Автор: Байрамова Ольга Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ СОШ № 77 Населённый пункт: Город Екатеринбург,Свердловская область Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Тема: "Занимательная математика" 5класс Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 77
имени героя Советского Союза Хомякова Владилена Павловича
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____/ О.В.Байрамова/
Протокол № 1
от «31» августа 2016г
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/М.Е.Маршеня/
от «31» августа 2016г
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №77
___________/Л.В.Ежова/
Приказ № 292
от «31» августа 2016г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Занимательная математика
5класс
Разработана
Байрамовой Ольгой Владимировной,
учителем математики первой
квалификационной категории
Екатеринбург
2016 г.
Содержание:
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
3. Тематическое планирование
Рабочая программа курса разработана на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 47 п.3 ч.3 и ст. 48 п.1 ч.1);
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года
№ 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17
декабря
2010
года
№
1897
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года
№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
утвержденный
приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
-
Письма
Минобрнауки
Российской
Федерации
от
12.05.2011г.
№
03-296
«Об
организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного
стандарта общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015г. №
09-3564
«О
внеурочной
деятельности
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ»;
- Устава ОО;
- ООП ООО МАОУ СОШ № 77;
- Положения о рабочей программе;
- Учебного плана ОО;
- Календарного учебного графика
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В
результате
изучения
курса
внеурочной
деятельности
«Занимательная
математика»
у
учащихся
формируется
культура
счёта
и
математической
речи,
улучшаются
вычислительные
навыки
и
навыки
работы
с
величинами,
они
также
получают
навыки
самостоятельной
и
творческой
работы
с
дополнительной
математической литературой.
Исторический
аспект
развития
математики
позволяет
повысить
интерес
учащихся
к
её
изучению,
формирует
положительное
эмоциональное
отношение
к
учебному
предмету,
способствует
развитию
их
интеллектуальных
и
творческих
способностей.
Занятия дают возможность в доступной форме раскрыть происхождение многих
математических понятий и фактов, расширить математический кругозор учащихся.
Предлагаемые
занятия,
отвечая
образовательным,
воспитательным
и
развивающим
целям обучения, усиливают прикладную направленность преподавания математики,
выявлению одарённых и талантливых учащихся.
Таким образом, программа курса «Занимательная математика», имея большую
информационную
насыщенность,
даёт
возможность
познакомить
учащихся
с
интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным
не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных
интересов
и
творческой
активности.
Курс
«Занимательная
математика»
имеет
и
пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать
представления о своих возможностях в области математики.
Контроль ожидаемых результатов.
Контрольные и тестовые работы по темам курса;
Анализ рейтинга участия в олимпиадах и конкурсах;
Анализ успешного участия в игровых занятиях факультатива.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности.
Введение.
Проведение внеклассного мероприятия, увлекательного соревнования для участников
программы.
В мире чисел и цифр
Цифры и числа. Запись цифр у разных народов. Как люди научились считать. Из науки
о
числах.
Из
истории
развития
арифметики.
Числа-великаны.
Натуральные
числа.
Некоторые
виды
натуральных
чисел
и
их
свойства.
Построение
математиками
фигурных чисел. Сложение, вычитание натуральных чисел. Занимательные ребусы,
головоломки, загадки. Контроль - самостоятельное решение задачи.
Мир рыцарей и лжецов
Задачи типа «Кто есть кто?» - это самые что ни на есть логические задачи. Смысл задач
под кодовым названием «Кто есть кто?» довольно прост. Вам даны отношения между
предметами
и
следуя
по
цепочке
этих
отношений,
вы
приходите
к
правильному
результату. Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из
методов решения таких задач – метод графов. Второй способ, которым решаются такие
задачи
–
табличный
способ.
Решение
логических
задач
про
рыцарей
и
лжецов.
Контроль - публичное решение.
Четность, стратегии
Познакомиться: с элементарными логическими задачами на чётность и методами их
решения;
с
методом
решения
логических
задач
с
помощью
построения
таблиц
истинности;
с
возможностью
решать
логические
задачи-
стратегии,
как
играть,
совершая меньшее количество ходов.
Занимательная геометрия
Разрезания.
Простейшие
многогранники
(прямоугольный
параллелепипед,
куб),
изготовление
моделей
простейших
многогранников.
Путешествие
по
оригами.
Простейшие задачи прикладного характера. Геометрические соревнования.
Примеры и конструкции.
Взвешивание и переливание
Рассмотрение
2типов логических задач. Это задачи на переливания, в которых с
помощью
сосудов
известных
емкостей
требуется
отмерить
некоторое
количество
жидкости. Задачи на взвешивание - достаточно распространённый вид
математических
задач.
В
таких
задачах
от
решающего
требуется
локализовать
отличающийся от остальных предмет по весу за ограниченное число взвешиваний.
Поиск решения в этом случае осуществляется путем операций сравнения, правда, не
только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.
История возникновения обыкновенных дробей
Занимательные
истории
об
обыкновенных
дробях.
Числа-лилипуты.
Различные
способы вычисления с обыкновенными дробями. Занимательные задания по теме.
Задачи на спички
Познакомиться с логическими задачами на спички, их разнообразием и методами
решения.
Календарь, время, возраст
Познакомиться с серией логических задач по теме «Календарь, время, возраст»
Пространственное воображение
Познакомиться с серией логических задач по теме «Пространственное воображение»
Числовые неравенства
Познакомиться с серией логических задач по теме «Числовые неравенства»
Обратный ход. Задачи на движение
Познакомиться с серией логических задач по теме «Обратный ход. Задачи на движение»
Удивительный
мир
арифметических
и
геометрических
игр,
головоломок
и
фокусов
Рассмотреть подходы к решению арифметических ребусов и познакомиться с задачами
на закономерности. Рассмотреть задачи на перебор.
Принцип Дирихле
Рассмотреть методы решения логических задач на принцип Дирихле.
Математическая игра
Проведение
увлекательной
интеллектуальной
игры
с
использованием
полученных
знаний и умений при освоении программы.
3. Тематическое планирование
Тема
Количество часов
1. Введение. Игра-соревнование
1
2. В мире чисел и цифр
4
3. Мир рыцарей и лжецов
3
4. «Четность», «Стратегии»
4
5. Занимательная геометрия
6
6.Взвешивание и переливание
1
7.История возникновения обыкновенных дробей
3
8.Задачи на спички
1
9.Календарь, время, возраст
1
10. Пространственное воображение
1
11.Числовые неравенства
1
12.Обратный ход. Задачи на движение
2
13.Удивительный
мир
арифметических
и
геометрических
игр,
головоломок и фокусов
3
14.Принцип Дирихле
3
15. Математическая игра
1
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Сроки
(недели)
1
Введение. Игра-соревнование
1
2
Цифры и числа. Запись цифр у разных народов. Как люди научились
считать. Из науки о числах.
2
3
Из истории развития арифметики. Числа-великаны. Натуральные числа.
Некоторые виды натуральных чисел и их свойства.
3
4
Построение математиками фигурных чисел.
4
5
Сложение,
вычитание
натуральных
чисел.
Занимательные
ребусы,
головоломки, загадки.
5
6
Математика в мире рыцарей и лжецов.
6
7
Решение задач про рыцарей и лжецов
7
8
Решение задач про рыцарей и лжецов
8
9
Прогулка по математической тропинке «Четность»
9
10
Задачи на таблицы
10
11
В мире игр. Стратегии
11
12
Пути и переправы
12
13
Занимательное геометрическое путешествие
13
14
Разрезания
14
15
Простейшие
многогранники
(прямоугольный
параллелепипед,
куб),
изготовление моделей простейших многогранников.
15
16
Путешествие по оригами
16
17
Простейшие
задачи
прикладного
характера.
Геометрические
соревнования.
17
18
Примеры и конструкции
18
19
Взвешивание и переливание
19
20
История возникновения обыкновенных дробей.
20
21
Занимательные истории об обыкновенных дробях. Числа-лилипуты.
21
22
Различные
способы
вычисления
с
обыкновенными
дробями.
Занимательные задания по теме.
22
23
Задачи на спички
23
24
Календарь, время, возраст
24
25
Пространственное воображение
25
26
Числовые неравенства
26
27
Обратный ход
27
28
Задачи на движение
28
29
Удивительный мир арифметических и геометрических игр, головоломок
и фокусов.
29
30
Арифметические ребусы и закономерности
30
31
Перебор
31
32
Принцип Дирихле
32
33
Решение задач на принцип Дирихле
33
34
Решение задач на принцип Дирихле
34
35
Математическая игра
35