Напоминание

"Решение задач на части"


Автор: Кирюхина Людмила Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Решение задач на части"
Раздел: среднее образование





Назад





Методическая разработка (сценарий) урока математики

Полное наименование и

адрес образовательного

учреждения:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт – Петербурга.
Адрес образовательного

учреждения:
г.Санкт – Петербург, ул. Бабушкина д.56 кор. 1
Фамилия, имя, отчество

автора разработки:
Кирюхина Людмила Алексеевна
Контактный телефон:
89522497236
Электронная почта:
kla280277@gmail
Рабочая программа:
Рабочая программа по математике линии УМК под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина, С. Б. Суворова.
Учебник:
Математика. 5 класс под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина, С. Б. Суворова.
Тема урока:
Решение задач на части.
Класс:
5
Уровень образования:
базовый
Цель урока
Обучающиеся будут уметь находить решать задачи на определение состава целого по части, нахождение целого по части, нахождение части по разности, ведение неизвестной час; формулировать тему урока; ставить учебную задачу; планировать свою деятельность; работать в малых группах; работать самостоятельно; осмысленно воспринимать текст заданий; оценивать правильность выполнения заданий; оценивать свою деятельность в рамках урока; ответственно относиться к выполнению поставленной задачи, воспринимать предмет математика, как необходимый образовательный предмет на третьем образовательном уровне.
Задачи урока
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «часть», «части» умение решать основные типы задач «на части», грамотно оформлять решение задач
Ресурсное обеспечение

урока:
интерактивная доска, проектор, компьютер, учебники (в том числе электронные), презентация
Наименование этапа

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

результаты
1. Организационное начало - Здравствуйте дети, присаживайтесь! Сегодня у нас очень важный день, необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте начнём его с приветствия и улыбки. Повернитесь друг к другу и произнесите следующие слова: «Здравствуй друг, как ты тут? Обучающиеся присаживаются на свои места. На краю стола лежат: учебник, рабочая Личностные Коммуникативные 1
Улыбнись мне, а я тебе». тетрадь, линейка, карандаш, ручка. 2. Актуализация знаний Игра «Крестики – Нолики». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Задание 1 В одной пачке 20 тетрадей, а во второй в 4 раза меньше. Сколько всего тетрадей? а) 60 б) 35 в)15 г) 25 Задание 2 Угадай тип задачи: Туристы для приготовления рисовой каши берут 2 части риса, 3 части молока. Сколько молока понадобится, если взять 200 грамм риса? а) комбинаторная задача б) задача на движение в )задача на части г) задача на сложение и вычитание Задание 3 В сплаве содержится 2 части меди и 1 часть цинка. Сколько цинка содержится в 450гр сплава? а) 150 б) 100 в)300 г) цинка нет Задание 4 Мальчик и девочка собрали в лесу орехи. Всего они собрали 120 орехов. Девочка собрала в 2 раза меньше, чем мальчик. Сколько частей приходится на орехи, собранные девочкой? а) 2 б) 3 в)1 г) ни одной Задание 5 Делятся на команды, выбирают номер вопроса, отвечают на данное задание. Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Предметные 2
Мальчик в первый день прочитал 50 листов книги, во второй на 20 листов больше, чем в первый, а в третий на 10 листов меньше, чем во второй. Сколько всего листов прочитал мальчик? а) 190 б) 120 в)180 г) затрудняюсь ответить Задание 6 Взяли 6 частей яблок, 5 частей груш и 3 части слив для варенья. Масса варенья составляет 1кг400гр. Какова масса 1 части? а) 110 б) 140 в) 200 г) 100 Задание 7 Продолжи предложение: Чтобы решить задачу на части, нужно….. а) ответить на вопрос задачи б) найти 1 часть в)найти 1 часть, ответить на вопрос задачи г) всё сложить, а потом разделить Задание 8 Какая задача подходит к схеме а) Карандаш стоит в 4 раза дороже, чем ручка. Вместе ручка и карандаш стоят 100 рублей. Сколько стоит ручка? б) Ручка дороже, чем карандаш в 4 раза. Сколько стоит ручка и карандаш по отдельности? в) Ручка и карандаш вместе стоят 100 рублей. Сколько стоит ручка и карандаш по отдельности, если ручка стоит в 4 раза дороже, чем карандаш? г) к данной схеме составить условие невозможно. 3
100 рублей

Задание 9 В книге две повести. Одна из них короче другой в 2 раза, а вместе они занимают 240 страниц. Сколько страниц в каждой повести? Найдите вариант правильного решения: а) 2+4=6(ч)-всего б) 2+1=3(ч)-всего 240:6 = 40(стр)-1часть 240:3 = 80(стр)-1часть 40·4=160(стр)-1 повесть 80·2=160(стр)-1 повесть 40·2=80(стр)-2 повесть 80·1=80(стр)-2 повесть Ответ: 160стр, 80стр. Ответ: 160стр, 80стр. в) 2-1=1(ч)-разница г) 120:2 = 60(стр)-1часть 240·1=240(стр)-2 повесть 60·2=120(стр)-1 повесть Ответ: 240стр. Ответ: 120стр. 3. Целеполагание и планирование - Что особенного в каждом задании? - Как это связано с темой предстоящего урока? Откройте тетради, запишите число, сегодня 29 ноября, классная работа, тема: Решение задач на части. - Какую задачу мы поставим на сегодняшнем уроке? Учащиеся отвечают: Задачи на части Решение задач на части Ученики открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока. Ученики формулируют учебные задачи урока: повторить и обобщить как решать задачи на части. Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные 4
4. Формирование умений и навыков - Теперь приступим с вами к реализации поставленных задач на сегодняшнем уроке. У вас на доске появилась задача №1 и на столе лежат листочки с набранными задачами для решения №1
Мороженое
Сахар – 3 части, Вода – 5 частей; Молочный жир – 2 части; Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы приготовить 1 кг мороженого? - Прочитайте задачу? - Что нам дано? -Какова масса мороженого? -Что нужно найти? -Давайте спланируем наши действия. Записать решение 1 учащийся выполнит на обратной стороне доски, остальные решают задачу самостоятельно, советуясь друг с другом, Дети читают условие задачи и отвечают на вопросы учителя. Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Предметные 5
контролируя. Для проверки решения задачи, давайте обменяемся тетрадями и выполним - роль учителя – возьмите красную ручку, все остальные ставят отметку о решении. Верните тетради друг другу и посмотрите на полученный результат, если есть ошибки, то попробуйте с ними разобраться. №2 Для овощного рагу нужно 4 части моркови, 5 частей картофеля и 2 части лука. Сколько грамм всего овощей потребуется для рагу, если взять а) 300 г лука б) 500г картофеля в) 480г моркови Данную задачу будем выполнять самостоятельно, решая:1ряд отвечает на вопрос с условием
а
, 2 ряд-условие
б
, 3 ряд – условие
в
. И от каждого ряда учащийся будет решать у доски. Решение выполняем самостоятельно, а потом проверим решение с записями на доске. Дети записывают решение, осуществляют взаимопроверку. 3 учащихся работают у доски, остальные самостоятельно, проверяют решение. 5. Физпауза Решение задач – дело нелегкое, надо бы и отдохнуть! Давайте все вместе встанем из-за парт и проведем минутку отдыха. Я буду называть числа, если число четное, то вы присаживаетесь, если число делится на 5, то вы подпрыгиваете, если число делится и на 5 и на 2, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь. Вы очень внимательно выполнили все задания и вместе отдохнули. Мы с вами ценим наше время и каждая минута на уроке важна. Учащиеся выполняют задания физпаузы. Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Предметные 6. Формирование умений и навыков Продолжаем наш труд по решению задач, предлагаю следующую задачу. Задача эта не простая, такую задачу предлагают учащимся 9 класса на экзамене ОГЭ. Ну что посмотрим, сможем ли мы с вами её решить Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные 6
№3 Сплав состоит из 7 частей меди и 3-х частей цинка по массе. Какова масса сплава, если в нём цинка на 28кг меньше, чем меди? У доски 1 учащийся будет выполнять схему и попробует предложить решение. А все остальные ребята эту задачу будут выполнять на месте и помогать другу у доски. №4 В одной цистерне было в 3 раза больше бензина, чем в другой. Когда в первую долили 54л, а во вторую – 26л, то в двух цистернах стало 200л бензина. Сколько литров бензина было в каждой цистерне первоначально? - Какой вопрос в задаче? - Что сказано про первоначальное общее количество бензина в двух цистернах? - Можно ли его найти? - Как найти количество литров в 1 части? Оформите решение. 1 учащийся у доски, все остальные записывают решение в тетради. Дети изображают схему к условию задачи, оформляют её решение, 1 учащийся работает у доски. Дети отвечают на вопросы. Дети записывают решение. Предметные 7. Рефлексия. Внимание посмотрите на все решенные задачи: -Все ли задачи являются задачами на части? - Чем они отличаются друг от друга? - Какую классификацию вы дали бы задачам на части? Давайте подведем итоги нашей работы на уроке. Возьмите в руку цветную ручку и напротив задачи, которая оказалась самой интересной поставьте «звездочку», задача, которая для вас оказалась самой легкой ставим «+», а задача, которая у вас вызвала Учащиеся отвечают Да Способом решения Части по целому, части по разности Дети анализируют работу и ставят соответствующую отметку около зада. Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные 7
затруднения, над которой надо еще поработать «!». Подводим итоги урока: Встаньте те, кто не испытал затруднений при работе на уроке. Садитесь. А кто же испытал затруднения. Садитесь. -Сегодня за урок получили отметку………. 8. Задавание на дом. Дома Вам необходимо:№345(б), 354(б), 355(б) из трех задач можно решить 2 по выбору, если хотите больше знать решите все. Ученики записывают домашнее задание Личностные Регулятивные Познавательные 8


В раздел образования