Направления и эффективные формы работы школы с семьями учащихся в процессе их социализации
Автор: Матвеева Любовь Петровна Должность: заместитель директора по воспитательной работе, учитель однк нр и орксэ Учебное заведение: МБОУ Школа №132 Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: Статья Тема: Направления и эффективные формы работы школы с семьями учащихся в процессе их социализации Раздел: среднее образование
формы работы школы с семьями учащихся в процессе их социализации
Слайд №1, 2
Совсем немного времени осталось до первого сентября, когда на школьном дворе
соберутся
радостные
учителя,
дети
с
неизменными
букетами,
улыбками,
смехом
и
воспоминаниями о прошедшем лете. а рядом будут стоять взволнованные и счастливые
родители. Как сделать, чтобы встречи учителей, ребят и их родителей были приятными и
добрыми друг для друга на протяжении всех школьных лет, а не только одного Дня
Знаний?
Что
нужно
сделать,
чтобы
семья
и
школа
стали
хорошим
институтом
социализации наших детей?
Слайд№3
Ведь в школе учится будущее нашей страны
Слайд №4
Педагогами
нашей
школы
накоплен
огромный
опыт
социального
партнёрства
родителей
и
коллектива
школы, который
осуществляется
в
воспитательной
системе
«Школа
гражданского
становления»,
Одним
из
направлений
этой
системы
является
программа «Семья»
Слайд№5
Ежегодно меняется состав родителей, в связи с этим происходят и изменения в
программе. Она дорабатывается, корректируется, меняются формы работы, добавляются
направления.
Слайд №6
Сейчас никого не удивишь воспитательными концепциями, программами, они есть во
всех школах, да и направления работы во всех школах почти одинаковые. Но результаты
разные. Почему?
Почему так скверно себя чувствуют в школе многие и многие тысячи детей? А
родители пишут жалобы или совсем игнорируют школу
Секрет прост, если ребенку в школе не комфортно, если школа ему не нравится, она
не понравится и его родителям, тогда и мечта об эффективном союзе «ученик – учитель -
родитель» будет несбыточной.
Химики знают, если создать определенный соляной раствор и поместить туда сухую
ветку,
через
некоторое
время
кристаллы
соли
осядут
на
ней,
и
она
заблестит
как
хрустальная. Вот и мы постарались создать воспитательную среду, в основе, которой
эмоциональное тепло, гостеприимство, доброжелательность, уважительное
отношение.
Уважение ко всем детям, безусловно, не исключаются никакими обстоятельствами, не
уничтожается
даже
при
условиях
низкого
поведения
последних.
А
еще
интересная
разнообразная деятельность, где каждый мог бы оказаться не только в ситуации успеха, но
и заразиться им и почувствовать радость. И наверное не спроста, когда в школе была
создана молодежная Республика, то ребята дали ей название « Эдем»- «райский сад» и
только потом увидели в этом слове аббревиатуру «Энергичная дружная единая молодежь».
А девиз граждан республики «Быть сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем
сегодня!»
Воспитательная
среда,
имеющая
реальное
социальное
наполнение,
может
обеспечить позитивное
влияние
на
развитие
личности
ребёнка, включить
в
доступные виды
жизнедеятельности
и
отношений,
тем
самым
способствовать
его
социализации.
Большая часть подростков, которые пришли обучаться в нашу школу, имеют проблемы
с нормами морали и правом. У родителей этих детей уже вполне сложились отношения к
школе, учителям. К сожалению, большинство из них носит негативный характер. Обиды
за своего ребенка, недовольство материальной стороной обучения, школьные неурядицы
сделали родителей раздражительными с большим уровнем притязаний к школе.
В нашей школе подростки обучаются от 3 до 7 лет, и для того, чтобы повлиять на
позитивное
развитие
учеников
и
родителей,
нужно
как
можно
быстрее
их
узнать,
Неоценимую помощь в этом оказывает посещение семей обучающихся,
Слайд№ 7
где
происходит
неформальная
встреча
учителя
с
родителями
и
детьми.
Эта
работа
отнимает много времени, и многие современные классные руководители отказываются от
нее, говорят: «Это вторжение в частную жизнь…», «Это нарушение прав человека…». «На
каком основании мы должны посещать семьи?.. Основание есть. Посещение педагогом
семьи
обучающегося
проводится
во
исполнение
Федерального
закона
«Об
основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с целью
раннего
выявления
несовершеннолетних
и
семей,
находящихся
в
социально
опасном
положении.
Учитель в неформальной обстановке знакомится с условиями жизни ученика. дает советы
родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и
правилам личной гигиены; информирует их об успеваемости и дисциплине ученика в
школе, его успехах в общественно-полезном труде». Если родители видят, что учитель
заинтересован
в
развитии
их
ребенка,
он
тактичен
и
деликатен
,
отношения
между
родителями и классным руководителем становятся доверительными.
По итогам посещений составляются социальные паспорта классов и школы в целом,
планируется
социально-психологическая
дифференцированная
работа
с
различными
типами семей.
Слайд №8
Чаще всего это тренинги, консультации с приглашением специалистов
Изучить семью, отношение родителей и детей к школе помогает диагностическая работа.
это различные анкеты перед проведением мероприятий, мониторинги после проведения
каких-
либо
дел
и
в
конце
года
обязательно
проводится
изучение
уровня
удовлетворенности родителей и детей работой школы.
Слайд №9
«Диагностика не панацея, а средство, которое может сделать проблему беспроблемной»
Д.Добсон
Изучение семьи, диагностика позволяют правильно выстроить психолого- педагогическое
просвещение родителей.
Слайд №10
Основной формой просвещения является родительское собрание. Очень важно
первое собрание « Будем знакомы, будем друзьями!» Первое впечатление всегда очень
важно, и, как правило, оно оказывается определяющим, ведь второго шанса изменить
мнение друг о друге уже не будет, поэтому большое внимание уделяется и оформлению
кабинетов
и
музыкальному
сопровождению. Опыт
показывает,
что
если
классный
руководитель посетил все семьи, то на собрание приходят, как правило, все родители.
Продумывается форма знакомства родителей друг с другом. Проводится виртуальные
экскурсия по школе, показываются кабинеты, в которых будут учиться дети. Родителей,
знакомят
с
режимом
работы
школы,
с
социально-психологической
службой,
преподавателями, родители отвечают на вопросы анкеты.
Мы стараемся, что бы каждое собрание просвещало родителей, а не превращалось
в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей. Вот только некоторые темы собраний –
«Особенности организации образовательного процесса в школе: проблемы и решения»,
«Стили семейного воспитания», “Преодоление отчуждения подростков в семье и школе”,
«Этика
семейных
отношений»,
«Как
хвалить
ребенка»
Формы
встреч
родителей
и
педагогов самые разнообразные. В среднем в год классный руководитель проводит 5
собраний. За годы учебы родители посетят 35 собраний. Темы всех собраний выстроены в
систему и имеют ярко выраженный опережающий характер для того, чтобы родители
спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности, да и формы проведения
тоже
различны.
Главное
каждый
педагог
знает,
если
психолого-педагогическое
просвещение
родителей
в
классном
коллективе
организовано
плохо,
классному
руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут посещать родительские
собрания и обращаться за советом и помощью.
Слайд №11
Перед началом каждого учебного года администрация школы проводит встречу с
родительскими комитетами классов и школы, где обсуждаются итоги прошлого года,
выявляются проблемы, ставятся цели и задачи на новый учебный год. Зная проблемы
школы, учитывая замечания и предложения, родительские комитеты планируют работу на
новый учебный год.
Слайд 12
Родительский
комитет
школы
оказывает
посильную
помощь
педагогическому
коллективу: рейды по проверке внешнего вида учащихся, их прилежания, организация
питания в школьном буфете, проверка безопасности детей, соблюдение теплового режима
и
т.д.
После
рейдов
подводятся
итоги,
с
которыми
члены
родительского
комитета
выступают на родительском собрании.
Чтобы
школьные
вопросы
решались
неформально
и
не
в
спешке,
используются
нетрадиционные
формы
заседаний
родительского
комитета
(чаепития,
деловые
игры,
тренинги,
встречи
с
узкими
специалистами).
Встречи
подобного
рода
активизируют
родителей.
Они начинают чувствовать себя неотъемлемой частью педагогического коллектива
школы, несущими ответственность за всё, что в ней происходит
Большую
работу
проводит
родительский
комитет
по
обновлению
материально-
технической базы учебных кабинетов, ремонта школы, рассматривают вопросы оказания
материальной помощи малообеспеченным учащимся, сиротам, инвалидам. Организуют
акции «Вещам вторую жизнь»
Принимает непосредственное участие в организации просветительской деятельности
родителей.
При
их
помощи
проведены
общие
родительские
собрания
«Безопасность
детей, забота взрослых», «Если ваш ребенок попал в милицию», «Мама, я один не
справлюсь…», «Конфликты и их решение», деловые игры «Легко ли быть молодым?»
Слайд№13-21
Родительские комитеты являются организаторами общешкольных мероприятий и их
активными участниками, Это такие мероприятия как «Праздник «Здравствуй, Школа!»,
«Посвящение в эдемовцы», где родители посвящаются в Совет Мудрейших, праздник
«Инаугурация президента Республики Эдем», туристический слет «В лес за здоровьем»,
квест-игра
«Школа
–
безопасности»,
пресс-конференции
«Выбор
профессии-выбор
судьбы», «Есть такая профессия Родину защищать», новогодний вечер, соревнования
»Папа, мама, я –спортивная семья»,праздник «Хоровод друзей». КТД
«Твой имидж:
красота, здоровье молодость»
Уже традиционными стали товарищеские встречи по волейболу, пионерболу, среди
сборных команд родителей и учащихся, командные соревнования по игре в вышибалы,
вместе играем в пейнтбол
И, конечно, когда дети заканчивают 9,11 класс родители не могут оставаться в
стороне от праздника «Последнего звонка» и выпускных вечеров и принимают участие в
родительских капустниках.
Мы привлекаем родителей к участию в совместных с детьми творческих проектах
«Оч.умелые
ручки»,
«Арт-елка»,
«Новогодний
серпантин»,
«Природа
и
фантазия»,
«Защитники Отечества в моей семье»». «Профессии моей семьи», «Семейный альбом»
Слайд№22
Не остаются без внимания родителей и такие формы деятельности как фото-кроссы,
волонтерские акции, например такие как «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»,
Слайд17
«Наша
помощь
ветеранам»,
«Новогодний
сюрприз
для
ветеранов»,
«Семейное
дерево»
На совместных мероприятиях родители с интересом наблюдают за своими детьми, а
дети за родителями и делают для себя важные открытия.
По отзывам подростков – такие мероприятия сближают их с родителями.
Вот некоторые высказывания детей.
Слайд №23
Марина З. (10 кл.) – «Я поняла, что у нас с мамой есть общие интересы!»
Алеша А. (10 кл.) – « На этом мероприятии я увидел отчима по-новому. Оказывается,
он
очень
талантлив.
До
этого
мы
не
понимали
друг
друга.
У
нас
были
натянутые
отношения. Сейчас все изменилось».
Слайд №24
Рома Ш.(11кл) «Даже и не думал о том , что у меня такой замечательный род. Теперь
хочется со всеми поддерживать теплые отношения. Горжусь, что принадлежу этому роду»
Традицией стало проводить в марте месяце День открытых дверей для родителей, во
время которого родители имеют возможность посетить учебные занятия, воспитательные
мероприятия, получить консультации специалистов.
Активность родителей никогда не остается не замеченной. В конце учебного года
таким родителям вручаются благодарности, грамоты, сувениры. Почетной наградой для
родителей
является присвоение званий
«Друг класса» или «Почетный гражданин
республики ЭДЕМ».
Следующим направлением в работе с родителями является корректировка воспитания
в
проблемных
семьях.
Это,
как
правило,
не
предмет
обсуждения
на
родительских
собраниях,
а
кропотливая
повседневная
работа,
с
которой
справляется
классный
руководитель
совместно
с
социально-психологической
службы
школы,
используя
различные формы и методы в своей работе.
Среди них и спокойный деловой анализ
сложившихся ситуаций на индивидуальных беседах, и совместные заседания, консилиумы
социально-психологической
службы
и
администрации
школы,
и
выявление
острых
вопросов на Совете профилактики.
Школа, учителя, социально-психологическая служба берет на себя помимо всего роль
посредников в налаживании контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми
органами, организациями, специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку
неблагополучной семье.
Есть семьи, которые не поддаются влиянию педагогов. Они враждебно настроены ко
всем и ко всему. При таком устойчивом сопротивлении мы вынуждены обращаться к
служителям закона (полицию, прокуратуру). Они способны обеспечить контроль, пресечь
поведение членов семьи, опасное для общества.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание
всем миром». т.е. - создание единого образовательного пространства не только в школе, но
и в районе. На наш взгляд уникальной формой работы с родителями является «Школа
осознанного родительства», которая действует в Демском районе на протяжении 15 лет.
В
этой
школе
организуются
различные
встречи
с
родителями
на
четырех
диалоговых площадках: для отцов, матерей, будущих мам, молодых семей.
Мероприятия, в которых может принять участие каждый родитель, проходят в
форме консультаций. Консультации проводят специалисты: профессора, врачи, психологи,
юристы, священнослужители, педагоги и опытные родители.
В
декабре
месяце
наши
родители
приняли
участие
в «Межрегиональной
конференции отцов». Конференция примечательна тем, что проходила в нашем районе.
На этой конференции был сформирован Совет отцов, который, как и Женсовет стали
помощниками в работе образовательных учреждений
Главная задача всех этих мероприятий –сохранение семейных ценностей, традиций,
позитивное воспитание детей в семье.
И совсем не случайно, четыре школы Демского района, в том числе и наша, стали
у ч а с т н и ка м и городской
сетевой
экспериментальной
п ло ща д к и «Внедрение
образовательной программы «Семьеведение», как условие формирования основ семейных
ценностей »
Слайд №25
Для нашей школы это курс актуален:
35% подростков живут в неполных семьях, имеются социальные сироты, которые
при живых родителях живут по каким – либо причинам с бабушками. Дети видят, что
многие родители при разводе не ощущают никакой ответственности за будущее своих
супругов и детей, большой процент родителей живут
в гражданском браке, имеются
матери-одиночки, которые говорят, что родили ребенка для себя.
Начиная
курс
«Семьеведение»,
мы
провели
диагностическое
исследование
обучающихся, который выявил:
Слайд №26
что всего 6% старшеклассников хотели бы, чтобы его будущая семья, была похожа на
родительскую,
50%-хотели
бы,
чтобы
его
будущая
семья
в
некоторой
степени
была
похожа
на
родительскую,
37%- не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские
6% -не планировали иметь семьи,
18%-поддерживают пробные браки
20%- считают, что необязательно регистрировать свой брак, к такому выводу склоняется
большинство девушек.
Слайд №27
Цель курса - введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества
систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой, счастливой семьи
Занятия проводятся в системе дополнительного образования с периодичностью -1 час в
неделю.
Необходимость курса «Семьеведение» подтверждают результаты анкетирования
родителей и старшеклассников, которое проводилось в конце учебного года.
Роман Ш.
«Открыл для себя на занятиях по семьеведению закон счастливой семьи. Это уметь
понимать, принимать и поддерживать друг друга.»
Эмиль С.
«Чувствуешь себя уверенно, когда не только знаешь правила этикета по отношению к
девушкам, но и уже отработаны манеры. Спасибо уроку семьеведения. Думаю, что мне это
очень пригодится в жизни. Раньше вообще боялся заговорить с девушками. А сейчас даже
мама говорит, что я стал воспитанным-«настоящим джентльменом»
Катя В.
«До уроков семьеведения часто ссорилась со своим парнем, могла его и «послать» при
случае. Уроки семьеведения заставили взглянуть на себя по- другому. Впервые задумалась
о развитии в себе женственности. Особенно заставил задуматься о своей жизни фильм,
«Тайна женского обаяния». который мы смотрели на уроке. А парню своему посоветовала
фильм
«Пять
секретов
настоящего
мужчины».
Потом
долго
обсуждали.
Вижу
положительные изменения. Но и я теперь стараюсь его не унижать, правда, трудно -
привычка»
Слайд №28
Лариса Николаевна:
«Не могла понять, что произошло с сыном, стал убирать свои вещи. Наводить порядок в
доме, помогает снять пальто, нести сумки, открывает мне дверь, пропускает вперед, не
садится
за
стол
с
голым
торсом,
обязательно
оденет
рубашку
или
майку.
Заводит
разговоры о том, как я влюбилась, какие парни мне нравились, как обратила внимание на
отца»
Подготовка к семейной жизни осуществляется и на классных часах. Для учащихся
проведен
круглый
стол
«Семья
глазами
современника»,
КТД
«Что
нам
стоит
дом
построить». классные часы. «Загляните в мамины глаза», конференция «Традиции
и
обычаи семьи и брака в исламе, буддизме, иудаизме и православии».
Слайд№29
К сожалению, главные результаты нашей работы станут видны через несколько лет,
когда выпускники будут вступать в брак, рожать детей, создавать семьи. Но мы уверенны в
том, что наши уроки не пройдут даром и семьи наших учеников станут счастливыми, а
значит и общество будет развитым, а государство сильным.