"Обобщение опыта работы по повышению качества знаний"
Автор: Демиденко Любовь Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ№2 Населённый пункт: город Шарыпово, Красноярского края Наименование материала: статья Тема: "Обобщение опыта работы по повышению качества знаний" Раздел: полное образование
Описание опыта профессиональной
педагогической деятельности
учителя математики
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Шарыпово
Демиденко Любови Васильевны
Современная
школа
должна
не
только
сформировать
у
учащихся
определенный
набор
знаний
и
умений,
но
и
пробудить
их
стремление
к
самообразованию,
реализации
своих
способностей.
Необходимым
условием
развития
этих
процессов
является
активизация
учебно-познавательной
деятельности. Поэтому
свою
педагогическую
деятельность
направила
на
достижение
следующей
цели:
формирование
познавательной
активности
школьников на уроках математики и во внеурочной работе.
Начала работу с проведения диагностики. Анализ диагностики, проведённой в
2011-2012гг., показал, что 26% пятиклассников имеют рецептивный и репродуктив-
ный уровни познавательной деятельности, 21% - эвристический, 8% - исследова-
тельский.
Изучив
и
проанализировав
результаты
диагностики,
я
начала
разрабатывать
специальные задания и упражнения, способствующие активизации познавательной
деятельности. Для реализации поставленных целей и задач в своей работе следую
принципам
научности,
доступности,
прочности
знаний,
индивидуализации,
новизны.
На своих уроках применяю технологию обучения в сотрудничестве и
интерактивные
приёмы обучения, которые способствуют совместному решению
коммуникативных задач. Коммуникативный метод позволяет мне не только дать
знания учащимся, но и научить их использовать в реальных ситуациях общения.
Применяю проектный, научно-исследовательский методы,
способствующие формированию навыков у учащихся самостоятельной работы и
работы в группе, а так же позволяют находить более эффективные формы и методы
работы для развития метапредметных компетентностей.
Для младших школьников широко использую игровые элементы во время
проведения уроков. На старшем и среднем звене организую интерактивные приемы
работы с использованием движений, так как это способствует развитию у учащихся
коммуникативных навыков, двигательной активности, а также лидерских качеств.
В своей работе осуществляю дифференцированный личностно-
ориентированный
подход
и
применяю
технологии
разноуровневого
обучения,
позволяющие каждому ребёнку осваивать нужные ему знания, умения и навыки
согласно его способностям, уровню подготовленности, составленному совместно с
ним
индивидуально-
ориентированному
плану.
С
этой
целью
работаю
над
методической
темой
:
«Полное
усвоение
базовых
знаний
всеми
учащимися»
Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми учениками
содержания материала, которое может быть различным для разных учащихся, но
о б я з а т е л ь н ы м
д л я
в с е х
в ы п о л н е н и е м
и н в а р и а н т н о й
ч а с т и .
1
Самостоятельная
работа
–
неотъемлемая
часть
моих
уроков.
Учу
ребят
эффективному
распределению
времени
в
самостоятельной
работе,
формирую
личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей
умение
работать
не
только
индивидуально,
но
и
в
группах
различного
рода,
распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и
за
результаты
деятельности
товарищей,
уважать
мнение
членов
группы.
Умею
прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего
развития
достигнутого,
предусматривая
при
этом
этапы
последовательного
устранения
недостатков.
Систематически
осуществляю
мониторинг
качества
учебного процесса.
Это позволяет отслеживать результативность обучения каждого учащегося, его
затруднения по различным темам и разделам учебной программы, в том числе и при
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Важным
элементом
формирования
универсальных
учебных
действий
обучающихся
являются
ориентировка
школьников
в
информационных
и
коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно
применять. На своих уроках я использую современные цифровые инструменты,
создаю коммуникационную среду, что является наиболее естественным способом
формирования УУД.
.
Использование информационно-коммуникационных технологий на моих
уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить
информационное поле урока, стимулирует интерес ребенка. В этом мне помогает
мой кабинет, который оборудован 10 компьютерами и интерактивной доской, для
каждого класса имею электронные учебники. Поэтому я применяю компьютер в
преподавании математики:
для диагностического тестирования качества усвоения материала;
для качественной подготовки выпускников к ЕГЭ;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков по-
сле изучения темы;
в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, для которых при-
менение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала
при проведении внеклассных мероприятий.
Эффективна
на
уроке
лекция
с
использованием
мультимедийного
проектора,
когда
компьютер
позволяет
мне
расширить
возможности
обычной
лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в
реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки
на
ранее
изученный
материал.
Часто
использую
презентации,
созданные
самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети
Интернет,
но
дополнительно
переработанные
под
контингент
учащихся
своей
школы.
Предлагаю детям создать собственные презентации, провожу конкурсы презентаций
2
учащихся по различным темам. Считаю, что это очень полезный вид деятельности,
т.к. подключает разные умения и способности, в основном творческие. Активно
пользуюсь
информацией
из
Интернета
(при
подготовке
рефератов,
уроков,
для
проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам
взяла
из
Интернет-
порталов
Министерства
образования.
Систематизирую
и
формирую
папки
по
темам,
вкладывая
в
них
демонстрационный
материал,
самостоятельные и контрольные работы, тесты, видео уроки, программы-тренажеры
ЕГЭ 11 кл. Применение на уроке компьютерных и онлайн тестов позволяет за
короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала
в о в р е м я
е е
с к о р р е к т и р о в а т ь .
Продумывая
ход
урока
с
использованием
ИКТ,
не
забываю
о
здоровьесберегающих технологиях (разнообразные виды деятельности на уроке,
физминутки…).
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность мне сократить время на
изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить
знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения.
Имею свою личную страничку в Интернет - портале "Про Школу.ру - все
школы России", в котором размещаю свои материалы, посещаю предметные клубы
учителей, делюсь опытом своей работы и обогащаю свой опыт, используя материалы
к о л л е г
с о
в с е й
Р о с с и и .
Мои публикации в электронном СМИ
Для достижения поставленной цели применяю игровые методы обучения:
«лесенка», «угадай слово», «пирамида», «кроссворд», «лабиринт» и другие. Владею
методикой проведения нетрадиционных уроков: путешествие, эстафета, виртуальная
экскурсия
(например,
«Путешествие
в
страну
Дроби»,
«Считай,
смекай,
отгадывай!». В мою практику вошли уроки-исследования, на которых дети учатся
самостоятельно находить причинно-следственные связи между математическими
законами: например, при изучении темы «Построение графика линейной функции »
учащиеся сами определяли расположение графика в зависимости от коэффициентов
и свободного члена и сделали определенные выводы.
О
целесообразности
поставленной
цели
педагогической
деятельности
свидетельствуют результаты повторной диагностики, проведённой в 2014-2015гг.
среди
учащихся
8
классов:
у
24%
восьмиклассников
рецептивный
уровень
познавательной деятельности, у 21% - репродуктивный, у 41% - эвристический и у
39% - исследовательский. Говоря о динамике учебных достижений моих учеников, я
буду обсуждать как традиционные результаты, так и средний балл ЕГЭ.
Большое внимание в своей деятельности уделяю вопросам сохранения
здоровья учащихся. На уроках использую материал, пропагандирующий здоровый
образ жизни («Проценты и курение»), чередую различные виды деятельности с
целью предупреждения утомляемости учащихся, ввожу игровые моменты
с
3
чередованием
легких
физических
упражнений.
Привлекаю
к
проведению
физминуток учащихся, что даёт возможность проявить себя в роли организатора.
05.12.2015г.
Учитель математики МБОУ СОШ № 2: Л.В.Демиденко
4