Напоминание

Проект "Путешествие за вкусным, полезным башкирским мёдом"


Автор: Васильева Тамара Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №4 "Колосок"
Населённый пункт: город Давлеканово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Путешествие за вкусным, полезным башкирским мёдом"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект «Путешествие за вкусным, полезным башкирским мёдом»

Автор:
Васильева Тамара Витальевна – воспитатель высшей категории.
Участники
: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Вид проекта
: исследовательски-творческий
Срок реализации
: май-август
Проблема
: Тему проекта подсказала сама жизнь. В ходе беседы о полезных свойствах мёда для профилактики простудных заболеваний кто-то из детей заметил, что мёд иногда бывает и вреден. Кто же из детей прав? В совместном обсуждении выяснили, что мы знаем о мёде и что хотели бы узнать. Таким образом, в группе были созданы условия для погружения в данную тему. Что наиболее эффективно в процессе проектирования.
Цель:
Формировать познавательную активность старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы. Расширять знания детей о пчёлах, мёде и его пользе для человека; обогащать предметно-развивающую среду.

Задачи:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»
 развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;  развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;  формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,  знакомство с трудом пчеловода (пасечника); прививать трудолюбие;  формировать основы безопасного поведения в природе с жалящими насекомыми.
ОО «Речевое развитие»
 обогащать активный словарь, повышать речевую активность детей, активизировать словарь словами: пчёлы, мёд, пасека, пасечник, бортничество, рамки, соты, улей, нектар, воск, прополис, медогонка, пыльца, личинка, дымарь, рой, ячейка, соты, трутень, матка; золотистый, янтарный, душистый, ароматный, прозрачный, липовый, гречишный, цветочный, целебный, лечебный.  знакомить с детской литературой о пчёлах.
ОО «Познавательное развитие»
 активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к истории и культуре башкирского народа; воспитывать любовь к родному краю, к башкирским традициям;  уточнить представления о пчелах, их значении в природе; формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые;  закреплять знания о пользе мёда и использование продуктов пчеловодства;  развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций; развивать желание экспериментировать.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»
 закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; побуждать детей к проявлению творчества  развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;  реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей ;  формировать основы эстетического вкуса дошкольников посредством живописи.
ОО «Физическое развитие»
 овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;  познакомить детей с полезными свойствами мёда.

Актуальность

проблемы:
Важными интегративными качествами ребёнка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети, которые интересуются всем новым, неизвестным в окружающем мире, задают много вопросов, проявляют настойчивость в решении познавательной задачи, самостоятельно экспериментируют и исследуют предметы и материалы .Такие дети несомненно будут успешными в школе. Богатый потенциал для формирования познавательной активности дошкольников заложен в окружающей природе. Наблюдения за живыми объектами, беседы на экологические темы, экспериментальная деятельность, участие в социально значимых экологических акциях предполагают субъектные проявления детей в процессе познания. Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Исследователями установлено, что в Башкирии им занимались еще в XI веке. Промыслу способствовала сама природа. Окружавшие населенные пункты леса, поймы рек, покрытые сплошным ковром дикорастущих цветов и трав, представляли собой отличную базу для медосбора. Продуктом жизнедеятельности пчел является мед - ценнейший продукт, который дарит нам её Величество Природа. Пчелиный мед следует рассматривать не только как высококалорийный продукт питания, но и как диетический и лечебный продукт. Употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни и сохранении здоровья человека. Мёд является ценнейшим продуктом, используемым как для профилактики, так и для лечения широкого спектра заболеваний. Поэтому мы решили узнать интересные факты из жизни пчёл.

План реализации проекта

Дата проведения

Социально-

коммуникативное

развитие

Беседа:
«Зачем нужны пчёлы?»,
«
Откуда берётся мёд?», «Зачем нужен мёд?». «Правила поведения на пасеке» Цель: познакомить с элементарными правилами безопасного поведения на пасеке.
Знакомство

с

профессией



пчеловод (рассказ

воспитателя

о

пчеловодстве)
Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.
Ситуации общения:
«Некоторых насекомых называют жалящими насекомыми». Почему? Правила поведения с жалящими насекомыми. Цель: научить правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни).
Игры-импровизации:
«Мы - пчёлы»; «Полет пчелиного роя»; «Медведь и пчёлы». Цель: развивать творчество, активность детей.
Игры-превращения. «
Угадай, кто я!» Цель: развивать воображение, пантомимические навыки.
Дидактическая игра:
«Жалящие насекомые». Цель: закрепить жалящих насекомых.
« Игра в хлопки
»- если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в
ладоши: (муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень).
Дидактическая игра «
Кто, что умеет делать» Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией пчеловод; называть соответствующую профессию, предметы и их назначение.
Сюжетно-ролевые игры:
«Пасека»; игровой сюжет «Идём на пасеку»; «Пчелиная семья». Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде. НОД (интегрированное) «Пчёлы»
Познавательное

развитие

Рассматривание:
репродукций, иллюстраций, картинок по теме.
Рассказ-беседа
«Пчелка — трудолюбивое насекомое». Цель беседы: уточнять знание детей об этом насекомом, познакомить с интересными фактами из жизни пчел; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.
Вечер загадок
«Чудесный сундучок». Цель: развиваем логическое мышление – умение отгадывать загадки.
Дидактическая игра:
«Расставь ульи»
Цель: развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Дидактическая игра
«Четвёртый лишний». Цель: развивать внимание, мышление, логику.
Дидактическая игра
«Назови одним словом». Цель: развиваем логическое мышление, делать обобщения.
Дидактическая игра:
«Что лишнее?». Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.
Дидактическая игра:
«Собери из частей» Цель: формировать представление о насекомых; упражнять складывать целое изображение из нескольких частей; развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук.
Опытно-исследовательская деятельность:
Опыт знакомство со свойствами мёда. Цель: провести исследование с детьми по изучению свойств, пчелиного мёда и определение его на качество. Опыт«Как пчёлы переносят пыльцу?» Цель: выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Маленький эколог.

Беседы по темам
: «Роль пчелы в природе». Цель: сформировать представление о насекомых, уточнить представления о пчёлах как неотъемлемой части природы; показать взаимосвязь насекомых и растений, их роль в жизни человека; «Сбережём пчелу – сохраним планету»
Цель: воспитывать бережное и экологически правильное отношение к пчёлам, сохранять природные ресурсы. НОД Познание «Башкирский мёд» НОД (интегрированное) «В гостях у пчелы-медоноса»
Речевое развитие

Чтение художественной литературы
«Медведь и пчелы»-башкирская народная сказка, «Два мужика», «Кто, где живет», «Теремок» - русские народные сказки, «Цветущие травы». М. Пришвин, «Утренний хор». В. Бианки, «Красная книга Башкортостана», «Все обо всем», «Насекомые». Энциклопедия, «Находка», «Зеленый друг», «Летом». Н. Павлова, «Башкиры». Ф. Кузбеков, «Приключения Незнайки и его друзей». Н. Носов, «Шурале». Г. Тукай, «Заповедные места Башкортостана». С. Бадретдинов, «Пчела и муха». К. Паустовский, «Сказка о весёлой пчёлке». Наталья Абрамцева. Заучивание стихов, загадок о пчёлах. Цель: познакомить детей с новыми произведениями, учить понимать содержание, сопереживать героям. Формировать умение у детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь; развивать внимание, мышление, чувство юмора; закреплять знания о пчёлах. Инсценировки сказок «Домик пчёлки», «Пчёлки добрые подружки»

Физическое

развитие

Пальчиковые игры
: «Пчёлки», «Трудолюбивая пчела», «Улей», «Улитка, божъя коровка и пчела». Цель: развитие мелкой моторики; развитие речи, творческой деятельности.
Беседа:
«Мед – источник здоровья и красоты» Цель: познакомить детей с полезными свойствами мёда.
Подвижная игра
«Медведь и пчёлы». Цель игры: продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
Подвижная игра
«Пчёлы». Цель игры: продолжать тренировать умение совершать прыжки в высоту с места, развивать ловкость.
НОД (интегрированное)
«Роль пчелы в жизни человека»
Художественно-

эстетическое

развитие

Рисование
«Пчелки»
Аппликация
: «На пасеке» (коллективная работа).
Конструирование
: «Пчелиный улей»
Пасека

в

живописи
. Рассматривание репродукций Шильдер Андрей Николаевич «Пчельник», Крамской Иван Николаевич "Пасечник", Цель: формирования основ эстетического вкуса дошкольников посредством живописи.
Музыка
Хороводы, пение фольклорных песен.
Разучивание танцев «Танец колокольчиков», «Танец пчёлок». Заучивание « Частушек о пчелах» Познавательный досуг «Пчёлка» Развлечение «День пчелы»
Общение с

родителями
Бабушкины рецепты «Вкусно и полезно « (продукты пчеловодства в медицине и кулинарии), Консультация «Ребёнка укусила пчела: что делать?» Участие родителей в оформлении мини-музея «Пасека».
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются представления о пчелах, их значении в природе, о том, что пчелы – полезные насекомые; - дети смогут отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; - у детей разовьётся поисковая деятельность, активизируется мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций; - дети научатся бережно относится к природе родного края; - улучшится работа по взаимодействию с родителями.
Стратегия реализации проекта
Проект предполагает этапы работы:
Подготовительный – срок:
май
Разработки проекта.
1. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме. 2. Подбор музыкального и литературного материала, народного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) 3. Подбор материала для продуктивной деятельности. 4. Составление тематического планирования мероприятий. 5. Подготовка наглядной информации для родителей.

Цель:
разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.
Основной – срок:
июнь-июль Цель: систематизировать знания детей о пчёлах, жизни пчелиной семьи, о пользе мёда, чем полезен мед, где используют продукты пчеловодства; познакомиться с трудом пчеловода (пасечника); познакомить детей с народным фольклором по данной теме. Организовать детей для участия в музыкальном празднике
«День пчелы».
привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Пчёлка»; в совместном творчестве родителей и детей в создание альбома «В гостях у пчёлок».
Заключительный – срок:
август
Цель:
определение результата практической деятельности детей и родителей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТСКИЙ САД №4 «КОЛОСОК» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОЕКТ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВКУСНЫМ, ПОЛЕЗНЫМ БАШКИРСКИМ МЕДОМ»

Автор проекта
: Васильева Тамара Витальевна – воспитатель высшей категории
Вид проекта
: исследовательски-творческий
Срок реализации
: май-август


В раздел образования