Напоминание

"Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье"


Автор: Уколова Антонина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1504 Дошкольное отделение Молостовых 1-5
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Гимназия 1504 Дошкольное отделение Молостовых 1-5 Подготовила и провела воспитатель дошкольного отделения Молостовых 1-5 Уколова А.А. МОСКВА 2017
Цель консультации:

Помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Задуматься о природе. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т.Л. Щепкина-Куперник Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так, как общаясь с книгой, человек не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т.е. формируется нравственная и культурная основа его личности. Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с Вами задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Как вы думаете, зачем надо читать?
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. На самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развить в нём любовь и интерес к чтению. Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. «Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А. Алексеев). Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое
приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка – это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека. Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Окружающая природа – источник развития не только ума, но нравственных чувств ребёнка. С ранних лет ребёнок приобщается к природе, постигает её тайны и секреты, учится общаться с растениями и животными, учится определённым образом вести себя в природе. Часто маленький ребёнок действует с позиции силы. Он сильнее червей, бабочек, муравьёв и т.д., он может их ловить, топтать. В результате у ребёнка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь.
Как Вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации?
(высказывание родителей)

Да, пока ребёнок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. А это мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом. Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»: «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его БОЯТСЯ, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла. Давайте вместе с Вами подумаем, если ребёнок маленький – 2-3 годика, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так действует старший дошкольник, то это уже хуже. Что можно предложить ребёнку в данной ситуации? 1. Предложить понаблюдать за птицами, что они делают, чем занимаются. 2. Показать ребёнку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать. Понаблюдать за ними, как они общаются, чем питаются. Учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребёнок задумается – а надо ли им мешать. Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникало желание любоваться всем живым и беречь его – всё это красиво, прекрасно. Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе. Учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой. Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Читаете ли Вы в настоящее время художественную литературу?


(высказывание родителей)
Прививая интерес к чтению, родители должны помнить, что они сами главный пример для ребёнка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят своих родителей с книгой в руках, так как они предпочитают книге телевизор или компьютер. Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д. При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребёнок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова и т.д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей КраснаяТочка», «Подземный путешественник», «На зелёной иголке». Познакомившись с книгой В. Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне»… Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Однако следует помнить, что всё-таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей своей простоте и сложности является главным наставником ребёнка в его воспитании. Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить правильно на их вопросы. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о природе, будет подборка и литературы для взрослых. Но при этом не забывайте о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребёнка. Есть такие ситуации, где мы должны ребёнку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. И наконец, ни какие книги, ни какие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относиться к животным и растениям, не будем учить детей любоваться её красотами, если не будем практической деятельностью в природе оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие. И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать праздники, например Праздник чудес в семье. Не просто заставлять детей выполнять какое-то не интересное поручение, а играть с ним, ведь игра – основной вид деятельности дошкольника. «Упражнять для добрых волшебников» - такие поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно. В заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании наших детей. Если у вас в дальнейшем возникнут какие-то вопросы и будет нужна помощь, то, пожалуйста, обращайтесь. Постараемся Вам помочь. У нас есть литература для взрослых, которая может оказать вам помощь и в уходе за комнатными растениями, за птицами, рыбами. Вы можете взять её на время домой и почитать.

( К консультации для родителей на тему: «Использование художественной

литературы в экологическом воспитании дошкольников»)

-
Предлагать ребёнкутолько качественную литературу для чтения.
-
Завести ритуал вечернего чтения, выбрав книгу соответствующую возрасту ребёнка.
-
Читать понемногу, но каждый день.
-
Предлагать ребёнку рисовать иллюстрации к прочитанному, «писать» к ним тексты.

-
Учить ребёнка пользоваться цитатами из прочитанного текста.
-
Разыгрывать с ребёнком сценки из прочитанной книги, обсуждать содержание сюжета.
-
Не увлекаться методикой раннего обучения чтению, особенно если у него есть какие-либо невропатологические проблемы (ребёнок поздно заговорил – после 2,5 – 4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам).
-
Если ребёнок не любит читать, а потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда.


В раздел образования