Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"
Автор: Попова Татьяна Валерьевна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса" Населённый пункт: город Смоленск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог" Раздел: среднее профессиональное
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о железнодорожном транспорте …………..................................... 5
Краткие исторические сведения о возникновении и развитии железных дорог …..5
Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта ....... 6
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта ........................................6
Габариты на железных дорогах .....................................................................................7
Сооружения и устройства электроснабжения ...........................................................11
Общие сведения о тяговом подвижном составе ………............................................12
Вагоны. Основные элементы .......................................................................................15
Общие
сведения
об
автоматике,
телемеханике
и
основах
сигнализации
на
железной дороге ............................................................................................................20
Раздельные пункты и работа станции ........................................................................23
Организация железнодорожных перевозок ...............................................................26
Организация движения поездов ..................................................................................27
Приложение А …………………..…………………………………………………….30
Приложение Б ……………….………………………………………………………..32
Используемая литература …………….……………………………………………...46
2
Рабочая тетрадь рекомендуется для студентов ПОО и является дополнением к
учебнику « Общий курс железных дорог» для профессий 190623.01.
«Машинист локомотива», 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава», 270835.02 «Бригадир - путеец», 190623.04 « Слесарь –
электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава» и
предназначена для изучения основных тем дисциплины « Общий курс
железных дорог»
В тетрадь включены ключевые задания, обеспечивающие необходимую
репродуктивную деятельность студентов.
Наличие текстовых, табличных, графических, тестовых заданий
позволяют раскрыть смысловое содержание вопроса в подробном виде.
В результате выполнения всех заданий студент должен:
уметь: классифицировать подвижной состав, основные сооружения и
устройства железных дорог;
знать: общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления;
виды подвижного состава железных дорог; элементы пути; сооружения и
устройства сигнализации и связи устройства электроснабжения железных
дорог; принципы организации движения поездов.
Использование данной тетради позволит студентам систематизировать
знания и умения по различным темам указанной дисциплины для
формирования их ПК и ОК в соответствии с требованиями к результатам
освоения программы подготовки квалифицированных рабочих (по ФГОС)
Рабочая
тетрадь
разработана
в
соответствии
с
ФГОС
и
рабочей
программой
учебной
дисциплины
« Общий
курс
железных
дорог »
и
предназначены
для
реализации
государственных
требований
к
минимуму
содержания
и
уровню
подготовки
выпускников
специальности
190623.01.
«Машинист локомотива», 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту
подвижного состава», 270835.02 «Бригадир - путеец», 190623.04 « Слесарь –
электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»
3
Тема «Общие сведения о железнодорожном транспорте»
Задание № 1 Дайте определение
Транспорт — это ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 2 Перечислите основные показатели для оценки перевозочной
работы:______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание№ 3 Дополнить предложение
Преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются
экономичность, ресурсосберегаемость, экологическая предпочтительность и
________________________________
Задание № 4 Выберите правильный ответ
Продукцией железнодорожного транспорта является ......
1)
перевозка пассажиров и грузов
2)
продажа железнодорожных билетов
3)
технические средства дороги
Тема «Краткие исторические сведения о возникновении и развитии
железных дорог»
Задание № 1 Выберите правильный ответ
1 Первая в России железная дорога с паровой тягой построена в .... году
1)
1941
2)
1834
3)
1906
2 Первая в России железная дорога общего пользования построена в .... году
4
1)
1887
2)
1837
3)
1905
3 Строительство Байкало-Амурской магистрали начато в ......году
1)
1960
2)
1939
3)
1974
4 Когда построена Великая Сибирская магистраль
1)
1901
2)
1891
3)
1831
5 Когда построен первый тепловоз?
1)
1964
2)
1945
3)
1924
Тема «Основные положения структурной реформы железнодорожного
транспорта»
Задание № 1 Назовите этапы реформирования отрасли и запишите.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание № 2 Выберите правильный ответ
На которое количество дорог разделена железнодорожная сеть
1)
12
2)
16
3)
17
Тема «Сооружения и устройства железнодорожного транспорта»
Задание №1 Вставьте соответствующие значения
5
Сооружения и устройства железных дорог должны соответствовать
требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими
установленными скоростями:
пассажирских ................. км/ч,
рефрижераторных ......... км/ч,
грузовых . ....................... км/ч.
Задание № 2 Вставьте пропущенное слово
Для осуществления перевозочного процесса железные дороги располагают
техническими средствами, включающими в себя ..............................................и
инфраструктуру.
Тема «Габариты на железных дорогах»
Задание № 1 Выберите правильный ответ
Перечислите габариты, применяемые на железнодорожном транспорте
1. Приближения строений и рельсовой колеи
2. Приближения строений, подвижного состава
3. Подвижного состава и высота контактной подвески
Задание № 2 ПТЭ установлены следующие нормативные значения ширины
колеи в кривых в зависимости от радиуса кривой:, заполните таблицу 1
таблица 1
Радиус кривой, м
Не более 299
300...349
350 и более
Ширина колеи, мм
Задание № 3. Дать определения:
Габаритом приближения строения называется
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Габаритом подвижного состава называется
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Габаритом погрузки называется
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6
__________________________________________________________________
Задание № 4 Вставьте соответствующие значения
Согласно ПТЭ расстояния, мм, между осями путей на прямых участках должны
быть не менее указанных:
1)
На перегонах двухпутных линий..................................................
2) На трех- и четырехпутных линиях
между осями второго и третьего путей .........................................
3)
На станциях между осями смежных путей..................................
4)
На путях второстепенных и грузовых районов...........................
Задание № 5. Дать определение
Железнодорожный путь — это
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 6 Выберите правильный ответ
1 Как подразделяют железнодорожный путь
1) земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения
2) насыпь, докер, рельсы
3) мосты, балластный слой, шпалы
2 Как различают по видам земляное полотно в зависимости от положения
основной площадки относительно поверхности земли?
1)
кавальеры, виадуки, откосы.
2)
насыпь, выемка, полунасыпь, полувыемка, полунасыпь-полувыемка,
3)
основание, банкет, обочина
3 Из каких элементов состоит верхнее строение пути
1)
шпалы, рельсы, стрелочные переводы.
2)
рельсовые стыки, железобетонные шпалы, мосты.
3)
балластный
слой,
шпалы,
мостовые
и
переводные
брусья,
рельсы,
рельсовые
скрепления,
противоугоны,
стрелочные
переводы,
глухие
пересечения
4 Как называют место соединения рельс
7
1)
соединение
2)
скрепление
3)
рельсовыми стыками
Задание № 7 Из перечисленных размеров выбрать ширину рельсовой колеи на
прямом участке (подчеркнуть)
А)1420мм; Б)1452мм; В)1440мм; Г)1520мм.
Задание № 8 Рассмотрите рисунок 1 и напишите основные элементы верхнего
строения пути
1)
-_____________________
2)
-___________________
3)
-___________________
4)
-___________________
5)
-____________________
Рисунок 1
Задание № 9 Выберите правильный ответ Рельсовая колея - это .......
1)
рельсы, закрепленные на шпалах
2)
две рельсовые нити, установленные на определенном расстоянии одна от
другой и прикрепленные к шпалам, брусьям или плитам
3)
рельсовый железнодорожный путь
Задание № 10 Цифрами на рисунке 2 обозначено
1-_____________
2-_____________
3-_____________
4-_____________
5-_____________
6-_____________
7-_____________
8-_____________
Рисунок 2
Задание № 11 Определите Тип рельсового скрепления, подпишите
8
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Задание № 1. Ответьте на вопрос . Для чего предназначены стрелочные
переводы?
____________________________________________________________________
________________________________________________________
Задание № 13 Назовите основные элементы стрелочного перевода.
Перечислите под цифрами названия элементов обыкновенного стрелочного
перевода на рисунке 6
1__________________
2__________________
3__________________
4__________________
5__________________
6__________________
7__________________
8__________________
9
_______________
Рисунок 6
Задание № 14 Вид искусственного сооружения, изображенного на рисунке?
(подпишите рисунки 7,8)
Рисунок 7
Рисунок 8
9
Тема «Сооружения и устройства электроснабжения»
Задание № 1 Правилами технической эксплуатации регламентированы
номинальные уровни напряжения на токоприемниках электрического
подвижного состава (указать)
при постоянном токе ______ кВ
при переменном __________ кВ
Задание № 2 На принципиальной схеме электроснабжения
электрифицированной железной дороги цифрами обозначено ( рисунок 9)
1______________
2________________
3_______________
4_______________
5_______________
6_______________
7_______________
8_______________
Рисунок 9
Задание № 3 В соответствии с ПТЭ высота контактного провода над
поверхностью головки рельса должна составлять (указать)
на перегонах............мм
на станциях .............мм
на переездах ............мм.
Задание № 4 На рисунке 10 (Цепная подвеска) цифрами обозначены:
цифра 1 _________________
цифра 2 _________________
цифра 6 _________________
Рисунок 10
10
Тема «Общие сведения о тяговом подвижном составе»
Задание №1
Вставьте пропущенное слово.
Локомотив
–
представляет
собой
..................
средство,
относящиеся
к
подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям
железных дорог поездов.
Задание №2. Заполнить таблицу 2 «Локомотивы, их назначение»
Таблица 2
Тяговому подвижному составу относятся
По роду выполняемой работы локомотивы
подразделяются
К автономным локомотивам относятся
К неавтономным локомотивам относятся
Задание №3. Каковы значения КПД (записать)
паровозов___________, тепловозов ___________, электровозов_________
Задание № 4. Выберите правильный ответ. На рисунках изображен?
2ТЭ70
1)
тепловоз
2)
газотурбовоз
3)
электровоз
Рисунок 11
ЭП 2К-001
1)
тепловоз
2)
газотурбовоз
3)
электровоз
Рисунок 12
11
1)
тепловоз
2)
газотурбовоз
3)
мотовоз
Рисунок 13
Задание № 5 Как по серии отличить грузовой, пассажирский и маневровый
тепловозы?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 6 Напишите буквенное обозначение пассажирского тепловоза с
электрической передачей
__________________________________________________________________
Задание № 7 Кузов электровоза служит для _____________________________
___________________________________________________________________
Задание № 8 Назовите основные части электровоза________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 9 Что изображено на рисунке 14, выберите правильный ответ
1)
тележка электровоза
2)
тележка паровоза
3)
тележка тепловоза
Рисунок 14
Задание № 10 Назовите составные части колесной пары, отмеченные цифрами (
запишите в таблицу3)
Таблица 3
Рисунок 15
12
1
2
3
4
5
6
Задание № 11 Ответьте на вопрос, запишите. Первичным двигателем на
тепловозе является?_______________________
Задание № 12 Выберите правильный ответ. Передача обеспечивает трогание
тепловоза с места , передача может быть:
1)
электрической
2)
механической
3)
гидравлической
4)
все ответы правильные
Задание № 13 Запишите составные узлы. Экипажная часть состоит из
следующих узлов:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 14
На рисунке 16 расположения экипировочных устройств для тепловозов в
утепленном помещении буквами: Т, Π, М, В обозначены?
Т________________________
П________________________
М________________________
В_________________________
Рисунок 16
Тема «Вагоны. Основные элементы»
13
Задание № 1 Вставьте пропущенные слова
Вагоны относятся к ...................... подвижному составу и предназначены для
перевозки ............................................................................................
Задание № 2 Заполните таблицу 4 «Классификация вагонов»
Таблица 4
По назначению вагоны разделяют
К грузовым вагонам относятся
По условиям эксплуатации различают
вагоны
Парк пассажирских вагонов состоит из
вагонов
По габариту подвижного состава различают
вагоны
По материалам и технологии изготовления
кузова вагоны делятся
По числу осей
Задание № 3 Заполните таблицу 5
Таблица 5
Фотография вагона
наименование вагона
назначение
14
Фотография вагона
наименование вагона
назначение
15
Фотография вагона
наименование вагона
назначение
16
Задание № 4 Любые вагоны независимо от их назначения и конструкции
имеют следующие общие элементы: (перечислите)________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 5 Запишите в таблицу 6 названия деталей буксового узла,
обозначенными цифрами
Таблица 6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Задание № 6 Назовите составные части колесной пары и запишите их
соответствие цифрам ( запишите)
1_________________
2__________________
3__________________
4__________________
5__________________
17
Рисунок 18
Задание № 7 Определите модели тележек (подпишите под рисунком)
Рисунок19 Рисунок 20
Задание № 8 Запишите в таблицу названия деталей тележки, обозначенными
цифрами.
Таблица 7
1
2
5
6
9
Задание № 9. Название детали упряжного устройства ( подпишите ниже)
Рисунок 21_______________
Задание № 10 Название детали упряжного устройства ( подпишите ниже)
18
Рисунок 22______________
Задание № 11 Назовите детали корпуса автосцепки ( подпишите ниже)
Рисунок 23______________
Задание № 12. Запишите в таблицу 8 названия деталей автосцепного
устройства, обозначенными цифрами
Таблица 8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема «Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах
сигнализации на железной дороге»
Задание №1 Какие устройства относятся к важнейшим средствам
железнодорожной автоматики и телемеханики?
________________________________________________________________________________
19
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание № 2 Что называется сигналом?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание №3 Чем выражаются видимые сигналы, чем выражаются звуковые
сигналы, применяемые на транспорте (подчеркнуть слово):
А) щитом; Б) числом звуков; В) флагом; Г) диском; Д) цветом огней; Е)
сочетание звуков.
Задание№ 4 Какие основные сигнальные цвета применяются на транспорте, их
назначение?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 5 Какие перегонные устройства служат для интервального
регулирования поездов?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание № 6 На основе полученных знаний о видимых сигналах заполните
таблицу 9 «Видимые сигналы»
Таблица 9
Классификация
видимых сигналов
Сигнальные приборы, которыми подается сигнал
Постоянные
Переносные
Ручные
Поездные
Задание № 7 Подчеркните те из перечисленных устройств, которые делят
перегоны на блок-участки:
А) семафоры; Б) светофоры; В) переносные знаки; Г) щиты; Д) фонари на
20
шестах.
Задание № 8 Рассмотрите упрощенную электрическую схему двузначной
автоблокировки. Объясните, как работает схема?( рисунок 25)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рисунок 25
Задание № 9 Чем дополняется автоблокировка, чтобы обеспечить машинисту
ведение поезда?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание №10. Рассмотрите схему автоматической локомотивной сигнализации
непрерывного типа, и объясните принцип ее действия (рисунок 26)
21
Рисунок 26
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание № 11 Подчеркните те из перечисленных ниже видов связи, которые
относятся к станционной радиосвязи :
1) маневровая; 2) поездная; 3) горочная; 4) телеграфная; 5) связь совещаний; 6)
информационная; 7) вагонная связь.
Задание № 12 Рассмотрите схему двусторонней поездной радиосвязи, и
объясните принцип ее действия (рисунок 27)
22
Рисунок 27
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Тема «Раздельные пункты и работа станции»
Задание № 1 Выберите правильный ответ
1 Разъездами называют:
а) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие для
обгона одних поездов другими и в необходимых случаях перевода поезда с
одного главного пути на другой
б) раздельные пункты без путевого развития, предназначенные для
регулирования движения поездов
в) раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для
скрещения и обгона поездов
2 К станционным путям относятся:
а) приемо-отправочные, деповские, погрузочно-выгрузочные, подъездные,
ходовые, главные
б) соединительные, ходовые, главные, сортировочные, вытяжные, приемо-
отправочные, деповские, улавливающие тупики
23
в) сортировочные, главные, вытяжные, приемо-отправочные, соединительные,
ходовые, погрузочно-выгрузочные, деповские
3 Обгонными пунктами называют:
а) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие для
обгона одних поездов другими и в необходимых случаях перевода поезда с
одного главного пути на другой;
б) раздельные пункты без путевого развития, предназначенные для
регулирования движения поездов;
в) раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для
скрещения и обгона поездов
Задание№ 2 Заполните пропуски в следующих предложениях, из приведенного
ниже перечня названий раздельных пунктов
Перечень: обгонный пункт, путевые посты, станции, разъезды
1) Раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для
скрещения и обгона поездов называются…
2) Раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие,
допускающие обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного
главного пути на другой, называются …
3) Раздельные пункты без путевого развития, предназначенные для
регулирования движения поездов, называются…
4) Раздельные пункты имеющие путевое развитие, позволяющие выполнять
операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по
приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых
устройствах – маневровую работу по расформированию и формированию
поездов и технические операции с ними, называются......
Задание № 3Рассмотрите схему раздельного пункта и напишите названия
станционных путей:
24
Рисунок 28
Задание № 4 Какая работа называется маневровой? (продолжить предложение)
Маневровой называется работа, связанная с
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание № 5 Перечислите основные способы производства маневров
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 6 Что такое техническо - распорядительный акт станции?
Техническо-распорядительный акт станции это…
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
25
________________________________________________________________________________
_____________________________________
Задание № 7Определите, какой раздельный пункт соответствует данному
определению ________________________
Эти раздельные пункты сооружаются на одно - , двух- и многопутных
железнодорожных линиях. Они предназначены для скрещения, обгона и
пропуска поездов, а также для выполнения работы по погрузке - выгрузке,
посадке-высадке пассажиров, по хранению и выдаче багажа
Задание № 8 Вставьте соответсвующее значение
Предельные столбики устанавливают посередине междупутья в
том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет……… мм
Задание № 9 Вставьте пропущенное слово
……………..станции, предназначенны для массового расформирования и
формирования грузовых поездов.
Задание № 10 Что называется железнодорожным узлом?
Железнодорожным узлом называются…
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Тема « Организация железнодорожных перевозок
Задание № 1 На основе какого документа осуществляется грузовая
коммерческая работа на железнодорожном транспорте?
Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте
осуществляется на основе…____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 2 Запишите соответствующие значения
26
Виды пассажирских вагонов-поездов в зависимости от расстояния до пункта
оборота классифицируются:
Поезда дальнего следования – это поезда, у которых до пункта оборота
свыше ......... км.
Поезда местного сообщения – до пункта оборота свыше .......... км до ....... км.
Поезда пригородного сообщения – до пункта оборота до ............. км.
Задание № 3 Перечислите три группы по дальности следования пассажирского
поезда:
1 группа __________________________________________________________
__________________________________________________________________
2 группа __________________________________________________________
__________________________________________________________________
3 группа __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 4. Какой документ является основным для грузовых перевозок?
Основной грузовой перевозочный документ это…
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Тема «Организация движения поездов»
Задание № 1 . Что такое план формирования поездов?
План формирования поездов – это ___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 2Дайте определение понятию «поезд»:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 3Определите, какие поезда относятся к внеочередным и
очередным? (внеочередные подчеркните линией)
27
Пожарные, восстановительные поезда, пассажирские, скорые, почтово-
багажные, грузовые, снегоочистители, одиночные локомотивы, автомотрисы,
дрезины, хозяйственные поезда, локомотивы без вагонов, воинские, людские,
грузопассажирские.
Задание № 4 Что должен обеспечивать график движения поездов?
График движения поездов должен обеспечивать…
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание № 5Рассмотрите рисунки и дайте определение каждому из графиков
движения поездов
А) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
В)__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
А- рисунок 29
Б -рисунок 30
В- рисунок 31
Задание № 6 Какие основные элементы должны быть определены для
составления графика движения поездов? Для составления графика движения
поездов должны быть определены основные элементы…
______________________________________________
__________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
28
Рисунок 32
Приложение А
обложка тетради для студента
29
ТЕТРАДЬ ДЛЯ РАБОТ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»
(для учащихся I курса)
Учащегося _______________________________
группы № ________________________________
Профессия _______________________________
_________________________________________
Приложение Б
Правильные ответы
30
Тема «Общие сведения о железнодорожном транспорте»
Задание № 1
Транспорт —это связующие звено между производителями и
потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и
рыночные отношения
Задание № 2.
количество перевезенных грузов, грузооборот, число перевезенных пассажиров,
пассажирооборот, грузонапряженность, оборот
вагона, производительность труда, себестоимость перевозки
Задание№ 3.
безопасность движения
Задание № 4.
перевозка пассажиров и грузов
Тема «Краткие исторические сведения о возникновении и развитии
железных дорог»
Задание № 1
1. 1834
2. 1937
3. 1974
4. 1901
5. 1924
Тема «Основные положения структурной реформы железнодорожного
транспорта»
Задание № 1
На первом (подготовительном) этапе реформирования (2001 —
2003 гг.) функции хозяйственного управления выделены из ведения
МПС России и переданы ОАО «РЖД», все акции которого принадлежат
государству.
На втором этапе реформирования отрасли (2003 — 2005 гг.) из
ОАО «РЖД» выделятся его дочерние структуры — акционерные
государственные компании, в ведении которых будут находиться
31
пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт технических
средств, производство запасных частей и т. п.
На третьем этапе (2006—2010 гг.) предполагается создание развитого
конкурентного рынка железнодорожных перевозок.
Задание № 2
17дорог
Тема «Сооружения и устройства железнодорожного транспорта»
Задание №1
пассажирских .. 140. . км/ч,
рефрижераторных . 120 . км/ч,
грузовых . ......90 .. км/ч.
Задание № 2.
подвижной состав
Тема « Габариты на железных дорогах»
Задание № 1.
Приближения строений, подвижного состава
Задание № 2 ПТЭ установлены следующие нормативные значения ширины
колеи в кривых в зависимости от радиуса кривой:, заполните таблицу
Радиус кривой, м
Не более 299
300...349
350 и более
Ширина колеи, мм
1535
1530
1520
Задание № 3
1. Габаритом приближения строения называется предельное поперечное
(перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого,
помимо подвижного состава, не должны входить никакие части
сооружений и устройств.
2. Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное
(перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не
выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний
подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном
пути
3.Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное
32
оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу,
должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на
открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном
пути.
Задание № 4
1)
На перегонах двухпутных линий.................................4100мм
2)
На трех- и четырехпутных линиях между осями второго и третьего
путей ....................5000 мм.
3)
На станциях между осями смежных путей................................4800 мм
4)
На путях второстепенных и грузовых районов......................4500 мм
Задание № 5. Железнодорожный путь — это комплекс инженерных сооружений,
предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью
Задание № 6- 1,2,3,4
Задание № 7- Г) 1520мм.
Задание № 8
1)
рельсы
2)
шпалы, рельсовые скрепления
3)
балластный слой
4)
песчаная подушка
Задание № 9
две рельсовые нити, установленные на определенном расстоянии одна от
другой и прикрепленные к шпалам, брусьям или плитам
Задание № 10
1- водоотводная канава
2 -бровка
3- обочина
4- земляное полотно
5- балластный слой
6-откос
7-берма
33
8 -резерв
Задание № 11
Нераздельное - раздельное - смешанное
Задание № 12- Переход подвижного состава с одного пути на другой
Задание № 13
1- переводной механизм; 2-рамные рельсы;3- остряки; 4- рамные рельсы 5-
упорная нить переводной кривой; 6-
контррельсы;7-сердечник крестовины; 8-
контррельсы; 9- усовик
Задание № 14 рис 1 подпорная стена
рис 2 Путепровод
Тема «Сооружения и устройства электроснабжения»
Задание № 1
при постоянном токе 3 к В;
при переменном 5 к В
Задание № 2
1- электростанция; 2 – районная трансформаторная подстанция; 3 -
высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП); 4 – тяговая подстанция; 5 –
контактная сеть; 6 – рельсовая сеть; 7 – питающая линия; 8 – отсасывающая
линия
Задание № 3
на перегонах не менее 5750 мм,
на станциях не менее 5750 мм
на переездах — 6000...6800 мм..мм
Задание № 4- цифра 1- опора ;цифра 2 –тяга: цифра 6 -контактный провод
Тема «Общие сведения о тяговом подвижном составе»
Задание №1
тяговое
Задание №2 Заполнить таблицу «Локомотивы, их назначение»
Тяговому подвижному составу относятся
локомотивы и моторвагонный
подвижной состав
34
По роду выполняемой работы
локомотивы подразделяются
грузовые, пассажирские
и маневровые
К автономным локомотивам относятся
Паровозы, тепловозы и
газотурбовозы, мотовозы
К неавтономным локомотивам относятся
Электровозы, электропоезда
Задание №3 паровозов_5-7_%_ тепловозов _29-31%_ электровозов_25-32 %
Задание № 4
1.Тепловоз- 2ТЭ70
2.электровоз -ЭП 2К-001
3.газотурбовоз -ГТ1-001
Задание № 5
В буквенное обозначение серий тепловозов, включают знак,
характеризующий назначение локомотива: П — пассажирский, Г- грузовой,
М — маневровый
Задание № 6 – ТЭП-70
Задание № 7-Кузов электровоза служит для размещения в нем кабины
машиниста, электрических машин и аппаратов
Задание № 8 -кузов ,рама кузова ,
тележка,
сцепных приборов и тормозного
оборудования
Задание № 9
4)
тележка электровоза
Задание № 10
1
букса
2
бандаж
3
венец зубчатого колеса
4
центр зубчатого колеса
5
колесный центр
6
ось
Задание № 11-дизель
Задание № 12- все ответы правильные
Задание № 13
рамы тележки, колесных пар с буксами и рессорного подвешивания
Задание № 14
35
Т-гибкие шланги для подачи топлива
П- гибкие шланги для подачи песка
М- гибкие шланги для подачи масла
В- гибкие шланги для подачи воды
Тема «Вагоны. Основные элементы»
Задание № 1 нетяговому------------ перевозки грузов и пассажиров
Задание № 2. Таблица « Классификация вагонов»
По назначению вагоны
разделяют
грузовые и пассажирские
К грузовым вагонам
относятся
крытые вагоны, полувагоны, платформы,
цистерны, изотермические и вагоны
специального назначения для перевозки
определенных видов грузов (цементовозы,
хоппер - дозаторы, транспортеры,
специализированные цистерны, вагоны для
технических нужд, вагоны для перевозки скота,
живой рыбы и др.)
По условиям эксплуатации
различают вагоны
магистральные, промышленного и городского
транспорта.
Парк пассажирских
вагонов состоит из вагонов
дальнего следования межобластного
пригородного сообщения
По габариту подвижного
состава различают вагоны
предназначенные для обращения по всей
железнодорожной сети;
вагоны, обращения которых допустимо только
для реконструированных участков
отечественных железных дорог;
вагоны для международного сообщения
По материалам и
цельнометаллические, с деревянной или
36
технологии изготовления
кузова вагоны делятся
металлической обшивкой, сварные и с
отдельными клепаными сборными единицами
По числу осей
на четырех, шести, восьми и многоосные
Задание № 3
наименование вагона
назначение
полувагон
служит для перевозки навалочных сыпучих грузов,
таких, как уголь, руда, кокс, щебень, гравий
Вагоны-
автомобилевозы
для перевозки автомобилей, прицепов к ним,
микроавтобусов и троллейбусов.
цистерна
Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты
и т.п.) перевозят в цистернах
хоппер
саморазгружающийся бункерный грузовой
железнодорожный вагон для перевозки массовых
сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта.
Кузов имеет форму воронки, в нижней части
расположены люки, через которые груз высыпается при
разгрузке под действием силы тяжести
хоппер
саморазгружающийся бункерный грузовой
железнодорожный вагон для перевозки массовых
сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта.
Кузов имеет форму воронки, в нижней части
расположены люки, через которые груз высыпается при
разгрузке под действием силы тяжести
думпкар
грузовой вагон для перевозки и автоматизированной
выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов,
грунта, песка, щебня, и других подобных грузов
Рельсошлифовальный
вагон
вид подвижного состава железных дорог
предназначенный для ликвидации поверхностных
дефектов и волнообразных неровностей на
37
поверхности головок рельсов, уложенных в путь, путём
шлифования их абразивными брусками (камнями).
платформа
перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные
грузы
Вагон-термос
используют в летнее время для перевозки
скоропортящихся грузов (мясо, рыба и др.), а зимой —
грузов, теряющих свои качества при замерзании
Крытый вагон
предназначены для перевозки разнообразных грузов,
обеспечения их сохранности и защиты от воздействия
атмосферы
пассажирский
Для перевозки пассажиров
Задание № 4- кузов, рама кузова, ходовая часть , тормозное оборудование,
ударно-тяговое устройство
Задание № 5.
1.смотровая крышка
2.гайка М 110
3.стопорная планка
4.упорное кольцо подшипника
5.
болты крепления крепительной крышки
6.крепительная крышка
7.корпус буксы
8.наружное кольцо подшипника
9. лабиринтное кольцо
10. предподступичная часть оси
Задание № 6
1.подступичная часть оси
2.шейка оси
3.обод колеса
4.диск колеса
5.средняя часть оси
Задание № 7
38
18-100, КВЗ- ЦНИИ типа I
Задание № 8
1.буксовый узел
2.технологическое окно
5.фрикционный клин
6.рессорный комплект
9. опора скользуна
Задание № 9 - тягогвый хомут_
Задание № 10 -поглощающий аппарат
Задание № 11-2 части: головная и хвостовик
Задание № 12
1-задний упор
8- клин тягового хомута
2-кронштейн
9- ударная розетка
3- расцепной рычаг
10-державка
4-подденживающая планка
11-маятниковая подвеска
5- поглощающий аппарат
12-центрирующая балка
6-тяговый хомут
13-корпус автосцепки
7-упорная плита
14- цепочка расцепного привода
Тема « Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах
сигнализации на железной дороге»
Задание №1 средства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)
Задание №2 Сигнал-условный видимый или звуковой знак,
с помощью которого подается определенный приказ, подлежащий
безусловному выполнению
Задание № 3. видимые сигналы- сочетание цвета огней ,звуковые- сочетание
звуков
Задание№ 4 Красный, желтый и зеленый (возможны их сочетания).
Красный огонь принят в качестве сигнала остановки, желтый
разрешает движение, но требует снижения скорости, зеленый
разрешает движение с установленной скоростью
Задание № 5 автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и
централизованным размещением аппаратуры
Задание № 6таблица: «Видимые сигналы»
39
Классификация
видимых сигналов
Сигнальные приборы, которыми подается сигнал
Постоянные
светофоры, устанавливаемые в определенных местах
железнодорожного пути, и локомотивные светофоры
Переносные
(щиты, флаги, фонари на шестах, предназначенные для
временного ограждения тех или иных участков пути и
подвижного состава
Ручные
флаги, диски, фонари, посредством которых подают
различные команды и указания
Поездные
диски, флаги и фонари для обозначения головы и
хвоста поезда
Задание № 7 Б) светофоры;
Задание № 8 Рельсовые цепи отделены друг от друга
изолирующими стыками ИС. Источником тока в рельсовой цепи
является путевая батарея ПБ, потребителем тока — путевое реле ПР.
Когда блок-участок свободен, ток от источника питания протекает
по рельсам и поступает в путевое реле, которое замыкает
цепь сигнальной батареи СБ на лампу зеленого огня светофора.
Если блок-участок занят хотя бы одной колесной парой (или лопнул
рельс), то ток не поступает в путевое реле, его якорь отходит
от контакта под действием силы тяжести, и цепь сигнальной батареи
з а м ы к а е т с я
н а
л а м п у
к р а с н о г о
о г н я
с в е т о ф о р а
Задание №9 Автоматическая локомотивная сигнализация (AJIC)
Задание №10
АЛСН служит для постоянной передачи на локомотив
(по рельсовым цепям) показаний путевого светофора, к которому
приближается поезд. Навстречу движущемуся поезду от стоящего
впереди светофора в рельсовую цепь подается переменный
кодовый ток. Он наводит в приемных катушках ПК локомотива
40
кодовые импульсы переменного тока (напряжением около 0,2 В).
Эти импульсы поступают через фильтр Ф в усилитель У, с помощью
которых преобразуются и усиливаются. В дешифраторе ДШ
коды
расшифровываются,
и
в
зависимости
от
их
значения
включается
соответствующий огонь локомотивного светофора JIC. Если
на путевом светофоре горит зеленый огонь, то в цепи проходят
три импульса тока в кодовом цикле и на локомотивном светофоре
горит также зеленый огонь. При включенном желтом сигнале проходят
два импульса тока в кодовом цикле, и на локомотивном
светофоре горит также желтый огонь
От светофора с красным огнем поступает код с одним импульсом тока в цикле,
и на светофоре локомотива включается желтый огонь с красным
При вступлении поезда на занятый блок-участок на JIC загорается
красный огонь.
Задание № 11
1) маневровая; 3) горочная;
Задание № 12
Непрерывная двусторонняя поездная радиосвязь осуществляется между
поездным диспетчером и машинистами локомотивов, находящихся в пределах
диспетчерского участка; между машинистом локомотива, расположенного на
перегоне, и дежурным по ближайшей станции, а также между машинистами
встречных поездов. Поездная радиосвязь представляет собой сочетание
радиосвязи и проводной связи Радиостанции устанавливают на локомотивах и в
служебных помещениях дежурных по промежуточным станциям участка.
Переговоры между машинистом и дежурным ближайшей станции происходят
по радио, а между машинистом и поездным диспетчером — с помощью
проводной связи
Тема « Раздельные пункты и работа станции»
Задание № 1
1 в)
41
2 в)
3 а)
Задание№ 2
1) разъезды 2) обгонный пункт 3) путевые посты 4) станции
Задание № 3
ПЗ — пассажирское здание; ГУ — грузовые устройства; I — главный путь; 2—
4 —приемоотправочные пути; 5, 6, 7 — соответственно выставочный,
погрузочно-выгрузочный и вытяжной пути; 8, 9 — соответственно
предохранительный и улавливающий тупики
Задание № 4 Маневровой называется работа, связанная с передвижения
подвижного состава групп или отдельных вагонов а также одиночных
локомотивов по станционным путям для выполнения различных видов
обработки
Задание № 5 а) осаживание б) толчки
Задание № 6
это документ, характеризующий техническое оснащение ж.д. станции,
устанавливающий порядок использования технических средств,
обеспечивающий безопасность при приеме, отправлении, пропуске поездов и
выполнение маневровых работ
Задание № 7 Промежуточные станции
Задание № 8 4100
Задание № 9 Сортировочные
Задание № 10 Железнодорожным узлом называется пункт примыкания не менее
трех железнодорожных линий, в котором имеются специализированные
станции и другие раздельные пункты, связанные соединительными путями,
обеспечивающими пропуск пассажирских и грузовых поездов, а также
пересадку пассажиров с одной линии на другую
Тема « Организация железнодорожных перевозок»
Задание № 1
42
осуществляется на основе Транспортного Устава железных дорог и
организуется на местах общего и необщего пользования.
Задание № 2
свыше 00
свыше150- до700
до 150
Задание № 3 1- дальние 2- местные 3- пригородные
Задание № 4 накладная
Тема «Организация движения поездов»
Задание № 1 План формирования поездов – это то единый технологический
процесс работы всех станций сети и одновременно план распределения
сортировочной работы между ними
Задание № 2поездом
называется сформированный и сцепленный состав
вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами
или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы
Задание № 3 Пожарные, восстановительные поезда, пассажирские, скорые,
почтово-багажные, грузовые, снегоочистители, одиночные локомотивы,
автомотрисы, дрезины, хозяйственные поезда, локомотивы без вагонов,
воинские, людские, грузопассажирские
Задание № 4 График движения поездов должен обеспечивать
удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и
грузов, безопасность движения поездов, эффективное использование
пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей
способности станций, высокопроизводительное использование
подвижного состава, соблюдение установленной продолжительности
непрерывной работы локомотивных бригад, возможность
выполнения работ по текущему содержанию пути, сооружений,
устройств СЦБ, связи и электроснабжения
Задание № 5
43
А) Однопутный график движения поездов: А—Г — обозначения раздельных
пунктов; 0, 1, 2 — время (часы); числа над наклонными прямыми — условные
номера поездов
Б)
Двухпутный график движения поездов: А—В — обозначения раздельных
пунктов; 0, 1, 2 — время (часы); числа над наклонными прямыми — условные
номера поездов
В) Пачечный график движения поездов: А— В — обозначения раздельных
пунктов; 0, 1 — время (часы); числа над наклонными прямыми — условные
номера поездов
Задание № 6 Для составления графика движения поездов должны быть
определены основные элементы…
время хода поездов различных категорий по перегонам;
продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения
технических, грузовых и пассажирских операций;
станционные интервалы;
интервалы между поездами в пакете;
время нахождения локомотивов на станциях локомотивного депо и в
пунктах оборота
44
Используемая литература:
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования «Общий курс железных дорог» / Ю. И. Ефименко, М. М.Уздин,
В. И. Ковалев и др., (под редакцией Ю. И. Ефименко). С.
Соколов В.Н. «Общий курс железных дорог».
45