"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с малыми формами фольклора"
Автор: Никитина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 239 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: Кемерово город Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с малыми формами фольклора" Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
через знакомство с малыми формами фольклора»
Никитина Ольга Николаевна
воспитатель
МАДОУ № 239 «Детский сад комбинированного вида»
Все хорошее в жизни происходит от удивления.
Сократ
Знакомство
ребенка
с
народной
поэзией
начинается
с
малых фольклорных
форм:
пестушек,
потешек,
прибауток,
считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Они состоят
из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по
форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Детский фольклор обширная область устного народного
поэтического
творчества.
Это
целый
мир
-
яркий,
радостный,
наполненный жизненной силой и красотой. Мысль детей связана с
конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского
художественного творчества
В последние годы, наряду с поиском современных моделей
воспитания, возрастает интерес к фольклористике. Фольклор - одно
из действенных
и ярких
средств
ее,
таящий огромные
дидактические возможности.
Фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с
первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней
педагогического воздействия
на детей с учетом их
возрастных
возможностей.
Целенаправленное
и
систематическое
использование произведений фольклора в детском саду позволит
заложить фундамент психофизического благополучия ребенка,
1
определяющий успешность его общего развития в дошкольный
период детства.
Инновация заключается в том, в дошкольном образовании не
существует
разработанного
конкретного
содержания
методики
по
развитию речи через знакомство с малыми формами фольклора, нет
определения и качественных характеристик уровней развития речи
по данному направлению.
Как следствие, педагоги дошкольного образования
вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством
малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и
методические положения, методики развития речи детей младшего
дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
В результате общения с фольклорными произведениями
ребенку
передаются их настроения и чувства: радость, тревога,
сожаление, грусть, нежность.
Они расширяют словарный запас
малыша, активизируют познавательное
и
умственное развитие,
способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате
чего
развивается
их
восприимчивость
и
чувствительность,
формируется
гуманное
отношение
к
миру.
Разнообразие
и
красочность малых форм фольклора, доступность его в понимание и
запоминание позволяют широко использовать его в повседневной
жизни детей. Детские колыбельные, потешки, пословицы и загадки -
это первое, что слышит ребенок от своих родителей.
На совместной деятельности, в процессе изучения
художественного
произведения,
ребёнок
испытывает
радость,
что
является
важным
стимулом
воспитания
к
народным
традициям.
Детское
творчество
основано
на
подражании,
которое
служит
важным
фактором
развития
ребенка,
в
частности
развития
речи,
воспитание
у
него
самостоятельности,
активности
в
применении
2
этих знаний и умений, формирования критического мышления и
целенаправленности.
В дошкольном возрасте закладываются основы речевой
деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности
малого фольклора для их развития.
Очень
важны
для
общего
развития
речи
р е б е н ка
благоприятный
эмоциональный
наст рой,
н а с л а ж д е н и е ,
испытываемое
во
время
изучения
нового
материала.
С
каким
интересом
и
удовольствием
дети
слушают
потешки!
Сколько
искренней радости, восторга приносят детям эти занятия! А как
сладко они засыпают на сончасе под незатейливые колыбельные,
прямо как дома рядом с мамой. И это не случайно, ведь народный
фольклор
заряжен
особой
положительной
энергией,
так
близкой
детям.
Цель работы: создание условий для речевого развития детей
дошкольного
возраста
через
знакомство
с
малыми
формами
фольклора.
Для решения данной цели поставлены задачи:
- формировать
первоначальные
навыки
художественно-
речевой деятельности детей;
- развивать
познавательную
активность детей,
фонематический слуха, звуковую культуру речи;
- воспитать любовь к народному национальному искусству, к
малым фольклорным формам.
Используются разнообразные формы проведения совместной
деятельности:
беседы,
рассматривание
иллюстраций,
заучивание
художественных
произведений,
игры,
развлечения,
практические
занятия, лепка, рисование
и т.д. Планируются консультации для
3
родителей на тему: "Баю - баюшки - баю…" (Как укладывать ребенка
спать.)
В конце года проводится диагностика речевых умений детей
младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
(на
основе
диагностики
речевого
развития
О.
Ушаковой,
Е.
Струниной)
Литература
1.
Алексеева
М.М.,
Яшина
В.И.
Речевое
развитие
дошкольников. [Текст] / М.М., Алексеева М.М., В.И Яшина В.И –М.:
Академия, 1999. –159с.
2.
Аполлонова
Н.А.
Приобщение
дошкольников
к
русской
национальной
культуре [Текст] /
Н.А. Аполлонова,
Дошкольное
воспитание.-2002.-№5-6.-С.5-8.
4