СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРОЕКТА
Автор: Рудакова Юлия Юрьевна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ №20 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРОЕКТА Раздел: среднее образование
Ю.Ю. РУДАКОВА
СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЕТАПРЕДМЕТНОГО
ПРОЕКТА
Одной
из
главных
задач
в
современной
школе
является
создание
условий для личностного развития учащихся и формирование их активной
жизненной
позиции
–
выполнению
этих
задач
способствует
проектно-
исследовательская деятельность, занимающая ведущее место среди новых
педагогических технологий [2].
Стандарты второго поколения требуют в целях повышения качества
знаний учащихся и развития познавательных и творческих способностей
направить
работу современного педагога на самостоятельное овладение
знаниями, на формирование положительной мотивации к обучению, а также
творческий подход к обучению [3].
Основной целью проектно-исследовательской деятельности является
направленность
на
результат,
он
выполняется,
когда
решается
не
только
теоретическая, практическая, но и личностно, а также социальнозначимая
проблема. Наш проект является именно таким результатом деятельности.
Для школьников проект стал возможностью самостоятельно или вместе
с другими сделать что-то интересное и нужное для окружающих, проверить
свои возможности, проявить себя с лучшей стороны и представить свой
результат всем вокруг.
Для нас обоснованием актуальности нашего проекта стало снижение
познавательного интереса школьников, недостаточность и разрозненность
знаний в данной области, пассивный, недеятельностный подход к изучению
материала. Все это обусловило поиск новых путей эффективной организации
учебно-воспитательного процесса.
Целью проекта стала модернизация традиционной формы организации
учебной деятельности – экскурсий – в образовательную среду, посредством
применения информационно-коммуникационных технологий.
1
Были
поставлены
задачи: развивать инициативность
и творчество
школьников
через
организацию
социально
значимой
деятельности;
исследовать
материалы
и
сформировать
знания
по
истории
и
культуре
городов
региона;
содействовать
нравственному
и
патриотическому
воспитанию
школьников;
привлечь
детей
к
поиску
механизмов
решения
актуальных проблем через разработку и реализацию социально значимых
проектов; провести информационно – просветительскую работу среди других
школьников.
Участниками проекта стали учащиеся десятого класса. При реализации
проекта нам также помогали ученики шестого, седьмого, восьмого и девятого
классов.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: определение цели и задач проекта; организация
творческих
групп,
работающих
по
теме
проекта;
работа
по
обобщению
имеющегося материала, создание мультимедийной базы данных; проведение
заочных экскурсий.
Практический:
создание
проектной
группы
и
обучение учащихся
проектной
деятельности;
проведение
экскурсий:
Псков,
Печоры,
Псков,
Копорье, Ивангород, Великий Новгород, Выборг; фотовыставка; выставка
рисунков; конкурс рефератов и сочинений; проведение викторин и круглых
столов; подведение итогов второго этапа.
Обобщающий: анализ результатов и корректировка проекта; выпуск
школьных газет по темам-разделам будущей книги; обобщение опыта работы;
выпуск книги.
Информационно-просветительский:
п р е з е н т а ц и я
к н и г и ;
распространение
информации
о
деятельности
учащихся
по
реализации
проекта.
При
работе
над
нашим
проектом
мы
прогнозировали
следующие
результаты:
разработка
модели
гражданско-патриотического,
историко-
2
культурного
воспитания
учащихся
на
основе
участия
в
данном
проекте;
повышение интереса учащихся к изучению истории своего края, региона,
страны; развитие речевых и коммуникативных способностей школьников;
развитие
творческих
потенциалов
учащихся;
развитие
информационно-
поисковых способностей школьников и активного деятельностного подхода к
обучению.
При
оценке
результативности
нашего
проекта
мы
использовали
следующие критерии (при помощи опроса и анкетирования): позитивная
динамика качества знаний учащихся; рост интереса учащихся к изучению
истории своего региона и страны, проявление чувства патриотизма к своей
стране;
достижение
учащимися
своего
личностного
успеха;
повышение
коммуникативных
умений
учащихся;
рост
удовлетворенности
школьной
жизнью у учащихся; повышение интереса к школьной учебной деятельности.
В дальнейшем развитии нашего проекта мы видим такие перспективы
как: создание сайта по тематике данного проекта; использование продукта
данного проекта – книги - даст возможность делать выставки и тематические
экскурсии более доступными, позволит заинтересовать и познакомить с ними
широкий круг людей; продолжение работы подобного проекта по подобной
теме;
материалы
проекта
могут
использоваться
для
расширения
дополнительного образования учащихся, а также в качестве дополнительного
информационного источника при подготовке учебных занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белобородов,
Н.В.
Социальные
творческие
проекты
в
школе.
М.:
Аркти, 2006.
2.
Пахомова,
Н.Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении. – М.: Аркти, 2003.
3.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: Аркти, 2014.
3