Напоминание

Рабочая специальная (коррекционная) программа по предмету "Деловое и творческое письмо"


Автор: Щербинина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Куяштыр
Населённый пункт: РБ, Аскинский район
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая специальная (коррекционная) программа по предмету "Деловое и творческое письмо"
Раздел: среднее образование





Назад





Рабочая специальная (коррекционная) программа по предмету «Деловое и творческое письмо»
для обучающегося 11 класса (обучение на дому)VIII вида на 2015 – 2016 учебный год Ступень обучения: средняя, 11 класс Уровень: базовый Количество часов по программе:70 Количество часов по календарю:67 Учитель Щербинина Татьяна Анатольевна Данная рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год, согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 с.Аскино (обучение на дому). Программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового, творческого письма. Учебный материал по русскому языку изучается в объеме ранее изученного в 5-10 классах и включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису, основываясь при этом на тематике социально-бытовой ориентировки и на текстах делового письма, деловой речи.
Специальная коррекционная школа VIII вида должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Цели курса:
- развивать устную и письменную речь учащихся; - помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи; - научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.
Задачи курса
: - формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется; - формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа; - формировать умения подражать образцу; - формировать умения составлять документы самостоятельно; - способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;
- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности; - развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом. Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:  ознакомление с правильной формой жанра делового письма;  определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;  нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);  редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;  самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;  речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;  ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.
Коррекционные задачи
курса:  Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся. На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.

Средства связи
. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (
Бланки, квитанции. Адрес.
Имена собственные).
Культура общения
. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные
открытки, телеграммы
. Юбилей. Торжество. Родственные связи).
Профориентация
. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол.Заявление в ПТУ).
Заполнение анкет
. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.
Объявление
. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.
Заявление.
(о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк. Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную
адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.
Ожидаемый результат –
овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам. Обучающиеся курса должны знать: - основные функции делового письма, его жанры; - композиционные модели деловых бумаг; - основные требования к языку деловых бумаг и документов.; уметь : - оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги; - редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Содержание программы
Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).
Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.
Календарно-тематическое планирование учебного материала школы 8 вида по русскому языку

на 2015- 2016 учебный год.

11 класс (67ч. в год, 2 ч. в неделю)

№п/п

Тема урока

Кол.

час.

Дата

по пл.

Факт.

дата

Примеч.

1
Введение. Язык и человек
1
01.09
Личные документы официального характера

2
Из истории делового письма
1
03.09
3
Повторение. Простое предложение. Сложное предложение с союзами а, но, и, который, когда, что, чтобы, потому что.
1
08.09
4
Требования к составлению деловых бумаг .Расписка
1

10.09

5
Предложения по цели высказывания. Обращение. Знаки препинания при обращении.
1

15.09

6
Доверенность
1

17.09

7
Правописание слов с ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
1

22.09

8
Объяснительная записка
1

29.09

9
Правописание слов с безударными гласными.
1

01.10

10
Заявление
1

06.10

11
Разделительный мягкий и твердый знаки.
1

08.10

12
Объявление
1

13.10


13
Разбор слов по составу. Части слова: корень, приставка, окончание.
1

15.10

14
Автобиография. Резюме
1

20.10

15
Тест по теме «Личные документы официального характера»
1

22.10

16
Контрольный диктант «Золотая осень»
1

27.10

17
Работа над ошибками, допущенными в диктанте
1

29.10

18
Значение слов. Антонимы и синонимы
1

05.11

19
Характеристика
1

10.11

20
Сложносокращенные слова (аббревиатура). Значение этих слов, цель сокращений и аббревиатур.
1

12.11

21
Справка. Удостоверение
1

17.11

22
Правила правописания имен собственных.
1

19.11

Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения

23
Имя числительное. Правильное прочтение числа в тексте. Знакомство с формами деловых бумаг, где употребляются числительные. Назначение этого рода деловых бумаг и документов, их важность.
1

24.11

24
Заполнение бланков на почтовый перевод.
1

26.11

25
Заполнение бланков на посылку и бандероль.
1

01.12

26
Основные грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний.
1

03.12

27
Заполнение квитанций за коммунальные услуги
1

08.12

28
Контрольный диктант «Зима»
1

10.12

29
Несклоняемые имена существительные. Закрепление пройденного материала.
1

15.12


30
Орфографический словарь. Его назначение. Умение пользоваться орфографическим словарем.
1

17.12

31
Телеграмма
1

22.12

32
Контрольная работа по теме «Деловые бумаги»
1

24.12

33
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и контрольной работе
1

29.12

34
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
1

14.01

35
Поздравление.
1

19.01

36
Фактор адресата. Его влияние на выбор этикетных фраз, на лексический состав текста и его объем.
1

21.01

37
Письмо. Виды писем.
1

26.01

38
Согласование имен прилагательных с именем существительным
1

28.01

39
Контрольная работа по теме «Письмо»
1

02.02

40
Падежные окончания имен прилагательных. Правописание личных местоимений и прилагательных в деловом письме.
1

04.02

41
Приглашение
1

09.02

42
Телефонные диалоги. Диалоги при посещении различного рода учреждений. Глагол. Роль глагола в речи.
1

11.02

43
Диалоги при найме на работу. Неопределенная форма глагола.
1

16.02

44
Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.
1

18.02

45
Устные высказывания благодарности, фразы при прощании, приветствии и т. д. Глаголы совершенного и несовершенного вида.
1

25.02


46
Правописание глаголов на тся и ться. Изменение глаголов по временам.
1

01.03

47
Правописание частицы
не
с глаголами. Правописание предлогов со словами. Правописание предлогов и предложных сочетаний, наиболее часто применяемых в деловом тексте.
1

03.03

48
Чтение различного вида деловых писем. Работа над пониманием деловой лексики и смысла этих писем.
1

10.03

49
Составление в соответствии с заданной жизненной ситуацией письма-запроса.
1

15.03

50
Контрольный диктант «Весна»
1

17.03

Виды делового письма творческого характера

51
Работа над ошибками ,допущенными в диктанте
1

22.03

52
Обсуждение заметок из газет
1

24.03

53
Правописание предлогов со словами. Правописание предлогов и предложных сочетаний, наиболее часто применяемых в деловом тексте.
1

05.04

54
Коллективное составление заметки
1

07.04

55
Самостоятельная работа по составлению заметки на тему «Моя мечта»
1

12.04

56
Наречие как часть речи.
1

14.04

57
Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
1

19.04

58
Написание заметки «Кем я хочу быть»
1

21.04

59
Реклама
1

26.04

60
Правописание наречий с
о
и
а
на конце
.

1

28.04

61
Р/р Изложение текста художественного повествования
1

03.05

62
Упражнения на закрепление пройденного. К/р по теме «Части
1

05.05

речи»
63
Повторениепо теме «Личные документы официального характера»
1

10.05

64
Повторение по теме «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения»
1

12.05

65
Повторение по теме «Виды делового письма творческого характера»
1

17.05

66
Повторение изученных орфограмм
1

19.05

67
Повторение изученных пунктограмм
1

24.05

Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
1-й уровень вести диалог в соответствии с задачами речевого общения; выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание); Выявлять принадлежность готового текста к определенному стилю речи (разговорному, деловому или художественному) с точки зрения задач общения и использования языковых средств (с помощью учителя);
пользоваться орфографическим словарем. Применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно; писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и др.) после предварительного разбора; писать изложения художественных текстов повествовательного и описательного характера после предварительного анализа всех компонентов (80—90 слов); писать сочинения повествовательного характера в разговорно-художественном стиле после предварительного анализа всех компонентов (80—90 слов). 2-й уровень принимать посильное участие в составлении диалогов; распознавать повествование и описание; пользоваться на письме изученными орфографическими правилами (с помощью учителя).
писать изложение несложных повествовательных или описательных текстов (до 50 слов) после предварительной отработки содержания и языкового оформления; составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу; составлять и записывать предложения и короткие тексты повествовательного характера (40—50 слов) на заданную речевую тему по опорным словам, предложенному плану, по серии картин или по одной картине.
Литература
1.Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991. 2.Аксёнова,А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000. 3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995 4.Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с. 5.Введенская, Л., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на- Дону: “Феникс”, 2000. 6.Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М: Просвещение, 2005.-350с. 7.Голодяевская, А. М. Деловая речь /А. М. Голодяевская.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. 8.Иванова, Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.
9. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993. 10. Ладыженская, Т. А. Риторика. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразовательной школы / Т. А. Ладыженская. – М.: Баласс: С-инфо, 2002. 11. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин.- Воронеж: Изд- во Воронежского университета, 1998. 12. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин.- СПб., 2007. 13. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990. 14. Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003. 15. Сборник упражнений. Русский язык.10-12 классы. Специальная (коррекционная) школа VIII вида. Из учебно- методического комплекта по русскому языку и математике для X-XII классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Центр «Школьная книга», 2006


В раздел образования