Автор: Мурсаикова Ольга Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с № 26 "Рябинка" комбинированного вида г. Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Ишимбай, ул. Чкалова, д. 11а Наименование материала: Конспект Тема: "Творчество К. И. Чуковского" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по чтению
художественной литературы
образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие»,
«Развитие речи»
в старшей группе «Творчество К. И. Чуковского».
Предварительная
работа: чтение
сказок
К.
И.
Чуковского
“Мойдодыр”,
“Доктор
Айболит”,
“Муха-Цокотуха”,
“Федорино
горе”,
“Путаница”;
продуктивная деятельность : рисование на тему: «Добрый доктор Айболит»,
лепка
на
тему:
«Федорина
посуда»,
аппликация
на
тему:
«Разноцветное
платье Мухи-Цокотухи».
Цель:
Вызвать интерес к предстоящей деятельности, закрепить знания о героях
К.И. Чуковского.
Задачи:
- сформировать интерес к художественной литературе;
- научить высказывать суждения к поступкам героев произведений.
-Закрепить знания культурно-гигиенических навыков;
- развивать воображение, память.
-Вспомнить с детьми названия и содержание произведений Корнея
Ивановича Чуковского, с которыми они знакомились;
-Активизировать речь детей, воспитывать интонационную выразительность
речи;
-Формировать умение определять содержание литературных произведений по
отрывкам из книг и иллюстрациям;
- Учить детей выразительно проговаривать реплики персонажей,
использовать различные средства выразительности речи.
Словарь: переводчик, писатель, стихи , проза.
Планируемые результаты:
Ребенок проявляет интерес к творчеству К.И.Чуковского, любознательность,
способность рассуждать, высказывать, проявлять интерес к проводимой
деятельности, владеют монологической и идеологической речью.
Материал к занятию:
Портрет К.И.Чуковского, видеозапись, книги.
.
Ход занятия:
Взгляните на портрет, как вы думаете, кто на нем изображен? (ответы детей)
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет
жил
высокий
седой
человек,
которого
знали
все
дети
страны.
Учёный,
писатель, переводчик, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
И сегодня мы вспомним героев сказок Корнея Ивановича Чуковского.
Давайте мы с вами поиграем в игру «Вспомни сказку»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
2.
И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
3.
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
4.
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
5.
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
6.
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
7.
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаница)
Чему учат эти сказки?
(Сказка «Муха –Цокотуха» учит тому, что нельзя оставлять друзей в
беде.
Сказка «Телефон» К. И. Чуковского учит нас доброте, вежливо разговаривать,
помогать тому, кто в беде, выручать друга.
Сказка «Федорино горе» учит быть опрятными и соблюдать чистоту.
Сказка «Мойдодыр» учит нас всегда быть чистыми, аккуратными, умываться
по утрам и вечерам, чистить зубы.)
Воспитатель: - Где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, у врача, он
не
тратил
время
попусту,
а
сочинял
загадки
для
детей.
Послушайте
и
отгадайте.
1.
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала, побежала.
Глядите, побежала
Телега без коня.
(Машина)
2.
Был веселый дом, чудесный дом.
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выскочило чудо.
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Цыпленок)
3.
Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел,
Прямо по морю пошел?
(Пароход)
4.
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А утром во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня.
Чтобы дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковёр).
Игра «Доскажи словечко»
Добрый доктор ……….(Айболит)!
Он под деревом ………..(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и ……………..(волчица).
И жучок, и ………………(червячок),
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый…………………(доктор Айболит)
Воспитатель: Вам понравилось играть? Из какой сказки эти строчки?
Дети: Да! Из сказки “Доктор Айболит”
Минутка бодрости «Айболит».
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шагают)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.
Воспитатель: - Ребята, а каким персонажам принадлежат эти сказочные
имена?
Игра «Кто есть кто».
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Воспитатель: Мы с вами сейчас вспомнили сказки Корнея Ивановича,
отгадывали загадки. А скажите, как написаны сказки и загадки? Это проза
или стихотворения? ( Корней Иванович сочинял для детей стихотворения).
Воспитатель: В своей жизни Корней Иванович много учился. Он
самостоятельно, без всякой помощи изучил английский и французский
языки. Это ему очень пригодилось, когда он жил и работал в Англии. Там
он познакомился с английским фольклором – народными английскими
песенками. Почему народные?( Потому что их сочинил народ).
Какой народ их сочинил?(Народ Англии).
Эти песенки Корнею Ивановичу очень понравились, и он захотел
познакомить с ними и русских ребятишек. Вы умеете читать по-английски?
(Нет)
Поэтому он перевел для вас некоторые произведения. Так появились на
свет книжки с переводными стихами. Они все помещены в сборник
английских народных песенок.
Кто знает, как называют человека, который переводит с одного языка на
другой? (Такого человека называют переводчиком). С этими песенками мы
познакомимся после занятия.
Воспитатель: А вы хотели бы увидеть Корнея Ивановича не только на
портрете? (Да).
Я приготовила для вас мультфильм, в котором в главной роли снялся сам
Корней Иванович, а окружают его нарисованные сказочные герои, которых
он выдумал.
Показ мультфильма «Телефон».
Воспитатель: Вы узнали эту сказку? Как она называется? (Телефон).
Назовите героев сказки «Телефон».
Итог занятия.
Сказки какого писателя мы сегодня вспомнили?
А как называются эти сказки?
В какой форме они написаны? Это стихи или проза?
А что ещё писал К. Чуковский? (загадки).
Кто такой переводчик?
Какой мулльтфильм мы с вамии посмотрели сегодня?
Кто главный герой сказки «Телефон»? (Корней Чуковский).