Психолого-педагогические аспекты организации образовательной деятельности по направлению "Физическое развитие"
Автор: Косач Марина Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ " Маячок" Населённый пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил Наименование материала: Методическая разработка Тема: Психолого-педагогические аспекты организации образовательной деятельности по направлению "Физическое развитие" Раздел: дошкольное образование
образовательной деятельности по направлению «Физическое
развитие»
Совершенствование
воспитания
и
здоровья
детей
дошкольного
возраста
приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей
стране.
Период
дошкольного
детства-
наиболее
важный
в
становлении
двигательных
и
других
важнейших
функций
ребенка,
развитии
его
физических
и
личностных
качеств,
формировании
основ
физического
,психического , интеллектуального и социального здоровья.
Начиная
работу
по
данному
направлению,
нами
был
проведен
ряд
мероприятий:
*анализ созданных условий в детском саду;
*изучение
современных
нормативных
документов,
регламентирующих
деятельность ДОУ по здоровьесбережению;
*изучение
и
внедрение
современных
инноваций
в
области
физического
развития детей;
*выработка алгоритма деятельности;
*проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте
качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является
проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей.
ФГОС
дошкольного
образования
подчеркивает
необходимость
разработки
индивидуальных образовательных маршрутов.
Результаты работы заносятся в карту развития ребёнка и используется
специалистами
при
планировании
работы
с
детьми.
Итоги
работы
обсуждаются на медико-педагогических совещаниях. Медико-педагогический
контроль
над
организацией
физического
воспитания
в
детском
саду
осуществляют
заведующий ДОУ,
медсестра,
врач,
закреплённый
поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном
ж у р н а л е
с
у к а з а н и е м
в ы в о д о в
и
п р е д л о ж е н и й .
На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы субъектов
образовательного
процесса
по
данному
направлению.
Для
создания
целостной
системы
здоровьесбережения
детей
очень
важным
является организация
двигательной
развивающей
среды в
дошкольном
учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду
имеются
необходимые
условия
для
повышения
двигательной
активности
д е т е й ,
а
т а к
ж е
д л я
и х
р а с с л а б л е н и я
и
о т д ы х а .
Поэтому перед педагогами детского сада стоят задачи по:
-
формированию здорового образа жизни и осознанного отношения
детей к своему здоровью.
Здоровый
ребёнок
должен
много
двигаться,
тем
более
из-за
особенностей детской нервной системы и мышц, поддерживать неподвижную
позу ещё труднее, чем бегать, прыгать и скакать. В нашем детском саду
многофункциональная
физкультурно-оздоровительная
среда
представлена:
физкультурным
залом,
центрами
двигательной
активности
в
каждой
возрастной группе, бассейном.
Оптимизация
режима
двигательной
активности
детей
в
условиях
детского сада достигается за счёт увеличения динамического компонента
различной
детской
деятельности:
это
и
динамические
паузы
в
образовательной
деятельности,
двигательные
разрядки
во
время
самостоятельной деятельности , подвижные игры и физические упражнения
на прогулке, энергетическая гимнастика после сна.
В
преамбуле
Устава
Всемирной
организации
здравоохранения
записано: «Здоровье – состояние наибольшего физического и социального
благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».
В
детском
саду
есть
ряд
пространств,
которые
наряду
с
интеллектуальным
и
психическим
развитием
несут
на
себе
нагрузку
физического развития, а значит, способствует укреплению здоровья детей.
Прежде всего, это спортивная площадка, где дети занимаются подвижными
и
спортивными
играми,
утренней
гимнастикой,
проводятся
спортивные
праздники и развлечения, совместные досуги.
Зимний
сад,
который
является
одним
из
любимейших
мест
дающих
возможность решать вопросы, как познавательного развития детей, так и их
оздоровления.
Преобладание
зелёного
цвета
комнатных
растений,
тихий
плеск водяной мельницы помогают детям успокоится, приобрести душевное
равновесие, то есть способствуют укреплению психического здоровья.
Тропинки
здоровья
-
следующее,
не
менее
важное,
с
точки
зрения
оздоровления
детей,
природное
пространство.
Мы
активно
пользуемся
тропинками,
на территории детского сада, Протяженность их меняется с
возрастом: для раннего возраста это отдельный уголок на участке, для детей
старшего возраста –на территории всего детского сада
Тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и
оздоровительную функции.
Любимой формой работы, как специалистов, так и детей детского сада
по формированию привычки к здоровому образу жизни стали совместные с
родителями оздоровительные походы, которые проводятся 1 раз в квартал.
Такая кратность позволяет детям увидеть красоту природы в разные времена
года,
а
также
дает
возможность
показать,
как
можно
использовать
естественные
природные
условия
для
своего
оздоровления.
Цель
этих
походов: в игровой, увлекательной форме показать, как можно укреплять своё
здоровье,
доставить
радость
от
совместного
общения
на
природе,
познакомить с правилами личной безопасности.
Решению
задач по охране психического здоровья способствуют игры и
упражнения,
которые
используются
нами
при
проведении
тренинговых
упражнений и антистрессовой гимнастики по методике академика Акбашева
на
занятиях
педагога-психолога.
В
целом
технология
антистрессовой
гимнастики
направлена
на
повышение
защитных
сил
организма,
снятие
стрессов,
она
включает
оздоровительные
технологии:
«Целительные руки», «Умение быть рядом» и техники, основанные на
принципе резонанса и вибраций.
Эти
технологии
просты,
безопасны,
универсальны.
Для
проведения занятий по
имеются :
фонотека аудиозаписей со звуками
природы,
животных,
музыкальные
произведения,
способствующие
обогащённому восприятию окружающего мира; проводятся релаксационные
и медитативные упражнения,
используются игры-перевоплощения (дети
превращаются
в
животных,
цветы
и
листья),
используются
элементы
арттерапии
где
обязательно
учитываются
индивидуальные
особенности
дошкольника,
его
настроение,
проблемы
воспитания
и
развития,
занятия
пробуждают чувства ребёнка, его эмоциональную реакцию, способствуют
душевному равновесию.
Вместо вопроса: «Вам понравилось?» задаём вопросы о чувствах и
ощущениях ребёнка: Что тебя огорчило? Что доставило радость?
Такие тренинги влияют на укрепление фона здоровья: гармонизируют
внутреннюю среду, сохраняя психическое здоровье дошкольников.
Систематически в детском саду проходят недели здоровья. Каждый день
недели приурочен к различным мероприятиям, таким как:
- туристический поход,
- творческий конкурс,
- развлечение,соревнования,
-шахматно-шашечный турнир,
- спортивные и подвижные игры на свежем воздухе.
Интегрированнные
занятия
«В
гостях
у
Айболита»
доставляют
детям
большую радость.
Летом в последний день недели здоровья проводятся соревнования по
легкой
атлетике,
а
зимой
строится
снежный
городок.
К
мероприятиям
привлекаются
родители
и
социальные
партнеры,
с
которыми
проводятся
«Веселые старты», спартакиады и олимпиады.
Как показывают материалы диагностики физического и психического
развития воспитанников ДОУ, созданная система условий, средств и форм
организации
деятельности
детей
обеспечивает
необходимый
уровень
их
познавательного, социального и физического развития.