Напоминание

Обучение чтению через открытие и получение опыта на уроках английского языка как критерий эффективного современного урока.


Автор: Калашникова Юлия Анатольевна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: Гимназия № 44
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Обучение чтению через открытие и получение опыта на уроках английского языка как критерий эффективного современного урока.
Раздел: среднее образование





Назад





Обучение

чтению

через

открытие

и

получение

опыта

на

уроках

английского языка как критерий эффективного современного урока.
Один из методов Жана Пиаже, в основе которого лежит убеждение, что дети должны учиться на собственном опыте. Вместо устного изложения фактов роль учителя сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащую обстановку и материалы, оставив детям свободу выбора. Таким образом, дети испытывают внутреннее удовлетворение от самостоятельных открытий. Жан Пиаж считал, что образование, основанное на самостоятельных открытиях, имеет первостепенное значение, так как главной целью любого образования является воспитание творческого человека — умельца, изобретателя и исследователя. Среди новых направлений особого внимания так жезаслуживает концепция так называемого обучения «через совершение открытий», разработанная известным американским психологом и педагогом Джеромом Бруннером. В соответствии с ней учащиеся должны познавать мир, приобретать знания ч е р е з с о б с т в е н н ы е о т к р ы т и я , т р е б у ю щ и е н а п р я ж е н и я всехпознавательныхсил и исключительно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. При этом учащиеся должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения. Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. 1
Перейдем к рассмотрению понятия «чтение». Чтение — э т о самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников не только читать тексты, но и совершать свои собственные открытия, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию с целью получения жизненного опыта.. В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:  чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)  чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо. Необходимым компонентом развития навыков чтения и работы с текстом является когнитивная компетенция, представляющая собой готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности. На уроках иностранного языка речемышление учащихся стимулируются в следующих основных случаях: - в работе с текстом (inferring from the text); - в работе с проблемой в тексте (role play and problem-solving); - в работе с игровой задачей на основе текста (game challenge). Одним из примеров развития речемышления могут стать уроки активации чтения схем в интерактивном режиме, то есть работа с текстом. В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция, то есть владение содержательным предметом общения. Формируя информативную компетенцию учащихся, мы тем самым формируем у них: информационные «фреймы» (frames), то есть набор 2
необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию; сложившиеся знания (schemata), то есть информацию из прошлого опыта в виде знаний и структур поведения; языковую картину мира (language representation of the world) в её иноязычной форме, то есть знание окружающей действительности, способность описать её и относиться к ней в иноязычной форме; фоновые знания (background knowledge), то есть информацию, важную для понимания конкретной ситуации общения; общий кругозор (general knowledge), то есть знание имён и названий, дат и событий, наличие биографических, исторических, политических и других специальных знаний. Работая с представленным выше текстом, учащиеся знакомятся с материалами по двум таким важным и коммуникативно направленным темам, как “Advertisement and Job” (реклама и работа). Учитель просит учащихся назвать те виды профессий, которые они бы предпочли. При этом учитель 3
обеспечивает учащихся необходимым вокабуляром на доске. Затем учитель обращает внимание учащихся на рекламу вакансий в газете “The Evening Star”. Учащиеся работают в группах, выясняя всю информацию о вакансиях, которые рекламируют в газете. К примеру: необходим или нет опыт, полная или частичная занятость, занятость в часах в неделю, премии. Учащиеся могут столкнуться с трудностью чтения абривиатурных сокращений и поделиться опытом чтения реклам в газетах. Учитель должен заметить, что не существует стандартного абривиатурного формата. Разные газеты могут использовать разные сокращения. Студентам придётся использовать логику и догадку в расшифровке этих абривиатур, тем самым совершая свои маленькие открытия! Как мы видим, учитель вводит и активирует знания учащихся о профессиях и рекламе вакансий, тем самым формирует у них: информационные «фреймы» (frames), сложившиеся знания (schemata). Новый вокабуляр позволяет учащимся формировать свои гипотезы о видах реклам, которые они нашли в газете и опираясь на собственный опыт и знания успешно определять квалификации и требования, указанные для разных видов профессий, тем самым расширяя общий кругозор (general knowledge). Одним из примеров уроков с игровой задачей (game challenge) может стать урок чтения головоломки (jigsaw reading). Учащиеся получают текст, после прочтения которого, они должны заполнить таблицу или диаграмму. Ярким примером может послужить работа над текстом ”Solar Collectors”. 4
Данная работа предполагает, что учащиеся должны продемонстрировать их понимание взаимосвязи компонентов солнечной батареи отмечая её части на диаграмме. Учащиеся работают вместе в группе, двигаясь от текста к диаграмме. Аудирование и чтение может быть совмещено, к примеру: один ученик читает вслух текст, а другой заканчивает диаграмму. Таким образом, формируется языковая картина мира (language representation of the world) в её иноязычной форме, то есть знание окружающей действительности, способность описать её и относиться к ней в иноязычной форме. 5
В своей работе я прибегаю к приему «Чтение с остановками». Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с проблемной сюжетной линией (problem-solving reading). Данный прием содержит все стадии формирования речемышления: 1 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Здесь начинают работать информационные «фреймы» (frames), то есть набор необходимых понятий, 6
описывающих ту или иную ситуацию. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении (schemata)) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом как языковой картиной мира (language representation of the world) в её иноязычной форме. Каждая остановка чтения является началом решения новой проблемы, для решения которой ученику необходимы фоновые знания (background knowledge), то есть информацию, важная для понимания конкретной ситуации общения. 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Здесь ученик прибегает к общему кругозору (general knowledge). Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Следующий приём, который я пытаюсь использовать в своей работе с учениками старшего звена – это приём «интенсивного чтения» (double entry), который дает возможность сочетать чтение и письменную речь в формировании речемышления. Ученики копируют отрывки из текста, которые имеют особое значение для них в одну колонку, в то время как в другую противоположную колонку они фиксируют их собственную реакцию и мысли по поводу выписанного из текста отрывка. «Интенсивное чтение» подразумевает, что ученики читают и пишут, без чувства страха быть неправильно оцененным учителем. Главное в этом приёме не оценка учителя, а развитие навыков приобретения опыта и исследовательской деятельности у детей.

В заключение хотелось бы отметить, что работа над текстом дает ученику возможность расширить уже имеющиеся у него знания в той или иной области. 7


В раздел образования