Напоминание

"Обобщение опыта работы по повышению качества знаний"


Автор: Демиденко Любовь Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: город Шарыпово, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Обобщение опыта работы по повышению качества знаний"
Раздел: полное образование





Назад




Описание опыта профессиональной педагогической деятельности учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шарыпово Демиденко Любови Васильевны Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Поэтому свою педагогическую деятельность направила на достижение следующей цели: формирование познавательной активности школьников на уроках математики и во внеурочной работе. Начала работу с проведения диагностики. Анализ диагностики, проведённой в 2011-2012гг., показал, что 26% пятиклассников имеют рецептивный и репродуктив- ный уровни познавательной деятельности, 21% - эвристический, 8% - исследова- тельский. Изучив и проанализировав результаты диагностики, я начала разрабатывать специальные задания и упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности. Для реализации поставленных целей и задач в своей работе следую принципам научности, доступности, прочности знаний, индивидуализации, новизны. На своих уроках применяю технологию обучения в сотрудничестве и интерактивные приёмы обучения, которые способствуют совместному решению коммуникативных задач. Коммуникативный метод позволяет мне не только дать знания учащимся, но и научить их использовать в реальных ситуациях общения. Применяю проектный, научно-исследовательский методы, способствующие формированию навыков у учащихся самостоятельной работы и работы в группе, а так же позволяют находить более эффективные формы и методы работы для развития метапредметных компетентностей. Для младших школьников широко использую игровые элементы во время проведения уроков. На старшем и среднем звене организую интерактивные приемы работы с использованием движений, так как это способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, а также лидерских качеств. В своей работе осуществляю дифференцированный личностно- ориентированный подход и применяю технологии разноуровневого обучения, позволяющие каждому ребёнку осваивать нужные ему знания, умения и навыки согласно его способностям, уровню подготовленности, составленному совместно с ним индивидуально- ориентированному плану. С этой целью работаю над методической темой : «Полное усвоение базовых знаний всеми учащимися» Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми учениками содержания материала, которое может быть различным для разных учащихся, но о б я з а т е л ь н ы м д л я в с е х в ы п о л н е н и е м и н в а р и а н т н о й ч а с т и . 1
Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Систематически осуществляю мониторинг качества учебного процесса. Это позволяет отслеживать результативность обучения каждого учащегося, его затруднения по различным темам и разделам учебной программы, в том числе и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. На своих уроках я использую современные цифровые инструменты, создаю коммуникационную среду, что является наиболее естественным способом формирования УУД. . Использование информационно-коммуникационных технологий на моих уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес ребенка. В этом мне помогает мой кабинет, который оборудован 10 компьютерами и интерактивной доской, для каждого класса имею электронные учебники. Поэтому я применяю компьютер в преподавании математики:  для диагностического тестирования качества усвоения материала;  для качественной подготовки выпускников к ЕГЭ;  в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков по- сле изучения темы;  в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, для которых при- менение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;  в режиме самообучения;  в режиме графической иллюстрации изучаемого материала  при проведении внеклассных мероприятий. Эффективна на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет мне расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы. Предлагаю детям создать собственные презентации, провожу конкурсы презентаций 2
учащихся по различным темам. Считаю, что это очень полезный вид деятельности, т.к. подключает разные умения и способности, в основном творческие. Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов, уроков, для проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам взяла из Интернет- порталов Министерства образования. Систематизирую и формирую папки по темам, вкладывая в них демонстрационный материал, самостоятельные и контрольные работы, тесты, видео уроки, программы-тренажеры ЕГЭ 11 кл. Применение на уроке компьютерных и онлайн тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала в о в р е м я е е с к о р р е к т и р о в а т ь . Продумывая ход урока с использованием ИКТ, не забываю о здоровьесберегающих технологиях (разнообразные виды деятельности на уроке, физминутки…). Применение ИКТ на уроках математики дает возможность мне сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения. Имею свою личную страничку в Интернет - портале "Про Школу.ру - все школы России", в котором размещаю свои материалы, посещаю предметные клубы учителей, делюсь опытом своей работы и обогащаю свой опыт, используя материалы к о л л е г с о в с е й Р о с с и и . Мои публикации в электронном СМИ Для достижения поставленной цели применяю игровые методы обучения: «лесенка», «угадай слово», «пирамида», «кроссворд», «лабиринт» и другие. Владею методикой проведения нетрадиционных уроков: путешествие, эстафета, виртуальная экскурсия (например, «Путешествие в страну Дроби», «Считай, смекай, отгадывай!». В мою практику вошли уроки-исследования, на которых дети учатся самостоятельно находить причинно-следственные связи между математическими законами: например, при изучении темы «Построение графика линейной функции » учащиеся сами определяли расположение графика в зависимости от коэффициентов и свободного члена и сделали определенные выводы. О целесообразности поставленной цели педагогической деятельности свидетельствуют результаты повторной диагностики, проведённой в 2014-2015гг. среди учащихся 8 классов: у 24% восьмиклассников рецептивный уровень познавательной деятельности, у 21% - репродуктивный, у 41% - эвристический и у 39% - исследовательский. Говоря о динамике учебных достижений моих учеников, я буду обсуждать как традиционные результаты, так и средний балл ЕГЭ. Большое внимание в своей деятельности уделяю вопросам сохранения здоровья учащихся. На уроках использую материал, пропагандирующий здоровый образ жизни («Проценты и курение»), чередую различные виды деятельности с целью предупреждения утомляемости учащихся, ввожу игровые моменты с 3
чередованием легких физических упражнений. Привлекаю к проведению физминуток учащихся, что даёт возможность проявить себя в роли организатора. 05.12.2015г. Учитель математики МБОУ СОШ № 2: Л.В.Демиденко 4


В раздел образования