Напоминание

Психолого-педагогические аспекты организации образовательной деятельности по направлению "Физическое развитие"


Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ " Маячок"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого-педагогические аспекты организации образовательной деятельности по направлению "Физическое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Косач М.Н.

педагог-психолог

ДОУ № 205

Психолого-педагогические аспекты организации

образовательной деятельности по направлению «Физическое

развитие»
Совершенствование воспитания и здоровья детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства- наиболее важный в становлении двигательных и других важнейших функций ребенка, развитии его физических и личностных качеств, формировании основ физического ,психического , интеллектуального и социального здоровья. Начиная работу по данному направлению, нами был проведен ряд мероприятий: *анализ созданных условий в детском саду; *изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению; *изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей; *выработка алгоритма деятельности; *проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей. ФГОС дошкольного образования подчеркивает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Результаты работы заносятся в карту развития ребёнка и используется специалистами при планировании работы с детьми. Итоги работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях. Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном ж у р н а л е с у к а з а н и е м в ы в о д о в и п р е д л о ж е н и й . На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы субъектов образовательного процесса по данному направлению. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности д е т е й , а т а к ж е д л я и х р а с с л а б л е н и я и о т д ы х а .

Поэтому перед педагогами детского сада стоят задачи по: - формированию здорового образа жизни и осознанного отношения детей к своему здоровью.
Здоровый ребёнок должен много двигаться, тем более из-за особенностей детской нервной системы и мышц, поддерживать неподвижную позу ещё труднее, чем бегать, прыгать и скакать. В нашем детском саду многофункциональная физкультурно-оздоровительная среда представлена: физкультурным залом, центрами двигательной активности в каждой возрастной группе, бассейном. Оптимизация режима двигательной активности детей в условиях детского сада достигается за счёт увеличения динамического компонента различной детской деятельности: это и динамические паузы в образовательной деятельности, двигательные разрядки во время самостоятельной деятельности , подвижные игры и физические упражнения на прогулке, энергетическая гимнастика после сна. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – состояние наибольшего физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». В детском саду есть ряд пространств, которые наряду с интеллектуальным и психическим развитием несут на себе нагрузку физического развития, а значит, способствует укреплению здоровья детей.

Прежде всего, это спортивная площадка, где дети занимаются подвижными и спортивными играми, утренней гимнастикой, проводятся спортивные праздники и развлечения, совместные досуги. Зимний сад, который является одним из любимейших мест дающих возможность решать вопросы, как познавательного развития детей, так и их оздоровления. Преобладание зелёного цвета комнатных растений, тихий плеск водяной мельницы помогают детям успокоится, приобрести душевное равновесие, то есть способствуют укреплению психического здоровья. Тропинки здоровья
-
следующее, не менее важное, с точки зрения оздоровления детей, природное пространство. Мы активно пользуемся тропинками, на территории детского сада, Протяженность их меняется с возрастом: для раннего возраста это отдельный уголок на участке, для детей старшего возраста –на территории всего детского сада Тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Любимой формой работы, как специалистов, так и детей детского сада по формированию привычки к здоровому образу жизни стали совместные с родителями

оздоровительные походы, которые проводятся 1 раз в квартал. Такая кратность позволяет детям увидеть красоту природы в разные времена года, а также дает возможность показать, как можно использовать естественные природные условия для своего оздоровления. Цель этих походов: в игровой, увлекательной форме показать, как можно укреплять своё здоровье, доставить радость от совместного общения на природе, познакомить с правилами личной безопасности. Решению задач по охране психического здоровья способствуют игры и упражнения, которые используются нами при проведении тренинговых упражнений и антистрессовой гимнастики по методике академика Акбашева
на занятиях педагога-психолога. В целом технология антистрессовой гимнастики направлена на повышение защитных сил организма, снятие стрессов, она включает оздоровительные технологии: «Целительные руки», «Умение быть рядом» и техники, основанные на принципе резонанса и вибраций. Эти технологии просты, безопасны, универсальны. Для проведения занятий по имеются : фонотека аудиозаписей со звуками природы, животных, музыкальные произведения, способствующие обогащённому восприятию окружающего мира; проводятся релаксационные и медитативные упражнения, используются игры-перевоплощения (дети превращаются в животных, цветы и листья), используются элементы арттерапии где обязательно учитываются индивидуальные особенности дошкольника, его настроение, проблемы воспитания и развития, занятия пробуждают чувства ребёнка, его эмоциональную реакцию, способствуют душевному равновесию. Вместо вопроса: «Вам понравилось?» задаём вопросы о чувствах и ощущениях ребёнка: Что тебя огорчило? Что доставило радость? Такие тренинги влияют на укрепление фона здоровья: гармонизируют внутреннюю среду, сохраняя психическое здоровье дошкольников. Систематически в детском саду проходят недели здоровья. Каждый день недели приурочен к различным мероприятиям, таким как: - туристический поход, - творческий конкурс, - развлечение,соревнования, -шахматно-шашечный турнир, - спортивные и подвижные игры на свежем воздухе. Интегрированнные занятия «В гостях у Айболита» доставляют детям большую радость.

Летом в последний день недели здоровья проводятся соревнования по легкой атлетике, а зимой строится снежный городок. К мероприятиям привлекаются родители и социальные партнеры, с которыми проводятся «Веселые старты», спартакиады и олимпиады. Как показывают материалы диагностики физического и психического развития воспитанников ДОУ, созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень их познавательного, социального и физического развития.


В раздел образования