Напоминание

Направления и эффективные формы работы школы с семьями учащихся в процессе их социализации


Автор: Матвеева Любовь Петровна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе, учитель однк нр и орксэ
Учебное заведение: МБОУ Школа №132
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Направления и эффективные формы работы школы с семьями учащихся в процессе их социализации
Раздел: среднее образование





Назад





Направления и эффективные

формы работы школы с семьями учащихся в процессе их социализации

Слайд №1, 2
Совсем немного времени осталось до первого сентября, когда на школьном дворе соберутся радостные учителя, дети с неизменными букетами, улыбками, смехом и воспоминаниями о прошедшем лете. а рядом будут стоять взволнованные и счастливые родители. Как сделать, чтобы встречи учителей, ребят и их родителей были приятными и добрыми друг для друга на протяжении всех школьных лет, а не только одного Дня Знаний? Что нужно сделать, чтобы семья и школа стали хорошим институтом социализации наших детей?
Слайд№3
Ведь в школе учится будущее нашей страны
Слайд №4
Педагогами нашей школы накоплен огромный опыт социального партнёрства родителей и коллектива школы, который осуществляется в воспитательной системе «Школа гражданского становления», Одним из направлений этой системы является программа «Семья»
Слайд№5
Ежегодно меняется состав родителей, в связи с этим происходят и изменения в программе. Она дорабатывается, корректируется, меняются формы работы, добавляются направления.
Слайд №6
Сейчас никого не удивишь воспитательными концепциями, программами, они есть во всех школах, да и направления работы во всех школах почти одинаковые. Но результаты разные. Почему? Почему так скверно себя чувствуют в школе многие и многие тысячи детей? А родители пишут жалобы или совсем игнорируют школу Секрет прост, если ребенку в школе не комфортно, если школа ему не нравится, она не понравится и его родителям, тогда и мечта об эффективном союзе «ученик – учитель - родитель» будет несбыточной. Химики знают, если создать определенный соляной раствор и поместить туда сухую ветку, через некоторое время кристаллы соли осядут на ней, и она заблестит как хрустальная. Вот и мы постарались создать воспитательную среду, в основе, которой эмоциональное тепло, гостеприимство, доброжелательность, уважительное отношение. Уважение ко всем детям, безусловно, не исключаются никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения последних. А еще интересная разнообразная деятельность, где каждый мог бы оказаться не только в ситуации успеха, но и заразиться им и почувствовать радость. И наверное не спроста, когда в школе была создана молодежная Республика, то ребята дали ей название « Эдем»- «райский сад» и только потом увидели в этом слове аббревиатуру «Энергичная дружная единая молодежь». А девиз граждан республики «Быть сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!» Воспитательная среда, имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить позитивное влияние на развитие личности ребёнка, включить в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствовать его социализации. Большая часть подростков, которые пришли обучаться в нашу школу, имеют проблемы с нормами морали и правом. У родителей этих детей уже вполне сложились отношения к
школе, учителям. К сожалению, большинство из них носит негативный характер. Обиды за своего ребенка, недовольство материальной стороной обучения, школьные неурядицы сделали родителей раздражительными с большим уровнем притязаний к школе. В нашей школе подростки обучаются от 3 до 7 лет, и для того, чтобы повлиять на позитивное развитие учеников и родителей, нужно как можно быстрее их узнать, Неоценимую помощь в этом оказывает посещение семей обучающихся,
Слайд№ 7
где происходит неформальная встреча учителя с родителями и детьми. Эта работа отнимает много времени, и многие современные классные руководители отказываются от нее, говорят: «Это вторжение в частную жизнь…», «Это нарушение прав человека…». «На каком основании мы должны посещать семьи?.. Основание есть. Посещение педагогом семьи обучающегося проводится во исполнение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с целью раннего выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Учитель в неформальной обстановке знакомится с условиями жизни ученика. дает советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирует их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде». Если родители видят, что учитель заинтересован в развитии их ребенка, он тактичен и деликатен , отношения между родителями и классным руководителем становятся доверительными. По итогам посещений составляются социальные паспорта классов и школы в целом, планируется социально-психологическая дифференцированная работа с различными типами семей.


Слайд №8
Чаще всего это тренинги, консультации с приглашением специалистов Изучить семью, отношение родителей и детей к школе помогает диагностическая работа. это различные анкеты перед проведением мероприятий, мониторинги после проведения каких- либо дел и в конце года обязательно проводится изучение уровня удовлетворенности родителей и детей работой школы.
Слайд №9
«Диагностика не панацея, а средство, которое может сделать проблему беспроблемной» Д.Добсон Изучение семьи, диагностика позволяют правильно выстроить психолого- педагогическое просвещение родителей.
Слайд №10
Основной формой просвещения является родительское собрание. Очень важно первое собрание « Будем знакомы, будем друзьями!» Первое впечатление всегда очень важно, и, как правило, оно оказывается определяющим, ведь второго шанса изменить мнение друг о друге уже не будет, поэтому большое внимание уделяется и оформлению кабинетов и музыкальному сопровождению. Опыт показывает, что если классный руководитель посетил все семьи, то на собрание приходят, как правило, все родители. Продумывается форма знакомства родителей друг с другом. Проводится виртуальные экскурсия по школе, показываются кабинеты, в которых будут учиться дети. Родителей, знакомят с режимом работы школы, с социально-психологической службой, преподавателями, родители отвечают на вопросы анкеты. Мы стараемся, что бы каждое собрание просвещало родителей, а не превращалось в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей. Вот только некоторые темы собраний – «Особенности организации образовательного процесса в школе: проблемы и решения», «Стили семейного воспитания», “Преодоление отчуждения подростков в семье и школе”, «Этика семейных отношений», «Как хвалить ребенка» Формы встреч родителей и педагогов самые разнообразные. В среднем в год классный руководитель проводит 5
собраний. За годы учебы родители посетят 35 собраний. Темы всех собраний выстроены в систему и имеют ярко выраженный опережающий характер для того, чтобы родители спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности, да и формы проведения тоже различны. Главное каждый педагог знает, если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут посещать родительские собрания и обращаться за советом и помощью.
Слайд №11
Перед началом каждого учебного года администрация школы проводит встречу с родительскими комитетами классов и школы, где обсуждаются итоги прошлого года, выявляются проблемы, ставятся цели и задачи на новый учебный год. Зная проблемы школы, учитывая замечания и предложения, родительские комитеты планируют работу на новый учебный год.
Слайд 12
Родительский комитет школы оказывает посильную помощь педагогическому коллективу: рейды по проверке внешнего вида учащихся, их прилежания, организация питания в школьном буфете, проверка безопасности детей, соблюдение теплового режима и т.д. После рейдов подводятся итоги, с которыми члены родительского комитета выступают на родительском собрании. Чтобы школьные вопросы решались неформально и не в спешке, используются нетрадиционные формы заседаний родительского комитета (чаепития, деловые игры, тренинги, встречи с узкими специалистами). Встречи подобного рода активизируют родителей. Они начинают чувствовать себя неотъемлемой частью педагогического коллектива школы, несущими ответственность за всё, что в ней происходит Большую работу проводит родительский комитет по обновлению материально- технической базы учебных кабинетов, ремонта школы, рассматривают вопросы оказания материальной помощи малообеспеченным учащимся, сиротам, инвалидам. Организуют акции «Вещам вторую жизнь» Принимает непосредственное участие в организации просветительской деятельности родителей. При их помощи проведены общие родительские собрания «Безопасность детей, забота взрослых», «Если ваш ребенок попал в милицию», «Мама, я один не справлюсь…», «Конфликты и их решение», деловые игры «Легко ли быть молодым?»
Слайд№13-21
Родительские комитеты являются организаторами общешкольных мероприятий и их активными участниками, Это такие мероприятия как «Праздник «Здравствуй, Школа!», «Посвящение в эдемовцы», где родители посвящаются в Совет Мудрейших, праздник «Инаугурация президента Республики Эдем», туристический слет «В лес за здоровьем», квест-игра «Школа – безопасности», пресс-конференции «Выбор профессии-выбор судьбы», «Есть такая профессия Родину защищать», новогодний вечер, соревнования »Папа, мама, я –спортивная семья»,праздник «Хоровод друзей». КТД «Твой имидж: красота, здоровье молодость» Уже традиционными стали товарищеские встречи по волейболу, пионерболу, среди сборных команд родителей и учащихся, командные соревнования по игре в вышибалы, вместе играем в пейнтбол И, конечно, когда дети заканчивают 9,11 класс родители не могут оставаться в стороне от праздника «Последнего звонка» и выпускных вечеров и принимают участие в родительских капустниках. Мы привлекаем родителей к участию в совместных с детьми творческих проектах «Оч.умелые ручки», «Арт-елка», «Новогодний серпантин», «Природа и фантазия», «Защитники Отечества в моей семье»». «Профессии моей семьи», «Семейный альбом»

Слайд№22
Не остаются без внимания родителей и такие формы деятельности как фото-кроссы, волонтерские акции, например такие как «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»,
Слайд17
«Наша помощь ветеранам», «Новогодний сюрприз для ветеранов», «Семейное дерево» На совместных мероприятиях родители с интересом наблюдают за своими детьми, а дети за родителями и делают для себя важные открытия. По отзывам подростков – такие мероприятия сближают их с родителями. Вот некоторые высказывания детей.
Слайд №23

Марина З. (10 кл.)
– «Я поняла, что у нас с мамой есть общие интересы!»
Алеша А. (10 кл.)
– « На этом мероприятии я увидел отчима по-новому. Оказывается, он очень талантлив. До этого мы не понимали друг друга. У нас были натянутые отношения. Сейчас все изменилось».
Слайд №24

Рома Ш.(11кл)
«Даже и не думал о том , что у меня такой замечательный род. Теперь хочется со всеми поддерживать теплые отношения. Горжусь, что принадлежу этому роду» Традицией стало проводить в марте месяце День открытых дверей для родителей, во время которого родители имеют возможность посетить учебные занятия, воспитательные мероприятия, получить консультации специалистов. Активность родителей никогда не остается не замеченной. В конце учебного года таким родителям вручаются благодарности, грамоты, сувениры. Почетной наградой для родителей является присвоение званий «Друг класса» или «Почетный гражданин республики ЭДЕМ». Следующим направлением в работе с родителями является корректировка воспитания в проблемных семьях. Это, как правило, не предмет обсуждения на родительских собраниях, а кропотливая повседневная работа, с которой справляется классный руководитель совместно с социально-психологической службы школы, используя различные формы и методы в своей работе. Среди них и спокойный деловой анализ сложившихся ситуаций на индивидуальных беседах, и совместные заседания, консилиумы социально-психологической службы и администрации школы, и выявление острых вопросов на Совете профилактики. Школа, учителя, социально-психологическая служба берет на себя помимо всего роль посредников в налаживании контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми органами, организациями, специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье. Есть семьи, которые не поддаются влиянию педагогов. Они враждебно настроены ко всем и ко всему. При таком устойчивом сопротивлении мы вынуждены обращаться к служителям закона (полицию, прокуратуру). Они способны обеспечить контроль, пресечь поведение членов семьи, опасное для общества. Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром». т.е. - создание единого образовательного пространства не только в школе, но и в районе. На наш взгляд уникальной формой работы с родителями является «Школа осознанного родительства», которая действует в Демском районе на протяжении 15 лет. В этой школе организуются различные встречи с родителями на четырех диалоговых площадках: для отцов, матерей, будущих мам, молодых семей. Мероприятия, в которых может принять участие каждый родитель, проходят в форме консультаций. Консультации проводят специалисты: профессора, врачи, психологи, юристы, священнослужители, педагоги и опытные родители.
В декабре месяце наши родители приняли участие в «Межрегиональной конференции отцов». Конференция примечательна тем, что проходила в нашем районе. На этой конференции был сформирован Совет отцов, который, как и Женсовет стали помощниками в работе образовательных учреждений Главная задача всех этих мероприятий –сохранение семейных ценностей, традиций, позитивное воспитание детей в семье. И совсем не случайно, четыре школы Демского района, в том числе и наша, стали у ч а с т н и ка м и городской сетевой экспериментальной п ло ща д к и «Внедрение образовательной программы «Семьеведение», как условие формирования основ семейных ценностей »
Слайд №25
Для нашей школы это курс актуален: 35% подростков живут в неполных семьях, имеются социальные сироты, которые при живых родителях живут по каким – либо причинам с бабушками. Дети видят, что многие родители при разводе не ощущают никакой ответственности за будущее своих супругов и детей, большой процент родителей живут в гражданском браке, имеются матери-одиночки, которые говорят, что родили ребенка для себя. Начиная курс «Семьеведение», мы провели диагностическое исследование обучающихся, который выявил:
Слайд №26
что всего 6% старшеклассников хотели бы, чтобы его будущая семья, была похожа на родительскую, 50%-хотели бы, чтобы его будущая семья в некоторой степени была похожа на родительскую, 37%- не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские 6% -не планировали иметь семьи, 18%-поддерживают пробные браки 20%- считают, что необязательно регистрировать свой брак, к такому выводу склоняется большинство девушек.
Слайд №27
Цель курса - введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой, счастливой семьи Занятия проводятся в системе дополнительного образования с периодичностью -1 час в неделю. Необходимость курса «Семьеведение» подтверждают результаты анкетирования родителей и старшеклассников, которое проводилось в конце учебного года.
Роман Ш.
«Открыл для себя на занятиях по семьеведению закон счастливой семьи. Это уметь понимать, принимать и поддерживать друг друга.»
Эмиль С.
«Чувствуешь себя уверенно, когда не только знаешь правила этикета по отношению к девушкам, но и уже отработаны манеры. Спасибо уроку семьеведения. Думаю, что мне это очень пригодится в жизни. Раньше вообще боялся заговорить с девушками. А сейчас даже мама говорит, что я стал воспитанным-«настоящим джентльменом»
Катя В.
«До уроков семьеведения часто ссорилась со своим парнем, могла его и «послать» при случае. Уроки семьеведения заставили взглянуть на себя по- другому. Впервые задумалась о развитии в себе женственности. Особенно заставил задуматься о своей жизни фильм, «Тайна женского обаяния». который мы смотрели на уроке. А парню своему посоветовала фильм «Пять секретов настоящего мужчины». Потом долго обсуждали. Вижу положительные изменения. Но и я теперь стараюсь его не унижать, правда, трудно - привычка»

Слайд №28

Лариса Николаевна:
«Не могла понять, что произошло с сыном, стал убирать свои вещи. Наводить порядок в доме, помогает снять пальто, нести сумки, открывает мне дверь, пропускает вперед, не садится за стол с голым торсом, обязательно оденет рубашку или майку. Заводит разговоры о том, как я влюбилась, какие парни мне нравились, как обратила внимание на отца» Подготовка к семейной жизни осуществляется и на классных часах. Для учащихся проведен круглый стол «Семья глазами современника», КТД «Что нам стоит дом построить». классные часы. «Загляните в мамины глаза», конференция «Традиции и обычаи семьи и брака в исламе, буддизме, иудаизме и православии».
Слайд№29
К сожалению, главные результаты нашей работы станут видны через несколько лет, когда выпускники будут вступать в брак, рожать детей, создавать семьи. Но мы уверенны в том, что наши уроки не пройдут даром и семьи наших учеников станут счастливыми, а значит и общество будет развитым, а государство сильным.


В раздел образования