Автор: Бодренко Елена Владимировна Должность: учитель английского яыка Учебное заведение: МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Населённый пункт: Саратовская область, Балашовский район Наименование материала: статья Тема: Методика работы над проектами в основной школе Раздел: полное образование
Методика работы над проектами в основной школе
Проекты в основной школе – это трудно? Формирование проектной
деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным
умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В
современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не
вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент
системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Проект поможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их
критического мышления, умений применять полученные знания на практике,
научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству
самостоятельной работой школьников и их мотивации.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-
за наличия в проектной деятельности ключевого признака –
самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение
акцента от инструментального подхода к технологическому происходит
благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и
планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Формирование чувства ответственности происходит подсознательно:
учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал
правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться
является главным фактором эффективности проектной деятельности. При
решении практических задач естественным образом возникают отношения
сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет
содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному
решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел
сформулировать сам учащийся.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к
технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и
учащимся.
Работа над проектом происходит посредством направления действий
учащихся, все должны прийти к одному ответу. Используя алгоритм работы,
и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути
к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная
деятельность учащихся. Чтобы получить конкретный результат поможет ряд
заданий. Выполняемые задания помогут выявить основные этапы проекта.
Основные этапы проекта
1.
Выдвижение проблемы, цели проекта.
2.
Планирование.
3.
Выполнение проекта.
4.
Анализ результатов.
5.
Защита проекта.
Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего
обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной
деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Особенности работы над проектом в основной школе
Проектную деятельность целесообразно организовывать в группах.
Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно
выбирать из любой области.
Презентации целесообразно проводить на школьной конференции, публично.
Основные этапы работы над проектом
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы,
жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся
идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя
задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к
логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению
проектной работы. При формировании группы в их состав включаются
школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации,
обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов
реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи,
викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие,
требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не
подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать
ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить
одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики
обучения важны способы выполнения и представления проекта.
Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов.
Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе,
образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.
Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли
выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а
потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов - этапов от принятия идеи проекта до его презентации
зависит от его сложности.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое - то, что
имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет
писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие
простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего
или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы) У
детей должно создастся впечатление, что английский язык - это развлечение,
цвет, деятельность, удовольствие.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать,
вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими
людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи
на аудиокассету.
Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в
проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например,
ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может
прекрасно рисовать. Или выполнить проект на русском языке, но по какому-
либо аспекту сравнительного языкознания, сопоставив русский и английский
язык (проект «Сопоставительный анализ русских и английских
фразеологизмов», « Сопоставительный анализ русских и английских
пословиц и поговорок на тему..» др.)
Основной задачей образования становится актуальное исследование
окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к
проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них
энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое
индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети
должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и
оценить.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся
открывают для себя ценность английского языка как языка международного
общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою
семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков,
когда по результатам его выполнения, учитель оценивает усвоение
учащимися определенного учебного материала.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на
правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности
учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении
проекта.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи,
стоящие передо мною как учителем иностранного (и русского) языка, но и
воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии
своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно,
узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого
языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать формированию
активной гражданской позиции учащихся и максимального развития
индивидуальных способностей и талантов каждого.
Из опыта работы: использование метода проектов в школьной практике
Остановлюсь подробнее на конкретных примерах. На среднем этапе обучения
учащиеся, безусловно, более осознанно, более творчески подходят к
созданию проекта. Все темы, предложенные учащимся, учитывали прежде
всего их интересы и проблемы.
Были внедрены такие проекты, как: "My village", "10 very strange British
traditions"; "Culture discovery in the world", "My dear granny", “My hobby”,
“Santa Claus and Ded Moroz”, целая серия проектов по теме “Тhe English and
Russian food”, “My favorite season”,и много-много других. Такие проекты
готовятся как индивидуально, так и группой желающих учеников. Для
защиты дети могут приготовить и компьютерную презентацию (тогда в
проект «включаются» даже родители), и нарисовать рисунки, и сделать
фотографии, видеоролик, выполнить поделки и.т.д.
Достаточный процент занимают творческие проекты. Это, прежде всего,
разного рода попытки художественного перевода стихотворений английских
поэтов. Такие проекты по плечу лишь старшим детям, чья языковая база и
знания по теории стиха уже позволяют работать в этом направлении.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора познавательной, исследовательской деятельности своих
учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю
приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу
учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся,
на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого
характера.
Принятие решения о
выполнении проекта