Напоминание

Современные образовательные технологии на уроках математики


Автор: Дмитрук Лидия Ярославовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №15"г. Евпатории
Населённый пункт: город Евпатория, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Современные образовательные технологии на уроках математики
Дмитрук Лидия Ярославовна – учитель математики и информатики
Как же привить интерес к математике? Как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, через применение в учебном процессе активных методов и форм работы на уроке и во внеурочное время. Методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
-Методы обучения, выделяемые по источнику знаний

1.
Словесные методы обучения 2. Наглядные методы обучения 3. Практические методы обучения
-Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся
К методам этой группы относятся репродуктивные, проблемно- поисковые и самостоятельная работа учащихся. В практике многих учителей широко используется самостоятельная работа учащихся. Она проводится почти на каждом уроке в пределах 7-15 мин. Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях учащихся и своевременно устраняет их. От занесения в классный журнал оценок "2" и "3" можно пока воздержаться (выставляя их в тетради или дневнике учащегося). Если самостоятельная работа носит контролирующий характер, то в журнал выставляются все оценки. Такая система оценивания является достаточно гуманной, хорошо мобилизует учащихся, помогает им лучше осмысливать свои затруднения и преодолевать их, способствует повышению качества знаний. Учащиеся оказываются лучше подготовленными к контрольной работе, у них исчезает страх перед такой работой, боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных оценок, как правило, резко сокращается. У учащихся вырабатывается
положительное отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени урока.
О сочетании методов обучения

-Проблемное обучение математике.
Общая характеристика проблемного обучения. Проблемное изучение нового материала. Проблемы обучения при решении задач. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения. Контроль и оценка поисковой деятельности учащихся в условиях проблемного обучения, роль отметки 1. Методы проблемного обучения 2. Исследовательский метод 3. Метод проблемного изложения
-Эвристический метод обучения математике
Деятельность эвристическая или эвристические процессы, хотя и включают в себя умственные операции в качестве важного своего компонента, вместе с тем обладают некоторой спецификой. Именно поэтому эвристическую деятельность следует рассматривать как такую разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов (или объектов изучаемой науки). Чтобы раскрыть существо этого понятия, необходимо иметь в виду, что сам термин "эвристический" применим к явлениям двоякого рода. Во-первых, можно рассмотреть как эвристическую такую деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и специфические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач. Основной принцип преподавания - "сохранять видимость игры, уважать свободу ребенка, поддерживая иллюзию (если есть таковая) его собственного открытия истины"; "избегать в первоначальном воспитании ребенка опасного искуса злоупотреблением упражнениями памяти", ибо это убивает его врожденные качества; обучать, опираясь на интерес к изучаемому. .Только название метода здесь звучит несколько иначе - эвристическая беседа. "... Этот метод состоит в том, что учитель ставит перед классом проблему (теорему, задачу), а затем путем целесообразных вопросов приводит учащихся к решению проблемы". Но суть этих определений одна - самостоятельный, планируемый лишь в общих чертах поиск решения поставленной проблемы. Схема указывает, в какой последовательности нужно совершать действия, чтобы добиться успеха. Она включает четыре этапа: 1. Понимание постановки задачи. 2. Составление плана решения. 3. Осуществление плана. 4. Взгляд назад (изучение полученного решения). В ходе выполнения этих этапов решающий задачу должен ответить на следующие вопросы: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречалась ли мне раньше эта задача,
хотя бы в несколько другой форме? Есть ли какая-нибудь родственная данной задача? Нельзя ли воспользоваться ею? Между тем обучение деятельности - это значительно более сложная и вместе с тем гораздо более важная проблема, чем обучение готовым, сложившимся приемам решения задач. К сожалению, на частое применение эвристического метода в процессе обучения поставленных учебных проблем требуется гораздо больше учебного времени, чем на изучение этого же вопроса методом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать эвристический метод преподавания на каждом уроке. К тому же длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении. Однако следует отметить, что "время, затраченное на фундаментальные вопросы, проработанные с личным участием учащихся,-не потерянное время: новые знания приобретаются почти без затраты усилий благодаря ранее полученному глубокому мыслительному опыту".
-Метод программированного обучения в преподавании математики
Характерные черты программированного обучения. Линейный и разветвленный способы программирования учебного материала. Методика проведения занятий с применением программированных материалов
- Методы информатики в обучении математике
Логико-алгоритмический метод, программированное обучение, компьютеризация обучения математике. Технологический подход к построению обучения математике
- Методы научного познания в обучении математике
Общая характеристика методов научного исследования. Наблюдение, опыт и измерение, анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение, абстрагирование и конкретизация, математическое моделирование в процессе обучения математике. / Характеристика каждого метода, его достоинства и недостатки, примеры 1.Эмпирические методы познания 2.Логические методы познания 3. Математические методы познания
Литература

1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336с. 2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.- метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с. 3. Пометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии. – К.: А.С.К., 2004. – 196 с. 4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с. 5. Инновационные педагогические технологии: Активноеобучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с. 6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 7. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавиловва; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.


В раздел образования