Напоминание

"Опиливание плоских плоскостей"


Автор: Попова Татьяна Валерьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка урока производственного обучения
Тема: "Опиливание плоских плоскостей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса"

Методическая разработка

урока производственного обучения

«Опиливание плоских плоскостей»

по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава»

Автор:
Попова Татьяна Валерьевна, Мастер производственного обучения ГБОПОУ «СТЖТСС»
Место выполнения работы
: ОГБПОУ «СТЖТСС» слесарные мастерские г. Смоленск 2013

Содержание
1. Введение……………………………….…………………………3 2. Основная часть……………………….………………………..5 2.1. План занятия производственного обучения………………….5 2.2. Конспект вводного инструктажа…………………….…….8 2.3. Контрольные вопросы актуализации знаний по теме. …….…10 2.4. Контрольные задания по теме……………..………..…….12 3. Заключение. …………………..…………………………..……15 4. Приложение……………..…………………………………...16 5. Список используемой литературы……………...………….26 2

Введение
Современные производства предъявляют все большие требования к профессиональному мастерству рабочего, к его теоретической и профес- сиональной подготовке. В современных условиях - быстрого морального износа техники - быстро устаревают не только знания рабочих, но и сами приемы работы. Производственное обучение призвано вооружить учащих- ся суммой практических знаний и умений, адаптированной к современным условиям производства, а так же психологически подготовить к будущей самостоятельной трудовой деятельности по профессии. И если в плане материального оснащения мастерских (оборудование, инструмент, и т. д.) проблема не решается вообще, то психологически под- готовить (воспитать) профессиональные качества еще возможно. Наиболее важными профессиональными качествами, которые следу- ет воспитывать в процессе обучения в учебных мастерских, являются: • умение наблюдать (для установления степени обработки дета- лей, установления дефектов и т. д.) • внимание (произвольное, устойчивое, объемное) • умение распределять внимание (наблюдать в процессе работы за несколькими объектами), • способность к переключению внимания с одной операции на другую) • развитая память • умение правильно логически мыслить (для выполнения комплекса технологических операций) • быстрота мышления (для своевременного анализа ситуаций) • способность к анализу и предвидению результатов своего труда • чувство меры • воля. На занятиях производственного обучения имеются все условия для воспитания этих профессиональных качеств, которые необходимы при 3
овладении любой профессией. Не секрет, что многие выпускники профтех- училищ не работают по ряду причин по профессии, однако, именно полу- ченные в ПУ профессиональные качества позволяют быстро адаптировать- ся к перемене сферы деятельности, профессии. Система НПО дает эту пер- вую ступеньку в профессиональном формировании личности. 4

План занятия производственного обучения
Профессия: слесарь по ремонту подвижного состава
Дата:
18.06 2013 г.
Тема программы:
Опиливание металла
Тема урока:
Опиливание плоских поверхностей
Цель и задание занятия:

Образовательные:
Сформировать первоначальные навыки в отра- ботке рабочих движений при опиливании плоских поверхностей.
Развивающие:
Научиться самостоятельно принимать правильное по- ложение, производить рабочие движения при опиливании плоских поверхно- стей, осуществлять самостоятельно контроль плоскости
Воспитательные:
Научиться технологической дисциплине при вы- полнении упражнений бережному обращению с инструментом.
Тип урока:
Изучение трудовых приемов и умений.
Уровень усвоения знаний:
первый уровень – репродуктивный.
Материально-техническая база:
рабочие места с тисками, напильни- ки плоские тупоносые № 1 длиной 250 - 300 мм инструкционные карты, ле- кальные линейки 150 мм.
Ход занятия
1. Оригинальная часть: Визуальный осмотр обучающихся (внешний вид, форма одежды). Опрос командира группы об отсутствующих (три ми- нуты) 2. Вводный инструктаж: часть 1 (20 минут) 2.1. Мотивация учебной деятельности: сообщение темы и цели урока (конспект). 2.2. Актуализация прежних знаний: повторение материала предыду- щего урока) а)как установить тиски по росту? б) в каких случаях применяют опиливание? в) как классифицируют напильники по форме поперечного сечения? 5
г) какие материалы используют для изготовления напильников? д) как определить припуск на обработку опиливанием? 2.3. Объяснение нового материала по презентации (прилагается к проекту): а)рассказать о значении данной работы для освоения профессии. б) рассказать на каких деталях будут отрабатываться приёмы работы и закрепляться навыки. в)показать готовую деталь и рассказать о её дальнейшем назначении. г) разобрать чертёж, технические требования и технические условия. д)рассказать о последовательности задания по инструкционной карте № 9 упр. № 1, упр. № 2 е) рассказать об инструменте, приспособлениях, оборудовании, при- меняемых при выполнении операций (изготовление детали); 1) рабочий инструмент: напильник № 1 длиной 280 -300 мм 2) измерительный инструмент: линейка лекальная 3) оборудование: тиски параллельные. ж) показать приемы работы (в рабочем и замедленном темпе, расчле- нено по элементам и вновь в рабочем темпе); з) рассказать о самоконтроле в процессе выполнения работы и по- казать приемы самоконтроля; и)рассказать о рациональной организации рабочего места; к) рассказать о правилах техники безопасности. Особое внимание обратить на насадку, рукоятки, на хвостовик напильника; 2.4.Вводный инструктаж часть 2 Объяснение нового материала (двадцать минут): а)рассказать о последовательности выполнения задания по инструк- ционной карте №10 «Опиливаниеплоских поверхностей» б)показать приёмы работы в рабочем и замедленном темпе расчлене- но по элементам и вновь в рабочемтемпе; в)показать приёмы проверки качества опиливания лекальной линей- 6
кой; г)показать приёмы отделки (наведения штриха) на поверхности дета- ли. 2.5. Вводный инструктаж часть 3 а)рассказать о последовательности выполнения задания по инструк- ционной карте №11 «Опиливание сопряженных плоских поверхностей» б)показать приёмы работы в рабочем и замедленном темпе расчлене- но по элементам и вновь в рабочемтемпе; в)показать приёмы проверки качества опиливания по угольнику 90 ° ; г)показать приёмы отделки (наведения штриха) на поверхности дета- ли. 3.Упражнения №1и №2 по инструкционной карте № 9. В качестве тренировочного приспособления использовать отрезок швеллера. 3.1. Текущий инструктаж. а)целевые обходы рабочих мест б)проверка содержание рабочих мест. в)проверка правильности выполнения правил безопасности труда. г)контроль и коррекция отработки рабочих движений при опилива- нии. 3.2. Упражнения №1,2,3,4, 5по инструкционной карте № 10 и текущий инструктаж. 3.3. Текущий инструктаж. а)проверка правильности выполнения трудовых приёмов, б)проверка правильность ведения самоконтроля. в)проверка правильности соблюдения технических условий в работе и ведения промежуточного (межоперационного) самоконтроля. 3.4. Упражнения №1и №2 по инструкционной карте № 11. 4.Заключительный инструктаж (пятнадцать минут) 1) Подведение итогов за день. 2) Сообщить оценку качества работы каждого. 7
3) Отметить, кто добился отличного качества работы. 4) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе. 5.Уборка рабочих мест. 8

Конспект вводного инструктажа

Часть 1

Опиливание
- слесарная операция - срезание слоя материала с заго- товки напильником вручную или на станках с целью придания заготовкам требуемой формы и размеров. Припуск на опиливание 0,5-0,025 мм Точность обработки 0,2-0,05 мм
Вопрос:
Чем и как измерить? Ручная обработка малопроизводительна, поэтому в основном приме- няется, как пригоночная операция. Основной инструмент-напильник. По числу насечек на 1см длины делят: 0;1-драчёвые (для глубокого опиливания) 2;3- личные (для чистового опиливания) 4;5-бархатные (для окончательной отделки) Оберегать от ударов, масла, воды, грязи. Располагать на подставках справа оттисков.
Разбор тренировочных упражнений:
-усвоение рабочего положения при опиливание; -установка соответствующей высоты тисков; -закрепить швеллер в тисках; -принять правильное положение; -производить рабочие движения напильником по швеллеру; -контроль и балансировка усилий при отработке рабочих движений; -темп работы 40-60 движений в минуту; -разбор инструкционной карты №9. Упр.№1, Упр.№2
Часть 2
В зависимости оттого в каком направлении движется напильник, штрихи, оставляемые им могут быть продольными, поперечными, косыми ( слева направо, слева налево) и перекрёстными. 9

Разбор упражнений по инструкционной карте №10.
-опилить плоскую поверхность продольными штрихами пов. №1; . -опилить плоскую поверхность поперечным штрихом пов.№2; -опилить поверхность перекрёстным штрихом с проверкой лекальной линейкой пов. №3; -опилить поверхность в отделку «наведением штриха»; -измерение шероховатости поверхности (визуальное сравнение реаль- ной поверхности элемента детали с образцом шероховатости). 10

Контрольные вопросы актуализации знаний по теме:

«Опиливание плоских поверхностей»:
1. Каково назначение опиливания? 2. В каких случаях применяют опиливание? 3. Какие типы насечек применяют при изготовлении напильников? 4. Почему изготовляют напильники с различными типами насечек? 5. Как классифицируют напильники в зависимости от формы по- перечного сечения? 6. Какие способы используют для образования зубьев напильников? 7. Для каких работ применяют напильники с зубьями, полученными: а)фрезерованием; б)протягиванием; в)шлифованием; г)насечкой? 8.Какими геометрическими параметрами характеризуется зуб напиль- ника? 9.Какие материалы используют для изготовления напильни- ков? 10.От чего зависит выбор материала напильника? 11 .С какой целью наносят на напильник вспомогательную насечку? 12.С какой точностью можно опилить деталь напильни- ком: а)драчевым (№ 0 и 1); б)личным (№ 2 и 3); в)бархатным (№ 4 и 5)? 13.Почему при насаживании ручки на напильник и снятии её с напильника удары наносят по ручке, а не по напильнику? 14.Почему нельзя производить опиливание поверхностей, покрытых литейной коркой? 11
15.В какой последовательности опиливают плоские сопрягаемые поверхности? 16.В чём особенность опиливания криволинейных поверхностей? 17.Какие устройства используют для механизации процесса опилива- ния? 18.Как классифицируют вращающиеся напильники по форме рабочей части? 19.Как проверить плоскостность обработанной поверхности приопи- ливании? 20.Какие инструменты применяют для контроля линейных размеров приопиливании? 21.Какие инструменты применяют для контроля угловых разме- ров приопиливании? 22.Какими методами осуществляют контроль криволинейных поверх- ностей после опиливания? 23.Из каких деталей состоит штангенциркуль? 24.Как прочесть результат измерений по штангенциркулю? 25.Какие дефекты могут возникнуть при опиливании? 26.Каковы причины основных дефектов при опиливании? 27.Как предупредить появление дефектов при опиливании? 28.Какие требования предъявляют к организации рабочего места при опиливании? 29.Как обеспечить безопасность работ при опилива- нии? 12

Контрольные задания по теме: «Опиливание плоских поверхно-

стей»:
1. Указать номера напильников, которые обеспечивают получе- ние заданного класса шероховатости поверхности: 1-й класс (Ra 80; Rz 320), 2-й класс (Ra40, Rz 160), 3-й класс (Ra20, Rz 80). 2. Выбрать тип насечки напильника [1) одинарная; 2) двойная; 3) дуговая; 4) рашпильная], которую следует использовать для обработки: а) кожи; б) цинка; в) латуни; г) чугуна; д) стали; е) баббита; ж) свинца; з) меди; и) бронзы; к) резины; л) дюралюминия; м) дерева; н) пластических масс. 3.Указать величины переднего и заднего углов, угла заострения и угларезания для зубьев напильников, полученных: а)методом насечки; б)фрезерованием; в)шлифованием; г)протягиванием. 4.Выбрать из приведённого перечня [а) рашпили; б) боры; в) над- фили алмазные; г) напильники дисковые; д) напильники пластинчатые;е) напильники машинные] инструмент, который следует использоватьд- ля: 1) работы на опиловочных станках; 2) зачистки заусенцев; 3) очистки литья и поковок; 4) обработки мягких металлов; 5) обработки неметаллических материалов; 6) обработки твёрдых сплавов; 7) обработки штампов пресс-форм; 8) обработки керамики и стекла; 9) доводки режущего инструмента. 5.Указать номер напильника, который обеспечивает заданную точность(в мм): 0,2-0,5; 0,1-0,05; 0,15-02. 13
6. Выбрать номер напильника, который следует использовать для снятия слоя материала толщиной (в мм) 0,1; 0,7; 1,0 и более; 0,4; 0,25; 0,05; 03; 0,5. 7. Определить размер заготовки и описать последовательность изго- товления квадратного бруска со стороной 15 мм и длинной 40 мм. 8. Какой формы поперечного сечения следует выбрать напиль- ник, который надо использовать для: 1) распиливания круглых отверстий; 2) опиливание острых углов от 60° и выше; 3) распиливания овальных отверстий; 4) опиливания плоских наружных поверхностей; 5) опиливания вогнутых поверхностей небольшого радиуса; 6) опиливания плоских внутренних поверхностей; 7) опиливания вогнутых криволинейных поверхностей большого радиуса; 8) пропиливания шлицев и канавок; 9) распиливания квадратных отверстий; 10) распиливания многоугольных отверстий; 11) распиливания отверстий большого радиуса; 12) опиливания узких плоских поверхностей; 13) опиливания выпуклых криволинейных поверхностей; 14) опиливания зубьев зубчатых колёс и звёздочек; 15) опиливание внутренних углов до 15°; 16) опиливание внутренних углов свыше 15°; 17) опиливания узких пазов? 9.Из перечня измерительных инструментов [а) штангенциркуль; б)микрометр; в) измерительная линейка; г) угломер; д) лекальная ли- нейка; е) поверочная линейка; ж) угольник] выбрать те, которые обеспе- чиваютконтроль размеров и точности расположения поверхностей: 1) плоскостность; 2) прямолинейность; 3) линейный размер с точностью до 0,5 мм; 4) линейный размер с точностью до 0,01 мм; 5) линейный размер с точностью до 0,05 мм; 6) линейный размер с точностью до 0,1 мм; 7) угловой размер с точностью до 2'; 8) перпендикулярность. 14
10. Прочитать размер, установленный на штангенциркуле. 11. Указать причину [а) неправильный выбор напильника; б) непра- вильная разметка; в) небрежность при выполнении работ; г) неточность из- мерительных инструментов; д) неправильная балансировка напильника во время работы; е) неправильный зажим заготовки в тисках; ж) снятие слиш- ком большого слоя металла; з) снятие слишком малого слоя металла; и) ошибка в измерениях], в результате которой могут возникнуть следующие дефекты: 1) неровность поверхности; 2) завалы краёв заготовки; 3) повреждение поверхности заготовки; 4) неточность размеров опиленной заготовки; 5) царапины на поверхности детали. 15

Заключение
На занятии производственного обучения учащиеся приобрели уме- ние по опиливанию деталей различных форм и размеров с точностью обра- ботки до 0,1 мм. и с шероховатостью Rz 80 по чертежам с техническими требованиями. Научились выполнению контроля качества опиливания плоских по- верхностей с помощью ШЩ-1, лекальной линейкой, угольником по образ- цам шероховатости. Сложность процесса формирования умения и навыков объясняется влиянием множества факторов: заинтересованностью, мотивацией, наличи- ем необходимых знаний по спец. дисциплинам, эффективностью методов обучения, качеством самоконтроля, количеством упражнений и особенно- стью обучающихся. На занятии п/о были использованы следующие методы обучения: .  Словесные;  Наглядно-демонстрационные (показ мастером);  Использование ТСО;  Практические (упражнения);  Проверка умений и навыков (текущее наблюдение ма- стера, устный опрос)  Педагогические технологии при проектировании совре- менного занятия требуют от мастера п/о направить усилия на разви- тие любознательности, мотивации деятельности обучающихся, осо- знания необходимости использовать полученные знания и умения для будущей профессиональной деятельности и самопознания. 16
Приложение 1а. Рабочий чертеж (Молоток кузнечный – заготовка) ПР 001 Приложение 1б. 17
Рабочий чертеж (Молоток кузнечный) ПР 002 18
19
Приложение 2а.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 9. Тренировочные упражнения в опиливании

Упражнения:
1 .Усвоение рабочего положения при опиливании. 2. Отработка рабочих движений при опиливании
Объекты работ
: стальная плитка
Инструменты:
напильники плоские тупоносые с насечкой №№ 1 и 2 длиной 250-300 мм.
Приспособления
: тиски параллельные, тренировочное приспособле- ние для отработки движений напильником.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Упражнение 1. Усвоение рабочего положения при опиливании
2. Принять правильное поло- жение у тисков. Рис. 9.2 3. Взять напильник в правую руку. Рис 9.3 Перед тисками стоять прямо и устойчиво, вполоборота к ним, кор- пус развернуть под углом 45° к оси тисков, правое плечо - против винта тисков. Ступни ног поставить под уг- лом 60-70° одна к другой, расстояние между пятками - 200-300 мм. Конец рукоятки должен упи- раться всередину ладони, четырьмя пальцами охватить рукоятку снизу, большой палец расположить сверху вдоль оси рукоятки. 1. Закрепить в тиски трени- ровочное приспособление. Рис. 9.1 Отрегулировать высоту тисков по росту. Закрепить в тисках трениро- вочное приспособление. Коробка с сигнальными лампочками должна располагаться слева. Опорные борта корпуса приспособления должны плотно прилегать к губкам тисков. Регулировочными винтами отрегули- ровать рамку приспособления так, чтобы сигнальные лампочки загора- лись при достаточно сильном нажа- тии пальцем на концы плитки. 20

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
4. Наложить напильник на тренировочное приспособление. Рис. 9.4 Напильник наложить на плит- ку приспособления средней частью. Ладонь левой руки расположить по- перек напильника на расстоянии 20- 30 мм от его носка. Пальцы слегка согнуть, но не свешивать. Локоть ле- вой руки приподнять. правой рукой, а левой поддер- живать его в горизонтальном положе- нии (рис. 9.5, в). В конце рабочего хода корпус слегка наклонять в сторону тисков. Упор делать на левую ногу. Выдерживать темп - 40-60 движений в минуту. При движении напильника на- зад (холостой ход) не отрывать его от плитки тренировочного приспособле- ния. Цель тренировки - добиться та- кой координации и балансировки движений напильником по плитке, чтобы в процессе рабочего хода не загорались сигнальные лампочки
Упражнение 2. Отработка рабочих движений при опиливании
Производить рабочие движе- ния напильником по плитке при- способления Рис. 9.5 Напильник двигать строго го- ризонтально обеими руками вперед (рабочий ход) и назад (холостой ход) плавно так, чтобы он касался всей поверхности плитки. Движения производить с нажимом на напиль- ник так, чтобы он снимал с плитки стружку. Нажимать на напильник только при движении его вперед, строго соблюдая распределение уси- лий нажима на него правой и левой рук (балансировку), а именно: в начале рабочего хода основной нажим выполнять левой рукой, правой – только поддерживать напильник в горизонтальном положе- нии (рис. 9.5, а); в середине рабочего хода уси- лие нажима на напильник обеими ру- ками должно быть примерно одина- ковым (рис. 9.5, б). в конце рабочего хода основ- ной нажим на напильник выполнять 21
Приложение 2б.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 10. Опиливание плоских поверхностей

Примерные объекты работ:
чугунные плитки, молотки слесарные с квадратным бойком, губки параллельных тисков, производственные детали призматической формы.
Инструменты и приспособления
: напильники плоские тупоносые с насечкой №№ 1 и 2 длиной 300 мм, лекальные линейки с двусторонним ско- сом 175 мм, напильники личные длиной 250-300 мм, тиски параллельные.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
1. Закрепить заготовку в тис- ки. 2. Опилить плоскую поверх- ность продольным штрихом. Рис. 10.1 3. Опилить плоскую поверх- ность поперечным штрихом. ис. 10.2 Закрепить заготовку таким об- разом, чтобы опиливаемая поверх- ность выступала над губками на 8-10 мм. Выбрать напильник для опи- ливания с таким расчетом, чтобы его длина была больше длины опиливае- мой детали не менее чем на 150 мм. Установить (повернуть) тиски так, чтобы напильник двигался вдоль заготовки. Опиливание начинать с левого края поверхности. При движе- нии напильника назад передвигать его вправо примерно на 1/3 его ши- рины. После первого прохода опили- вание повторить справа налево способом, указанным выше. Следить за правильностью координации и ба- лансировки напильником. Установить заготовку или по- вернуть тиски так, чтобы напильник двигался поперек заготовки. Опилить поверхность, приме- няя один из следующих способов: а) после каждого рабочего хода при движении напильника назад смещать его вправо (или влево) на ве- личину, примерно равную его шири- не; 4. Опилить плоскую поверх- ность перекрестным штрихом. ис. 10.3 б) во время рабочего хода од- новременно смещать напильник вправо (или влево) на величину, при- мерно равную его ширине. Установить тиски так, чтобы напильник двигался под углом 30-45° к заготовке. Опилить плоскую по- верхность слева направо, применяя один из ранее указанных способ. Повернуть тиски так, чтобы напильник двигался под углом 30-40° к заготовке. Опилить плоскую по- верхность справа налево. Качество опиливания поверх- ности проверять по штрихам: если от предыдущего прохо- да штрихи полностью исчезают при повторном проходе, то поверхность опилина правильно; если от предыдущего прохо- да штрихи остаются, то в этом месте есть впадина. 22

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКА-

ЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
5. Опилить плоскую поверх- ность с проверкой ее лекальной ли- нейкой. Рис. 10.4 Опилить плоскую поверх- ность одним из ранее указанных способов. После каждого одного- двух проходов деталь вынимать из тисков и проверять качество опили- вания лекальной линейкой следую- щим образом. взять левой рукой деталь, а правой - линейку; повернуться к источнику света, поднять деталь на уровень глаз и поставить линейку на проверяемую поверхность перпендикулярно ей; если просвета между линей- кой и поверхностью нет или он рав- номерен, поверхность опилена пра- вильно, а если просвет неравномер- ный - то неправильно; Рис. 10.5 таким образом проверить опиленную поверхность вдоль и по- перек детали и по диагонали. Опилить выступающие места на поверхности, выявленные при проверке, добиваясь равномерного просвета. При отделке («наведении штриха») узкой поверхности детали шириной менее 15 мм пользоваться приемом захвата напильника «щепо- тью» (см. рис. 5). 23
Приложение 2в.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 11. Опиливание сопряженных плоских поверхностей

Упражнения:
1. Опиливание плоских поверхностей, сопряженных под углом. 2. Опиливание параллельных плоских поверхностей.
Примерные объекты работ:
молотки слесарные с квадратным бой- ком, угольники плоские 90° и 120°, детали ножовочного станка, произ- водственные детали призматической формы.
Инструменты:
напильники плоские тупоносые с насечкой №№ 1 и 2 разной длины, с насечкой №№ 3 и 4 длиной 150-200 мм - трехгранные, плос- кие, полукруглые, лекальные линейки 175 мм, угольники плоские 90° и 120°, штангенциркули с величиной отсчета 0,1 мм.
Приспособления и материалы:
тиски параллельные, губки наклад- ные, мел, масло машинное, наждачная бумага (шкурка).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗА-

НИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗА-

НИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Упражнение 1.
Опиливание плоских поверхностей, сопряженных под углом 2. Опилить две плоские по- верхности, сопряженные под вну- тренним углом. Рис. 11.2 угольником. Определить места дальнейшего опиливания. Опиливать выступающие места на обрабатываемой поверхности пере- крестным штрихом, периодически проверяя угол угольником и плоскость линейкой. При достижении равномер- ного просвета между проверяемой по- верхностью и ребром угольника наве- сти на обработанной поверхности про- дольный штрих и слегка притупить углы. Последовательность опилива- ния поверхностей такая же, как и по- верхностей, сопряженных под внеш- ним углом, т.е. вначале опилить одну (базовую) поверхность и по ней при- пилить другую, пользуясь лекальной линейкой и угольником. Особое вни- мание обращать на тщательность об- работки внутреннего угла между плос- кими поверхностями. При этом следу- ет пользоваться полукруглым, трех- гранным личным напильником или надфилем. 1. Опилить две плоские по- верхности, сопряженные под внешним углом. Рис. 11.1 Опилить с проверкой по линейке одну из сопрягаемых поверхностей (бо- лее длинную или широкую), соблюдая все правила опиливания и проверки плоских поверхностей. Угольником проверить предвари- тельно угол между обработанной (базо- вой) и необработанной поверхностями. При этом соблюдать следующие прави- ла: при проверке угла деталь вы- нимать из тисков и опиленную поверх- ность очищать от опилок; при проверке деталь располо- гать между глазом и источником света; угольник сначала приклады- вать к обработанной поверхности, а за- тем, слегка скользя по ней, подводить его к другой (необработанной) поверх- ности. Закрепить деталь в тисках и предварительно опилить сопрягаемую поверхность с проверкой ее линейкой и 24

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕ-

НИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗА-

НИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗА-

НИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Упражнение 2. Отработка рабочих движений при опиливании
Опилить две параллельные плоские поверхности, проверяя па- раллельность и размер штанген- циркулем. Рис. 11.3 Опилить базовую поверхность детали, проверяя плоскостность ее ле- кальной линейкой. Навести на обрабо- танной поверхности продольный штрих. Опилить вторую поверхность детали под линейку, параллельно базовой, вы- держивая заданный размер между плос- кими поверхностями. При измерении размера штангенциркулем соблюдать следующие правила: освобождать деталь из тисков; измерять размер только тогда, когда поверхность хорошо опилена и проверена линейкой на плоскостность; замеры производить в трех- четырех местах детали. Окончательно обработать (отде- лать) сопрягаемую поверхность, наведя на ней продольный штрих. Размер дол- жен быть в пределах допуска, указанно- го на чертеже. Грани детали слегка при- тупить. 25
Приложение 3 Ф.И.О.-------------------------------------------------- Гр. №---------------------------------------------------- Профессия ---------------------------------------------------
КАРТА АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ
ИЗУЧЕНИЕ ЧЕРТЕЖА 1. НАИМЕНОВАНИЕ _________________________________________________________________________________________________________ 2.МАТЕРИАЛ ДЕТАЛИ ________________________________________________________________________________________________________ 3.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ__________________________________________________________________________________________________
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛИ

Наименование формы

поверхности

Размеры

Отклонение формы

Шероховатость

Отклон. взаимногорасположения

Задано

Получ.

годность

Задано

Получ.

годность

Задано.

Получ.

годность

Задано

Получ.

годность
26
Приложнеие 4
Протокол наблюдений мастера

Ф.И.О.

Качество выпол-

ненных учебно-

производственных

работ

Производитель-

ность труда

Применение профес-

сиональных знаний в

учебно-производи-

тельной деятельно-

сти

Владение способами

выполнения учебно-

производственных

работ, включая

контроль процесса

Организация тру-

да и рабочего ме-

ста

Соблюдений правил

безопасности труда,

производственной са-

нитарии, гигиены эко-

логических требова-

ний

Итоговая

оценка

1 обход

2 обход

3 обход

оценка

1 обход

2 обход

оценка

1 обход

2 обход

3 обход

оценка

1 обход

2 обход

3 обход

оценка

1 обход

2 обход

оценка

1 обход

2 обход

оценка
27

Список используемой литературы
1. Кругликов Г.И.. Учебная работа мастера профессиональ- ного обучения: учеб. Пособие /М.: Изд «Академия», 2008.-192с. 2. Кругликов Г.И.. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие М.: «Академия», 2005. -206с. 3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессио- нального обучения: учеб пособие. – М.: 2006 – 272 с. 4. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М., 2004, ИРПО. 5. Скакун В. А. Организация и методика профессиональ- ного обучения – М. : Форум, 2007 – 336 с. 6. Илларионов В. С. к.т.н. доцент. Презентация на тему «Опиливание металла» // Курс «Практикум слесарный», 50 с. 28


В раздел образования