"Особенности воспитания в детском коллективе коррекционного класса"
Автор: Соловьёва Лариса Валентиновна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МАОУ "СОШ №34 с углублённым изучением обществознания и экономики. Населённый пункт: Великий Новгород Наименование материала: Статья Тема: "Особенности воспитания в детском коллективе коррекционного класса" Раздел: среднее образование
Особенности воспитательной работы в детском коллективе
коррекционного класса.
Целью работы классного руководителя является создать условия для
развития высококультурной , социально-активной , успешной и гуманной
личности и в классах коррекции, что бы закончив девятый класс, дети стали
полноправными
членами
общества.
поэтому
основное
назначение
классного руководителя – создание условий
для раскрытия потенциала,
таланта, возможностей ребёнка их максимального развития, для сохранения
неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного,
духовного,
физического
развития.
Свою
деятельность
строю
на
основе
программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей
деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода и ситуации в
классном коллективе.
Основные принципы работы в коррекционном классе:
1.
нормативность образования и открытость образовательных перспектив
для детей риска;
2.
Обучение «на равных» со сверстниками, без снижения образовательной
планки, что предполагает возможность свободного перехода на иные
образовательные уровни;
3.
Педагогическая
ориентация
жизнедеятельности
ребёнка
(санитарно-
гигиенические, психогигиенические и дидактические условия);
4.
Принцип равноправного партнёрства с семьёй;
5.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании ребёнка
(прогнозирование,
дидактические
линии
личностного
развития
с
опорой на сильные природные склонности и дарование, выявление
склонностей каждого).
Опираясь на основные принципы работы в коррекционном классе
,классному
руководителю
приходится
координировать
взаимодействие
учителей-предметников
и
учащихся
для
того,
чтобы
образовательная
программа была освоена школьниками в том объёме, который соответствует
их
возможностям.
Необходимо
постоянно
работать
над
повышением
успеваемости
и
развитием
познавательной
активности
учащихся,
стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения
качества образования. Качество образования достигается путём включения
учащихся в систему внеклассной работы это
участие ребят в различных
конкурсах,
тематических
неделях,
выпуске
стенных
газет,
обеспечение
необходимого уровня физического развития и физической подготовленности
через систему спортивной и физкультурной оздоровительной работы, участие
в городских спортивных мероприятиях: «Кросс нации», «Лыжня России»,
участие
в
общешкольных
днях
здоровья,
ведь
здоровье
бесценное
достояние , как каждого человека, так и всего общества. Здоровье помогает
выполнить
планы
учащихся,
успешно
решать
жизненные
задачи,
преодолевать трудности.
Задачи воспитательно-коррекционной работы в работе с родителями:
1.
повышение
педагогической
грамотности
родителей,
культуры
взаимоотношений;
2.
активное включение родителей в воспитательный процесс;
3.
помощь родителям в воспитании ребёнка;
4.
контроль организации нормального режима дня ребёнка, устранение
его безнадзорности;
5.
оптимизация процесса общения в семье;
6.
восстановление потенциала семьи.
Для решения этих задач в нашей школе имеются определённые обычаи и
традиции,
популярные
мероприятия
такие,
как
игра
«Мама,
папа,
я
–
спортивная семья», работа по программе «Школа здорового образа жизни»,
совместное участие в спортивных соревнованиях, как детей, так и родителей
в «Лыжне России», «Кроссе Нации», проводим ежегодно «Открытие катка»,
где все желающие могут принять участие и в подготовке, и в открытии, и
провести
время
семьёй
на
Новогодней
ёлке.
Совместно
родительским
комитетом
и
родителями
класса
ежегодно
готовимся
и
участвуем
в
благотворительном
марафоне
«На
Рождество
с
любовью»,
а
также
на
благотворительных ярмарках, где учащиеся совместно с родителями готовят
творческие работы и поделки, в трудовых десантах: «Зимняя площадка»,
«Зелёная школа»; в праздниках микрорайона: «Новый год зажигает огни»,
«Улица имени генерала Коровникова», «Встречи с ветеранами», «23 февраля»
и
др.
В
нашей
школе
ежегодно
проводится
день
открытых
дверей,
где
родители знакомятся с будущими учителями своих детей, могут посетить
любой урок. В результате мероприятий адаптация учащихся к средней школе
проходит
более
успешно.
Внеклассные
занятия,
проводимые
«Центром
детской книги» оказывают немалую поддержку в этом плане, потому что
проводятся беседы о морали, об этике, семейных ценностях , здоровом образе
жизни. Родители и дети посещают также секцию «Тхэквандо», занятия в
бассейне,
волейбольные
и
баскетбольные
тренировки.
В
нашей
школе
представляется
большой
спектр,
проведения
досуга;
родители
и
дети
совместно решают, где и как провести время. Проведение дня открытых
дверей способствует тому, что родители находятся постоянно в курсе дел
класса и школы.
Результативность деятельности
отражается в дневнике классного
руководителя. На диагностическом уровне классный руководитель проводит
изучение
индивидуальных
особенностей
учащихся,
и
отслеживаются
изменения воспитания учащихся, все данные по этому уровню фиксируются
в документах и портфолио учащихся. Контроль и коррекция, сюда входит и
контроль
над
успеваемостью
учащихся,
выявление
положительных
результатов
и
причин,
имеющихся
недостатков.
На
основе
анализов,
результатов, контроля осуществляется процесс коррекции деятельности как
классом в целом, так и с отдельными учащимися – это всегда совместная
работа
классного
руководителя,
всего
педагогического
коллектива
и
учеников.
Класс является учебной группой пониженного уровня обучения 7 вида
(задержка психического развития). Все дети были зачислены в этот класс на
основании
результатов
медико-психолого-педагогической
комиссии
при
управлении образования г. В.Новгорода. В моем классе 12 человек, из них 7
мальчиков и 5 девочек. Двоим из детей 15 лет, остальным 14. В первые дни
занятий в школе была проведена психологическая диагностика. Результаты
были
следующие:
не
умение
слушать
взрослого,
выполнять
простейшие
указания,
не
умеют
дружить,
не
желают
участвовать
в
коллективных
творческих делах класса (на среднем уровне – 3 ч., на низком уровне - 9 ч.).
Анкетирование родителей дало мне сведения о психических и физических
особенностях их детей. Все дети имеют различные заболевания. Исходя из
данных анкет, я получила сведения о социальном статусе семей: в классе есть
неполные семьи - 4, есть многодетные - 1, малообеспеченные семьи - 6
родители - инвалиды - 2. Полученные данные позволили мне сформулировать
цель воспитательной работы: создать в классе такие условия, чтобы в конце
учебного года дети меньше болели, были дружными, любили школу, охотно
учились, с удовольствием принимали участие в делах школы и класса.
В своей деятельности я реализую идеи и принципы успешного обучения,
применяю
в
учебном
процессе
систему
дифференциации,
использую
в
учебной
и
внеклассной
деятельности
творческую
работу,
развиваю
интеллектуальность,
нравственность,
коммуникативность,
эстетичность
и
физический потенциал личности каждого учащегося. Отношение к ученикам
доброжелательное, со вниманием, стараюсь верно , оценить педагогическую
ситуацию и быстро находить оптимальный вариант ее решения. При помощи
интуиции чувствую изменения в личности ребенка и выбираю адекватные
способы
педагогической
поддержки
или
коррекции
этих
изменений.
Потребность
в
более
глубоком
и
детальном
познании
психолого-
педагогических
закономерностей
и
формирования
личности
ребенка,
являются
для
меня
наиболее
значимой.
Свой
педагогический
арсенал
постоянно
пополняю
новыми
идеями,
подходами,
формами,
методами
и
приемами, хотя следует подчеркнуть, что новшество не самоцель, а прежде
всего обогащать воспитательное пространство класса, в котором развиваются
ученики. В своей практической деятельности я стремлюсь действовать в
соответствии с парадигмой гуманистического личностно-ориентированного
образования
и
воспитания.
Особое
внимание
меня
привлекла
идея
использования системного подхода в воспитательной работе. С этой целью я
внимательно
изучала
научно-методическую
литературу,
получала
консультации. В деятельности по моделированию воспитательной работы
могу выделить три основных направления:
1.
первое
“Давайте
познакомимся”
(изучение
индивидуальных
характеристик учащихся, родителей);
2.
второе
“Давайте
жить
дружно
и
интересно!”
(деятельность
по
сплочению коллектива и развитию класса);
3.
третье “Давайте помечтаем!” (совместная работа педагога и родителей
по проектированию перспектив).
Совместная деятельность педагога, учащихся и родителей помогает
целенаправленно
и
обоснованно
строить
воспитательную
работу,
сосредотачивать
усилия
на
решении
наиболее
важных
проблем.
А
это,
несомненно,
должно
способствовать
повышению
эффективности
педагогической деятельности достижению более существенных результатов в
духовном,
физиче ском
развитии
учащихся,
в
ф о рм и р о ва н и и
индивидуальности.
В результате проводимых мероприятий исчезла агрессия, конфликты, они
стали чувствовать себя комфортно, заметны успехи в обучении и воспитании,
родители удовлетворены этими результатами. Стало заметно, что ученики
стремятся помочь друг другу, познать новое, поучаствовать в мероприятиях
класса, школы, да и просто пообщаться.
В
заключении
хочу
перечислить
педагогические
технологии
и
инновационное содержание образования, используемые в работе с детским
коллективом:
курс
“
Введение
в
школьную
жизнь”
адаптационно-
развивающий,
курс
“Речь
и
культура
общения”
-
коммуникативно-
коррекционный.
Курс
“Я
и
мое
здоровье”
-
забота
о
своем
здоровье.
Психолого-коррекционное
сопровождение
учащихся,
социально-защитное
сопровождение учащихся.
Предполагаемые результаты работы классного руководителя
1.
охотное, без принуждения, участие в деятельности класса, школы;
2.
развитие личности;
3.
нравственная ориентация школьников;
4.
степень соответствия реального облика ученика образу выпускника
основной школы.
Классные достижения:
100% успеваемость в классе.
100% посещаемость.
2 ученика продолжают обучение в общеобразовательном классе.
Достаточная
степень
соответствия
облика
ученика
образу
выпускника основной школы.
Нравственная ориентация учащихся.
Охотное
участие,
как
детей,
так
и
родителей
в
классных
и
школьных событиях.
Определённый уровень общей культуры и дисциплины.
Анализируя
проделанную
работу,
могу
сказать,
что
в
основном
поставленных
целей,
как
классный
коллектив,
я
добилась.
Несомненно
,корректировка ещё некоторых вопросов нужна (работа с родителями), но ещё
есть
время,
а
главное
силы,
энтузиазм.
Мои
дети
на
глазах
выросли,
повзрослели.
С
ними
я
положила
свой
опыт
работы
–
это
доверие,
открытость, понимание, помощь, сочувствие. Быть нужной и полезной для
детей для меня очень важно, ведь беды и трудности возникают тогда, когда
рядом нет взрослого человека с кем можно поделиться, своими мыслями и
чувствами. Помощь – это совет, разговор по душам. Мои дети выросли и
повзрослели,
скоро
покинут
стены
школы,
но
я
верю,
что
они
будут
дружными, добрыми, отзывчивыми ребятами.
Классное руководство стало для меня потребностью порой трудоёмкой и
тяжкой, но наполнило жизнь новыми эмоциями, переживаниями и чувствами.
В результате проводимых мероприятий исчезла агрессия, конфликты, дети
стали
чувствовать
себя
комфортно,
стали
заметны
успехи
в
обучении
и
воспитании, родители удовлетворены этими результатами. Стало заметно, что
ученики
стремятся
помочь
друг
другу,
познать
новое,
поучаствовать
в
мероприятиях класса, школы, да и просто пообщаться.