Автор: Кутузова Люция Галямутдиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Пестречинский детский садик №1 "Колокольчик" Населённый пункт: Татарстан,Пестречинский район, с. Пестрецы Наименование материала: Лучший открытый урок Тема: Чудеса в природе. Раздел: дошкольное образование
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе
Тема: ×óäåñà â ïðèðîäå.
Цель : формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой
посредством подвижной игры.
Задачи:
- Учить детей вести наблюдения за погодой.
- Уточнить и расширить знания детей о березе, об изменениях происходящих с
растениями весной.
- Уточнить с детьми представление о том, что весной все птицы устраивают гнезда,
чтобы отложить яйца и вывести птенцов, разные птицы устраивают гнезда по-
разному.
- Развивать игровые умения.
- Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу,
через подвижную игру.
Материалы:
Кукла « Лесовичок». Письмо березки. Сундучок с подарками: солнце, капельки,
листочки, фигурки птичек, баночки с землей-почвой. Шапочки: ветер, солнце,
дождик, березка, козы, птички. Корзинка, ветки, обручи, », сережки березы в
упаковках, косынки, угощения.
Предварительная работа:
Наблюдения за березкой. Наблюдения за птицами. Беседы:
Êòî больше всего радуется весне?», ((Весна — красна». 3аучивание стихотворений.
Изготовление фигурок птиц. Исследовательская деятельность (листья березы,
семена). Игры « дерево по описанию»,», «Îâöû и козы», «Ó кого больше».
Содержание
Детей встречает кукла - Старичок Лесовичок:
Воспитатель от лица куклы: Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с
природой, ее тайнами, сюрпризами.
• Чтение стихотворения:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Воспитатель: Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить
природа сегодня?
Наблюдение за погодой:
Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем
определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам
солнце? Какое оно. Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение : По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то
необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами.
Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не
омрачит. Мы будем рады любым встречам.
Старичок Лесовичок: - Да! Я же совсем забыл, у меня для вас есть письмо. Вот
оно.
От кого письмо пришло.
Вам хотелось бы узнать?
Тогда надо постараться
Вам загадку отгадать.
Загадка : Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Найдите березу. – Дети отправляются на поиски березы.
Воспитатель : Как вы узнали, что это береза?
Чтение письма:
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками
качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной
происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить
свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной
происходит?»
Наблюдение за березой:
▪
Что происходит с березкой весной?
▪
Какими стали ветки березы?
▪
Рассмотрите почки, какие они?
▪
Что скрывается в них?
▪
Ребята, а березка украшает наш участок?
▪
Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?
Обобщение: О березе сложено много стихотворений, песен, преданий — это самое
красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.
Чтение художественной литературы:
1. Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой — зимой.
Вся в сережках — весной.
Сарафан зеленый — летом.
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
2. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красными застежками.
С зелеными сережками.
3. Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
4. Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу, потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
• Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
• А какие украшения носит березка? (сережки)
Исследовательская деятельность:
• Одинаковые ли сережки?
• Чем они отличаются?
• Есть ли у них сходство?
Пронаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по размеру,
коричневые и твердые — это сережки первого года (цветочные почки), другие —
рыхлые, легко разлетаются — второго года, с созревшими в них семенами.
Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что похожи.
Воспитатель:
• Сколько семян в одной сережке?
• Что произойдет, если дунуть на семена?
• Как много деревьев может вырасти из семян?
«Превращение»
В: Подойдем к березке, прикоснемся к ней и закроем глаза. Раз, два, три нас в
семена преврати и в сережку собери.
Подвижная игра: «Ðàç,äâà ,òðè».
Распределение ролей с помощью считалки.
Воспитатель:
В маленьком семени
Спряталось растение
Что должно произойти,
Чтоб оно могло расти?
Что же нужно семенам?
Дети : Почва!
Ветер, ветер, помоги
Нас с березки унеси.
Воспитатель : Что ж вы не растете?
Дети: Нам нужны -тепло и свет!
Солнце, солнце помоги
Чтобы мы расти могли
Воспитатель : Что вам еще нужно?
Дети : Вода!
Дождик, дождик, помоги
Чтобы мы расти могли.
(выходит дождик)
Воспитатель:
Есть у вас земля,
Есть у вас вода,
Есть у вас тепло и свет,
Пора вам прорастать.
Прорастает корешок
(дети выпрямляют ноги).
Подрастает стебелек — ствол
(дети выпрямляют спину).
Развернулись почки
Выпустив листочки
(дети поднимают руки).
Старичок Лесовичок: Вот как много новых березок может подарить одна березка.
• Ребята, вы любите получать подарки?
• А сами любите дарить подарки?
Давайте и мы подарим березке свои подарки.
Дети:
1. Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко, согревает тебя.
2. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
3. Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
4. Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут
шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
5. Я дарю тебе землю — почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит
тебя.
Воспитатель: Лучшим подарком для березки и ее подружек будет наша забота и
внимание.
• Как мы можем помочь березке?
• Какие правила нужно соблюдать?
• Как вести себя?
Дети : рассказывают о правилах поведения в природе.
Воспитатель : Давайте вспомним историю-игру одной березки.
Игра: «Âåíîê», (перед игрой проводится распределение ролей).
Дети : Как пришла в сады цветущая весна,
Посадили мы березку у окна. (на девочку надевается венок).
У красы березки девочка —
Платье серебрится, качает зелеными
У красы березки веточками над головой.
Зелены косицы.
Со двора к березке два, три козленка прыгают
Выскочили козы вокруг девочки -
Стали гнуть березку, пытаются достать зеленые веточки.
А березка в слезы. Девочка - закрывает лицо руками.
Все дети:
Защитить березку Выбегают девочки и
Мы бежим гурьбою, мальчики - бегут к березке.
Чтоб краса- березка
Выросла большой.
-- Кыш козы!
-- Уходите, козы, от нашей березы. Дети ловят «êîç»
Игра проводится 2-3 раза.
Старичок Лесовичок: Я нашел в сундучке, вот этот знак (сердечко). Что он
означает?
Дети: Он означает что следует любить и заботиться, защищать того кому он
принадлежит.
Старичок Лесовичок : А можно я подарю его березке?
Дети : Мы хотим, что бы это сердечко было у берёзки.
Под музыку входит Карлсон с корзинкой.
Карлсон : - Приветики ребятишки девчонки и мальчишки. Вы меня узнали? Я
Карлсон. Я летаю и все вижу. Вот пролетал мимо и решил к вам заглянуть и кое-что
у вас узнать. Что-то непонятное происходит с моими пернатыми друзьями. Они так
шумят, что моего моторчика не слышно. Все какие-то взбудораженные, прогоняют
друг друга, спорят из-за них. Что все это значит?
Беседа.
Воспитатель:
• Почему весной птицы становятся более активными?
• Зачем птицам гнезда, ведь скоро лето?
• Где строят гнезда воробьи?
• Почему они прячут свои гнезда?
• Что используют для строительства?
• Где строят гнезда вороны?
Карлсон: Вспомнил! Я же видел, как мой сосед воробей свое гнездо строил смех да
и только. Под самой крышей, в щелочке. Положил несколько соломинок и решил
что уже готово. Чирикает, чирикает, прилетела воробьиха, ей совсем не
понравилось, наверное, еще будет достраивать.
• Ребята, а вы знаете, как птицы по земле передвигаются?
Дети: да, они прыгают.
Давайте с вами воробышками побудем, немного и будем собирать зерна для своих
птенцов.
Игра: «Ó кого больше».
В центре площадки — обруч — с камешками . На одинаковом расстоянии от «êî —
размещаются обручи – . По сигналу набери» воробьи прыгают на двух ногах к
кормушке, берут по одному зерну и возвращаются в гнездо к птенцу.
Карлсон: Как хорошо и весело с вами. Вы просто настоящие воробьи, очень
шустрые. Если бы вы летать научились, тогда бы совсем птицами познакомились
поближе, как я. У меня к вам есть дело. Надоело мне на крыше жить, решил я себе
гнездо построить. Помогите мне веток набрать. Я смотрю у вас, их вон сколько, они
ведь вам не нужны. А мне какие-нибудь пригодятся.
Игра: « Ñ ветки в корзину».
Карлсон : Спасибо вам ребята, за помощь. Мне пора, до свидания!
Воспитатель : Вот какой смешной наш Карлсон. Он очень хороший друг.
• А вы друзья друг другу?
• Вы умеете заботиться друг о друге?
• А сможете довериться друг другу?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Ïåðåâîäè». Вам нужно перевести своего друга на
другую сторону площадки. При этом у вашего друга будут завязаны глаза. Будьте
внимательны!
Проводится игра: «Ïîéìàé».
Итог:
Воспитатель: Ребята! Вам понравилась наша встреча с природой сегодня?
• Что вам понравилось?
• Что вы узнали для себя нового?
• Чему вы научились, чему удивились?
• Чего вам хочется еще?
Много тайн природы мы еще не раскрыли. И много сюрпризов нас ждет впереди.
А вот маленький сюрприз от вашего друга Карлсона вы можете найти прямо
сейчас. А как вы думаете этот сюрприз для одного или для всех? Отыщите его. А
помогут вам в этом стрелки — указатели. Когда найдете, не забудьте позвать всех
ребят, чтобы они тоже его увидели.
Игра: «Íàéäè» (в сундучке дети находят сладкие подарки)