Напоминание

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"


Автор: Попова Татьяна Валерьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Рабочая тетрадь

по учебной дисциплине

«Общий курс железных дорог»

СОДЕРЖАНИЕ Общие сведения о железнодорожном транспорте …………..................................... 5 Краткие исторические сведения о возникновении и развитии железных дорог …..5 Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта ....... 6 Сооружения и устройства железнодорожного транспорта ........................................6 Габариты на железных дорогах .....................................................................................7 Сооружения и устройства электроснабжения ...........................................................11 Общие сведения о тяговом подвижном составе ………............................................12 Вагоны. Основные элементы .......................................................................................15 Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах сигнализации на железной дороге ............................................................................................................20 Раздельные пункты и работа станции ........................................................................23 Организация железнодорожных перевозок ...............................................................26 Организация движения поездов ..................................................................................27 Приложение А …………………..…………………………………………………….30 Приложение Б ……………….………………………………………………………..32 Используемая литература …………….……………………………………………...46 2
Рабочая тетрадь рекомендуется для студентов ПОО и является дополнением к учебнику « Общий курс железных дорог» для профессий 190623.01. «Машинист локомотива», 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава», 270835.02 «Бригадир - путеец», 190623.04 « Слесарь – электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава» и предназначена для изучения основных тем дисциплины « Общий курс железных дорог» В тетрадь включены ключевые задания, обеспечивающие необходимую репродуктивную деятельность студентов. Наличие текстовых, табличных, графических, тестовых заданий позволяют раскрыть смысловое содержание вопроса в подробном виде. В результате выполнения всех заданий студент должен: уметь: классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог; знать: общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления; виды подвижного состава железных дорог; элементы пути; сооружения и устройства сигнализации и связи устройства электроснабжения железных дорог; принципы организации движения поездов. Использование данной тетради позволит студентам систематизировать знания и умения по различным темам указанной дисциплины для формирования их ПК и ОК в соответствии с требованиями к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих (по ФГОС) Рабочая тетрадь разработана в соответствии с ФГОС и рабочей программой учебной дисциплины «
Общий

курс

железных

дорог
» и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 190623.01. «Машинист локомотива», 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава», 270835.02 «Бригадир - путеец», 190623.04 « Слесарь – электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава» 3

Тема «Общие сведения о железнодорожном транспорте»
Задание № 1 Дайте определение Транспорт — это ___________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 2 Перечислите основные показатели для оценки перевозочной работы:______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Задание№ 3 Дополнить предложение Преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются экономичность, ресурсосберегаемость, экологическая предпочтительность и ________________________________ Задание № 4 Выберите правильный ответ Продукцией железнодорожного транспорта является
......
1) перевозка пассажиров и грузов 2) продажа железнодорожных билетов 3) технические средства дороги
Тема «Краткие исторические сведения о возникновении и развитии

железных дорог»
Задание № 1 Выберите правильный ответ 1 Первая в России железная дорога с паровой тягой построена в .... году 1) 1941 2) 1834 3) 1906 2 Первая в России железная дорога общего пользования построена в .... году 4
1) 1887 2) 1837 3) 1905 3 Строительство Байкало-Амурской магистрали начато в ......году 1) 1960 2) 1939 3) 1974 4 Когда построена Великая Сибирская магистраль 1) 1901 2) 1891 3) 1831 5 Когда построен первый тепловоз? 1) 1964 2) 1945 3) 1924
Тема «Основные положения структурной реформы железнодорожного

транспорта»
Задание № 1 Назовите этапы реформирования отрасли и запишите. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Задание № 2 Выберите правильный ответ На которое количество дорог разделена железнодорожная сеть 1) 12 2) 16 3) 17
Тема «Сооружения и устройства железнодорожного транспорта»
Задание №1 Вставьте соответствующие значения 5
Сооружения и устройства железных дорог должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями:  пассажирских ................. км/ч,  рефрижераторных ......... км/ч,  грузовых . ....................... км/ч. Задание № 2 Вставьте пропущенное слово Для осуществления перевозочного процесса железные дороги располагают техническими средствами, включающими в себя ..............................................и инфраструктуру.
Тема «Габариты на железных дорогах»
Задание № 1 Выберите правильный ответ Перечислите габариты, применяемые на железнодорожном транспорте 1. Приближения строений и рельсовой колеи 2. Приближения строений, подвижного состава 3. Подвижного состава и высота контактной подвески Задание № 2 ПТЭ установлены следующие нормативные значения ширины колеи в кривых в зависимости от радиуса кривой:, заполните таблицу 1 таблица 1
Радиус кривой, м

Не более 299

300...349

350 и более

Ширина колеи, мм
Задание № 3. Дать определения: Габаритом приближения строения называется ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Габаритом подвижного состава называется ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Габаритом погрузки называется __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 6
__________________________________________________________________ Задание № 4 Вставьте соответствующие значения Согласно ПТЭ расстояния, мм, между осями путей на прямых участках должны быть не менее указанных: 1) На перегонах двухпутных линий.................................................. 2) На трех- и четырехпутных линиях между осями второго и третьего путей ......................................... 3) На станциях между осями смежных путей.................................. 4) На путях второстепенных и грузовых районов........................... Задание № 5. Дать определение Железнодорожный путь — это __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 6 Выберите правильный ответ 1 Как подразделяют железнодорожный путь 1) земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения 2) насыпь, докер, рельсы 3) мосты, балластный слой, шпалы 2 Как различают по видам земляное полотно в зависимости от положения основной площадки относительно поверхности земли? 1) кавальеры, виадуки, откосы. 2) насыпь, выемка, полунасыпь, полувыемка, полунасыпь-полувыемка, 3) основание, банкет, обочина 3 Из каких элементов состоит верхнее строение пути 1) шпалы, рельсы, стрелочные переводы. 2) рельсовые стыки, железобетонные шпалы, мосты. 3) балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения 4 Как называют место соединения рельс 7

1)
соединение
2)
скрепление
3)
рельсовыми стыками Задание № 7 Из перечисленных размеров выбрать ширину рельсовой колеи на прямом участке (подчеркнуть) А)1420мм; Б)1452мм; В)1440мм; Г)1520мм. Задание № 8 Рассмотрите рисунок 1 и напишите основные элементы верхнего строения пути 1) -_____________________ 2) -___________________ 3) -___________________ 4) -___________________ 5) -____________________ Рисунок 1 Задание № 9 Выберите правильный ответ Рельсовая колея - это ....... 1) рельсы, закрепленные на шпалах 2) две рельсовые нити, установленные на определенном расстоянии одна от другой и прикрепленные к шпалам, брусьям или плитам 3) рельсовый железнодорожный путь Задание № 10 Цифрами на рисунке 2 обозначено 1-_____________ 2-_____________ 3-_____________ 4-_____________ 5-_____________ 6-_____________ 7-_____________ 8-_____________ Рисунок 2 Задание № 11 Определите Тип рельсового скрепления, подпишите 8
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Задание № 1. Ответьте на вопрос . Для чего предназначены стрелочные переводы? ____________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание № 13 Назовите основные элементы стрелочного перевода. Перечислите под цифрами названия элементов обыкновенного стрелочного перевода на рисунке 6 1__________________ 2__________________ 3__________________ 4__________________ 5__________________ 6__________________ 7__________________ 8__________________ 9 _______________ Рисунок 6 Задание № 14 Вид искусственного сооружения, изображенного на рисунке? (подпишите рисунки 7,8) Рисунок 7 Рисунок 8 9

Тема «Сооружения и устройства электроснабжения»
Задание № 1 Правилами технической эксплуатации регламентированы номинальные уровни напряжения на токоприемниках электрического подвижного состава (указать)  при постоянном токе ______ кВ  при переменном __________ кВ Задание № 2 На принципиальной схеме электроснабжения электрифицированной железной дороги цифрами обозначено ( рисунок 9) 1______________ 2________________ 3_______________ 4_______________ 5_______________ 6_______________ 7_______________ 8_______________ Рисунок 9 Задание № 3 В соответствии с ПТЭ высота контактного провода над поверхностью головки рельса должна составлять (указать)  на перегонах............мм  на станциях .............мм  на переездах ............мм. Задание № 4 На рисунке 10 (Цепная подвеска) цифрами обозначены: цифра 1 _________________ цифра 2 _________________ цифра 6 _________________

Рисунок 10 10

Тема «Общие сведения о тяговом подвижном составе»
Задание №1 Вставьте пропущенное слово. Локомотив – представляет собой .................. средство, относящиеся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям железных дорог поездов. Задание №2. Заполнить таблицу 2
«Локомотивы, их назначение»
Таблица 2 Тяговому подвижному составу относятся По роду выполняемой работы локомотивы подразделяются К автономным локомотивам относятся К неавтономным локомотивам относятся Задание №3. Каковы значения КПД (записать) паровозов___________, тепловозов ___________, электровозов_________ Задание № 4. Выберите правильный ответ. На рисунках изображен? 2ТЭ70 1) тепловоз 2) газотурбовоз 3) электровоз Рисунок 11 ЭП 2К-001 1) тепловоз 2) газотурбовоз 3) электровоз Рисунок 12 11
1) тепловоз 2) газотурбовоз 3) мотовоз Рисунок 13 Задание № 5 Как по серии отличить грузовой, пассажирский и маневровый тепловозы? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 6 Напишите буквенное обозначение пассажирского тепловоза с электрической передачей __________________________________________________________________ Задание № 7 Кузов электровоза служит для _____________________________ ___________________________________________________________________ Задание № 8 Назовите основные части электровоза________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 9 Что изображено на рисунке 14, выберите правильный ответ 1) тележка электровоза 2) тележка паровоза 3) тележка тепловоза Рисунок 14 Задание № 10 Назовите составные части колесной пары, отмеченные цифрами ( запишите в таблицу3) Таблица 3

Рисунок 15 12
1

2

3

4

5

6

Задание № 11 Ответьте на вопрос, запишите. Первичным двигателем на тепловозе является?_______________________ Задание № 12 Выберите правильный ответ. Передача обеспечивает трогание тепловоза с места , передача может быть: 1) электрической 2) механической 3) гидравлической 4) все ответы правильные Задание № 13 Запишите составные узлы. Экипажная часть состоит из следующих узлов: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 14 На рисунке 16 расположения экипировочных устройств для тепловозов в утепленном помещении буквами: Т, Π, М, В обозначены?
Т________________________

П________________________

М________________________

В_________________________
Рисунок 16
Тема «Вагоны. Основные элементы»
13
Задание № 1 Вставьте пропущенные слова Вагоны относятся к ...................... подвижному составу и предназначены для перевозки ............................................................................................ Задание № 2 Заполните таблицу 4
«Классификация вагонов»
Таблица 4 По назначению вагоны разделяют К грузовым вагонам относятся По условиям эксплуатации различают вагоны Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов По габариту подвижного состава различают вагоны По материалам и технологии изготовления кузова вагоны делятся По числу осей Задание № 3 Заполните таблицу 5 Таблица 5 Фотография вагона наименование вагона назначение 14
Фотография вагона наименование вагона назначение 15
Фотография вагона наименование вагона назначение 16
Задание № 4 Любые вагоны независимо от их назначения и конструкции имеют следующие общие элементы: (перечислите)________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 5 Запишите в таблицу 6 названия деталей буксового узла, обозначенными цифрами Таблица 6
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Задание № 6 Назовите составные части колесной пары и запишите их соответствие цифрам ( запишите) 1_________________ 2__________________ 3__________________ 4__________________ 5__________________ 17
Рисунок 18 Задание № 7 Определите модели тележек (подпишите под рисунком) Рисунок19 Рисунок 20 Задание № 8 Запишите в таблицу названия деталей тележки, обозначенными цифрами. Таблица 7 1 2 5 6 9 Задание № 9. Название детали упряжного устройства ( подпишите ниже) Рисунок 21_______________ Задание № 10 Название детали упряжного устройства ( подпишите ниже) 18
Рисунок 22______________ Задание № 11 Назовите детали корпуса автосцепки ( подпишите ниже) Рисунок 23______________ Задание № 12. Запишите в таблицу 8 названия деталей автосцепного устройства, обозначенными цифрами Таблица 8
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Тема «Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах

сигнализации на железной дороге»
Задание №1 Какие устройства относятся к важнейшим средствам железнодорожной автоматики и телемеханики? ________________________________________________________________________________ 19
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Задание № 2 Что называется сигналом? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание №3 Чем выражаются видимые сигналы, чем выражаются звуковые сигналы, применяемые на транспорте (подчеркнуть слово): А) щитом; Б) числом звуков; В) флагом; Г) диском; Д) цветом огней; Е) сочетание звуков. Задание№ 4 Какие основные сигнальные цвета применяются на транспорте, их назначение? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 5 Какие перегонные устройства служат для интервального регулирования поездов? __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Задание № 6

На основе полученных знаний о видимых сигналах заполните таблицу 9
«Видимые сигналы»
Таблица 9 Классификация видимых сигналов Сигнальные приборы, которыми подается сигнал Постоянные Переносные Ручные Поездные Задание № 7 Подчеркните те из перечисленных устройств, которые делят перегоны на блок-участки: А) семафоры; Б) светофоры; В) переносные знаки; Г) щиты; Д) фонари на 20
шестах. Задание № 8 Рассмотрите упрощенную электрическую схему двузначной автоблокировки. Объясните, как работает схема?( рисунок 25) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Рисунок 25 Задание № 9 Чем дополняется автоблокировка, чтобы обеспечить машинисту ведение поезда? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Задание №10. Рассмотрите схему автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа, и объясните принцип ее действия (рисунок 26) 21
Рисунок 26 ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Задание № 11 Подчеркните те из перечисленных ниже видов связи, которые относятся к станционной радиосвязи
:
1) маневровая; 2) поездная; 3) горочная; 4) телеграфная; 5) связь совещаний; 6) информационная; 7) вагонная связь. Задание № 12 Рассмотрите схему двусторонней поездной радиосвязи, и объясните принцип ее действия (рисунок 27) 22
Рисунок 27 _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Тема «Раздельные пункты и работа станции»
Задание № 1 Выберите правильный ответ
1 Разъездами называют:
а) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие для обгона одних поездов другими и в необходимых случаях перевода поезда с одного главного пути на другой б) раздельные пункты без путевого развития, предназначенные для регулирования движения поездов в) раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для скрещения и обгона поездов
2 К станционным путям относятся:
а) приемо-отправочные, деповские, погрузочно-выгрузочные, подъездные, ходовые, главные б) соединительные, ходовые, главные, сортировочные, вытяжные, приемо- отправочные, деповские, улавливающие тупики 23
в) сортировочные, главные, вытяжные, приемо-отправочные, соединительные, ходовые, погрузочно-выгрузочные, деповские 3 Обгонными пунктами называют: а) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие для обгона одних поездов другими и в необходимых случаях перевода поезда с одного главного пути на другой; б) раздельные пункты без путевого развития, предназначенные для регулирования движения поездов; в) раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для скрещения и обгона поездов Задание№ 2 Заполните пропуски в следующих предложениях, из приведенного ниже перечня названий раздельных пунктов
Перечень: обгонный пункт, путевые посты, станции, разъезды
1) Раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для скрещения и обгона поездов называются… 2) Раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие, допускающие обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой, называются … 3) Раздельные пункты без путевого развития, предназначенные для регулирования движения поездов, называются… 4) Раздельные пункты имеющие путевое развитие, позволяющие выполнять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах – маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с ними, называются...... Задание № 3Рассмотрите схему раздельного пункта и напишите названия станционных путей: 24
Рисунок 28 Задание № 4 Какая работа называется маневровой? (продолжить предложение) Маневровой называется работа, связанная с ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Задание № 5 Перечислите основные способы производства маневров __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 6 Что такое техническо - распорядительный акт станции? Техническо-распорядительный акт станции это… ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 25
________________________________________________________________________________ _____________________________________ Задание № 7Определите, какой раздельный пункт соответствует данному определению ________________________ Эти раздельные пункты сооружаются на одно - , двух- и многопутных железнодорожных линиях. Они предназначены для скрещения, обгона и пропуска поездов, а также для выполнения работы по погрузке - выгрузке, посадке-высадке пассажиров, по хранению и выдаче багажа Задание № 8 Вставьте соответсвующее значение Предельные столбики устанавливают посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет……… мм Задание № 9 Вставьте пропущенное слово ……………..станции, предназначенны для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Задание № 10 Что называется железнодорожным узлом? Железнодорожным узлом называются… ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Тема « Организация железнодорожных перевозок
Задание № 1 На основе какого документа осуществляется грузовая коммерческая работа на железнодорожном транспорте? Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осуществляется на основе…____________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 2 Запишите соответствующие значения 26
Виды пассажирских вагонов-поездов в зависимости от расстояния до пункта оборота классифицируются:  Поезда дальнего следования – это поезда, у которых до пункта оборота свыше ......... км.  Поезда местного сообщения – до пункта оборота свыше .......... км до ....... км.  Поезда пригородного сообщения – до пункта оборота до ............. км. Задание № 3 Перечислите три группы по дальности следования пассажирского поезда: 1 группа __________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2 группа __________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3 группа __________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание № 4. Какой документ является основным для грузовых перевозок? Основной грузовой перевозочный документ это… ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Тема «Организация движения поездов»
Задание № 1
.
Что такое план формирования поездов? План формирования поездов – это ___________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 2Дайте определение понятию «поезд»: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 3Определите, какие поезда относятся к внеочередным и очередным? (внеочередные подчеркните линией) 27
Пожарные, восстановительные поезда, пассажирские, скорые, почтово- багажные, грузовые, снегоочистители, одиночные локомотивы, автомотрисы, дрезины, хозяйственные поезда, локомотивы без вагонов, воинские, людские, грузопассажирские. Задание № 4 Что должен обеспечивать график движения поездов? График движения поездов должен обеспечивать… ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________ Задание № 5Рассмотрите рисунки и дайте определение каждому из графиков движения поездов А) __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Б)___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ В)__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ А- рисунок 29 Б -рисунок 30 В- рисунок 31 Задание № 6 Какие основные элементы должны быть определены для составления графика движения поездов? Для составления графика движения поездов должны быть определены основные элементы… ______________________________________________ __________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 28
Рисунок 32


Приложение А

обложка тетради для студента
29

ТЕТРАДЬ ДЛЯ РАБОТ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»
(для учащихся I курса) Учащегося _______________________________ группы № ________________________________ Профессия _______________________________ _________________________________________ Приложение Б Правильные ответы 30

Тема «Общие сведения о железнодорожном транспорте»
Задание № 1 Транспорт —это связующие звено между производителями и потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и рыночные отношения Задание № 2. количество перевезенных грузов, грузооборот, число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, грузонапряженность, оборот вагона, производительность труда, себестоимость перевозки Задание№ 3. безопасность движения Задание № 4. перевозка пассажиров и грузов
Тема «Краткие исторические сведения о возникновении и развитии

железных дорог»
Задание № 1 1. 1834 2. 1937 3. 1974 4. 1901 5. 1924
Тема «Основные положения структурной реформы железнодорожного

транспорта»
Задание № 1
На первом
(подготовительном) этапе реформирования (2001 — 2003 гг.) функции хозяйственного управления выделены из ведения МПС России и переданы ОАО «РЖД», все акции которого принадлежат государству.
На втором
этапе реформирования отрасли (2003 — 2005 гг.) из ОАО «РЖД» выделятся его дочерние структуры — акционерные государственные компании, в ведении которых будут находиться 31
пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт технических средств, производство запасных частей и т. п.
На третьем этапе
(2006—2010 гг.) предполагается создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Задание № 2 17дорог Тема
«Сооружения и устройства железнодорожного транспорта»
Задание №1  пассажирских ..
140.
. км/ч,  рефрижераторных .
120
. км/ч,  грузовых .
......90
.. км/ч. Задание № 2.
подвижной состав

Тема « Габариты на железных дорогах»
Задание № 1.
Приближения строений, подвижного состава
Задание № 2 ПТЭ установлены следующие нормативные значения ширины колеи в кривых в зависимости от радиуса кривой:, заполните таблицу
Радиус кривой, м

Не более 299

300...349

350 и более

Ширина колеи, мм
1535 1530 1520 Задание № 3 1. Габаритом приближения строения называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. 2. Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути 3.Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное 32
оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути. Задание № 4 1) На перегонах двухпутных линий.................................4100мм 2) На трех- и четырехпутных линиях между осями второго и третьего путей ....................5000 мм. 3) На станциях между осями смежных путей................................4800 мм 4) На путях второстепенных и грузовых районов......................4500 мм Задание № 5. Железнодорожный путь — это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью Задание № 6- 1,2,3,4 Задание № 7- Г) 1520мм. Задание № 8 1) рельсы 2) шпалы, рельсовые скрепления 3) балластный слой 4) песчаная подушка Задание № 9 две рельсовые нити, установленные на определенном расстоянии одна от другой и прикрепленные к шпалам, брусьям или плитам Задание № 10 1- водоотводная канава 2 -бровка 3- обочина 4- земляное полотно 5- балластный слой 6-откос 7-берма 33
8 -резерв
Задание № 11

Нераздельное - раздельное - смешанное
Задание № 12- Переход подвижного состава с одного пути на другой Задание № 13 1- переводной механизм; 2-рамные рельсы;3- остряки; 4- рамные рельсы 5- упорная нить переводной кривой; 6- контррельсы;7-сердечник крестовины; 8- контррельсы; 9- усовик Задание № 14 рис 1 подпорная стена рис 2 Путепровод
Тема «Сооружения и устройства электроснабжения»
Задание № 1
при постоянном токе 3 к В;

при переменном 5 к В
Задание № 2 1- электростанция; 2 – районная трансформаторная подстанция; 3 - высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП); 4 – тяговая подстанция; 5 – контактная сеть; 6 – рельсовая сеть; 7 – питающая линия; 8 – отсасывающая линия Задание № 3 на перегонах не менее 5750 мм, на станциях не менее 5750 мм на переездах — 6000...6800 мм..мм Задание № 4- цифра 1- опора ;цифра 2 –тяга: цифра 6 -контактный провод
Тема «Общие сведения о тяговом подвижном составе»
Задание №1 тяговое Задание №2 Заполнить таблицу «Локомотивы, их назначение» Тяговому подвижному составу относятся локомотивы и моторвагонный подвижной состав 34
По роду выполняемой работы локомотивы подразделяются грузовые, пассажирские и маневровые К автономным локомотивам относятся Паровозы, тепловозы и газотурбовозы, мотовозы К неавтономным локомотивам относятся Электровозы, электропоезда Задание №3 паровозов_5-7_%_ тепловозов _29-31%_ электровозов_25-32 % Задание № 4 1.Тепловоз- 2ТЭ70 2.электровоз -ЭП 2К-001 3.газотурбовоз -ГТ1-001 Задание № 5 В буквенное обозначение серий тепловозов, включают знак, характеризующий назначение локомотива: П — пассажирский, Г- грузовой, М — маневровый Задание № 6 – ТЭП-70 Задание № 7-Кузов электровоза служит для размещения в нем кабины машиниста, электрических машин и аппаратов Задание № 8 -кузов ,рама кузова , тележка, сцепных приборов и тормозного оборудования Задание № 9 4) тележка электровоза Задание № 10
1
букса
2
бандаж
3
венец зубчатого колеса
4
центр зубчатого колеса
5
колесный центр
6
ось Задание № 11-дизель Задание № 12- все ответы правильные Задание № 13 рамы тележки, колесных пар с буксами и рессорного подвешивания Задание № 14 35
Т-гибкие шланги для подачи топлива П- гибкие шланги для подачи песка М- гибкие шланги для подачи масла В- гибкие шланги для подачи воды
Тема «Вагоны. Основные элементы»
Задание № 1 нетяговому------------ перевозки грузов и пассажиров Задание № 2. Таблица
«
Классификация вагонов» По назначению вагоны разделяют грузовые и пассажирские К грузовым вагонам относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения для перевозки определенных видов грузов (цементовозы, хоппер - дозаторы, транспортеры, специализированные цистерны, вагоны для технических нужд, вагоны для перевозки скота, живой рыбы и др.) По условиям эксплуатации различают вагоны магистральные, промышленного и городского транспорта. Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов дальнего следования межобластного пригородного сообщения По габариту подвижного состава различают вагоны предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети; вагоны, обращения которых допустимо только для реконструированных участков отечественных железных дорог; вагоны для международного сообщения По материалам и цельнометаллические, с деревянной или 36
технологии изготовления кузова вагоны делятся металлической обшивкой, сварные и с отдельными клепаными сборными единицами По числу осей на четырех, шести, восьми и многоосные Задание № 3 наименование вагона назначение полувагон служит для перевозки навалочных сыпучих грузов, таких, как уголь, руда, кокс, щебень, гравий Вагоны- автомобилевозы для перевозки автомобилей, прицепов к ним, микроавтобусов и троллейбусов. цистерна Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и т.п.) перевозят в цистернах хоппер саморазгружающийся бункерный грузовой железнодорожный вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта. Кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки, через которые груз высыпается при разгрузке под действием силы тяжести хоппер саморазгружающийся бункерный грузовой железнодорожный вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта. Кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки, через которые груз высыпается при разгрузке под действием силы тяжести думпкар грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня, и других подобных грузов Рельсошлифовальный вагон вид подвижного состава железных дорог предназначенный для ликвидации поверхностных дефектов и волнообразных неровностей на 37
поверхности головок рельсов, уложенных в путь, путём шлифования их абразивными брусками (камнями). платформа перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные грузы Вагон-термос используют в летнее время для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба и др.), а зимой — грузов, теряющих свои качества при замерзании Крытый вагон предназначены для перевозки разнообразных грузов, обеспечения их сохранности и защиты от воздействия атмосферы пассажирский Для перевозки пассажиров Задание № 4- кузов, рама кузова, ходовая часть , тормозное оборудование, ударно-тяговое устройство Задание № 5. 1.смотровая крышка 2.гайка М 110 3.стопорная планка 4.упорное кольцо подшипника 5. болты крепления крепительной крышки 6.крепительная крышка 7.корпус буксы 8.наружное кольцо подшипника 9. лабиринтное кольцо 10. предподступичная часть оси Задание № 6 1.подступичная часть оси 2.шейка оси 3.обод колеса 4.диск колеса 5.средняя часть оси Задание № 7 38
18-100, КВЗ- ЦНИИ типа I Задание № 8 1.буксовый узел 2.технологическое окно 5.фрикционный клин 6.рессорный комплект 9. опора скользуна Задание № 9 - тягогвый хомут_ Задание № 10 -поглощающий аппарат Задание № 11-2 части: головная и хвостовик Задание № 12 1-задний упор 8- клин тягового хомута 2-кронштейн 9- ударная розетка 3- расцепной рычаг 10-державка 4-подденживающая планка 11-маятниковая подвеска 5- поглощающий аппарат 12-центрирующая балка 6-тяговый хомут 13-корпус автосцепки 7-упорная плита 14- цепочка расцепного привода
Тема « Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах

сигнализации на железной дороге»
Задание №1 средства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Задание №2 Сигнал-условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ, подлежащий безусловному выполнению Задание № 3. видимые сигналы- сочетание цвета огней ,звуковые- сочетание звуков Задание№ 4 Красный, желтый и зеленый (возможны их сочетания). Красный огонь принят в качестве сигнала остановки, желтый разрешает движение, но требует снижения скорости, зеленый разрешает движение с установленной скоростью Задание № 5 автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры Задание № 6таблица:
«Видимые сигналы»
39
Классификация видимых сигналов Сигнальные приборы, которыми подается сигнал Постоянные светофоры, устанавливаемые в определенных местах железнодорожного пути, и локомотивные светофоры Переносные (щиты, флаги, фонари на шестах, предназначенные для временного ограждения тех или иных участков пути и подвижного состава Ручные флаги, диски, фонари, посредством которых подают различные команды и указания Поездные диски, флаги и фонари для обозначения головы и хвоста поезда Задание № 7 Б) светофоры; Задание № 8 Рельсовые цепи отделены друг от друга изолирующими стыками ИС. Источником тока в рельсовой цепи является путевая батарея ПБ, потребителем тока — путевое реле ПР. Когда блок-участок свободен, ток от источника питания протекает по рельсам и поступает в путевое реле, которое замыкает цепь сигнальной батареи СБ на лампу зеленого огня светофора. Если блок-участок занят хотя бы одной колесной парой (или лопнул рельс), то ток не поступает в путевое реле, его якорь отходит от контакта под действием силы тяжести, и цепь сигнальной батареи з а м ы к а е т с я н а л а м п у к р а с н о г о о г н я с в е т о ф о р а Задание №9 Автоматическая локомотивная сигнализация (AJIC) Задание №10 АЛСН служит для постоянной передачи на локомотив (по рельсовым цепям) показаний путевого светофора, к которому приближается поезд. Навстречу движущемуся поезду от стоящего впереди светофора в рельсовую цепь подается переменный кодовый ток. Он наводит в приемных катушках ПК локомотива 40
кодовые импульсы переменного тока (напряжением около 0,2 В). Эти импульсы поступают через фильтр Ф в усилитель У, с помощью которых преобразуются и усиливаются. В дешифраторе ДШ коды расшифровываются, и в зависимости от их значения включается соответствующий огонь локомотивного светофора JIC. Если на путевом светофоре горит зеленый огонь, то в цепи проходят три импульса тока в кодовом цикле и на локомотивном светофоре горит также зеленый огонь. При включенном желтом сигнале проходят два импульса тока в кодовом цикле, и на локомотивном светофоре горит также желтый огонь От светофора с красным огнем поступает код с одним импульсом тока в цикле, и на светофоре локомотива включается желтый огонь с красным При вступлении поезда на занятый блок-участок на JIC загорается красный огонь. Задание № 11 1) маневровая; 3) горочная; Задание № 12 Непрерывная двусторонняя поездная радиосвязь осуществляется между поездным диспетчером и машинистами локомотивов, находящихся в пределах диспетчерского участка; между машинистом локомотива, расположенного на перегоне, и дежурным по ближайшей станции, а также между машинистами встречных поездов. Поездная радиосвязь представляет собой сочетание радиосвязи и проводной связи Радиостанции устанавливают на локомотивах и в служебных помещениях дежурных по промежуточным станциям участка. Переговоры между машинистом и дежурным ближайшей станции происходят по радио, а между машинистом и поездным диспетчером — с помощью проводной связи
Тема « Раздельные пункты и работа станции»
Задание № 1
1
в) 41
2 в)
3
а) Задание№ 2 1) разъезды 2) обгонный пункт 3) путевые посты 4) станции Задание № 3 ПЗ — пассажирское здание; ГУ — грузовые устройства; I — главный путь; 2— 4 —приемоотправочные пути; 5, 6, 7 — соответственно выставочный, погрузочно-выгрузочный и вытяжной пути; 8, 9 — соответственно предохранительный и улавливающий тупики Задание № 4 Маневровой называется работа, связанная с передвижения подвижного состава групп или отдельных вагонов а также одиночных локомотивов по станционным путям для выполнения различных видов обработки Задание № 5 а) осаживание б) толчки Задание № 6 это документ, характеризующий техническое оснащение ж.д. станции, устанавливающий порядок использования технических средств, обеспечивающий безопасность при приеме, отправлении, пропуске поездов и выполнение маневровых работ Задание № 7 Промежуточные станции Задание № 8 4100 Задание № 9 Сортировочные Задание № 10 Железнодорожным узлом называется пункт примыкания не менее трех железнодорожных линий, в котором имеются специализированные станции и другие раздельные пункты, связанные соединительными путями, обеспечивающими пропуск пассажирских и грузовых поездов, а также пересадку пассажиров с одной линии на другую
Тема « Организация железнодорожных перевозок»
Задание № 1 42
осуществляется на основе Транспортного Устава железных дорог и организуется на местах общего и необщего пользования. Задание № 2  свыше 00  свыше150- до700  до 150 Задание № 3 1- дальние 2- местные 3- пригородные Задание № 4 накладная
Тема «Организация движения поездов»
Задание № 1

План формирования поездов – это то единый технологический процесс работы всех станций сети и одновременно план распределения сортировочной работы между ними Задание № 2поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы Задание № 3 Пожарные, восстановительные поезда, пассажирские, скорые, почтово-багажные, грузовые, снегоочистители, одиночные локомотивы, автомотрисы, дрезины, хозяйственные поезда, локомотивы без вагонов, воинские, людские, грузопассажирские Задание № 4 График движения поездов должен обеспечивать удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов, безопасность движения поездов, эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций, высокопроизводительное использование подвижного состава, соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад, возможность выполнения работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения Задание № 5 43
А) Однопутный график движения поездов: А—Г — обозначения раздельных пунктов; 0, 1, 2 — время (часы); числа над наклонными прямыми — условные номера поездов Б) Двухпутный график движения поездов: А—В — обозначения раздельных пунктов; 0, 1, 2 — время (часы); числа над наклонными прямыми — условные номера поездов В) Пачечный график движения поездов: А— В — обозначения раздельных пунктов; 0, 1 — время (часы); числа над наклонными прямыми — условные номера поездов Задание № 6 Для составления графика движения поездов должны быть определены основные элементы…  время хода поездов различных категорий по перегонам;  продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения  технических, грузовых и пассажирских операций;  станционные интервалы;  интервалы между поездами в пакете;  время нахождения локомотивов на станциях локомотивного депо и в пунктах оборота 44

Используемая литература:
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования «Общий курс железных дорог» / Ю. И. Ефименко, М. М.Уздин, В. И. Ковалев и др., (под редакцией Ю. И. Ефименко). С. Соколов В.Н. «Общий курс железных дорог». 45


В раздел образования