Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


Автор: Письменная Ольга Азизовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Гимназия им. Андрея Платонова
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Раздел: полное образование





Назад





ПИСЬМЕННАЯ О. А.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОПИТАНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Смена культурно-исторических парадигм, произошедшая в России в на- чале девяностых годов повлекла за собой потребность переосмысления мето- дологических подходов к патриотическому образованию и воспитанию, в том числе и в средней школе. Как отмечает один из современных исследователей А.Н.Иоффе: «Для демократического, гражданского воспитания ценностными ориентирами являются уважение и самоуважение, толерантность, признание индивидуальности, открытость и стремление к диалогу и дискуссии, ответ- ственность, долг, патриотизм, выполнение обязанностей, признание права на выбор, инициатива, гуманизм, признание главенства личности и ее досто- инства, конструктивность, позитивность, отказ от тотального критиканства, нигилизма, агрессивности, миролюбие, ненасилие» 1 . Он отмечает, тот фактор, затрудняющий формирование демократической гражданственности, это «… фактическое отсутствие социального договора между обществом и государ- ством, слабость элементов гражданского общества в современной России… <…> … распространенность подданнических настроений, общественный ин- фантилизм, господство бюрократии и подавление инициативы снизу» 2 . Важно отметить, что проблемы, тормозящие выработку эффективного использования методик патриотического воспитания и образования в школе, относятся к общественному сознанию в целом, а не только характеризуют современное положение вещей в российской школе. В числе препятствующих патриотическому воспитанию и образованию факторов чаще всего называют: низкий уровень правовой и политической культуры, общественную пассив- ность, отсутствие активной жизненной позиции и гражданского чувства, без- ответственность; разрыв между теорией и практикой демократии в обще- ственной жизни современной России. Следствием этого является развитие та- ких негативных тенденций общественного развития как отсутствие культуры поведения, низкая экологическая культура, негативное влияние СМИ, нарко- мания, алкоголизм и т.д. Наконец, отсутствие развитых демократических тра- диций и практики гражданского общества. Очевидно, что эффективные методологические рекомендации к пат- риотическому воспитанию и образованию в современной социокультурной ситуации могут быть выработаны только с учетом этих объективных харак- теристик российского общественного сознания. Определенные трудности здесь существуют и внутри самой школы. «Воспитательная работа школы в целом по стране носит эпизодический характер. Это, как правило, акции и мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности, кото- 1 Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России / А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2006. №9. С 22. 2 Там же. С.22.
рые сами по себе имеют право на существование, но охватывают лишь не- большую часть школьников, в силу своей локальности не оказывают серьез- ного воспитательного воздействия. Вообще складывается практика перенесе- ния воспитания учащихся на вторую половину дня и в систему дополнитель- ного образования. Характерно, что проблема воспитания в нашем министер- стве до недавнего времени были отданы структуре, курирующей сферу внеу- рочной деятельности и дополнительного образования» 3 . Еще одна типичная для современной российской школы негативная ха- рактеристика в этой части – это т.н. «работа в режиме МЧС», когда «… акти- визируются лишь направления воспитания, ориентированные на чрезвычай- ные ситуации. Это касается и учебного процесса. Так сложности с призывом молодежи на военную службу породили созданную по худшим образцам со- ветского времени программу патриотического воспитания, фактически во- енно-патриотического. Распространение среди молодежи наркомании вы- звало к жизни программу профилактики наркозависимости. Плохо с эколо- гией – в школе вводится курс экологии и т.д.» 4 . Выработка методологических рекомендаций по патриотическому вос- питанию и образованию в средней школе, в частности, касающихся уроков истории и обществознания следует начать с постановки цели самого патрио- тического воспитания. Таковой, очевидно, является формирование патриоти- чески-ориентированных мировоззренческих установок школьников, а также связанных с ними ценностных ориентиров, убеждений, чувств и позиций, ко- торые обеспечивают устойчивое и системное следование школьником той па- триотической направленности в восприятии окружающей его действительно- сти, которая и является содержанием патриотического мироощущения. Для достижения заявленной цели и реализации поставленной задачи патриотического воспитания и образования в школе необходимо следовать определенным принципам, каковыми на наш взгляд являются: - принцип историзма и гуманизации воспитательно-образовательного процесса; - учет индивидуальных, возрастных, психологических, интеллектуаль- ных и иных особенностей школьников; - активное вовлечение учащихся в процесс освоения учебного мате- риала, с выраженной патриотической направленностью; - взаимодействие патриотического и других видов воспитания, при- званное обеспечить комплексное воздействие на формирование мировоззре- ния ученика; - принятие во внимание этнокультурной, локальной специфики той сре- ды обитаний, в которой происходит формирование сознания школьника. Из указанных выше принципов патриотического воспитания школьни- ков вытекают функции, составляющие основу образовательно-воспи - 3 Элиасберг Н.И. Воспитание юного гражданина – острая проблема современного школь- ного образования./ Н.И.Элиасберг // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005. №4. С.33. 4 Там же. С. 34. 2
тательного процесса, которые ориентированы на формирование мировоззре- ния ученика, призванные обеспечить его устойчивый патриотический на- строй. К числу этих функций относят образовательную, развивающую и мотивационную. В совокупности они вполне соотносятся с основными компонентами мировоззрения человека. Решающее значение в нашем случае имеет мотивационная, т.к. «… патриотизм должен стать сознательным выбо- ром человека» 5 . Образование, на наш взгляд, не должно занимать подчиненного поло- жения по отношению к патриотическому воспитанию. Напротив, последнее должно органично вытекать из потребности, специфики и структуры средне- го и высшего образования на современном этапе. Развитие Российской Феде- рации на протяжении последних лет со всей очевидностью показало, что иного пути, чем построение гражданского общества и правового государства у России нет. На это указывает президент В.В.Путин в своих многочислен- ных выступлениях. Остановимся подробнее на тех характеристиках гражданского обще- ства, которые предлагают ведущие деятели современной российской педаго- гической науки. Один из участников «круглого стола» журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» на тему «Роль образования в формировании гра- жданского общества» («Педагогика», 2007.№1), профессор, академик РАО В.П.Борисенков отмечает: «Современный мир востребует человека, на- деленного креативным мышлением, чувством свободы и ответственности, го- тового к самостоятельным решениям, нестандартным ситуациям» 6 . Далее он отмечает, что «… главным критерием качества образования личности в гра- жданском обществе становится способность самостоятельно принимать ре- шения, брать ответственность и за себя, и за следующие поколения людей» 7 . В.В. Краевский, профессор, академик РАО подчеркивает: «Член граж- данского общества – личность, которая понимается как цель самой себя, как существо, которое реализует себя, как существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими. В этом слу- чае поведение человека определяется его собственными интересами, и на него ложится ответственность за все действия. Он превыше всего ставит соб- ственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей» 8 . А.Н.Шимина, зав.кафедрой философии Воронежского государствен- ного педагогического университета в продолжение этой темы отмечает: «Ста- новление гражданского общества возможно только как следствие само- актуализации личности, обретения ею внутренней свободы. Понятие лично- сти и принцип личностного развития в современной педагогике приобрели 5 Всероссийская конференция по актуальным вопросам преподавания истории и общество- знания. г. Москва, 19-21 июня 2007 г. / Преподавание истории и обществознания в школе, 2007. №9 . С.26. 6 Роль образования в формировании гражданского общества / «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика, 2007. №3. С.42. 7 Там же. С.44. 8 Там же. С. 45. 3
парадигмальное значение. Человек как личность признается высшей ценно- стью» 9 . Эти и другие участники «круглого стола» едины во мнении, что по- скольку альтернативы построения гражданского общества в современной России нет, потребности педагогики, в частности, патриотического воспита- ния и образования должны быть так или иначе ориентированы на достиже- ние этой магистральной цели. С учетом сложившейся в российской истории традиции можно гово- рить о синтезе моделей патриотического воспитания и образования. С одной стороны это учитывает определенную культурно-историческую преемствен- ность различных этапов развития российской цивилизации, с другой стороны – несомненно, учитывает и потребности сегодняшнего дня - формирование гражданского общества и правового государства, при сохранении единства и государственной целостности РФ. Каковы же основные принципы этой синтетической модели патриоти- ческого воспитания и образования. Попытаемся сформулировать их: - приоритет общечеловеческих ценностей, идеалов правового государ- ства и гражданского общества над любыми проявлениями локального этно- центризма; - светский, внеконфессиональный характер; - повышение ответственности государства по отношению к личности, ее правам и свободам; - патриотическое сотрудничество гражданина и общества; С нашей точки зрения, реализация этих установок в практической пе- дагогической деятельности, прежде всего в рамках среднего образования, способно на выходе дать новый тип человека и гражданина, отвечающего как современным требованиям нынешней социокультурной и геополитической ситуации, так и потребностям сохранения исторической, культурной и ду- ховной преемственности россиян в отношении их исторического прошлого. Ключевым моментом патриотического воспитания, на наш взгляд, яв- ляется присутствие в образовательных моделях унифицированной концепции исторического прошлого народа, которая должна обеспечить высокий и без- условный ценностно-смысловой статус настоящего страны, устойчивое же- лание индивида и социальной группы ассоциировать себя с ее будущем. Вы- работка данной модели является одной из важнейших задач современной российской педагогики. ЛИТЕРАТУРА 1. Всероссийская конференция по актуальным вопросам преподавания истории и обществознания. г. Москва, 19-21 июня 2007 г. / Преподавание ис- тории и обществознания в школе, 2007. №9 . С.20-27. 9 Там же. С.59. 4
2. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского об- разования в России / А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2006. №9. С 22-24. 3. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Мето- дическое пособие / Авт.-сост А.К.Быков, И.И.Мельниченко. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с. 4. Роль образования в формировании гражданского общества / «Круг- лый стол» журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика, 2007. №3. С.42-70. 5. Элиасберг Н.И. Воспитание юного гражданина – острая проблема современного школьного образования./ Н.И.Элиасберг // Преподавание ис- тории и обществознания в школе, 2005. №4. С.33-41. 5


В раздел образования