"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой своей малой родины"
Автор: Максимова Валентина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43"Родничок" города Новочебоксарска Чувашской Республики Населённый пункт: город Новочебоксарск,Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой своей малой родины" Раздел: дошкольное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
Аннотация . В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрыва-
ются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины.
Ключевые слова : патриотическое воспитание, малая Родина, история, культура.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является
нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является важнейшим нрав-
ственным чувством. В словаре С.И. Ожегова он определяется как преданность, любовь к
своему отечеству, своему народу. Сущность патриотизма заключается в глубокой и осо -
знанной любви к Родине, преданности ей, чувстве гордости за ее достижения, в активном
стремлении сделать ее краше в сочетании с любовью к родным, близким и окружающим
людям, природе, родной культуре, человеку-труженику. Это сложное комплексное чувство.
В полной мере оно не может сформироваться в дошкольном возрасте. Поэтому уместно го-
ворить о воспитании любви к Родине, как о системообразующем компоненте нравственно-
го качества. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания детей до-
школьного возраста не вызывает сомнений. В этом аспекте необходимо отметить 59 труды
И.В. Кожанова, которые посвящены проблемам формирования гражданской идентичности
личности в процессе этнокультурной социализации [3]. Как подчеркивают Н.И. Бондарь,
Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. воспитание подрастающего поколения всегда носит историче-
ский характер. Его содержание определяется сквозь призму разных экономических факто-
ров, запросов общества, уровня развития науки, типичных и индивидуальных возрастных
особенностей детей и т.д. дошкольников. Поэтому, каждая эпоха по-своему ставит и реша-
ет задачи патриотического воспитания. Единственно верный путь его осуществления – це -
ленаправленное воспитание у детей интереса и любви к своей малой родине с дошкольно-
го возраста. Итак, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педа-
гог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и
особенностями детей на основе следующих принципов: «позитивный центризм» (отбор
наиболее актуальных для этого возраста знаний); непрерывность и преемственность педа-
гогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный
учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочета -
ние разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоцио-
нальных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обуче-
ния, основанный на детской активности.
Чувашия – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств по-
средством традиций и культуры, многовекового опыта трудолюбивого и творческого наро-
да. Обращение к духовным и культурным традициям чувашского народа, использование
их в процессе образования оказывает существенное влияние на формирование личности,
позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре.
Разработанная нами программа «Культура родного края» направлена на приобще-
ние детей старшего дошкольного возраста к многовековому опыту чувашского народа, его
нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. Нам
представляется важным через зарождение у детей познавательного интереса к истории и
культуре «малой» Родины, воспитания эстетического мировосприятия окружающего и раз-
витие речевых, трудовых, изобразительных умений и навыков формировать фундамент ак-
тивной гражданской позиции. Наряду с федеральными программами и пособиями в об-
разовательном процессе мы используем и материалы непосредственно близкие теме наше -
го направления работы [1; 2]. Разработанное нами содержание программы мы сгруппиро-
вали по разным блокам, определив их следующую последовательность: моя семья; мой го -
род; известные люди моего города, республики; традиции моего народа; сказки и песни
моего народа, Чуваши и Россия. В целом, информационное составляющее программы под-
водило детей к 60 осознанию понятий «родословная»; летопись города Новочебоксарска
его герб и флаг; традиции чуваш и т.д. Основными формами и методами работы стали: по-
сещение музеев и библиотек, а также ГУК «Чувашский государственный театр кукол»;
совместное с родителями составление родословной, фотоальбомов, газет с историей дома,
в котором живет ребенок, макета улицы; экскурсии; моделирование; «репортажи» (фото,
видео) с работы родителей; семейные викторины; конкурсы рисунков совместного творче-
ства детей и их родителей; создание в групповом помещении универсальных центров:
сказки Чувашии, этнографический мини-музей, театрально-игровой центр и др. Особый
интерес дошкольников вызывали произведения чувашского фольклора: сказки, пословицы,
поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки и игровые речитативы, песни и
танцы. В них запечатлены особенности характера народа, присущие ему нравственные
ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. В за -
висимости от жанра, содержания фольклорные произведения использовались нами по-раз-
ному: в процессе непосредственно-образовательной деятельности – загадки, сказки, леген -
ды, на утренней гимнастике, при умывании – потешки, в подвижных играх – считалки, же -
ребьевки и т.д. Мы активно участвовали в мероприятиях детского сада и города, начиная с
традиционных календарно-обрядовых. Так, в нашем дошкольном образовательном учре-
ждении отмечается «Сурхури», «Çăварни», «Мăнкун». В начале лета в городе проводится
праздник «Акатуй» – весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Разучивая
народные песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их
эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам обще-
ственной жизни, культуре, языку своего народа, узнают много нового о своей Родине. Осо-
бое внимание нами уделялось созданию соответствующей атмосферы в группе. Известно,
что окружающие предметы оказывают большое влияние не только на формирование любо-
знательности ребёнка, но и воспитание его душевных качеств, становления чувства пре -
красного. Поэтому в группе были оборудованы национальные уголки. Они давали детям
возможность в любое время течение дня удовлетворить интерес, например, символикой
города Новочебоксарск Чувашской Республики и России или поближе познакомиться
предметами домашней утвари. Здесь были организованы выставки художественных ве-
щей, созданных мастерами нашего города «Путешествие в мир вещей», «Галерея работ
умельцев нашего города». В распоряжении детей находились тематические альбомы, набо -
ры открыток: «Новочебоксарск и другие города Чувашии», «Волга», «Природа нашего
края». Весом вклад в формировании чувства патриотизма у старших дошкольников и ис -
пользование ИКТ. Мы обращались к созданным нами в ходе проекта мультимедийным
презентациям: «Экскурсия по родному городу», «Люблю тебя, мой край родной!». Собран-
ный здесь материал раскрывал детям историю создания города, рассказывал о его досто-
примечательностях, знаменитых людях, памятниках, предприятиях и организациях, о на-
родно-прикладном искусстве горожан, о том, как они празднуют и отдыхают. Мы убежде-
ны, что только такая целенаправленная систематическая работа обеспечивает успешное
решение задач нравственно-патриотического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Т. В., Михайлова С.Г., Н.В. Иванова. Ачасене шкулччен вĕрентмелли
тĕслĕх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемлĕ литературăпа паллаштарасси. Вырăс
(тăванмар) чĕлхене вĕрентесси.– Шупашкар: Чăваш кĕнеке издательстви: 2015. - 95 с.
2. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных
чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные
функции образования: развитие инновационных моделей : сб.науч.ст. / под ред Т.Н. Семе-
новой. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2015. – С. 35 – 37.
3. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе эт -
нокультурной социализации в системе непрерывного образования / И.В. Кожанов // Интер-
нет-журнал Науковедение. – 2015. –Т. 7. – № 5 (30). – С. 200.