"Картотека дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Автор: Иванова Анна Игоревна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №4 - ДС №1 Населённый пункт: г.о. Чапаевск, Самарская область Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Картотека дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной
чувствительности, зрительного
восприятия, образного
мышления, произвольности.
Первый вариант
Песочная фея. Игрушки хотят
поиграть с тобой в песочные
прятки. Выбери понравившиеся
тебе игрушки. Ты закроешь
глаза, а они спрячутся в песок, а
после того как я скажу:
«Открываются глаза, начинается
игра», ты должен их найти в
песке. Ты можешь раздувать
песок, раскапывать пальчиками,
использовать палочки, кисточки (
Угадай, что спрятано в песке?»,
«Кто спрятался в песке?»)
Чтобы разнообразить игру,
взрослый показывает ребенку
игрушку — «мину», которую
нельзя полностью откапывать.
Как только при раскопках ее
часть появилась на поверхности
песка, ребенок должен
остановить свои раскопки и
продолжить их в другом месте.
Если ребенок забывает правило,
он отрабатывает игровой штраф,
поэтому он будет вынужден
раскапывать игрушки очень
осторожно.
Упражнение
«Мы едем в гости…»
Цель: развитие пространственных
представлений, ориентировка на
«песочном листе».
Взрослый в игровой форме знакомит
ребенка с пространственными
представлениями (или закрепляет
знания): «верх – низ», «право –
лево», «над – под», «из-за — из-
под», «центр, угол». Ребенок по
словесной инструкции взрослого
пальчиками «ходит, прыгает,
ползает» по песку, изображая
различных персонажей.
Мы идем в гости к зайчику. Где
живет заяц? (Заяц живет в лесу,
потому что это дикое животное.) В
каком углу песочницы растет лес?
(Малыши отвечают «в верху
песочницы».) Кто живет рядом с
зайчиком? (Перечисляются и
помещаются в песочницу фигурки
или картинки диких животных.) С
кем дружит зайчик? Кого боится
зайчик? Чем нас заяц угостил? Что
мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом
выполняются игры-задания «Идем в
гости к лошадке» (закрепление
знаний о домашних животных и их
жилье), «Плывем навстречу
дельфинам» (закрепляются знания
об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает
(закрепляет знания) об особенностях
жизнедеятельности тех или иных
животных и растений.
Семинар- практикум по
здоровьесбрежению детей дошкольного
возраста
Игры на песке — одна из форм
естественной деятельности
ребенка. Именно поэтому мы,
взрослые, можем использовать
песочницу в развивающих и
обучающих занятиях.
Песочница- это прекрасная
развивающая среда для работы с
детьми дошкольного возраста.
Строя картины из песка,
придумывая различные истории,
мы в органичной для ребенка
форме передаем ему наши
знания и жизненный опыт.
Процесс обучения труден,
ребенок быстро утомляется,
столкнувшись со сложной
задачей. Песок позволяет дольше
сохранить работоспособность
ребенка. Ведь на песке даже
трудные задачи решаются легче.
Из-за того, что мы длительно не
фиксируем внимание ребенка на
ошибках, он ощущает себя
успешным.
Параллельно мы решаем и такую
задачу, как сохранение и
укрепление здоровья ребенка.
Игры с песком помогают снять
эмоциональное и психическое
напряжение ребенка.
Упражнение
«Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение
представлений ребенка об
окружающем его мире живой и
неживой природы, о рукотворном
мире человека.
Взрослый показывает способы
построения в песочнице живых
и неживых сообществ – город,
деревня, лес, река, озеро,
остров, а затем в игровой форме
побуждает ребенка строить
самостоятельно и по
инструкции разнообразные
природные и рукотворные
сообщества. (тема построений
может соответствовать теме
занятий)
«Норки для мышки»
Цель: -стимуляция речевой
активности, нормализация
мышечного тонуса
Ребёнок вместе со взрослым
капает небольшие ямки-норки
руками/ совочком. Затем взрослый
обыгрывает постройку с помощью
игрушек: берёт игрушечную
мышку в руки, имитируя её писк.
Затем её «мышка-норушка»
пробирается в каждую норку и
хвалит ребёнка за то, что он сделал
для неё замечательные домики.
Упражнение
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о
сенсорных эталонах,
установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем, ребром
ладони, кисточкой в верхней
части песочницы рисует
различные геометрические
фигуры ( в соответствии с
возрастными нормами
освоения), простые/сложные
узоры (прямые и волнистые
дорожки, заборчики,
лесенки). Ребенок должен
нарисовать такой же узор
внизу на песке, либо
продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на
доске, дает устную
инструкцию нарисовать на
песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке
изготавливаются путем
выкладывания в заданной
последовательности
предметов, например:
шишек, желудей, пуговиц, и
пр.
Песочная фея: «Сегодня мы с
тобой будем украшать наш
песочный дом. Посмотри, какие
узоры на песке можно
нарисовать. Нарисуй, как я…
Придумай свой узор, рисунок.»