растениям, не будем
учить детей любоваться её красотами, если не будем практической деятельностью в природе
оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям
удовольствие. И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать
праздники, например Праздник чудес в семье. Не просто заставлять детей выполнять какое-то
не интересное поручение, а играть с ним, ведь игра – основной вид деятельности
дошкольника. «Упражнять для добрых волшебников» - такие поручения дети выполняют
намного охотнее и более тщательно.
В заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании наших детей. Если у вас в
дальнейшем возникнут какие-то вопросы и будет нужна помощь, то, пожалуйста, обращайтесь.
Постараемся Вам помочь. У нас есть литература для взрослых, которая может оказать вам
помощь и в уходе за комнатными растениями, за птицами, рыбами. Вы можете взять её на
время домой и почитать.
( К консультации для родителей на тему: «Использование художественной
литературы в экологическом воспитании дошкольников»)
- Предлагать ребёнкутолько качественную литературу для чтения.
- Завести ритуал вечернего чтения, выбрав книгу соответствующую возрасту
ребёнка.
- Читать понемногу, но каждый день.
- Предлагать ребёнку рисовать иллюстрации к прочитанному, «писать» к ним
тексты.
- Учить ребёнка пользоваться цитатами из прочитанного текста.
- Разыгрывать с ребёнком сценки из прочитанной книги, обсуждать содержание
сюжета.
- Не увлекаться методикой раннего обучения чтению, особенно если у него есть
какие-либо невропатологические проблемы (ребёнок поздно заговорил – после 2,5
– 4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не
употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам).
- Если ребёнок не любит читать, а потому что у него это плохо получается, то
обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда.