Автор: Старостина Раиса Гаврильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Кустурская средняя общеобразовательная школа им.И.Н.Слепцова" Населённый пункт: С.Кустур Эвено-Бытантайского улуса Республики Саха-Якутия Наименование материала: методическая разработка Тема: Подсказки к заданиям ЕГЭ Раздел: среднее образование
Ключ к заданиям ЕГЭ
Суффиксальный:Близорукость. Списание. Радист. Горячо. Городской. Избрание. Закономерность. Обновление.Ожидание.
Отдача. Строитель. Речонька. Борец. Белизна. Малиновый. Телеграфировать. Приставочный: Вышел. Выступает. Научить.
Преважный. Неглупый. Нигде. Вверх.. Контратака.
Приставочно- суффиксальный : Созвездие. Бессмысленный. Безжалостный. Попросту. Вверху.
Бессуффиксный:Синь. Глушь. Перелет, Побег.
Сложение: Плащ- палатка. Главврач. Завуч. Паровоз.
В2 Краткое причастие: Дан. Дана. Дано. Даны. Любим. Любима. Любимо. Любимы. Завернут.-а, _о, -ы. Принесен-а, -о, -ы.
Зависим-а, -о, -ы.Отдан –а, -о, -ы.
Производные предлоги:Близ. Вблизи. Вдали. Вокруг.Впереди. Возле. Навстречу. Мимо.Подобно. Позади.Путем.В течение.
В ходе. Поверх. Несмотря на. Невзирая на. Благодаря.
Простые предлоги: в, на, из, под, к, у, с, по.
Частицы: Бы. Да. Давай. Пускай. Пусть. Не.Ни. Вовсе не. Отнюдь не. Разве. Неужели. Ли. Вот. Вон. Только. Лишь. Почти.
Исключительно, Именно. Что за. Вряд ли. Даже. Едва ли.
Союзы: Сочинительные:и, да. Ни..ни, тоже. Также. Или. Либо. То..то. Не то..не то. А. Зато. Но. Однако.
Подчинительные союзы: Временные:когда , пока, покуда, по мере того как, после того как, как только.
Целевые: чтобы, для того чтобы, затем чтобы. Условия: если, если…то, когда…то. Уступительные:несмотря на то что, хотя,
невзирая на то что. Изъяснительные: что, будто, чтобы, как бы не.При чинные: потому что, так как, ибо, поскольку.
Следствия: так что, вследствие чего. Сравнительные: как, будто, словно, точно, как будто.
Имя прилагательное : Простая сравнительная степень: милее, милей, умнее, умней.Сложная сравнительная степень: более
удачный, менее удачный. Простая форма превосходной степени: храбрейщий, величайший. Сложная форма превосходной
степени:самый талантливый, наиболее талантливый, наименее талантливый. Краткая форма имен прилагательных: велик,
-а, умен, -а, глубоко, красив, красива.
Наречие: Сравнительная степень: далее, дальше, позже, громче, раньше. Сложная сравнительная степень : более подробно,
более внимательно. Превосходная степень: прошу покорнейше.
Сложная превосходная степень наречия: наиболее интересно, интереснее всего, быстрее всех.
В3 Примыкание: Способные любить. Легче привлечь. Вдруг уткнулся. Уже сказал. Желание учиться.
Согласование: Таком случае. Молодые сердца. Важный вопрос. Главную улицу. Синее небо.
Управление:Читать письмо. Ближе ко мне. Стоит перед школой. Любовь к родине. Полка для книг.
В4 Простое безличное предложение:Стало совсем светло. Нам не забыть тех дней. Его нет в классе.
Безличное предложение в составе сложного предложения: Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли
вине или просто из- за дурных условий существования , вступили в жизнь без подготовки для деятельности в качестве
полезного члена общества.
Неопределенно- личное предложение: В коридоре разговаривают. Книгу издают за 2 или 3 недели. Открыли музей червей.
(Они-отсут-т)
Определенно-личное предложение: Люблю тебя . Приходи ко мне в гости. Разделим их по иному принципу. Работайте
аккуратно.(Я.ТЫ. МЫ. ВЫ.суох)
В5
Обособленное
распространенное
определение(причастный
оборот).
Н-р:
Ум,
направленный
на
одно
отрицание,
бледнеет, сохнет. А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя
оправдание.
Необособленное определение: Потраченное на них врем я было вычеркнуто из жизни. Вдруг в мои ноги уткнулся
вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке.
Обособленное
обстоятельство(деепричастный
оборот)
Н-р:
Оставляя
в
стороне
все
материальные
выгоды
,
обратим
внимание на ту ее сторону. Имея свои убеждения, …. Встав посреди деревни,…
Обособленные однородные обстоятельства:Не здесь, а в канцелярии, а в тридевятом царстве,…..
Обособленные приложения:Мы, учителя, боялись Беликова. Клетки- штампы. Исследовательская деятельность- мудрый
педагог. Птицы- комочки.
В6 Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением: Как может устареть понятие чести, которая дается
человеку вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
СПП с параллельным подчинением: Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоду и пользу,
которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.
СПП с последовательным подчинением: Я шел очень скоро и так согрелся, что не заметил, как сильный мороз охватил
траву и первые цветы.
СПП с придаточной изъяснительной частью: Мне представлялось, что впереди на горизонте день сливается с ночью. Дети
чувствуют, кто их любит. Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт молодому
поколению.
СПП с придаточной определительной частью: Воздух полон острой свежести, которая бывает только после грозы. Холм ,
на котором я находился, спускался вниз отвесным оврагом.
СПП с придаточной частью места: Он поскакал туда, откуда слышались выстрелы. Там, где гремели бои, наступила
тишина.
СППс придаточной частью времени: Когда барабанщик вошел в избу, Петя сел подальше от него. Мерцалов опомнился
только тогда, когда доктор уже был в коридоре.
СПП с придаточной частью образа и степени действия: Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже
боялись. Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
СПП с придаточной частью причины: Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал. Так как я был от природы злопамятен,
то искренно простил ему нашу ссору.
СПП с придаточной частью цели: Иван Иванович приехал на охоту, чтобы подышать чистым воздухом.Для того чтобы
выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.
СПП с придаточной условной частью: Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.
СПП с придаточной уступительной частью: Самолет не прилетел, хотя погода была хорошая. Несмотря на то что путь
лежал направо, охотник повернул налево.
СПП с придаточной частью следствия: Целый день лил дождь, так что невозможно было выходить на улицу.
В7Среди
предложений
найдите
такое,
которое
связано
с
предыдущим
при
помощи
личного
местоимения:
10
(Для
Чехова….).11 (ОН писал…)
При помощи указательного местоимения и лексического повтора. 12(……людей…). 13 (ЭТИ люди…)
При помощи союза и личного местоимения: 41(…книга..) 42( И….ей..)
При помощи контекстного синонима : 7( Наукой….). 8( Исследовательская деятельность…….).
При помощи союза, лексического повтора, антонимов: 20(Конечные желания….). 21( НО…желания бесконечные).
При помощи притяжательного местоимения:25(….мальчик…). 26( ….его головку..).
При помощи однокоренных слов: 1(….обращаться). 2( ….обращения).
При
помощи
союза
и
контекстного
синонима:
10(
Англо
и
иноязычными
словами…….).
11(НО……лексика
на
латинице……)
При помощи указательного местоимения:2(……). 3(СИЕ…..)
При помощи личного местоимения:8(….птицы..). 9( ОНИ…..).
При
помощи
частицы,
указательного
местоимения
и
контекстного
синонима:
7(Дуэль!)
8(
ТОЛЬКО
ЭТОТ
разряд
убийственной силы….)\
При помощи указательного местоимения: НАД ЭТИМ
В8 Синтаксические конструкции :1 Риторический вопрос (в конце предложения ставится ? знак)
2Риторическое восклицание или восклицательные предложения (в конце предложения ставится ! знак)
3Вопросно- ответная форма предложения. Н-р: 27 Казалось бы, что за беда? 29 Все лучше , чем пьянствовать. Н-р: 37 Но
неужели все так безнадежно? 39 К счастью, нет.
4 Цитирование(предложения в кавычках или отрывки из стихов или произведений) Н-р: « Я поздравлял сердечно, и я же
признаю выборы недействительными……». Грустно думать , что напрасно была нам молодость дана!
5Лексический повтор. Н-р: Слово, дано было слово. Формирование личности, именно личности.
6Ряд однородных членов (этиигэ биир боппуруоска эппиэттиир хас да тыл баар буоллагына) Н-р:
Имея свои убеждения, мы становимся в определенное отношение к государству, к обществу, к людям.
7Риторическое обращение ( адресовано неодушевленному предмету, понятию, отсутствующему лицу.) Н-р: А ты все та же,
моя страна, В красе заплаканной и древней,-
8Синтаксический параллелизм .Н-р:Снега, снега, снега… А ночь долга,
Снега, снега, снега… А ночь темна.
9Инверсия(обратный порядок:сказуемое затем подлежащее) Н-р: По полям бродят коровы.
10Диалог с читателем. Н-р: Вы хотели бы посетить этот музей? Вы гордились бы этим музеем?
11 Противопоставление(утарыта туруоруу) Н-р: 18 Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные . 19 Но
разделим их по иному принципу : на конечные и бесконечные.
Тропы: 1 Эпитеты( художественное определение-какой? ) Н-р: пушистая голова, доверчивые глаза, убийственное название,
молодые сердца.
2 Метафора(по форме, по цвету, по звучанию, по действию, и.тд. майгыннатар). Н-р: луковка церквей, дождь барабанит,
языковая стихия выбрасывает на берег лишнее, сладкий плод учения.
3Метонимия(никакого сходства нет, сэрэйэн таайабыт). Н-р: Съел две тарелки. Люблю Чехова. Серое пятно. Москва готова
голосовать. Туфельки перешагнули через кусок хлеба.
4 Олицетворение(Тыыннаах курдук кордорор). Н-р: Деревья проснулись. Листья шепчутся.
Синекдоха(показывает часть целого) Н-р: За мной стояла красная куртка. Пропала моя голова. Я кормлю пять ртов.
5Перифраз(замена слова) Н-р: Северная столица (С-Петербург)
6Оксюморон(соп тубэспэт тыллары холбоосун). Н-р: Горячий снег. Живой труп.
7Литота(кыччатан кордоруу). Н-р: Мальчик с пальчик. Уничтожился в песчинку.Живу в двух шагах от метро.
8Гипербола( улаатыннарыы). Н-р: В сто сорок солнц закат пылал. Глаза как прожектора.
9Сравнение.
Н-р:
Олененок
бежит
как
стрела.
Тревога
змеею
вторглась
в
мою
душу.
Куропаткой
спешит.
Орлом
высматривает.
10 Аллегория (в баснях при помощи животных осмеиваются человеческие пороки, недостатки).