Автор: Марина Валерьевна Журавлева Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ СОШ №24 Населённый пункт: Березники Наименование материала: рабочая программа по математике 5 класса Тема: рабочая программа по предмету математика 5 класс Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена основе федерального образовательного
стандарта нового поколения, Примерной программы по учебным предметам
«Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение,
2011
г.
и
«Математика.
Сборник
рабочих
программ
5
–
6
классы», -
М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту:
- Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под
редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков,
С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2012г.
Цели и задачи курса
Цели обучения
Изучение математики в 5-6 классах направлено на достижение следующих
целей:
начать
овладевать
системой
математических
знаний
и
умений ,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить
интеллектуальное
развитие, формирование
качеств
личности,
необходимых
человеку
для
полноценной
жизни
в
современном
обществе,
свойственных
математической
деятельности:
ясности
и
точности
мысли,
критичности
мышления,
интуиции,
логического
мышления,
элементов
алгоритмической
культуры,
пространственных
представлений,
способности
к
преодолению
трудностей;
начать формировать представление об идеях и методах математики
как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике
как
к
части
общечеловеческой
культуры,
играющей
особую
роль
в
общественном развитии.
В
ходе
преподавания
математики
в5-6
классах,
работы
над
формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений,
следует
обращать
внимание
на
то,
чтобы
они
овладевали умениями
общеучебного
характера,
разнообразными способами
деятельности,
приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения
заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том
числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной
речи,
использования
различных
языков
математики
(слове сного,
символического,
графического),
свободного
перехода
с
одного
языка
на
другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез
и их обоснования;
поиска,
систематизации,
анализа
и
классификации
информации,
использования
разнообразных
информационных
источников,
включая
учебную
и
справочную
литературу,
современные
информационные
технологии.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, 34
учебные недели
В течение года планируется провести 14 контрольных работ.
График контрольных работ
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Контрольные
работы
3
3
5
3
14
Содержание курса обучения
Натуральные
числа
и
шкалы. Чтение
и
запись
натуральных
чисел.
Отрезок. Измерение и построение отрезок. Координатный луч, единичный
отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение, свойства сложения.
Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.
Умножение
и
деление
натуральных
чисел. Умножение,
свойства
умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок
выполнения действий. Степень числа.
Площади
и
объемы. Площадь,
единицы
измерения
площади.
Формула
площади
прямоугольника.
Объем,
единицы
измерения
объема.
Объем
прямоугольного параллелепипеда.
Обыкновенные
дроби. Окружность,
круг.
Доли,
обыкновенные
дроби.
Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел
с одинаковыми знаменателями.
Десятичные дроби. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение
и
вычитание
десятичных
дробей.
Приближенные
значения.
Округление
чисел.
Умножение
и
деление
десятичных
дробей. Умножение
и
деление
десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичных
дробей на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Инструменты
для
вычислений
и
измерений. Микрокалькулятор.
Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный треугольник,
транспортир. Круговые диаграммы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по
математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка,
которая не является следствием незнания или непонимания учебного
материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны
(если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом
проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным
объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в
выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными
умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не
обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и
умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или
оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком
математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи
или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся
дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую
терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами,
применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов
или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном
требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое
содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания
ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после
замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено
фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения
программного материала (определены «Требованиями к математической
подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической
терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного
уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по
изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все
ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных
положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений
величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой
одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный
план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов
второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования:
личностные:
)
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
)
формирования
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
)
умения
ясно,
точно,
грамотно
излагать
свои
мысли
в
устной
и
письменной
речи,
понимать
смысл
поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
)
первоначального
представления
о
математической
науке
как
сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
развития цивилизации;
)
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
)
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении арифметических задач;
)
умения контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
)
формирования
способности
к
эмоциональному
во сприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности
самостоятельно
планировать
альтернативные
пути
достижения
целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения учебных и познавательных задач;
2) умения
осуществлять
контроль
по
образцу
и
вносить
необходимые
коррективы;
3) способности
адекватно
оценивать
правильность
или
Ошибочность
выполнения
учебной
задачи,
её
объективную
трудность
и
собственные
возможности её решения;
4) умения
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить
логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
5) умения
создавать,
применять
и
преобразовывать
знаково-
символические
средства,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач;
6)
развития
способности
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками:
определять
цели,
распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить
общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать
партнёра;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
своё
мнение;
7)
формирования
учебной
и
общепользовательской
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ-компетентности);
8)первоначального представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники;
)
развития
способности
видеть
математическую
задачу
в
других
дисциплинах, в окружающей жизни;
)
умения находить в различных источниках информацию, необходимую
для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать
решение
в
условиях
неполной
и
избыточной,
точной
и
вероятностной информации;
)
умения понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки,
чертежи,
схемы
и
др.)
для
иллюстрации,
интерпретации,
аргументации;
)
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания
необходимости их проверки;
)
понимания
сущности
алгоритмических
предписаний
и
умения
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
)
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы
для рещения учебных математических проблем;
)
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную
на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование,
извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический), развития способности
обосновывать суждения, проводить классификацию;
2)
владения
базовым
понятийным
аппаратом:
иметь
представление
о
числе,
дроби,
процентах,
об
основных
геометрических
объектах
(точка,
прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар,
сфера
и
пр.),
формирования
представлений
о
статистических
за-
кономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3)
умения
выполнять
арифметические
преобразования
рациональных
выражений, применять их для решения учебных математических задач и
задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4)
умения пользоваться изученными математическими формулами,"
5)
знания основных способов представления и анализа статистических
данных;
умения
решать
задачи
с
помощью
перебора
всех
возможных
вариантов;
6)
умения
применять
изученные
понятия,
результаты
и
методы
при
решении
задач
из
различных
разделов
курса,
в
том
числе
задач,
не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Натуральный числа и шкалы
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятие числа, цифра, натуральный ряд чисел, разряд, класс; отрезок,
длина отрезка, плоскость, прямая, луч; координатный луч, единичный
отрезок, координата точки;
Правила чтения и записи многозначных чисел, сравнение чисел.
Учащиеся должны уметь:
Читать и записывать многозначные числа;
Строить прямую, отрезок, луч; определять длину отрезков, сравнивать
отрезки между собой;
Строить
координатный
луч,
находить
координаты
точек
и
строить
точки по координатам;
Сложение и вычитание натуральных чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятие
слагаемое,
сумма;
уменьшаемое,
вычитаемое,
разность;
буквенное
выражение,
значение
выражения;
уравнение,
корень
уравнения;
Свойства сложения и вычитания;
Переместительный и сочетательный законы сложения;
Формула периметра многоугольника.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
Пользоваться свойствами сложения и вычитания, законами сложения;
Находить значения числовых и буквенных выражений;
Находить корни уравнения.
Умножение и деление натуральных чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятие
множитель,
произведение;
делимое,
делитель,
частное,
неполное частное, остаток; степень числа, квадрат и куб числа;
Свойства умножения и деления;
Распределительный
закон
умножения
относительно
сложения
и
относительно вычитания;
Правила
порядка
выполнения
действий
при
вычислении
значений
выражений.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять умножение и деление натуральных чисел;
Пользоваться свойствами умножения и деления;
Пользоваться распределительным законом умножения при упрощении
выражений;
Соблюдать порядок выполнения действий при вычислении значений
выражений;
Возводить число в квадрат и куб.
Площади и объемы
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятие площадь, объем; прямоугольный параллелепипед, куб;
Формулы площади прямоугольника и квадрата, объем прямоугольного
параллелепипеда и куба;
Единицы измерения площадей и объемов, их соотношения.
Учащиеся должны уметь:
Вычислять площадь прямоугольника и квадрата, объем прямоугольного
параллелепипеда и куба по формулам;
Пользоваться
основными
единицами
измерения
площади
и
объема,
переводить одни единицы измерения в другие;
Обыкновенные дроби
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятие окружность, радиус, диаметр окружности; доля, обыкновенная
дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная, неправильная дробь,
смешанное число;
Правила
сравнения
обыкновенных
дробей
с
одинаковыми
знаменателями;
Свойство деления суммы на число;
Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных
чисел с одинаковыми знаменателями.
Учащиеся должны уметь:
Строить окружность с помощью циркуля;
Читать и записывать обыкновенные дроби;
Сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
Пользоваться свойством деления суммы на число;
Переходить от одной формы записи к другой: представлять смешанное
число в виде неправильной дроби и наоборот;
Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных
чисел с одинаковыми знаменателями.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятие
десятичная
дробь,
приближенное
значение
чисел
с
недостатком, с избытком;
Правило сравнения десятичных дробей;
Правила сложения и вычитания десятичных дробей;
Правило округления чисел.
Учащиеся должны уметь:
Читать и записывать десятичные дроби;
Переходить от одной формы записи к другой: представлять правильные
дроби и смешанные числа в виде десятичных дробей;
Сравнивать
десятичные
дроби
между
собой,
изображать
их
на
координатном луче;
Выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
Округлять числа.
Умножение и деление десятичных дробей
Учащиеся должны знать/понимать:
Правила умножения десятичной дроби на натуральное число, на 10,
100, 1000 …, на десятичную дробь;
Правила деления десятичной дроби на натуральное число, на 0,1; 0,01;
0,001…, на десятичную дробь;
Понятия среднее арифметическое, средняя скорость движения.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять умножение и деление десятичных дробей;
Вычислять
среднее
арифметическое
нескольких
чисел,
среднюю
скорость движения.
Инструменты для вычислений и измерений
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятия
процент;
угол,
прямой,
развернутый
угол,
транспортир,
биссектриса угла; круговая диаграмма;
Правила пользования микрокалькулятором;
Правила
построения
и
измерения
углов
с
помощью
транспортира,
построения прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Учащиеся должны уметь:
В ы п о л н я т ь
в с е
а р и ф м е т и ч е с к и е
д е й с т в и я
с
п о м о щ ь ю
микрокалькулятора;
Переводить десятичные дроби в проценты и наоборот;
Строить прямые углы с помощью чертежного треугольника;
Пользоваться транспортиром для измерения и построения углов;
Читать и изображать круговые диаграммы.
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
1.
Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5
класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс. - М.:
Издательство «Экзамен», 2011.
2.
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику
Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс. - М.: Издательство
«Экзамен», 2013.
3.
Минаева С.С. Вычисляем без ошибок. Работа с самопроверкой для
учащихся 5-6 классов.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике
для 5 класса. – М.: Просвещение, 2009.
5.
Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5 класс: Пособие
для учителей и учащихся.К учебнику Н.Я.Виленкина и др.
«Математика. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2011.
6.
Ершов А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные
работы по математике для 5 класса. – М.:ИЛЕКСА, 2010.
7.
Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5класс. -
М.Мнемозина, 2011.
8.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике5 класс: к учебнику
Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс. - М.: Издательство
«Экзамен», 2013.
Информационно-методическое обеспечение
1.
Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я.Виленкина,
В.И.Жохова, И.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда «Математика. 5 класс»:
тренажер по математике. – М.: Мнемозина, 2010.
2.
Зыкин В. Учебно-методический комплект для школьного учителя
математики «Математика.5-6 классы»: интерактивное пособие. –
CopyrightC, 2010.