Автор: Кирюхина Людмила Алексеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ СОШ №328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: конспект урока Тема: "Решение задач на части" Раздел: среднее образование
Методическая разработка (сценарий) урока математики
Полное наименование и
адрес образовательного
учреждения:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №328 с
углубленным изучением английского языка Невского района Санкт – Петербурга.
Адрес образовательного
автора разработки:
Кирюхина Людмила Алексеевна
Контактный телефон:
89522497236
Электронная почта:
kla280277@gmail
Рабочая программа:
Рабочая программа по математике линии УМК под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина, С. Б. Суворова.
Учебник:
Математика. 5 класс под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина, С. Б. Суворова.
Тема урока:
Решение задач на части.
Класс:
5
Уровень образования:
базовый
Цель урока
Обучающиеся будут уметь находить решать задачи на определение состава целого по части, нахождение
целого по части, нахождение части по разности, ведение неизвестной час; формулировать тему урока; ставить
учебную
задачу;
планировать
свою
деятельность;
работать
в
малых
группах;
работать
самостоятельно;
осмысленно воспринимать текст заданий; оценивать правильность выполнения заданий; оценивать свою
деятельность в рамках урока; ответственно относиться к выполнению поставленной задачи, воспринимать
предмет математика, как необходимый образовательный предмет на третьем образовательном уровне.
Задачи урока
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «часть», «части»
умение решать основные типы задач «на части», грамотно оформлять решение задач
Ресурсное обеспечение
урока:
интерактивная доска, проектор, компьютер, учебники (в том числе электронные), презентация
Наименование этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые
результаты
1.
Организационное
начало
-
Здравствуйте дети, присаживайтесь! Сегодня у нас очень важный
день, необычный урок, на котором присутствуют гости.
Давайте
начнём его с приветствия и улыбки. Повернитесь друг к другу и
произнесите следующие слова:
«Здравствуй друг, как ты тут?
Обучающиеся
присаживаются на
свои места. На
краю стола лежат:
учебник, рабочая
Личностные
Коммуникативные
1
Улыбнись мне, а я тебе».
тетрадь, линейка,
карандаш, ручка.
2.
Актуализация
знаний
Игра «Крестики – Нолики».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Задание 1
В одной пачке 20 тетрадей, а во второй в 4 раза меньше. Сколько
всего тетрадей?
а) 60 б) 35 в)15 г) 25
Задание 2
Угадай тип задачи: Туристы для приготовления рисовой каши
берут 2 части риса, 3 части молока. Сколько молока понадобится,
если взять 200 грамм риса?
а) комбинаторная задача б) задача на движение
в )задача на части г) задача на сложение и вычитание
Задание 3
В сплаве содержится 2 части меди и 1 часть цинка. Сколько цинка
содержится в 450гр сплава?
а) 150 б) 100 в)300 г) цинка нет
Задание 4
Мальчик и девочка собрали в лесу орехи. Всего они собрали 120
орехов. Девочка собрала в 2 раза меньше, чем мальчик. Сколько
частей приходится на орехи, собранные девочкой?
а) 2 б) 3 в)1 г) ни одной
Задание 5
Делятся на
команды,
выбирают номер
вопроса, отвечают
на данное задание.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Предметные
2
Мальчик в первый день прочитал 50 листов книги, во второй на 20
листов больше, чем в первый, а в третий на 10 листов меньше, чем
во второй. Сколько всего листов прочитал мальчик?
а) 190 б) 120 в)180 г) затрудняюсь ответить
Задание 6
Взяли 6 частей яблок, 5 частей груш и 3 части слив для варенья.
Масса варенья составляет 1кг400гр. Какова масса 1 части?
а) 110 б) 140 в) 200 г) 100
Задание 7
Продолжи предложение: Чтобы решить задачу на части,
нужно…..
а) ответить на вопрос задачи б) найти 1 часть
в)найти 1 часть, ответить на вопрос задачи
г) всё сложить, а потом разделить
Задание 8
Какая задача подходит к схеме
а) Карандаш стоит в 4 раза дороже, чем ручка. Вместе ручка и
карандаш стоят 100 рублей. Сколько стоит ручка?
б) Ручка дороже, чем карандаш в 4 раза. Сколько стоит ручка и
карандаш по отдельности?
в) Ручка и карандаш вместе стоят 100 рублей. Сколько стоит ручка
и карандаш по отдельности, если ручка стоит в 4 раза дороже, чем
карандаш?
г) к данной схеме составить условие невозможно.
3
100 рублей
Задание 9
В книге две повести. Одна из них короче другой в 2 раза, а вместе
они занимают 240 страниц. Сколько страниц в каждой повести?
Найдите вариант правильного решения:
а) 2+4=6(ч)-всего б) 2+1=3(ч)-всего
240:6 = 40(стр)-1часть 240:3 = 80(стр)-1часть
40·4=160(стр)-1 повесть 80·2=160(стр)-1 повесть
40·2=80(стр)-2 повесть 80·1=80(стр)-2 повесть
Ответ: 160стр, 80стр. Ответ: 160стр, 80стр.
в) 2-1=1(ч)-разница г) 120:2 = 60(стр)-1часть
240·1=240(стр)-2 повесть 60·2=120(стр)-1 повесть
Ответ: 240стр. Ответ: 120стр.
3.
Целеполагание и
планирование
- Что особенного в каждом задании?
- Как это связано с темой предстоящего урока?
Откройте тетради, запишите число, сегодня
29 ноября, классная работа, тема: Решение задач на части.
- Какую задачу мы поставим на сегодняшнем уроке?
Учащиеся
отвечают:
Задачи на части
Решение задач на
части
Ученики
открывают
тетради,
записывают число,
классная работа,
тему урока.
Ученики
формулируют
учебные задачи
урока: повторить и
обобщить как
решать задачи на
части.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
4
4.
Формирование
умений и навыков
- Теперь приступим с вами к реализации поставленных задач на
сегодняшнем уроке. У вас на доске появилась задача №1 и на столе
лежат листочки с набранными задачами для решения
№1 Мороженое
Сахар – 3 части,
Вода – 5 частей;
Молочный жир – 2 части;
Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы приготовить
1 кг мороженого?
- Прочитайте задачу?
- Что нам дано?
-Какова масса мороженого?
-Что нужно найти?
-Давайте спланируем наши действия.
Записать решение 1 учащийся выполнит на обратной стороне доски,
остальные решают задачу самостоятельно, советуясь друг с другом,
Дети читают
условие задачи и
отвечают на
вопросы учителя.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Предметные
5
контролируя.
Для
проверки
решения
задачи,
давайте
обменяемся
тетрадями
и
выполним - роль учителя – возьмите красную ручку, все остальные
ставят отметку о решении.
Верните тетради друг другу и посмотрите на полученный результат,
если есть ошибки, то попробуйте с ними разобраться.
№2 Для овощного рагу нужно 4 части моркови, 5 частей картофеля и
2 части лука. Сколько грамм всего овощей потребуется для рагу, если
взять
а) 300 г лука б) 500г картофеля в) 480г моркови
Данную
задачу
будем
выполнять
самостоятельно,
решая:1ряд
отвечает на вопрос с условием а , 2 ряд-условие б , 3 ряд – условие в .
И от каждого ряда учащийся будет решать у доски.
Решение выполняем самостоятельно, а потом проверим решение с
записями на доске.
Дети записывают
решение,
осуществляют
взаимопроверку.
3 учащихся
работают у доски,
остальные
самостоятельно,
проверяют
решение.
5.
Физпауза
Решение задач – дело нелегкое, надо бы и отдохнуть!
Давайте все вместе встанем из-за парт и проведем минутку отдыха.
Я буду называть числа, если число четное, то вы присаживаетесь,
если число делится на 5, то вы подпрыгиваете, если число делится и
на 5 и на 2, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь.
Вы очень внимательно выполнили все задания и вместе отдохнули.
Мы с вами ценим наше время и каждая минута на уроке важна.
Учащиеся
выполняют
задания физпаузы.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Предметные
6.
Формирование
умений и навыков
Продолжаем наш труд по решению задач, предлагаю следующую
задачу. Задача эта не простая, такую задачу предлагают учащимся 9
класса на экзамене ОГЭ. Ну что посмотрим, сможем ли мы с вами её
решить
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
6
№3 Сплав состоит из 7 частей меди и 3-х частей цинка по массе.
Какова масса сплава, если в нём цинка на 28кг меньше, чем меди?
У доски 1 учащийся будет выполнять схему и попробует предложить
решение. А все остальные ребята эту задачу будут выполнять на
месте и помогать другу у доски.
№4 В одной цистерне было в 3 раза больше бензина, чем в другой.
Когда в первую долили 54л, а во вторую – 26л, то в двух цистернах
стало 200л бензина. Сколько литров бензина было в каждой цистерне
первоначально?
- Какой вопрос в задаче?
- Что сказано про первоначальное общее количество бензина в двух
цистернах?
- Можно ли его найти?
- Как найти количество литров в 1 части?
Оформите решение. 1 учащийся у доски, все остальные записывают
решение в тетради.
Дети изображают
схему к условию
задачи,
оформляют её
решение, 1
учащийся
работает у доски.
Дети отвечают на
вопросы.
Дети записывают
решение.
Предметные
7.
Рефлексия.
Внимание посмотрите на все решенные задачи:
-Все ли задачи являются задачами на части?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какую классификацию вы дали бы задачам на части?
Давайте подведем итоги нашей работы на уроке. Возьмите в руку
цветную
ручку
и
напротив
задачи,
которая
оказалась
самой
интересной поставьте «звездочку», задача, которая для вас оказалась
самой
легкой
ставим
«+»,
а
задача,
которая
у
вас
вызвала
Учащиеся
отвечают
Да
Способом
решения
Части по целому,
части по разности
Дети анализируют
работу и ставят
соответствующую
отметку около
зада.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
7
затруднения, над которой надо еще поработать «!».
Подводим итоги урока: Встаньте те, кто не испытал затруднений
при работе на уроке. Садитесь.
А кто же испытал затруднения. Садитесь.
-Сегодня за урок получили отметку……….
8.
Задавание на дом.
Дома Вам необходимо:№345(б), 354(б), 355(б) из трех задач можно
решить 2 по выбору, если хотите больше знать решите все.
Ученики
записывают
домашнее задание
Личностные
Регулятивные
Познавательные
8