Напоминание

"Использование метаплана в преподавании общепрофессиональных дисциплин в системе СПО"


Автор: Федосеева Валентина Ивановна
Должность: преподаватель кафедры педагогики и психологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П.Раменского"
Населённый пункт: Г. Соликамск, Пермский край, Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метаплана в преподавании общепрофессиональных дисциплин в системе СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Федосеева Валентина Ивановна,
преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П.Раменского» Г. Соликамск, Россия e-mail fedoseeva.vi@mail
Использование метаплана в преподавании

общепрофессиональных дисциплин в системе СПО

Аннотация.
Статья посвящена методике использования метаплана в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин
Ключевые слова
: метаплан как «чертёж в условных знаках», метод диагностики и принятия коллективных решений В условиях реализации ФГОС СПО требуются новые подходы к отбору содержания образования и адекватных инструментов его усвоения и передачи. Нужны образовательные технологии, которые формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения применять полученные опыт и знания в практической деятельности. Большие возможности обучения в логике компетентностного подхода открывает использование метаплан-техники. Метаплан-техника – это совокупность приёмов и навыков использования метаплана. Метаплан представляет собой множество имеющих определённое назначение знаковых элементов (полоса, овал, круг, прямоугольник и т.д.). Возможности применения этого метода, разработанного в Германии в 70-х годах прошлого столетия 2 братьями, Wolfgang и Eberhard Schnelle Metaplan, в профессиональном обучении рассматривает Н.Е. Эрганова. Она подчёркивает, что благодаря применяемой технике учебный материал перерабатывается в форму, облегчающую его понимание, запоминание и усвоение. С другой стороны, метаплан как «чертёж в условных знаках» является своеобразным продуктом логического анализа учебной информации [3]. Рассмотрим организацию деятельности учащихся с использованием указанного метода на примере изучения обеспечения прав ребёнка в сфере образования (в рамках интегрированного занятия по учебным дисциплинам «Педагогика» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»). Планируемый результат: знание понятий «права ребёнка», «формы их правовой защиты»; умение работать в группе и а на л и з и р о ват ь законодательные акты Российской Федерации и международного права по вопросам охраны прав и защиты интересов детей, находить компромисс между существующими нормами и реальной ситуацией, развивать навыки межличностного взаимодействия. В соответствии с ожидаемым результатом, важнейшей задачей учителя становится формирование общих и специфических приёмов учебной деятельности (как умственной, так и практической) студентов. Именно операциональные умения, а не устное изложение того или иного содержания, являются показателями усвоения учебного материала на требуемом уровне. Для формирования компетенций необходимо проектировать такие учебные задания, выполнение которых обеспечивает опыт решения проблем. Инструментом обучения выступает метод метаплана, включающий несколько этапов. Этап I. Мотивация. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.
Очень важно, чтобы знания «вырастали» из личного субъективного опыта обучающегося, были пережиты и в дальнейшем востребованы в жизни, не были абстрактными. Преподаватель предлагает вспомнить из своей школьной или студенческой жизни и написать на специальных карточках один или несколько случаев или вопросов (где присутствуют нарушенные права ребёнка), которые учащиеся оценивают как проблемные, травмирующие и в обсуждении которых они видят для себя смысл или пользу. После обдумывания ситуаций и их формулировки (5-7минут), карточки размещаются на доске, создавая проблемное поле.Например: 1.Классные руководители настаивают, чтобы мы, 11-классники, осуществляли влажную уборку класса после уроков, но нам некогда, поскольку мы готовимся к поступлению в институт. Правомерны ли действия педагогов, тем более что каждый раз, когда мы отказываемся, нам «читают мораль», будто мы не хотим, чтобы школа была чистой? Обязаны ли учащиеся осуществлять влажную уборку помещения, несмотря на то, что по штату положена уборщица? Имеет ли право администрация снимать учеников с уроков на хозяйственные работы, репетиции? Или: 2.Руководитель образовательной организации отказал выпускнику основной школы в приёме документов в 10 класс. Какие законодательные акты регулируют решение данного вопроса? Правомерны ли действия руководителя школы? 3.Девятиклассник исключён из образовательного учреждения на основании того, что неоднократно нарушал устав образовательного учреждения и права других обучающихся. Правомерны ли действия со стороны органа управления образовательного учреждения? Какие документы регулируют решение данного вопроса? После краткого комментария студентами своих проблем и ситуаций путём голосования отбираются те из них, которые кажутся наиболее полезными и интересными. Этап II. Поиск вариантов решения поставленных на первом этапе проблем и сбор информации. «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий» [ 1 ]. Для разрешения проблемной ситуации нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое задание, чтобы подлежащее усвоению новое знание занимало место неизвестного [2]. Учебная деятельность организуется в течение 25-30 минут в подгруппах (по 4-6 человек), на которые студенты делятся в соответствии с выбранными задачами, по схеме, позволяющей эффективно проанализировать суть проблемы и определить пути возможного её решения. Как обстоят дела в реальности? Как должно быть? (по закону) Почему в действительности дела Что необходимо сделать? обстоят не так, как должно быть? (выявление причин) (возможные пути решения) На этом этапе учащиеся самостоятельно изучают основные положения Конвенции о правах ребёнка, статью 34 ФЗ «Об образовании в РФ» «Основные
права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», работают с периодической печатью, Интернет-ресурсами, находят противоречия между существующими нормами и реальной ситуацией. Учащиеся высказывают свои предположения вслух, учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, определять решения поставленной перед собой проблемы. Доверительная и свободная атмосфера в подгруппах мотивирует учащихся к взаимодействию, обмену мнениями , целенаправленному анализу информации, выявлению и преодолению трудностей понимания, запоминания и усвоения материала, совместному обсуждению формы его предъявления. Этап III. Обобщение полученных данных и формулировка выводов. Это один из труднейших этапов, так как требует от участников умения синтезировать полученную информацию воедино. В подгруппе может быть предложено несколько вариантов решения одной и той же задачи. В этом случае необходимо сделать выбор наиболее оптимального, отметить и оценить новые подходы, выработать коллективное решение о способах поведения в конкретной ситуации, с формулировать совместный проект плана действий. Этап IV. Презентация результатов деятельности. Каждая подгруппа демонстрирует (не более 3-5 мин.), результаты проделанной работы в различных видах, например, в форме структурно- логической схемы, опорных сигналов, алгоритма, образа, на основании чего проводится общая дискуссия (20 минут). Приветствуется активное обсуждение сделанных выводов, принятых всеми участниками, что обеспечивает более глубокое понимание темы. Работа на этом этапе требует от учителя умения незаметно направлять дискуссию так, чтобы она привела к нужному результату. В результате дискуссии вырабатывается согласованный подход к решению поставленных проблем, и полная уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен. Этап V. Рефлексия. Подведение итогов. Предполагает применение таких методик, как графический анализ, получивший название «Скелет рыбы» («Fish-bone»), ПОПС-приём, синквейн, метод Френе, неоконченные предложения, что позволяет учителю и всем учащимся провести анализ своей деятельности. Метаплан построен на принципе визуализации процесса обсуждения на всех этапах, поэтому итогом работы становится разработка различных дидактических материалов в форме банка педагогических ситуаций, программ действий, наглядное представление информации в различных видах. Организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала с помощью метаплан-техники обеспечивает гарантированное достижение поставленных целей, является мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Ссылки на источники
1. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. 3. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Е.Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с. ISBN 5-7695-3183 -5


В раздел образования