Автор: Письменная Ольга Азизовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Гимназия им. Андрея Платонова Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Раздел: полное образование
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Смена культурно-исторических парадигм, произошедшая в России в на-
чале девяностых годов повлекла за собой потребность переосмысления мето-
дологических подходов к патриотическому образованию и воспитанию, в том
числе и в средней школе. Как отмечает один из современных исследователей
А.Н.Иоффе: «Для демократического, гражданского воспитания ценностными
ориентирами являются уважение и самоуважение, толерантность, признание
индивидуальности, открытость и стремление к диалогу и дискуссии, ответ-
ственность, долг, патриотизм, выполнение обязанностей, признание права на
выбор, инициатива, гуманизм, признание главенства личности и ее досто-
инства, конструктивность, позитивность, отказ от тотального критиканства,
нигилизма, агрессивности, миролюбие, ненасилие»
1
. Он отмечает, тот фактор,
затрудняющий формирование демократической гражданственности, это «…
фактическое отсутствие социального договора между обществом и государ-
ством, слабость элементов гражданского общества в современной России…
<…> … распространенность подданнических настроений, общественный ин-
фантилизм, господство бюрократии и подавление инициативы снизу»
2
.
Важно отметить, что проблемы, тормозящие выработку эффективного
использования методик патриотического воспитания и образования в школе,
относятся к общественному сознанию в целом, а не только характеризуют
современное положение вещей в российской школе. В числе препятствующих
патриотическому воспитанию и образованию факторов чаще всего называют:
низкий уровень правовой и политической культуры,
общественную пассив-
ность, отсутствие активной жизненной позиции и гражданского чувства, без-
ответственность; разрыв между теорией и практикой демократии в обще-
ственной жизни современной России. Следствием этого является развитие та-
ких негативных тенденций общественного развития как отсутствие культуры
поведения, низкая экологическая культура, негативное влияние СМИ, нарко-
мания, алкоголизм и т.д. Наконец, отсутствие развитых демократических тра-
диций и практики гражданского общества.
Очевидно, что эффективные методологические рекомендации к пат-
риотическому воспитанию и образованию в современной социокультурной
ситуации могут быть выработаны только с учетом этих объективных харак-
теристик
российского общественного сознания. Определенные трудности
здесь существуют и внутри самой школы. «Воспитательная работа школы в
целом по стране носит эпизодический характер. Это, как правило, акции и
мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности, кото-
1
Иоффе А.Н.
Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России /
А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2006. №9. С 22.
2
Там же. С.22.
рые сами по себе имеют право на существование, но охватывают лишь не-
большую часть школьников, в силу своей локальности не оказывают серьез-
ного воспитательного воздействия. Вообще складывается практика перенесе-
ния воспитания учащихся на вторую половину дня и в систему дополнитель-
ного образования. Характерно, что проблема воспитания в нашем министер-
стве до недавнего времени были отданы структуре, курирующей сферу внеу-
рочной деятельности и дополнительного образования»
3
.
Еще одна типичная для современной российской школы негативная ха-
рактеристика в этой части – это т.н. «работа в режиме МЧС», когда «… акти-
визируются лишь направления воспитания, ориентированные на чрезвычай-
ные ситуации. Это касается и учебного процесса. Так сложности с призывом
молодежи на военную службу породили созданную по худшим образцам со-
ветского времени программу патриотического воспитания, фактически во-
енно-патриотического.
Распространение
среди
молодежи
наркомании
вы-
звало к жизни программу профилактики наркозависимости. Плохо с эколо-
гией – в школе вводится курс экологии и т.д.»
4
.
Выработка методологических рекомендаций по патриотическому вос-
питанию и образованию в средней школе, в частности, касающихся уроков
истории и обществознания следует начать с постановки цели самого патрио-
тического воспитания. Таковой, очевидно, является формирование патриоти-
чески-ориентированных мировоззренческих установок школьников, а также
связанных с ними ценностных ориентиров, убеждений, чувств и позиций, ко-
торые обеспечивают устойчивое и системное следование школьником той па-
триотической направленности в восприятии окружающей его действительно-
сти, которая и является содержанием патриотического мироощущения.
Для достижения заявленной цели и реализации поставленной задачи
патриотического воспитания и образования в школе необходимо следовать
определенным принципам, каковыми на наш взгляд являются:
- принцип историзма и гуманизации воспитательно-образовательного
процесса;
- учет индивидуальных, возрастных, психологических, интеллектуаль-
ных и иных особенностей школьников;
- активное вовлечение учащихся в процесс освоения учебного мате-
риала, с выраженной патриотической направленностью;
- взаимодействие патриотического и других видов воспитания, при-
званное обеспечить комплексное воздействие на формирование мировоззре-
ния ученика;
- принятие во внимание этнокультурной, локальной специфики той сре-
ды обитаний, в которой происходит формирование сознания школьника.
Из указанных выше принципов патриотического воспитания школьни-
ков
вытекают
функции,
составляющие
основу
образовательно-воспи -
3
Элиасберг Н.И. Воспитание юного гражданина – острая проблема современного школь-
ного образования./ Н.И.Элиасберг // Преподавание истории и обществознания в школе,
2005. №4. С.33.
4
Там же. С. 34.
2
тательного процесса, которые ориентированы на формирование мировоззре-
ния ученика, призванные обеспечить его устойчивый патриотический на-
строй. К числу этих функций относят образовательную, развивающую и
мотивационную. В
совокупности они вполне соотносятся с основными
компонентами мировоззрения человека. Решающее значение в нашем случае
имеет мотивационная, т.к. «… патриотизм должен стать сознательным выбо-
ром человека»
5
.
Образование, на наш взгляд, не должно занимать подчиненного поло-
жения по отношению к патриотическому воспитанию. Напротив, последнее
должно органично вытекать из потребности, специфики и структуры средне-
го и высшего образования на современном этапе. Развитие Российской Феде-
рации на протяжении последних
лет со всей очевидностью показало, что
иного пути, чем построение гражданского общества и правового государства
у России нет. На это указывает президент В.В.Путин в своих многочислен-
ных выступлениях.
Остановимся подробнее на тех характеристиках гражданского обще-
ства, которые предлагают ведущие деятели современной российской педаго-
гической науки. Один из участников «круглого стола» журналов «Вопросы
философии» и «Педагогика» на тему «Роль образования в формировании гра-
жданского общества» («Педагогика», 2007.№1), профессор, академик РАО
В.П.Борисенков
отмечает:
«Современный
мир
востребует
человека,
на-
деленного креативным мышлением, чувством свободы и ответственности, го-
тового к самостоятельным решениям, нестандартным ситуациям»
6
. Далее он
отмечает, что «… главным критерием качества образования личности в гра-
жданском обществе становится способность самостоятельно принимать ре-
шения, брать ответственность и за себя, и за следующие поколения людей»
7
.
В.В. Краевский, профессор, академик РАО подчеркивает: «Член граж-
данского общества – личность, которая понимается как цель самой себя, как
существо, которое реализует себя, как существо, которое реализует себя в
многообразном, свободном и созидательном общении с другими. В этом слу-
чае поведение человека определяется его собственными интересами, и на
него ложится ответственность за все действия. Он превыше всего ставит соб-
ственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей»
8
.
А.Н.Шимина,
зав.кафедрой
философии
Воронежского
государствен-
ного педагогического университета в продолжение этой темы отмечает: «Ста-
новление
гражданского
общества
возможно
только
как
следствие
само-
актуализации личности, обретения ею внутренней свободы. Понятие лично-
сти и принцип личностного развития в современной педагогике приобрели
5
Всероссийская конференция по актуальным вопросам преподавания истории и общество-
знания. г. Москва, 19-21 июня 2007 г. / Преподавание истории и обществознания в школе,
2007. №9 . С.26.
6
Роль образования в формировании гражданского общества / «Круглый стол» журналов
«Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика, 2007. №3. С.42.
7
Там же. С.44.
8
Там же. С. 45.
3
парадигмальное значение. Человек как личность признается высшей ценно-
стью»
9
.
Эти и другие участники «круглого стола» едины во мнении, что по-
скольку
альтернативы
построения
гражданского
общества
в
современной
России нет, потребности педагогики, в частности, патриотического воспита-
ния и образования должны быть так или иначе ориентированы на достиже-
ние этой магистральной цели.
С учетом сложившейся в российской истории традиции можно гово-
рить о синтезе моделей патриотического воспитания и образования. С одной
стороны это учитывает определенную культурно-историческую преемствен-
ность различных этапов развития российской цивилизации, с другой стороны
– несомненно, учитывает и потребности сегодняшнего дня - формирование
гражданского общества и правового государства, при сохранении единства и
государственной целостности РФ.
Каковы же основные принципы этой синтетической модели патриоти-
ческого воспитания и образования. Попытаемся сформулировать их:
- приоритет общечеловеческих ценностей, идеалов правового государ-
ства и гражданского общества над любыми проявлениями локального этно-
центризма;
- светский, внеконфессиональный характер;
- повышение ответственности государства по отношению к личности,
ее правам и свободам;
- патриотическое сотрудничество гражданина и общества;
С нашей точки зрения, реализация этих установок в практической пе-
дагогической деятельности, прежде всего в рамках среднего образования,
способно на выходе дать новый тип человека и гражданина, отвечающего как
современным требованиям нынешней социокультурной и геополитической
ситуации, так и потребностям сохранения исторической, культурной и ду-
ховной преемственности россиян в отношении их исторического прошлого.
Ключевым моментом патриотического воспитания, на наш взгляд, яв-
ляется присутствие в образовательных моделях унифицированной концепции
исторического прошлого народа, которая должна обеспечить высокий и без-
условный ценностно-смысловой статус настоящего страны, устойчивое же-
лание индивида и социальной группы ассоциировать себя с ее будущем. Вы-
работка данной модели является одной из важнейших задач современной
российской педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всероссийская конференция по актуальным вопросам преподавания
истории и обществознания. г. Москва, 19-21 июня 2007 г. / Преподавание ис-
тории и обществознания в школе, 2007. №9 . С.20-27.
9
Там же. С.59.
4
2. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского об-
разования в России / А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания
в школе, 2006. №9. С 22-24.
3. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Мето-
дическое пособие / Авт.-сост А.К.Быков, И.И.Мельниченко. М.: ТЦ Сфера,
2007. 208 с.
4. Роль образования в формировании гражданского общества / «Круг-
лый стол» журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика,
2007. №3. С.42-70.
5. Элиасберг Н.И. Воспитание юного гражданина – острая проблема
современного школьного образования./ Н.И.Элиасберг // Преподавание ис-
тории и обществознания в школе, 2005. №4. С.33-41.
5