Программа элективного курса по математике в 9 классе
Автор: Мадьянова Альфия Звкировна Должность: учитель математики Учебное заведение: Беденьговская"ООШ" Населённый пункт: Село татарская Беденьга Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа элективного курса по математике в 9 классе Раздел: среднее образование
«Эмоционально-личностное развитие дошкольников»
В современной отечественной педагогике достаточно часто используются
понятия «эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность» и
др.
Но программно -
методическое обеспечение эмоционального развития
дошкольников существенно отстает от потребностей практики.
Традиционно считалось,
что главная задача дошкольного детства - дать
ребенку основные знания, умения, навыки. Говорилось о воспитании чувств,
преимущественно этических и эстетических,
но
абстрактно «создавать
детям эмоционально комфортную атмосферу»).
В
настоящее
время
ситуация
несколько
изменилась.
Качество
дошкольного
образования
ни
в
коем
случае
не
должно
сводится
к
результатам, которые демонстрирует ребенок, - оно обязательно связано с
“ежедневной
радостью
ребенка”.
Воспитателю
необходимо
быть
крайне
внимательным
к
эмоциональному состоянию
каждого
дошкольника,
адекватно
интерпретировать
его
поведение,
понимать
причину
душевного
дискомфорта
и
выбирать
наиболее
эффективную
и
оправданную в
конкретной ситуации форму педагогического воздействия.
Однако
остаются
нерешенными
многие проблемы,
например:
не
учитывается в должной степени роль семьи в благополучном эмоциональном
развитии ребенка;
четко не отработаны формы взаимодействия педагогов и
родителей по устранению причин эмоциональных трудностей детей и др.
Работа
по
развитию
эмоциональной
сферы
ребенка
всегда
считалась
прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до
сих пор не во всех детских садах есть такая служба.
Кроме
того,
даже
при
наличии
в
ДОУ
высококвалифицированного
педагога-психолога работа по развитию эмоционально- личностной сферы
дошкольника должна продолжаться воспитателями в каждой группе.
В
последние
годы
становится все
больше
детей
с
нарушениями
психоэмоционального
развития, к
которым
отно сятся эмоциональная
неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к
трудностям во взаимоотношениях
с
окружающими.
Более того, на фоне
таких
нарушений
возникают
так
называемые вторичные
отклонения,
которые
проявляются,
например,
в
устойчиво
негативном
поведении.
Соответствующим образом организационная
работа (занятия,
совместная
дельность,
самостоятельная
деятельность)
по
эмоциональному
развитию
способна не
только
обогатить
опыт
ребенка,
но
и
смягчить
и
даже
полностью устранить
отмеченные проблемы.
Совместная
деятельность, проходит в непринужденной, свободной
ат-
мосфере.
Установка
на
игру,
занимательные
формы
общения
создают
благоприятный
фон
для
конт актов,
у п р а вл е н и я эмоциональной
экспрессией,
продуктивной творческой самореализации.
Педагогическую работу строим с учетом следующих положений.
1.
Системность
организации
психики ребенка, из которой следует, что
развитие
эмоциональной
сферы
возможно путем воздействия на другие
психические
процессы
(ощущения,
мышление, воображение и др.) и их
регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается
тесная связь между эмоциональной и сенсорной сфера
2.
Опора
на
возрастные
возможности
и
сензитивные
периоды
дошкольного
детства. Практическому
воплощению
этого
принципа
способствует
учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки,
игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).
3 . Поэтапность
педагогической
работы. Признавая важную роль каждого
вида
деятельности,
особо
хотелось
подчеркнуть
значение
игры. Игра
с о зд а е т благоприятную
обстановку
для
эмоциональных
проявлений,
творческой
самореализации.
В
процессе
ролевых
перевоплощений,
выполнения
игровых
задач
ребенок
непроизвольно
обогащается
способами выражения эмоций.
Важное
место
принадлежит сенсорным
играм, которые,
помимо
выполнения
своей
основной
задачи,
активизируют
механизмы
эмоционального отклика,
опо средованно
приводят
в действие
эмоциональную
сферу
в
целом.
Эти
игры
не
требуют
большой
предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего
и младшего дошкольного возраста.
Используем
и г р ы
н а развитие
эмоциональной
экспрессии, или
эмоционально-экспрессивные
игры. Они направлены на развитие ми-
мической,
пантомимической,
речевой моторики,
жестикуляционной
выразительности
—
иными
словами,
«языка» эмоций;
создают
благоприятный
фон для
проявления
индивидуальности,
развития
эмоциональной чуткости и др.
В работе с детьми используются произведения
детских писателей и
поэтов,
фольклор. О н и являются
особой
формой
осмысления
о к р у ж а ю щ е й действительности,
формирования
эмоционального
отношения к миру.
Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь,
развивают отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного
диалога педагога с детьми.
Если
эмоционально ребенок
в
группе
чувствует
себя
хорошо
происходит его полноценное
социальное развитие. Так, по результатам
наших наблюдений выявляются положительные результаты: дети проявляют
открытость, доверие к взрослым и друг к другу. Одним из важнейших моментов
эффективного обучения является эмоциональный фон. Результат? Наши дети на-
чинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, вступают в
диалог с воспитателем и сверстниками. Поддерживая в ребенке радостное
настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот
чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому научиться сложно.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать
эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет
гордо сказать:
«Пусть всегда буду Я!».