Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Автор: Сиводерова Людмила Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРРДС №21" Населённый пункт: город Анжеро-Судженск Наименование материала: статья Тема: Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию Раздел: дошкольное образование
Автор: Сиводерова
Людмила
Владимировна,
воспитатель
МБДОУ
«Центр
развития ребенка – детский сад №21» г. Анжеро-Судженск
Название
статьи: «Преемственность в работе детского сада и школы как
условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Проблема
преемственности
между
дошкольным
и
начальным
образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности
между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой
педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребенка.
Введение
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места,
а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную
ребёнком».
Л. С. Выготский
Введение
и
принятие
новых
Федеральных
Го сударственных
Образовательных
Стандартов
(ФГОС)
дошкольного
образования
является
важным этапом
преемственности
деятельности
детского
сада
и
школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования
существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности
повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи
в
школьном
обучении
во
многом
зависят
от
качества
знаний
и
умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка.
Проблема
преемственности
между
дошкольным
и
начальным
образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности
между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой
педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для
каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями
развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов
целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не
случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и
целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов
развития образования в России.
В
качестве
оснований
для
осуществления
преемственности
дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1.
Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2.
Уровень
развития
их
познавательной
активности
как
необходимого
компонента учебной деятельности.
3.
Умственные и нравственные способности учащихся.
4.
Сформированность
их
творческого
воображения,
как
направления
личностного и интеллектуального развития.
5.
Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками.
Задачи:
-
Способствовать
укреплению
и
сохранению
здоровья
дошкольников,
готовящихся к обучению в школе.
-
Всестороннее
развитие
детей,
позволяющее
им
в
дальнейшем
успешно
овладеть школьной программой.
- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития
ребенка.
Цели:
- Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского
сада в школу.
-
Обеспечить
систему
непрерывного
образования
с
учетом
возрастных
особенностей дошкольников и первоклассников.
- Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития
познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
-
Увлечь
детей
детского
сада
перспективой
школьного
обучения, вызвать
желание учиться в школе.
При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их
приспособление
к
новым
условиям,
которое
осуществляется
на
основе
формирования
их
готовности
к
обучению
в
начальной
школе.
Процесс
адаптации
выпускников
в
начальной
школе
многоаспектен
и
включает
приспособление
к
режиму
работы
школы;
школьному
и
ученическому
коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и
ценностям начальной школы.
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и
школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и
родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту.
Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую
очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение
физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70%
детей с симптомами дезадаптации.
Необходимость преемственности
Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи
между
смежными
ее
звеньями
в
целях
последовательного
решения
задач
обучения и воспитания.
Преемственность
детского
сада
и
школы
предусматривает,
с
одной
стороны,
передачу
детей
в
школу
с
таким
уровнем
общего
развития
и
воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой –
опору
школы
на
знания,
умения,
качества,
которые
уже
приобретены
дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего
развития учащихся.
Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования,
которые
предъявляются
детям
в
первом
классе,
и
в
соответствии
с
ними
готовить старших дошкольников к систематическому обучению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по
содержанию
обучения
и
воспитания,
так
и
по
методам,
приемам,
организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель
начальной
школы
для
повышения
эффективности
обучения
использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель
детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания,
упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников
предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском
саду предшествует уроку в школе.
Одним
из
интегральных
показателей
деятельности
ДОУ
является
формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает
качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и
различных педагогов-специалистов.
Готовность детей к обучению в школе.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей
предпосылок
для
успешного
усвоения
учебной
программы
и
вхождения
в
ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого
является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо
различать
специальную
и
общую
готовность
к
учению
ребенка
в
школе.
Специальная
готовность
определяется
наличием
у
него
знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких
школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность
определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая
готовность
– это
хорошее
состояние
здоровья
ребенка,
выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные
антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший
уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех
мелкий,
точных
и
разнообразных
движений,
которых
требует
овладение
письмом,
наличие
устойчивой
умственной
работоспособности,
достаточное
развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок
легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в
школе.
Под психологической
готовностью понимается
прежде
всего
уровень
интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К
концу
старшего
дошкольного
возраста
дети
владеют
значительным
кругом
знаний
об
окружающем,
о
жизни
людей,
о
природе.
Объем
этих
знаний
определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не
отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе
которых возможно вести предметное обучение в школе.
Большое
значение
имеет
развитие
у
них
познавательных
интересов,
любознательности.
Это
основа
для
формирования
у
детей
в
школе
разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в
школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует
произвольного
внимания,
целенаправленного
запоминания,
умения
контролировать
свое
поведение,
дисциплинированности,
ответственности,
самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой
готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку
войти в новый, школьный коллектив.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к
новому
социальному
положению
ученика,
который
имеет
свои
права
и
обязанности.
Формы преемственных связей.
При
поступлении
в
начальную
школу
происходят
кардинальные
изменения
в
статусе,
образе
жизни
и
деятельности
детей,
посещавших
дошкольные
образовательные
учреждения.
Доброжелательно-демократичный
стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается
трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям
обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в
среднем 3-6 месяцев. В этот период и последующие 1-1,5 года особенно важно
и
необходимо
осуществление
преемственности
в
содержании
образования,
формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи
детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление
этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы
и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели
знакомятся
с
содержанием
и
спецификой
учебно-
воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы
развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою
очередь,
учителя
получают
представление
о
содержании
воспитательно-
образовательной
работы,
осуществляемой
в
детском
саду,
с
тем
чтобы
опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы
воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;
2.Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе,
а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего
дошкольного
возраста;
с
этой
целью
целесообразно
присутствие
педагогов
начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками,
индивидуальные
беседы
с
отдельными
из
них,
посещение
педагогических
советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных
группах;
3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы
обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом
коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение
педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых
классов;
Проведение
конференций
и
Педагогических
чтений
по
проблемам
всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные
обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет
вырабатывать
согласованные
взгляды
на
критерии
готовности
детей
к
школьному
обучению,
на
проведение
диагностических
процедур
в
связи
с
записью детей в школу.
5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий
ДОУ.
Проведение
совместных
с
ДОУ
оздоровительно-воспитательных
мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков
и
физкультурных
занятий
с
приглашением
родителей»
и
др.
Применение
технологий закаливания в ДОУ.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в
ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как
уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и
другие.
В
результате
таких
контактов
педагогов
детских
садов
и
школ
достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования
школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в
свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского
сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного
воздействия.
Связь
между
детьми
подготовительной
группы
и
школьниками
поддерживается в течении всего учебного года. Ознакомление дошкольников со
школой
дает
возможность
расширить
соответствующие
представления
воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного
музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников,
музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и
школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к
систематическому обучению.
Из опыта работы
В
нашем
МБДОУ
«Центр
развития
ребенка
–
детский
сад
№
21»
проводятся следующие формы осуществления преемственности:
1.
Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют
возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с
учениками.
В
сентябре
дети
подготовительной
группы
присутствовали на школьной линейке. Экскурсии дошкольников в
школу,
встречи
со
школьниками
оставили
особенно
радостные
впечатления у детей, они постепенно узнали условия и традиции
школьной жизни.
2.
За год до поступления детей, администрация школы определяет
учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течение учебного
года
учитель
посещает
режимные
моменты
образовательного
процесса. Он наблюдает за ними, общается с ними.
3.
Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых
уроков и занятий друг у друга.
4.
Также проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов
ДОУ с родителями и их детьми.
5.
Планируются
в
течение
учебного
года
проведение
совместных
спортивных,
музыкальных,
театрализованных,
развлекательных
мероприятий,
мастер-классов
с
первоклассниками
и
детьми
подготовительной группы.
Важнейшим
условием
эффективности
работы
по
налаживанию
преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей,
задач
и
содержания
осуществления
преемственности,
доброжелательный
деловой контакт между педагогическими коллективами.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность
заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом.
Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении
содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель
осуществления
преемственности
–
создание
условий
для
эффективного
и
безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на
отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;
3)
развитие
учащихся в
начальной
школе
на
основе
использования
элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения
совместных
мероприятий,
совместной
деятельности
педагогов
ДОУ
и
начальной
школы,
совместной
подготовки
педагогов
ДОУ
и
учителей
начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого
образовательного
пространства,
использования
преемственных
технологий,
форм и методов обучения и воспитания.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред.
В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.
2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация
преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе.
– М.: Школьная Пресса, 2008.
3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников:
Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.
Доскин
В.А.
Здоровье
ребенка
и
его
готовность
к
школе:
пособие
для
родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.