Напоминание

"Картотека дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"


Автор: Иванова Анна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №4 - ДС №1
Населённый пункт: г.о. Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Картотека дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Воспитатель Иванова А.И.

Игры с песком в

развитии

познавательных

способностей детей

дошкольного возраста

Игра-упражнение

«Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Первый вариант Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки ( Угадай, что спрятано в песке?», «Кто спрятался в песке?») Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Упражнение

«Мы едем в гости…»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе». Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из- под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? Аналогичным образом выполняются игры-задания
«Идем в

гости к лошадке» (закрепление

знаний о домашних животных и их

жилье), «Плывем навстречу

дельфинам» (закрепляются знания

об обитателях морей и рек) и
т.д. В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
Семинар- практикум по

здоровьесбрежению детей дошкольного

возраста

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Песочница- это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт. Процесс обучения труден, ребенок быстро утомляется, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным. Параллельно мы решаем и такую задачу, как сохранение и укрепление здоровья ребенка. Игры с песком помогают снять эмоциональное и психическое напряжение ребенка.
Упражнение

«Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Взрослый показывает способы построения в песочнице живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий)
«Норки для мышки»
Цель: -стимуляция речевой активности, нормализация мышечного тонуса Ребёнок вместе со взрослым капает небольшие ямки-норки руками/ совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушек: берёт игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем её «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики.
Упражнение

«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. 1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры ( в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. 2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например: шишек, желудей, пуговиц, и пр. Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я… Придумай свой узор, рисунок.»


В раздел образования