Напоминание

"Согласные звуки [р, р"],буквы Р, р "


Автор: Иванова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №63
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: "Согласные звуки [р, р"],буквы Р, р "
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 63»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА:
«Путешествие с Буквоедом».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ: ИВАНОВА Л.Г. ОРЕНБУРГ, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное занятие на тему «Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р» относится к образовательным областям – познавательное и речевое развитие. Занятие ори- ентировано на детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной обла- сти «Речевое развитие» Образовательной программы дошкольного образова- ния МДОБУ «Детский сад № 63». Занятие организуется в рамках знакомства детей с новой буквой [Р], но- выми звуками [р, р'], их классификация; закреплять умение составлять сло- ва, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная информация

Приме-

чание

1.

Ф.И.О. педагога
Иванова Л.Г
2.

Доминирующая об-

разовательная об-

ласть
Развитие речи
3.

Вид деятельности де-

тей
Коммуникативная, игровая, двигательная.
Методическая информация

1.

Тема образователь-

ной деятельности
«Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р».
2.

Методы и приемы

реализации содержа-

ния занятия
- Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается помочь Буквоеду спасти его друга Грамотея); - Активизация деятельности в процессе занятия (беседа, создание проблемной ситуации, обсле- дование, анализ, выводы) - Поддержание интереса у детей (ситуация вы- бора, планирование, физкультурная пауза); - Оценка и самооценка (поощрение, взаимопо- мощь детей).
3.

Интеграция образо-

вательных областей
- Социально-коммуникативное развитие (социа- лизация: соблюдать элементарные правила пове- дения); - Познавательное развитие (предварительная ра- бота проговаривание скороговорок со звуком Р. Дидактическая игра «Поймай звук, обозначь его буквой», «Доскажи словечко»). - Речевое развитие (дидактические игры «Какой звук заблудился»; игра-викторина; чтение сказки о буквах Г. Юдина; чтение загадок, стихов и по- словиц); - Физиче ское развитие (физ. м и н у т ка «Буквоед»).
4.

Возрастная группа:
Дети 6-7 лет
5.

Цель:
Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].
6.

Задачи:

6

6.1

Образовательные:
- Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация; -закреплять умение составлять слова, их звуко- вые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
6.2

Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность и коммуни- кативность в отношениях со сверстниками; 3
- Воспитывать культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, друже- любие). -Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.
6.3

Развивающие:
- Развивать умение выделять на слух слова с за- данным звуком; - Развивать речевую активность детей, мышле- ние, воображение, память.
7.

Планируемые ре-

зультаты:
-Дети умеют проводить звуковой анализ слова дифференцируя звуки по их качественной харак- теристике (согласные и гласные, ударные и без- ударные, согласные твердые и мягкие). - Знают отличие звука от буквы. -Умеют сравнивать слова по звучанию, подби- рать слова на заданный звук. -Узнают графическое изображение буквы Р.
8.

Организация среды

для проведения заня-

тия (образователь-

ной деятельности)
- Игровые атрибуты: кукла Буквоед, кукла Фея, -Изобразительная наглядность: Картинка буква Р. Предметные картинки со звуком Р. Картинка, фишки, раздаточный материал для звукового анализа, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.Фасоль. - ТСО: цифровой фотоаппарат, музыкальный центр.
9.

Подготовка к образо-

вательной деятель-

ности на занятии в

режимные моменты
-Проговаривание скороговорок со звуком Р. -Д\игра: «Какой звук заблудился?» -Игра «Доскажи словечко».
Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (со-

здание проблемной

ситуации)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Мы пожмем друг другу руки Побежит тепло по кругу. Вместе будем очень дружно На вопросы отвечать. Все хотим мы заниматься, Все хотим мы много знать. Воспитатель показывает куклу и поет песню Я Буквоед, я Буквоед, Я ем по букве на обед. Они такие сладкие Слова без них невнятные Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Буквоед: Здравствуйте, мои друзья! А куда это я попал? А что такое детский сад? А чем вы здесь занимаетесь? Ой, как здорово, что у вас буквы есть! 2 мин 4
Зима вот – вот наступит Дует ветер вновь Буквы от меня Уносит прочь и прочь Скажу вам по секрету: Вкуснее их ничего на свете нет Ведь недаром меня зовут Буквоед. Воспитатель: Буквоед, как тебе не стыдно. Бук- вы изучать надо, а не есть. Буквоед (смущенно): Я почему буквы ем? Я ведь в тетради двоечника появился. И что еще с бук- вами делать не знаю. Простите меня. Воспитатель: Давайте будем добрыми и про- стим Буквоеда. А ты Буквоед хочешь с нами учить буквы? Буквоед: С удовольствием. Тогда я смогу начать новую жизнь. Выучусь – буду не Буквоедом, а Буквоведом.
1.2

Мотивация деятель-

ности детей
Воспитатель: Предлагаю тебе Буквоед вместе с нами отправиться в страну грамматики, чтобы познакомиться с но- вой буквой. Вы готовы? Тогда вперёд. Мы шагаем друг за другом Лесом и красивым лугом Листья золотом сияют (Снежинки хлопьями сверкают) 1,2,3,4 полетели, закружились. (Сели на стульчики ) Буквоед: Ребята! Мне нужна ваша помощь. Злая фея превратила в невидимку моего друга Вели- кого Грамотея, его надо спасать. Фея: (появляется из-за ширмы кукла) Ничего у вас не выйдет. Я его не расколдую, если вы не выполните мои задания. 1 мин
1.3

Целеполагание (с по-

мощью педагога

дети формулируют

цель своей деятель-

ности или принима-

ют цель педагога)
Воспитатель: Что, ребята, поможем Буквоеду? Выполним задания, которые приготовила Фея? (ответы детей). 1 мин
II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее

приобретенных зна-

ний
Фея: Первое задание, держите конверт. Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем? Здесь какие-то буквы. А вот и задание: Все по буковке берите и про букву расскажите (дети берут букву, называют ее, и определяют какой это звук гласный или согласный). - Какие звуки называют гласными? (Глас- ные звуки можно петь) 2 мин 5
- Какие звуки называют согласными? (Соглас- ные звуки петь нельзя, мешают губы, язычок и зубы).
2.2

Добывание (сообще-

ние и приятие) ново-

го знания
Вот вам второе задание: я буду называть слова, а вы должны отгадать, какой звук я выде- лю. (Репа, помидор, укроп, горох, редис) Воспитатель: Ребята, какой же звук выделяла фея? (Звук [Р]) Воспитатель: Мы выполнили твои задания, рас- колдуй великого Грамотея. Фея: Ишь, какие хитрые. А вы скажите, звук [Р] - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? (согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым) Каким цветом будет обозначаться звук [Р’] (зелё- ным) А каким цветом будет обозначаться звук [Р] (си- ним) Почему звук мягкий или твёрдый? (После звука гласная буква придаёт мягкость или твёрдость) Воспитатель: Всё, фея, и с этим заданием мы справились, отпускай Грамотея. Фея: Э, нет! Сейчас ещё сложнее задание будет. Нужно будет отгадать, где спрятался звук: в на- чале слова, в середине или в конце слова. (Воспитатель показывает картинки (помидор, огурец, перец, редис, репа) со звуком [Р], дети называют где спрятался звук) Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать те предметы, которые изображены на картинках. (Овощи) Буквоед: Ох, устал я. Всё задания, да задания. Нужно немножко отдохнуть. Воспитатель: Чтоб усталость быстро снять, Попрошу вас тихо встать. Буквоежка потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Рано утром умывался, Полотенцем обтирался. Вправо, влево наклонялся И обратно возвращался. Ножками топал, Ладошками хлопал. Руки в стороны, В локтях сгибаются А в плечах вращаются. Руки в стороны, В кулачок и на бочок. Вот здоровья в чём секрет Всем друзьям физкульт привет. 12 мин 6
Буквоед: Ура! Я уже выучил звук Р. Фея: Какой шустрый. Ты узнал звук [Р], [Р’]. Вот вам следующее задание: как на письме обозначается звук «Р» Буквоед: А звук «Р» можно как-то обозначить? Воспитатель: Конечно. Ребята, как на письме обозначить звук? (буквой) Воспитатель вешает на доску картинку с буквой [Р]. Буква «Р» согнула ручку, Ну-ка, с кем пройти под ручку?
2.3

Самостоятельная де-

ятельность детей по

закреплению нового

знания
Фея: Ну, хорошо, со следующим заданием вы точно не справитесь. Воспитатель: Нет, Фея мы обязательно спра- вимся, правда, ребята! Фея: Для этого вам будет нужно перейти через вон ту реку на другой берег и там вас ждут очень сложные задания! Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся дальше, путь у нас не легки ведь мост через эту реку очень узкий и давно не ремонтировался, поэтому надо быть очень осторожными. (Дети друг за другом переходят через реку по мостику и садятся на свои места за столы). -Ребята, по- смотрите что лежит у вас на столе? (Фасоль) -Ребята, Фея предлагает нам выложить букву [Р] из фасоли. (дети выкладывают на столах букву Р) Воспитатель: Хорошо, ребята, справились. Рас- колдуй фея теперь Грамотея. Фея: Ишь, обрадовались. А сможете ли вы про- читать слоги с буквой «Р» Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем прочи- тать слоги с этой буквой. (Дети читают слоги с доски) Фея: Ладно, ладно. Если сейчас вы правильно сделаете звуковой анализ слова «Репа», то я рас- колдую великого Грамотея. Воспитатель: Ребята, давайте с вами сдела- ем звуковой анализ слова «Репа» - какой первый звук? ([Р’], согласный, звонкий, мягкий) - какой второй звук? ([Е], гласный) - какой третий звук? ([П], согласный, глухой, твёрдый) - какой четвёртый звук? ([А], гласный) - сколько слогов в слове «Репа»? - на какой слог падает ударение? (на первый слог) (Дети делают звуковой анализ слова «Репа») Фея: Ну, хорошо, хорошо возвращайся Буквоед 10 мин 7
домой расколдовала я Грамотея. (исчезает)
III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ

деятельности детей
Буквоед: Спасибо, Вам, ребята, что помогли мне расколдовать моего друга! Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (Звучит музыка, дети друг за другом переходят на палас) Буквоед: Ой, как хорошо было с вами. Я обе- щаю, что буквы больше есть не буду, а буду их учить. Воспитатель: Ну, значит ты стал настоящим Бук- воведом! Давайте напомним Буквоведу с какой буквой мы сегодня познакомились? - Этот звук гласный или согласный? -Что было для вас трудное? -Что было интересного? 2 мин
IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Дидактическая игра
«Первое чтение». 8


В раздел образования