Напоминание

Программа развития ученического самоуправления


Автор: Тимшина Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ НГО " СОШ №2"
Населённый пункт: Свердловская область,город Новая Ляля
Наименование материала: Программа
Тема: Программа развития ученического самоуправления
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЕТКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАТРИОТ»

МБОУ НГО СОШ №2


Составитель: Тимшина Елена Александровна , социальный педагог, 1 категория
г. Новая Ляля
Пояснительная записка
Ученическое самоуправление (УС) - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.
Цель

программы:
создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
Задачи программы:
*создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося; * выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учётом его возможностей; * предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс); * развитее навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности; * развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; *обучение органов ученического самоуправления активным формам р а б о т ы с учащимися.
Базовые подходы

Гуманистический подход.
Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается и следующих правилах
 педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем;  защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;  в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.
Деятельностный

подход.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная отвечаю щая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов - направить деятельность учащихся таким образом , чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления.
Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах. Вначале основное внимание со стороны классного руководителя уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности и на него возлагается ответственность за ее выполнение. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап – организационный:
*анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в кассах; *формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления; *изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования; *организация учебы актива и педагогов.
2 этап - реализация и развитие системы ученического самоуправления:
* отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «ученическое самоуправление - педагогический коллектив»; * участие органов ученического самоуправления в художественно- эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско- патриотических, благотворительных и других мероприятиях; * создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.
3 этап - мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.
Данная программа рассчитана на детей с 10-17 лет. Составлена она на основе «Программы развития ученического самоуправления.» Научно- методический журнал «Классный руководитель» И.А. Кормщикова, Е.Г. Русинова, 2006 г.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления. 2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности
ученического самоуправления. 3. Обновление содержания воспитательной работы.
СТРУКТУРА ШКОЛЬНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Главным координирующим органом УС является Молодёжная Дума. Возглавляет Молодёжную Думу председатель, который выбирается из выдвинутых кандидатур от учащихся с 8-11 класс путём голосования (проведение деловой игры «Выборы»). Молодежная Дума заслушивает и утверждает план работы на год, заслушивает и обсуждает отчеты органов самоуправления, решает вопросы организации учащихся и другие вопросы. В состав Молодёжной Думы входит 4 комитета: - Комитет по поддержанию порядка и дисциплины «Добрые дела»; - Комитет по учебной деятельности «Знатоки»; - Комитет по внеклассной и внешкольной деятельности «Досуг» и «Спорт»; - Комитет по сбору, обработке и распространению информации «Школьная газета». Каждый комитет возглавляет председатель, назначенный председателем Молодёжной Думы.
Комитет по учебной деятельности « Знатоки»

*
обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, прописанных в Уставе школы; * способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности; *решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель). От каждого класса в комитет входят по одному человеку, проявляющему успешность в образовательном процессе. Комитет работает под руководством заместителя директора по учебной работе.
Функции дела:

* проводит рейды по контролю посещаемости; * проводит рейды по контролю наличия учебных принадлежностей * организует участие классов в предметных неделях
Порядок работы
Комитет работает в соответствии с планом. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц в кабинете заместителя директора по учебной работе. Решения комитета доводятся до учеников класса.
Комитет по внеклассной и внешкольной деятельности «Досуг» и

«Спорт»
Цели: *создание условий для самореализации творческого потенциала каждого личности через систему КТД; * расширение форм досуга подростков; * развития художественно-эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся. В комитет «Досуг» входят по одному представителю от каждого класса. Порядок работы Комитет работает в соответствии с планом и проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. Решения комитета доводятся до ученических коллективов.
Комитет по сбору ,обработке и распространению информации

«Школьная газета»
В пресс-центр входят по одному представителю от каждого класса. Пресс-центр организует: * выпуск газет; * смотры-конкурсы плакатов, рисунков;
* информационные линейки; * размещение статей учащихся в газете; * участие школьников в оформлении проводимых мероприятий.
Комитет имеет право:
* подводить итоги смотров-конкурсов плакатов, рисунков, газет и выделять победителей; * заслушивать отчеты редколлегии классов о проделанной работе.
Комитет по поддержанию порядка и дисциплины «Добрые дела»
В комитет «Знатоки» входят по одному представителю от каждого класса. Комитет организует: * рейды по контролю дежурства классов по школе; * контролирует чистоту и порядок комитетов; * анализирует итоги дисциплины и порядка в школе. Комитет работает в соответствии с планом. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Решения комитета доводятся до учеников класса.



Учебно-тематический план



Название мероприятия

Кол-во

часов

Теоретич.

часы

Практич.

часы
1 З н а ком с т во с п р о ц е д у р о й проведения деловой игры «Выборы». 3 1 2 2 Организация и проведение деловой игры «Выборы». 16 16 3 Ознакомление председателя Молодёжной Думы с полномочиями. 3 3 4 Формирование комитетов. 3 3 5 Ознакомление комитета по сбору, обработке и распространению информации «Школьная газета» с функциями и обязанностями. 2 2 6 Ознакомление комитета

по внеклассной и внешкольной деятельности «Досуг» и «Спорт» с функциями и обязанностями. 2 2 7 Ознакомление комитета по учебной деятельности «Знатоки» с функциями и обязанностями. 2 2 8 Ознакомление комитета по порядку и дисциплине «Добрые дела» с функциями и 2 2
обязанностями. 9 Планирование работы председателя Молодёжной Думы. 3 3 10 Планирование работы комитетов на 2 четверть. Организация проведение в течение учебного года конкурса « Самый классный класс» 3 3 11 Организация и проведение спортивных мероприятий с учащимися начальной школы, среднего и старшего звена. 2 2 12 Подготовка к выпуску газеты «Академия здоровья» 2 2 13 Подведение итогов работы комитетов и председателя Молодёжной Думы за 2 четверть. 2 2 14 Проведение конкурса «Новогодняя снежинка» среди учащихся начальной школы, среднего звена. Подведение итогов конкурса. 2 2 15 Организация работы новогодней почты. 3 3 16 Подведение итогов конкурса « Самый классный класс» за 1 полугодие. 2 2 17 Подведение итогов работы комитетов за 2 четверть. 2 2
18 Планирование работы комитетов на 3 четверть 2 2 19 Организация проведения рейда « Говорящий портфель 3 3 20 Проведение интеллектуальной игры среди учащихся начальной школы 2 2 21 Проведение конкурса « Самый лучший школьный дневник» среди учащихся 2-4 классов. Подведение итогов конкурса. 4 4 22 Организации поздравлений мужской половины школы с Днем Защитника Отечества. 3 3 23 О р г а н и з а ц и я п р о в е д е н и я спортивных мероприятий к Дню Защитника Отечества. 3 3 24 Организация поздравлений женской половины школы с праздников 8 Марта. 3 3 25 Подготовка и проведение конкурсной программы для учащихся начальной школы «На балу у Золушки» 3 3 26 Подведение итогов работы комитетов за 3 четверть. 2 2 27. Планирование работы комитетов на 4 четверть. 2 2
27 Организация проведения юмористического волейбола среди учащихся и педагогов школы. 2 2 28 Проведение акции « Помни об этом». 2 2 29 Подведение итогов работы комитетов за 4 четверть. 2 2 30 Подведение итогов конкурса «Самый классный класс» за второе полугодие и учебный год. Награждение победителей. 3 3 31 Подведение итогов работы комитетов и председателя Молодёжной Думы за учебный год (анализ работы). 4 4 32 Подготовка отчета председателя Молодёжной Думы. 5 5 33 Выступление председателя Молодежной Думы перед комитетами с отчетом о проделанной работе за год. 3 3
Всего часов

102 ч.

Перечень учебно – методического обеспечения

Приборы оборудование:
-компьютер; -фотоаппаратура; -программное обеспечение.

Канцелярские товары:
- ручки; - карандаши; - краски; - листы ватмана; - альбомы; - фломастеры; - маркеры; - кнопки; - цветная бумага.
Список литературы
1.Социализирующий досуг подростков. Культурно-творческий центр «Юный химмашевец», Чкаловского района г. Екатеринбурга, 1998 г. 2.Программа развития ученического самоуправления. Научно-методический журнал «Классный руководитель» И.А. Кормщикова, Е.Г. Русинова, 2006 г. 3.Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;
4.Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 5.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» 6.Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» 7. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» 8.Приказ директора о создании детского объединения «Патриот» от 01.09.1997 № 26\2 9.Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Менеджмент: Практические занятия и деловые игры. (Уч. пос.). - М.: ТД «Элит-2000» 10.Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. – М., 1984. 11.Зинченко А.П. Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г.П.Щедровицкого). – Тольятти, 2000. 12.Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1988. 13.Мальцева Э.А., Костина Н.М. Педагогика детского движения: Учебное пособие. 14.Прутченков А.С., Калиш И., Солодова О. «Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества: типичные ошибки ученического самоуправления» (по материалам сети Интеренет). 15.Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5. 16.Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002 17.Таран Ю.Н. Как разработать программу детского объединения: методическое пособие в вопросах и ответах, Федерация детских организаций « Юная Россия», Липецк, 2000г.
18.Организация работы детских общественных объединений в летнее время (программа, примерные положения, модели и концептуальные основы). Сост. Волохов А.В. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. 19.Сборник статей Детское движение: цели, ценности, проблемы становления. Издательский дом Удмуртский университет, Ижевск 2004. 20.Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. – Кострома, 1994.


В раздел образования