Зимние развлечения для детей
Автор: Култаева Альбина БийбулаевнаДолжность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №71 "Антошка"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Консультация
Тема: Зимние развлечения для детей
Раздел: дошкольное образование
Назад
Зимние
развлечения
для
детей
Катание с горки на санках — одна из любимых забав детворы.
Сделать
горку
очень
просто.
Если
есть
естественная
возвышенность, достаточно утрамбовать на ней снег и полить
водой со стороны ската. Можно устанавливать и деревянную
горку.
Она
хороша
тем,
что
уже
с
первых
морозов
при
небольшом снежном покрове дети могут кататься на санках или
фанерах.
Делают
горку
даже
из
снега.
Для
этого
накатываю
шары
разных
размеров,
кладут
их
в
ряд,
промежуток
засыпают
снегом и заливают водой. Ступеньки — из снега, а пролеты
между ступеньками — из досок. Доски плотно врывают в снег,
поливают водой, затем посыпают песком.
Как все игры детей требуют со стороны взрослы контроля и
руководства, так и катание с горки нуждается во внимании
родителей. Что при этом надо иметь в виду? Прежде всего
проследить, чтобы дети организованно спускались на санках и
взбирались в гору установить очередность катания, напомнить
о
правилах:
ждать
своей
очереди,
входить
на
горку
с
определенной стороны, съежат, когда на скате никого нет Ведь
нарушение правил может привести к травмам
Чувство страха перед спуском малыш преодолевается сразу.
Большую помощь в этом окажет кто-нибудь из старших детей:
скатится с малышом вместе. Присутствие старшего товарища
поможет преодолеть страх. Не нужно забывать и о времени
катания с горы, чрез 25—30 минут надо предложить другое
занятие. Невозможно представить зимних игр и развлечений
без коньков и лыж. Это очень полезный вид спорта. Коньки и
лыжи
развивают
чувство
равновесия,
укрепляют
костно-
мышечную
систему,
воспитывают
быстроту
и
ловкость,
благотворно влияют на весь организм.
Ходьба на лыжах и бег на коньках улучшают работу органов
дыхания
и
укрепляют
дыхательную
мускулатуру.
В
естественных природных условиях обеспечивается закаливание
детского организма.
Обучение ходьбе на лыжах осуществляется взрослыми. Успех в
овладении
ходьбой
на
лыжах
зависит
от
того,
насколько
правильно они подобраны. Для детей 4—5 лет лыжи должны
быть примерно на 5 см выше их роста. Детям постарше высоту
лыж определяют по высоте вытянутой руки ребенка. Выбирая
лыжи,
надо
смотреть,
чтобы
они
не
имели
перекосов
и
искривлений.
Поставленные
скользящими
поверхностями
плотно друг к другу, они должны соприкасаться.
Чтобы
проверить,
не
отличаются
ли
лыжи
по
длине,
необходимо поставить их параллельно, носками друг к другу,
разница не должна превышать 3—5 мм. Лыжные палки доходят
до плеч ребенка. Они имеют надежно укрепленные кольца и
кожаные петли для рук.
Первые
упражнения
очень
просты.
Покажите
ребенку,
как
разворачиваться
на
месте
способом
переступания.
Разворот
переступанием
следует
начинать
на
ровном
месте
(следить,
чтобы пятки лыж не перекрещивались). Надо приподнимать
носок той ноги, которая ближе к повороту, и, сделав шаг в
сторону, другую ногу приставить. Шаги при этом должны быть
равномерными,
обычной
величины.
Затем
можно
учить
ребенка ходить по прямой ступающим шагом.
Первые
занятия
надо
разнообразить.
Чтобы
они
радовали
детей, поначалу целесообразно применять способ «буксировки».
Ребенок стоит на лыжах в стойке: ноги параллельно, колени
слегка
согнуты,
корпус
наклонен
вперед
—
и
держится
за
палки, которые тянет взрослый. Детям нравится «буксировка»,
они быстро ее усваивают и могут выполнять самостоятельно
вместе с товарищами.
До тех пор пока дети не усвоят назначение палок помогать
толчку и удлинять шаг, обучение ходьбе по прямой проводят без
палок, так как ребенок часто пользуется ими неправильно —
опирается на них, как только начинает чувствовать, что теряет
равновесие.
Скользящему шагу передвижения по прямой обучают тоже без
палок. При скользящем шаге лыжи совсем не отрываются от
поверхности. Дети учатся этому шагу по хорошо накатанной
лыжне, лучше всего идущей под уклон, при этом движениями
рук
помогают
сохранить
равновесие.
Дошкольники
обычно
идут на лыжах, не сгибая колен; нужно следить за тем, чтобы
колени
были
не
напряжены,
эластичны
и
слегка
согнуы.
Особое внимание следует обращать на то, чтобы корпус был
наклонен вперед лишь слегка.
Постепенно
скользящий
шаг
становится
более
удлиненным,
убыстряется и темп движения. Детям дают палки и подводят к
выполнению
попеременного
двухшажного
шага.
Как
и
при
ходьбе, движения рук и ног здесь чередуются: с левой ногой
идет
правая
рука,
и
наоборот.
Каждый
шаг
завершается
скольжением
на
выставленной
вперед
лыже.
В
момент
скольжения нужно следить за тем, чтобы лыжа располагалась
на снегу плоско. Палка выносится вперед и опускается на снег,
несколько опережая ступню. При скольжении сгибать колено и
подать его вперед.
Детям
6—7
лет
можно
показать,
как
отталкиваться
двумя
палками:
приподняться
на
носки,
корпус
вперед,
палки
выносятся под прямым углом.
Дети этого возраста могут научиться преодолевать некрутые
подъемы и спуски.
При восхождении на горку используется подъем «лесенкой»,
приставным шагом. Ребенок становится боком к горе, лыжи в
горизонтальном положении, параллельно одна другой. Стоящая
выше нога делает небольшой шаг вверх, опускается на внешнее
ребро
так,
чтобы
лыжи
не
скользили;
другая
нога
приставляется и ставится на внутреннее ребро. При этом надо
следить, чтобы лыжи ставились параллельно.
Можно научить детей подъему «полу елочкой» или елочкой.
Полу елочкой взбираются боком. Способ елочкой сложен, но
дети
7
лет
могут
им
овладеть.
При
подъеме
носки
лыж
разводятся широко в стороны. Пятки лыж переносятся одна
через другую. Лыжи ставятся на снег внутренними ребрами;
корпус должен быть наклонен в сторону подъема.
Скатыванием
со
склонов
дети
овладевают
одновременно
с
подъемами. Обучение начинается со спуска в основной стойке.
Ребенок расставляет лыжи примерно на ширину ступни, слегка
сгибает
колени
и
подает
туловище
вперед;
руки
свободно
согнуты в локтях. Самое главное во всех случаях — верхняя
часть
туловища
расслаблена,
а
колени
подвижны.
Итак
основные
«заповеди»:
колени
согнуты,
вес
тела
перенесен
вперед, лыжи стоят параллельно.
Детям нужно показать, как преодолевать небольшие бугорки и
ямки. При съезде на бугорок посильнее присесть, при спуске
слегка выпрямиться. Приемы торможения плохо усваиваются
дошкольниками, но один из способов можно дать — торможение
«плугом»: задники лыж раздвигаются, носки сводятся вместе,
лыжи ставятся на внутренние ребра, колени несколько сведены
внутрь. Спуски и подъемы проводят без палок.
Освоенные приемы ходьбы на лыжах дадут возможность детям
ходить на дальние расстояния — на прогулки и экскурсии в
лес,
парки.
Здесь
дети
могут
стать
свидетелями
лыжных
соревнований,
наблюдать
как
красивыми
и
быстрыми
движениями
лыжников,
увидеть
красоту
зимнего
леса.
Продолжительность лыжных прогулок 20—25 минут в один
конец.
Время
катания
зависит
от
погоды.
Оно
уменьшается
при
морозах
(ниже
—15е),
а
в
хорошую
погоду
оно
не
должно
превышать 30—35 минут (с обязательным отдыхом). Прогулки
на
лыжах
проводят
два-три
раза
в
неделю.
Одежда
детей
вначале обычная зимняя, но по мере овладевания навыками
ходьбы на лыжах лучше кататься в свитере и лыжном костюме.
Такая
одежда
предохраняет
детей
от
перегревания,
не
сковывает движений и улучшает эмоциональный настрой: дети
чувствуют себя настоящими лыжниками.
Ходьбу на лыжах хорошо сочетать с бегом на коньках, но этот
вид
спорта
доступен
детям
5—7
лет.
Детям
с
сердечно-
сосудистыми
заболеваниями,
признаками
плоскостопия
и
нарушениями
осанки
(сколиозы,
лордозы)
бег
на
коньках
противопоказан. Поэтому, прежде чем начинать обучение бегу
на коньках, надо проконсультироваться у врача. Он подскажет,
полезны ли ребенку занятия и чему лучше учить: фигурному
катанию или обычному бегу на коньках.
Коньки с ботинками надо хорошо подобрать. Они должны быть
такого же размера, как и повседневная обувь, или на один
номер больше (чтобы можно было надеть шерстяной носок).
Для детей удобнее и надежнее коньки типа «Снегурочка» (но не
двухполозные)
или
«фигурные».
Другие
типы
коньков
—
«канада» и «гаги» имеют узкий полоз, высоки, и потому дети
плохо
владеют
ими.
Научить
детей
правильно
бегать
на
коньках
может
каждый
взрослый,
который
сам
увлекается
коньками. Надо только любить этот вид спорта, суметь им
заинтересовать детей.
Вызвать желание кататься легче, чем закрепить eго с первых
же шагов дети убеждаются в том, что двигаться на коньках не
так просто. Может наступить разочарование. Первые занятия
требуют от взрослого
большого
такта,
умения
отвлечь
ребенка
от
неприятных
ощущений:
где
шуткой,
где
поддержкой,
выражением
уверенности в том, что он непременно справится.
Приятными
станут
занятия,
если
начать
учить
сразу
нескольких детей. В небольшом коллективе каждый ребенок
будет чувствовать себя увереннее среди равных.
Первые шаги малыш делает с помощью взрослого. Надо учить
его шагать не торопясь, спокойно; следить, чтобы ноги стояли
параллельно, не наклонялись вовнутрь.
Первоначальные упражнения можно выполнять в помещении
или на улице, когда ляжет хороший, твердый снежный покров.
Чтобы
дети
не
разочаровались
от
скучной
ходьбы,
следует
разрешать
им
кататься,
как
они
хотят
и
как
смогут,
предварительно научив их правильно падать: приземляться на
бок,
не
опираясь
на
руки.
Правильное
«приземление»
предохранит детей от сильных ушибов.
Умение сохранять равновесие на коньках придет постепенно.
Этому
помогут
разнообразные
задания:
сделать
приседание,
наклон, отвести ногу в сторону, кто больше продержится на
одной ноге.
Не
надо
задерживать
ребенка
на
простой
ходьбе:
покажите
короткий разбег и скольжение на параллельно поставленных
коньках — «кто больше проедет после разбега».
Прежде чем вывести детей на лед, надо установить твердые
правила:
кататься
в
одну
сторону
против
часовой
стрелки,
падаешь
—
не
держись
за
товарища.
Не
мешай
товарищу.
Нельзя быть на льду без коньков. Не сиди на льду.
Переход на лед труден для новичка. Все навыки, которые он
получил раньше, тут же забываются, так как на льду он не
чувствует
привычной
устойчивости,
изменяется
и
техника
разбега. Прежде всего надо показать, как держать корпус, как
разбежаться,
поддерживаясь
за
руку
взрослого.
Затем
дать
возможность
ребенку
самому
разбежаться
и
скользить
по
прямой, отталкиваясь внутренним ребром конька в сторону-
назад; корпус слегка наклонен вперед, колено мягко сгибается.
После отталкивания нога, легко сгибаясь в колене, снимается
со льда и плавно выносится вперед. Движения рук в разбеге
такие же, как и при обычном беге: при скольжении опущены
вниз в разведены в сторону. Учите ребенка тормозить на льду:
во время скольжения колени обеих ног сближаются, задники
коньков
разводятся
в
стороны,
а
туловище
немного
отклоняется
назад.
Торможение
осуществляется
обоими
коньками,
основная
опора
падает
на
внутренние
ребра
полозьев. Покажите детям, как делать повороты. Ребенок, не
снижая скорости, немного наклоняется к центру круга, слегка
нажимает коньками на лед (при правом повороте внешним
ребром правого и внутренним ребром левого конька, при левом
повороте
—
наоборот).
Когда
дети
овладеют
определенным
кругом движений бега на коньках, на льду можно проводить с
детьми подвижны игры, эстафеты: «Кто быстрее», «Салочки»,
«Кто дальше». .
Время катания на коньках зависит от погоды и навыков детей.
Первые дни не больше 10—15 минут, а затем время можно
постепенно
увеличивать,
доведя
до
30
минут
(включая
и
отдых).
Как при обучении ходьбе на лыжах, так и при катании на
коньках необходим постоянный и внимательный контроль и
безусловное подчинение детей указаниям взрослых.
В раздел образования