"Социально-личностное развитие ребёнка через формирование основ безопасного поведения"
Автор: Рубцова Ирина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №10 Населённый пункт: Мурманская область п.Сафоново-1 Наименование материала: обобщение опыта Тема: "Социально-личностное развитие ребёнка через формирование основ безопасного поведения" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 комбинированного вида п.Сафоново-1
Обобщение опыта работы
воспитателя
Рубцовой Ирины Петровны
По теме:
«Социально-личностное развитие ребёнка через
формирование основ безопасного поведения»
Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с
которого
начинается
строительство
и
развитие
всего
дальнейшего —
характера,
способностей,
навыков.
Личность
ребенка
начинает
формироваться именно в этот интересный и сложный период, в этот период
начинается
процесс
социализации,
устанавливается
связь
ребенка
с
ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром,
закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта
жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Безопасность
жизнедеятельности
представляет
серьезную
проблему
современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1.
Идентификация
опасностей
–
распознание
опасностей
и
их
источников.
2.
Разработка превентивных, или предупредительных, мер.
3.
Ликвидация возможных последствий.
Безопасность и здоровый образ жизни –
это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни.
Ребенок
по
своим
физиологическим
особенностям
н е
м о ж е т
самостоятельно
определить
всю
меру
опасности
своего
существования,
поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего
ребёнка – дать
элементарные знания основ безопасности жизнедеятельности.
В
дошкольном
возрасте
процесс
познания
у
ребенка
происходит
эмоционально
–
практическим
путем.
Ребенок
стремится
к
активной
деятельности,
в
связи
с
этим
необходимо
большое
внимание
уделять
организации различных видов деятельности по приобретению детьми знаний
и опыта.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение
детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной
педагогической
задачей,
что
послужило
мне
основанием
для
выбора
методической
темы
«Социально-личностное
развитие
ребёнка
через
формирование основ безопасного поведения».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:
Самое ценное - здоровье и жизнь ребёнка.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько
неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.
Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую
приводят к трагедиям. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь
себя
и
своих
близких
от
опасности,
если
будет
владеть
элементарными
знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение
детей
обеспечению
безопасности
их
жизнедеятельности является
актуальной педагогической задачей.
На
данном
этапе,
в
соответствии
с
ФГОС (одним
из
направлений
развития
является
«Социально-коммуникативное
развитие»,
и
в
это
направление входит такая образовательная область как «Безопасность»).
2.6. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье
и
к
сообществу
детей
и
взрослых
в
Организации;
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творче ства;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель моей деятельности
– формирование у детей основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формировать представления об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
- передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения
в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В ходе работы решались следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической и методической
литературы по данной теме;
Выявить и создать педагогические условия, способствующие
формированию представлений о безопасном поведении у
дошкольников ;
Сформировать у
воспитанников умение распознавать и оценивать
опасности окружающей среды;
Раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения,
мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
Привить
воспитанникам
навыки
защиты
и
самозащиты,
помощи
и
взаимопомощи
в
ситуациях,
опасных
для
их
физиче ского,
психологического здоровья и жизни;
Находить новые агитационные формы пропаганды правил пожарной
безопасности, дорожного движения, правил поведения в природе;
Сплотить детский коллектив через совместное творчество.
Организовать взаимодействие с педагогами с целью их просвещения в
вопросе развития основ безопасности и жизнедеятельности и обмена
опытом; организовать взаимодействие со специалистами в процессе
интеграции образовательной деятельности.
Организовать взаимодействие с родителями по данной теме с целью
повышения их компетенции.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ
безопасности жизнедеятельности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания» В.В.Давыдов, В.А.Петровский.
4.
Программа
«Безопасность»,
Р.Б.
Стеркина,
Н.Авдеева,
О.Князева,
рекомендованная Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Вопросы
безопасности
жизнедеятельности
разрабатывались
в
исследованиях
многих
отечественных
ученых
(А.С.Вернадский,
М.В.Ломоносов,
И.М.Сеченов).
Огромный
вклад
в
решение
научной
проблемы
выживания,
самосохранения
и
безопасности
человека
внесли
исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. Большую
организационно-педагогическую
и
научно-методическую
работу
проводит
Международная
академия
экологии
и
безопасности
жизнедеятельности
(МАНЭБ). В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова,
А.Н.Леонтьева,
Д.В.Эльконина
освещено
реальное
многообразие
идей
и
подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы
привития
навыков
безопасности
детям
старшего
дошкольного
возраста
отражены
в
научных
трудах
Н.Н.Авдеевой,
О.Л.Князевой,
Р.Б.Стеркиной,
Т.Г.Хромцовой, К.Ю.Белой.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали не
самостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно
решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать
правильное
решение
в
экстремальных
ситуациях,
не
знают
правила
поведения
по
технике
безопасности.
Мы
согласны
с
мнением
многих
педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном
этапе. Не случайно, что именно сейчас сложный переходный период жизни
нашего
отечества,
коллективы
многих
дошкольных
образовательных
учреждений
стали
искать
возможности
для
плодотворной
работы
по
«основам
безопасности
детей
дошкольного
возраста».
Эта
проблема
разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная
цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные
понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно
вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько
актуальной, что послужила основанием для выбора темы.
На
пороге
третьего
тысячелетия,
когда
в
окружающем
нас
мире
увеличилось число промышленных аварий и катастроф, все чаще возникают
опасности социального характера, отсутствуют у людей навыки правильного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях,
актуально
формировать
у
подрастающего поколения сознательное и ответственное отношение к личной
безопасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что
это возможно достигнуть через образование. Подготовка должна проходить
на всех этапах жизни.
Безопасность
жизнедеятельности
напрямую
связана
со
всеми
сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной,
экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В
современной науке опасностями принято называть явления, процессы или
объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью
человека непосредственно или косвенно.
Дети
дошкольного
возраста
любознательны,
активно
двигаются,
стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным
ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском
саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.
В 60-80-е годы о профилактике несчастных случаев с дошкольниками
как
дома,
в
ДОУ,
так
и
на
улице
говорили
в
основном
медицинские
работники.
В
настоящее
время
сформировалась
новая
образовательная
область «Безопасность жизнедеятельности», которая готовит детей во всех
типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Систему работы по образовательной области «Безопасность» осуществляла
на основе личностно-ориентированной модели деятельности, которая
предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку, субъективные
партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне
благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта
каждого ребенка.
В
процессе
реализации
поставленных
задач
я
столкнулась
с
проблемой
поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой
выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта
этой
работы
я
считаю
использование
традиционных
педагогических
принципов и методов обучения.
1)
Принцип доступности.
Опыт
работы
учитывает
возрастные
особенности
и
возможности
детей
дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием
возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического
материала.
2) Принцип индивидуализации.
определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
3) Принцип повторяемости материала.
Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут
откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их
вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.
4) Принцип наглядности.
При разучивании учебного материала постоянно используются тематические
плакаты, картинки, опыты-эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое
значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи,
элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.
Все
вышеизложенные
принципы
удачно
реализуются
только
во
взаимодействии друг с другом.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
• Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла
и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя
уверенным, устойчивым к стрессам.
• Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой
имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы,
дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для
сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить
элементами,
стимулирующими
познавательную
активность
дошкольника.
Необходима
интеграция
с
другими
образовательными
областями,
что
способствует
формированию
у
детей
интеллектуального
потенциала,
формирует
такие
жизненно
важные
качества,
как
:
находчивость,
самостоятельность, быстроту, ловкость, привычку к трудовому, умственному,
физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.
Средства ознакомления детей с основами безопасности
Самым
важным
средством
ознакомления
ребенка
с
основами
бе зопасно сти,
служит
с ама социальная
действительность .
О н а
воздействует
на
ребенка,
и
задача
взрослого,
находящегося
рядом
с
малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир
"изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие
ребенка,
созданные
руками
человека.
Они
разнообразны
по
свойствам,
качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним,
создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда,
предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира.
важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того
или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-
поисковая
активность:
для
чего
и
почему?
Со
временем
ребенок
самостоятельно выделяет опасность в окружающем.
Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является
художественная
литература .
Она
одновременно
является
источником
знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для
этого
используются
произведения
различных
жанров:сказки,
рассказы,
стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков
«Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак
«Рассказ
о
неизвестном
герое»,
«Пожар»;
С.
Маршак
«Кошкин
дом»,
«Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит»,
Н.
Носов
«Телефон") Книжные
иллюстрации
также
являются
средством
приобщения детей к основам безопасности.
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для социально-личностного развития детей через формирование основ
безопасного поведения и решения поставленных задач, была продумана система
воспитательно-образовательной работы.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ.
Организация в группе соответствующей предметной среды
Разнообразие материалов обогащает восприятие и представления детей,
способствует расширению их знаний об окружающем мире.
Предметно-развивающая среда : уголок безопасности,
оформлены тематические и фотоальбомы, изготовлены
развивающие и дидактические игры.
Учебно-методическое обеспечение : педагогическая и
методическая литература; художественная литература; конспекты
НОД.
В моей группе была организована и постоянно пополнялась развивающая
среда, которая давала возможность каждому ребенку проявить свои
индивидуальные особенности, творческие возможности. Соответствующая
среда позволяла каждому ребенку вести поисковую, исследовательскую
деятельность, активизировала самостоятельную деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОЗНАКОМЛЕНМИИ
ДЕТЕЙ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
В работе использовала различные формы организации детей.
Деятельно сть
является
одновременно
условием
и
с р ед с т в ом ,
обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его
мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности
взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может
видеть
и
понимать
какой
опасности
можно
подвергнуться
не
соблюдая
правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных
ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию,
овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и
на
деле
в
разных
опасных
ситуациях.
Деятельность
дает
ребенку
возможность быть самостоятельным в познании мира.
Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы
безопасного взаимодействия с окружающим.
И т а к игра .
По
определению
А.Н.
Леонтьева
игра
дает
ребенку
«доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые
делают
возможным
освоение,
казалось
бы,
недосягаемой
для
него
действительности».
Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх
ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить,
что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От
содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их
поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего
мира,
ребенок
как
бы
становится
их
участником,
знакомится
с
миром,
действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно
поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но
отрицательное явление или факт.
В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю
необходимо
использовать
все
виды
игр:
словесно-наглядные,
настольно-
печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Через продуктивные виды деятельности , такие как рисование, лепка,
аппликация,
конструирование,
д е т и
от р а ж а ют
о к руж а ю щ у ю
и х
действительность.
Отражение
построенное
на
работе
воображения,
на
отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через
слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок-дошкольник рисование
соединяет с игрой. Существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И.
Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя
участником
того,
что
изображает.
Девочки,
рисуя
ситуацию
из
сказки
«Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают
себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления,
какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения
этих
явлений,
выбор
цвета,
расположение
предметов
на
листе,
их
взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью
фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему
возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между
тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта
взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее
спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых
вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным
членом человеческого сообщества.
Познание
окружающего
у
детей
происходит
через предметную
деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее
окружение
с
помощью
всей
группы
сенсорных
чувств.
Манипулируя
с
предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении
и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка
должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами
безопасного обращения с ними.
Социа льный
опыт
ребёнка
обогащает
о с в о е н и е трудовой
деятельностью .
Ребёнок,
наблюдая
за
действиями
взрослых,
начинает
подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье.
По
мере
приобретения
трудовых
умений,
ребёнок
приобретает
чувство
уверенности,
помноженное
на
знания
безопасного
взаимодействия
с
предметами, и это уменьшает опасность выживания в отсутствии взрослых.
Во
время
труда
развиваются
волевые
качества,
формируются
умения
прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать
удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть
на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать
трудности.
Ч е р е з наблюдение
ребенком
окружающего
мира
обогащается
социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и
все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения
с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если
внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует
миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину
может
войти
и
отрицательный
опыт,
и
задача
взрослых
постараться
расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен.
Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И
если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями
людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с
водой,
прежде
чем
уйти
куда-то,
тушение
зажженной
свечи),
то
он
включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как
взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают
социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует
развитие
познавательных
интересов,
рождает
и
закрепляет
правила
обращения с опасными предметами.
Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В
процессе
непосредственно
образовательной
деятельности
ребенок
имеет
возможность
приобретать
знания
под
руководством
взрослого
человека,
который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми,
вносит
необходимую
коррекцию,
через
беседы,
чтение
художественной
литературы;
экспериментирование
и
опыты;
изобразительную
и
конструктивную деятельность.
Таким
образом,
ребенок
знакомится
с
основами
безопасности
с
помощью
разнообразных
средств.
Именно
они
становятся
источниками
познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с
другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на
группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку
практические умения применить полученные знания на деле и развивает
мышление,
воображение
и
готовит
ребенка
к
умению
выбраться
из
экстремальных ситуаций в жизни .
Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он
выступает
как
ведущий
метод
или
методический
приём.
Повторение
приводит
к
появлению
обобщений,
способствует
самостоятельному
формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование
и
опыты. Экспериментальная
деятельность
дает
ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или
опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что
он
дает
ребенку
возможность
самостоятельно
находить
решение,
подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала
и способствуют закреплению чувств.
Составление
творческих
рассказов . Способствует
развитию
творческого
воображения, использование опыта, закреплению знаний.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют
родители ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша.
В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И
тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми
по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность
к
сотрудничеству
с
детским
садом,
а
также
уровень
осведомленности
родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и
на основании полученных результатов строить работу с родителями.
Важно
добиться
от
родителей
понимания
того,
что
нельзя
требовать
от
ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда
ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том,
чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому нами
разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие
мероприятия:
беседы о
мерах
безопасности
в
доме,
о
поведении
в
лесу,
на
природе, у костра;
консультации об
основных
правилах
обращения
с
елочными
гирляндами,
фейерверками,
бенгальскими
огнями,
свечами
и
другие.
Объясняю,
что
взрослые
должны
научить
правильно:
пользоваться бытовыми приборами, соблюдать меры безопасности
и
осторожности,
научить
детей
какими
предметами
можно
пользоваться, а какими нельзя. То есть родители и все взрослые
самые главные учителя в этой сложной и опасной жизни.
папки- передвижки, стенды, библиотечка.
выставки по пожарной безопасности и безопасности на дорогах,
где
родители
используют
свой
творческий
потенциал.
Были
изготовлены книжки- малышки. Ребята с гордостью делятся, как
помогали дома родителям.
участие и помощь в проведении экскурсий, походов, развлечений.
помощь в создании игровой среды.
Родительские собрания.
Проект «Если хочешь быть здоров!»
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.
Свою деятельность мы планируем в сотрудничестве с узкими специалистами.
С музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре
проводим досуги и развлечения на тематику безопасности жизни детей - это
вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует их познавательную
активность.
Драматизация
сказок
«Кошкин
дом»,
«Колобок»
развивает
творческие
способности
детей,
показывает,
что
совместными
усилиями
можно потушить пожар. Дети разыгрывают сценки из жизни, усваивая при
этом практические навыки.
Тесное
сотрудничество
с
медицинским
работником
разнообразит
педагогический
процесс.
Она
посещает
утреннюю
гимнастику,
прогулки,
закаливание
детей,
следит
за
санитарно-гигиеническим
состоянием.
В
детском
саду
дети
едят
фрукты
и
овощи,
получают
витамины,
своевременную
медицинскую
помощь.
Также
медицинские
работники
посещают
родительские
собрания,
темой
которых
очень
часто
является
«Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Для
диагностики
результатов
моего
опыта
были
поставлены
следующие
задачи:
сравнить уровень знаний детей моей группы , с которой проводилась
работа с использованием материала из опыта работы;
выявить уровень знаний и умений детей в области занятий по основам
безопасности жизнедеятельности;
выяснить,
умеют
ли
дети
самостоятельно
принимать
решения
и
находить выходы из сложных ситуаций.
Для
этого
я
провела
сопоставительные
беседы-занятия,
в
ходе
которых
выявила знания детей и наличие у них навыков безопасного поведения и
приобщения к здоровому образу жизни. Во время беседы я отметила для
себя,
что
почти
все
дети
в
моей
группе
могут
свободно
общаться
по
телефону, знают номера спецслужб. Они не путают обозначения светофора,
различают виды транспорта, знают правила пешеходных переходов и даже
запомнили
значения
некоторых
дорожных
знаков.
Дети
усвоили
главное
правило
выживания
–
без
паники.
Они
спокойно
реагируют
на
тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации.
Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут
подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. Ребята в моей
группе имеют элементарные знания о своём организме и о необходимости
бережного к нему отношения.
За три года педагогической деятельности в направлении воспитания у детей
безопасного
поведения
наблюдаю
динамику
усвоения
детьми
знаний.
Результаты
изменений
отражаются
в
диагностических
исследованиях.
Компетентность
ребенка
оценивается
в
соответствии
с
критериями,
приведенными в основной образовательной программе ДОУ и содержанием
программы «Безопасность» и выражается в уровневом эквиваленте (высокий,
средний и низкий уровни).
Мониторинг
усвоения
основной
образовательной
программы
,
образовательная область «Безопасность»
Возрастная группа
Уровень усвоения (нач.года)
Уровень усвоения (кон. года)
2 младшая группа
В- 0
В- 10
С- 15
Н- 85
С- 48
Н- 42
Средняя группа
В- 23
С- 52
Н- 25
В-42
С-48
Н-10
Старшая группа
В-42
С-49
Н-9
В-60
С-34
Н-6
Опираясь на показатели диагностики, мы можем с уверенностью сказать, что
работа дала хорошие результаты: у детей виден прогресс в знаниях, умениях
и навыках. Дети активны в совместной и самостоятельной деятельности,
любознательны
Обучить
детей
безопасному
поведению
–
это
значит
приучить
их
к
определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный
механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности
жизнедеятельности
является
актуальным.
Это,
прежде
всего,
связано
с
потребностью
общества
в
социально
адаптированной
личности.
Неопределенность
современной
окружающей
среды
требует
не
только
высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного
поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать
ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Авдеева
Н.Н.,
Князева
О.Л.,
Стеркина
Р.Б.
Программа
«Основы
безопасности детей дошкольного возраста».
2.
Логинова В.И. Программа « Детство». РГПУ имени А.И. Герцена,
Санкт-Петербург,
3.
Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Санкт-Петербург. Детство-
Пресс 2010г.
4.
Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного
возраста
правилам
дорожного
движения.
Санкт-Петербург.
Детство-
Пресс 2009г.
5.
Гаврилова Н.И., Микляева Н.В. Педагогические ситуации как средство
активизации здоровьесберегающей среды ДОУ. Москва 2010г.
6.
Буре
Р.С.
как
поступают
друзья?
Санкт-Петербург.
Детство-Пресс
2004г.
7.
Пидручная
С.
Формирование
знаний
о
противопожарной
безопасности.// Дошкольное воспитание.-2006г.-№5-с.39.
8.
Сильченко
М.
Формирование
привычек
здорового
образа
жизни.//
Дошкольное воспитание.-2006г.-№3-с.69.
9.
Черепанова
С.
Жизнь
и
здоровье
детей.//
Дошкольное
воспитание
-2006г.-№6-с.111.
10. Хабибуллина О.Д. Я иду по улице.// Ребенок в детском саду.-2007г.-
№1-с.33.
11.Семушина Ю. Будь здоров. Совместные занятия детей 3 лет и их
родителей.// Дошкольное воспитание.-2007г.-№2-с.97.
12.Якименко
В.
Игровая
оздоровительная
гимнастика
после
дневного
сна.// Дошкольное воспитание.-2007г.-№2-с.28.
13.Боровлева
А.
Пожарная
безопасность.//
Дошкольное
воспитание.-
2007г.-№4-с.114.
14.Вдовиченко Л. Ребенок на улице.// Дошкольное воспитание.-2007г.-№7-
с.107.
15.Решетнева Г., Абольянина С. Формирование у старших дошкольников
ценностного
отношения
к
здоровому
образу
жизни
в
процессе
физического воспитания.// Дошкольное воспитание.-2008г.-№4-с.54.
16.Герасимова
Л.
Формирование
ценностного
отношения
ребенка
к
здоровью в семье.// Дошкольное воспитание.-2008г.-№6-с.109.
17.Агаджанова
С.Н.
Как
не
болеть
в
детском
саду.
Санкт-Петербург.
Детство-Пресс.2009г.
18.
Вдовиченко
Л.А.
"Ребенок
на
улице.
Цикл
занятий
для
старших
дошкольников
по
обучению
правилам
дорожного
движения",
СПб,
Детство-Пресс. 2008
19. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий,
конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.