Рабочая специальная (коррекционная) программа по предмету "Деловое и творческое письмо"
Автор: Щербинина Татьяна Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Куяштыр Населённый пункт: РБ, Аскинский район Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая специальная (коррекционная) программа по предмету "Деловое и творческое письмо" Раздел: среднее образование
Рабочая специальная (коррекционная) программа по предмету «Деловое и творческое письмо»
для обучающегося 11 класса (обучение на дому)VIII вида
на 2015 – 2016 учебный год
Ступень обучения: средняя, 11 класс Уровень: базовый
Количество часов по программе:70 Количество часов по календарю:67
Учитель Щербинина Татьяна Анатольевна
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно –
методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006
год.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
составлена
на
основе
программы
«Русский
язык
и
развитие
письменной
речи»
из
сборника
«Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.
Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год, согласно учебному плану МБОУ СОШ №1
с.Аскино
(обучение
на
дому). Программа
представляет
собой
интегрированный
курс
русского
языка
и
делового,
творческого письма. Учебный материал по русскому языку изучается в объеме ранее изученного в 5-10 классах и
включает
в
себя
набор
необходимых
жизненно
значимых
теоретических
сведений
по
грамматике,
орфографии,
синтаксису, основываясь при этом на тематике социально-бытовой ориентировки и на текстах делового письма, деловой
речи.
Специальная коррекционная школа VIII вида должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к
практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому
большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат
школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку,
адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг.
Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно
подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Овладение нормами оформления деловых
бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Цели курса:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;
- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.
Задачи курса :
- формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;
- формировать умения подражать образцу;
- формировать умения составлять документы самостоятельно;
- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;
- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе,
ответственности, аккуратности;
- развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию
личности в целом.
Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей
эффективности следующей системы заданий и упражнений:
ознакомление с правильной формой жанра делового письма;
определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;
нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);
редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного
текста;
речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;
ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при
определенной жизненной ситуации.
Коррекционные задачи курса:
Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.
Средства связи . Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в
беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. ( Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные).
Культура общения . Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться
с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы .
Юбилей. Торжество. Родственные связи).
Профориентация . Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь
делать
выбор
и
объяснять
его;
уметь
понять
информацию
и
действовать
в
соответствии
с
предъявленными
требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их
заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата,
номер, милиция, паспортный стол.Заявление в ПТУ).
Заполнение анкет .
Словарь:
ПТУ,
трудоустройство,
профессия,
специальность,
выбор,
способности,
возможности,
отдел
кадров,
администрация,
директор,
работодатель,
хозяин,
частное
предприятие,
приемная
комиссия, анкета, рекомендательное письмо.
Объявление . Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование,
местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.
Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным
обстоятельствам).
Словарь:
трудовая
дисциплина,
трудовая
книжка,
трудовой
стаж,
сберегательная
книжка,
сберегательный банк.
Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение
компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную
адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных
ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.
Ожидаемый результат – овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги
и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.
Обучающиеся курса должны
знать:
- основные функции делового письма, его жанры;
- композиционные модели деловых бумаг;
- основные требования к языку деловых бумаг и документов.;
уметь
:
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Содержание программы
Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.
Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы
и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки
четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).
Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления
психофизических дефектов в развитии обучающихся.
Календарно-тематическое планирование учебного материала школы 8 вида по русскому языку
на 2015- 2016 учебный год.
11 класс (67ч. в год, 2 ч. в неделю)
№п/п
Тема урока
Кол.
час.
Дата
по пл.
Факт.
дата
Примеч.
1
Введение. Язык и человек
1
01.09
Личные документы официального характера
2
Из истории делового письма
1
03.09
3
Повторение. Простое предложение. Сложное предложение с
союзами а, но, и, который, когда, что, чтобы, потому что.
1
08.09
4
Требования к составлению деловых бумаг .Расписка
1
10.09
5
Предложения по цели высказывания. Обращение. Знаки
препинания при обращении.
1
15.09
6
Доверенность
1
17.09
7
Правописание слов с ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласные
звонкие и глухие, твердые и мягкие.
1
22.09
8
Объяснительная записка
1
29.09
9
Правописание слов с безударными гласными.
1
01.10
10
Заявление
1
06.10
11
Разделительный мягкий и твердый знаки.
1
08.10
12
Объявление
1
13.10
13
Разбор слов по составу. Части слова: корень, приставка,
окончание.
1
15.10
14
Автобиография. Резюме
1
20.10
15
Тест по теме «Личные документы официального характера»
1
22.10
16
Контрольный диктант «Золотая осень»
1
27.10
17
Работа над ошибками, допущенными в диктанте
1
29.10
18
Значение слов. Антонимы и синонимы
1
05.11
19
Характеристика
1
10.11
20
Сложносокращенные слова (аббревиатура). Значение этих
слов, цель сокращений и аббревиатур.
1
12.11
21
Справка. Удостоверение
1
17.11
22
Правила правописания имен собственных.
1
19.11
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения
23
Имя числительное. Правильное прочтение числа в тексте.
Знакомство с формами деловых бумаг, где употребляются
числительные. Назначение этого рода деловых бумаг и
документов, их важность.
1
24.11
24
Заполнение бланков на почтовый перевод.
1
26.11
25
Заполнение бланков на посылку и бандероль.
1
01.12
26
Основные грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж. Правописание
падежных окончаний.
1
03.12
27
Заполнение квитанций за коммунальные услуги
1
08.12
28
Контрольный диктант «Зима»
1
10.12
29
Несклоняемые имена существительные. Закрепление
пройденного материала.
1
15.12
30
Орфографический словарь. Его назначение. Умение
пользоваться орфографическим словарем.
1
17.12
31
Телеграмма
1
22.12
32
Контрольная работа по теме «Деловые бумаги»
1
24.12
33
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и
контрольной работе
1
29.12
34
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
1
14.01
35
Поздравление.
1
19.01
36
Фактор адресата. Его влияние на выбор этикетных фраз, на
лексический состав текста и его объем.
1
21.01
37
Письмо. Виды писем.
1
26.01
38
Согласование имен прилагательных с именем
существительным
1
28.01
39
Контрольная работа по теме «Письмо»
1
02.02
40
Падежные окончания имен прилагательных. Правописание
личных местоимений и прилагательных в деловом письме.
1
04.02
41
Приглашение
1
09.02
42
Телефонные диалоги. Диалоги при посещении различного
рода учреждений. Глагол. Роль глагола в речи.
1
11.02
43
Диалоги при найме на работу. Неопределенная форма
глагола.
1
16.02
44
Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний
глаголов I и II спряжения.
1
18.02
45
Устные высказывания благодарности, фразы при прощании,
приветствии и т. д. Глаголы совершенного и несовершенного
вида.
1
25.02
46
Правописание глаголов на тся и ться. Изменение глаголов
по временам.
1
01.03
47
Правописание частицы не с глаголами. Правописание
предлогов со словами. Правописание предлогов и
предложных сочетаний, наиболее часто применяемых в
деловом тексте.
1
03.03
48
Чтение различного вида деловых писем. Работа над
пониманием деловой лексики и смысла этих писем.
1
10.03
49
Составление в соответствии с заданной жизненной
ситуацией письма-запроса.
1
15.03
50
Контрольный диктант «Весна»
1
17.03
Виды делового письма творческого характера
51
Работа над ошибками ,допущенными в диктанте
1
22.03
52
Обсуждение заметок из газет
1
24.03
53
Правописание предлогов со словами. Правописание
предлогов и предложных сочетаний, наиболее часто
применяемых в деловом тексте.
1
05.04
54
Коллективное составление заметки
1
07.04
55
Самостоятельная работа по составлению заметки на тему
«Моя мечта»
1
12.04
56
Наречие как часть речи.
1
14.04
57
Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
1
19.04
58
Написание заметки «Кем я хочу быть»
1
21.04
59
Реклама
1
26.04
60
Правописание наречий с о и а на конце .
1
28.04
61
Р/р Изложение текста художественного повествования
1
03.05
62
Упражнения на закрепление пройденного. К/р по теме «Части
1
05.05
речи»
63
Повторениепо теме «Личные документы официального
характера»
1
10.05
64
Повторение по теме «Деловые бумаги, необходимые для
жизнеобеспечения»
1
12.05
65
Повторение по теме «Виды делового письма творческого
характера»
1
17.05
66
Повторение изученных орфограмм
1
19.05
67
Повторение изученных пунктограмм
1
24.05
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
1-й уровень
вести диалог в соответствии с задачами речевого общения;
выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи с точки зрения его назначения (повествование или
описание);
Выявлять принадлежность готового текста к определенному стилю речи (разговорному, деловому или художественному)
с точки зрения задач общения и использования языковых средств (с помощью учителя);
пользоваться орфографическим словарем. Применять изученные орфографические правила на письме с помощью
учителя или самостоятельно;
писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и др.) после предварительного разбора;
писать изложения художественных текстов повествовательного и описательного характера после предварительного
анализа всех компонентов (80—90 слов);
писать сочинения повествовательного характера в разговорно-художественном стиле после предварительного анализа
всех компонентов (80—90 слов).
2-й уровень
принимать посильное участие в составлении диалогов;
распознавать повествование и описание;
пользоваться на письме изученными орфографическими правилами (с помощью учителя).
писать изложение несложных повествовательных или описательных текстов (до 50 слов) после предварительной
отработки содержания и языкового оформления;
составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;
составлять и записывать предложения и короткие тексты повествовательного характера (40—50 слов) на заданную
речевую тему по опорным словам, предложенному плану, по серии картин или по одной картине.
Литература
1.Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.
2.Аксёнова,А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995
4.Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
5.Введенская, Л., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-
Дону: “Феникс”, 2000.
6.Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебное пособие для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М: Просвещение, 2005.-350с.
7.Голодяевская, А. М. Деловая речь /А. М. Голодяевская.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.
8.Иванова, Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.
9. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993.
10. Ладыженская, Т. А. Риторика. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразовательной школы / Т. А. Ладыженская. – М.:
Баласс: С-инфо, 2002.
11. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин.- Воронеж: Изд-
во Воронежского университета, 1998.
12. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин.- СПб., 2007.
13. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.
14. Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003.
15. Сборник упражнений. Русский язык.10-12 классы. Специальная (коррекционная) школа VIII вида. Из учебно-
методического комплекта по русскому языку и математике для X-XII классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – М.: Центр «Школьная книга», 2006