Проект "Путешествие за вкусным, полезным башкирским мёдом"
Автор: Васильева Тамара Витальевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №4 "Колосок" Населённый пункт: город Давлеканово Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Путешествие за вкусным, полезным башкирским мёдом" Раздел: дошкольное образование
Проект «Путешествие за вкусным, полезным башкирским мёдом»
Автор: Васильева Тамара Витальевна – воспитатель высшей категории.
Участники : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог,
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Вид проекта : исследовательски-творческий
Срок реализации : май-август
Проблема : Тему проекта подсказала сама жизнь. В ходе беседы о полезных свойствах мёда для профилактики
простудных заболеваний кто-то из детей заметил, что мёд иногда бывает и вреден. Кто же из детей прав? В
совместном обсуждении выяснили, что мы знаем о мёде и что хотели бы узнать. Таким образом, в группе были
созданы условия для погружения в данную тему. Что наиболее эффективно в процессе проектирования.
Цель: Формировать познавательную активность старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами и
явлениями живой природы. Расширять знания детей о пчёлах, мёде и его пользе для человека; обогащать
предметно-развивающую среду.
Задачи:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и
сверстниками;
развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,
знакомство с трудом пчеловода (пасечника); прививать трудолюбие;
формировать основы безопасного поведения в природе с жалящими насекомыми.
ОО «Речевое развитие»
обогащать активный словарь, повышать речевую активность детей, активизировать словарь словами: пчёлы,
мёд, пасека, пасечник, бортничество,
рамки, соты, улей, нектар, воск, прополис, медогонка, пыльца, личинка,
дымарь, рой, ячейка, соты, трутень, матка;
золотистый, янтарный, душистый, ароматный, прозрачный, липовый, гречишный, цветочный, целебный, лечебный.
знакомить с детской литературой о пчёлах.
ОО «Познавательное развитие»
активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к истории и культуре башкирского
народа; воспитывать любовь к родному краю, к башкирским традициям;
уточнить представления о пчелах, их значении в природе; формировать представления о том, что пчелы –
полезные насекомые;
закреплять знания о пользе мёда и использование продуктов пчеловодства;
развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций;
развивать желание экспериментировать.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; побуждать детей к
проявлению творчества
развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей ;
формировать основы эстетического вкуса дошкольников посредством живописи.
ОО «Физическое развитие»
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной сфере;
познакомить детей с полезными свойствами мёда.
Актуальность
проблемы:
Важными
интегративными
качествами
ребёнка
детского
сада
являются
любознательность
и
познавательная
активность.
Дети,
которые
интересуются
всем
новым,
неизвестным
в
окружающем
мире,
задают
много
вопросов,
проявляют
настойчивость
в
решении
познавательной
задачи,
самостоятельно экспериментируют и исследуют предметы и материалы .Такие дети несомненно будут успешными
в школе. Богатый потенциал для формирования познавательной активности дошкольников заложен в окружающей
природе. Наблюдения за живыми объектами, беседы на экологические темы, экспериментальная деятельность,
участие в социально значимых экологических акциях предполагают субъектные проявления детей в процессе
познания.
Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Исследователями установлено, что в Башкирии им
занимались еще в XI веке. Промыслу способствовала сама природа. Окружавшие населенные пункты леса, поймы
рек, покрытые сплошным ковром дикорастущих цветов и трав, представляли собой отличную базу для медосбора.
Продуктом
жизнедеятельности
пчел
является
мед
-
ценнейший
продукт,
который
дарит
нам
её
Величество
Природа. Пчелиный мед следует рассматривать не только как высококалорийный продукт питания, но и как
диетический и лечебный продукт.
Употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую
важную
роль
он
играет
в
жизни
и
сохранении
здоровья
человека.
Мёд
является
ценнейшим
продуктом,
используемым как для профилактики, так и для лечения широкого спектра заболеваний. Поэтому мы решили
узнать интересные факты из жизни пчёл.
План реализации проекта
Дата проведения
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа: «Зачем нужны пчёлы?», « Откуда берётся мёд?», «Зачем нужен
мёд?». «Правила поведения на пасеке»
Цель: познакомить с элементарными правилами безопасного поведения
на пасеке.
Знакомство
с
профессией
–
пчеловод (рассказ
воспитателя
о
пчеловодстве)
Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными
действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство
признательности и уважения к чужому труду.
Ситуации общения: «Некоторых насекомых называют жалящими
насекомыми». Почему? Правила поведения с жалящими насекомыми.
Цель: научить правилам поведения, если рядом летают жалящие
насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни).
Игры-импровизации: «Мы - пчёлы»; «Полет пчелиного роя»; «Медведь
и пчёлы».
Цель: развивать творчество, активность детей.
Игры-превращения. « Угадай, кто я!»
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки.
Дидактическая игра: «Жалящие насекомые».
Цель: закрепить жалящих насекомых.
« Игра в хлопки »- если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в
ладоши: (муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель,
шершень).
Дидактическая игра « Кто, что умеет делать»
Цель:
учить
детей
соотносить
орудия
труда
с
профессией
пчеловод;
называть соответствующую профессию, предметы и их назначение.
Сюжетно-ролевые игры: «Пасека»; игровой сюжет «Идём на пасеку»;
«Пчелиная семья».
Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с
действиями
партнёров,
соблюдать
в
игре
ролевые
взаимодействия
и
взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде.
НОД (интегрированное) «Пчёлы»
Познавательное
развитие
Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок по теме.
Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое».
Цель беседы: уточнять знание детей об этом насекомом, познакомить с
интересными фактами из жизни пчел; развивать фразовую речь;
активизировать словарь по теме.
Вечер загадок «Чудесный сундучок».
Цель: развиваем логическое мышление – умение отгадывать загадки.
Дидактическая игра: «Расставь ульи»
Цель: развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Цель: развивать внимание, мышление, логику.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель: развиваем логическое мышление, делать обобщения.
Дидактическая игра: «Что лишнее?».
Цель:
развивать
логическое
мышление
-
анализировать
и
находить
лишний предмет среди группы однородных предметов.
Дидактическая игра: «Собери из частей»
Цель:
формировать представление о насекомых; упражнять складывать
целое
изображение
из
нескольких
частей;
развитие
сенсорного
восприятия, мелкой моторики рук.
Опытно-исследовательская деятельность:
Опыт знакомство со свойствами мёда.
Цель: провести исследование с детьми по изучению свойств, пчелиного
мёда и определение его на качество.
Опыт«Как пчёлы переносят пыльцу?»
Цель: выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Маленький эколог.
Беседы по темам :
«Роль пчелы в природе».
Цель:
сформировать
представление
о
насекомых,
уточнить
представления
о
пчёлах
как
неотъемлемой
части
природы;
показать
взаимосвязь насекомых и растений, их роль в жизни человека;
«Сбережём пчелу – сохраним планету»
Цель: воспитывать бережное и экологически правильное отношение к
пчёлам, сохранять природные ресурсы.
НОД Познание «Башкирский мёд»
НОД (интегрированное) «В гостях у пчелы-медоноса»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
«Медведь и пчелы»-башкирская народная сказка,
«Два мужика», «Кто, где живет», «Теремок» - русские народные сказки,
«Цветущие травы». М. Пришвин,
«Утренний хор». В. Бианки,
«Красная книга Башкортостана»,
«Все обо всем», «Насекомые». Энциклопедия,
«Находка», «Зеленый друг», «Летом». Н. Павлова,
«Башкиры». Ф. Кузбеков,
«Приключения Незнайки и его друзей». Н. Носов,
«Шурале». Г. Тукай,
«Заповедные места Башкортостана». С. Бадретдинов,
«Пчела и муха». К. Паустовский,
«Сказка о весёлой пчёлке». Наталья Абрамцева.
Заучивание стихов, загадок о пчёлах.
Цель: познакомить детей с новыми произведениями, учить понимать
содержание, сопереживать героям. Формировать умение у детей
участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую
речь; развивать внимание, мышление, чувство юмора; закреплять знания
о пчёлах.
Инсценировки сказок «Домик пчёлки», «Пчёлки добрые подружки»
Физическое
развитие
Пальчиковые игры : «Пчёлки», «Трудолюбивая пчела», «Улей», «Улитка,
божъя коровка и пчела».
Цель: развитие мелкой моторики; развитие речи, творческой
деятельности.
Беседа: «Мед – источник здоровья и красоты»
Цель: познакомить детей с полезными свойствами мёда.
Подвижная игра «Медведь и пчёлы».
Цель игры: продолжать развивать умение бегать в разных направлениях,
ловкость.
Подвижная игра «Пчёлы».
Цель игры: продолжать тренировать умение совершать прыжки в высоту
с места, развивать ловкость.
НОД (интегрированное) «Роль пчелы в жизни человека»
Художественно-
живописи .
Рассматривание
репродукций
Шильдер
Андрей
Николаевич «Пчельник», Крамской Иван Николаевич "Пасечник",
Цель:
формирования
основ
эстетического
вкуса
дошкольников
посредством живописи.
Музыка
Хороводы, пение фольклорных песен.
Разучивание танцев «Танец колокольчиков», «Танец пчёлок».
Заучивание « Частушек о пчелах»
Познавательный досуг «Пчёлка»
Развлечение «День пчелы»
Общение с
родителями
Бабушкины рецепты «Вкусно и полезно « (продукты пчеловодства в
медицине и кулинарии),
Консультация «Ребёнка укусила пчела: что делать?»
Участие родителей в оформлении мини-музея «Пасека».
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются представления о пчелах, их значении в природе, о том, что пчелы – полезные насекомые;
- дети смогут отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
- у детей разовьётся поисковая деятельность, активизируется мышление и речь в ходе решения проблемных
ситуаций;
- дети научатся бережно относится к природе родного края;
- улучшится работа по взаимодействию с родителями.
Стратегия реализации проекта
Проект предполагает этапы работы:
Подготовительный – срок: май
Разработки проекта.
1. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
2. Подбор музыкального и литературного материала, народного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц,
поговорок и т. п.)
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
4. Составление тематического планирования мероприятий.
5. Подготовка наглядной информации для родителей.
Цель: разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать
информационные
источники,
подобрать
необходимые
дидактические
и
методические
пособия,
пополнить
экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.
Основной – срок: июнь-июль
Цель: систематизировать знания детей о пчёлах, жизни пчелиной семьи, о пользе мёда, чем полезен мед, где
используют продукты пчеловодства; познакомиться с трудом пчеловода (пасечника); познакомить детей с народным
фольклором по данной теме. Организовать детей для участия в музыкальном празднике «День пчелы».
привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Пчёлка»; в совместном творчестве родителей и детей в создание
альбома «В гостях у пчёлок».
Заключительный – срок: август
Цель: определение результата практической деятельности детей и родителей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТСКИЙ САД №4 «КОЛОСОК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОЕКТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВКУСНЫМ, ПОЛЕЗНЫМ БАШКИРСКИМ МЕДОМ»
Автор проекта : Васильева Тамара Витальевна – воспитатель высшей категории
Вид проекта : исследовательски-творческий
Срок реализации : май-август