Семейное чтение как источник формирования интереса к книге.
Автор: Трубникова Ирина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Детский сад № 208 ОАО "РЖД" Населённый пункт: г. Нижнеудинск Наименование материала: статья Тема: Семейное чтение как источник формирования интереса к книге. Раздел: дошкольное образование
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге.
Выполнила учитель-логопед
Детского сада № 208 ОАО «РЖД»
Трубникова И.В.
«Чтение это привычка,
к которой не привыкают. А заражаются
Д.С. Лихачев=
Сущность семейного чтения в развитии ребенка. В последние десятилетия
для человечества в целом все более характерным становится рационализм,
подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально -
эстетического развития личности простой информированностью. Как
следствие, растет и углубляется отчуждение членов общества от культурных
ценностей и установок. Современный мир тем или иным способом учит нас
получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет
возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для
обсуждения, неспешного размышления и т.д.
Многие исследования свидетельствуют о том, что все меньшее количество
людей, особенно молодых, углубленно интересуется художественной
классической литературой и культурой вообще.
Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным
феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества.
Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.
Чтение - сложный процесс не только сложения букв в слоги, но и акт,
требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка
должна быть привычка, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов,
которые стали альтернативой чтению. Чтение книг дает простор для
фантазий и читая ребенок проводит некие параллели со значимыми
переживаниями героев в ходе сюжета произведения. Грэм Грин писал:
«Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь.
Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно,
меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в
книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено». И именно это,
«что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают родители и
воспитатели в ДОУ.
Семейное чтение… при этих словах сразу всплывает в памяти идиллическая
картинка: уютный свет лампы под старым абажуром, патриархальное
семейство, одухотворенные лица, внемлющие чтению. Сочетается ли это с
реалиями нашего времени? Кажется, что категорически нет: бешеный темп
жизни, нехватка времени, прагматизм как ведущая позиция – какое уж тут
«семейное», уместнее чтение «быстрое», «рациональное», «динамичное»,
«эффективное».
Данная тема являться актуальной, так как традиции семейного чтения
нуждаются во внимании, и, может быть, в возрождении.
А что же такое «семейное чтение»? Принятое в профессиональной среде
определение «семейное чтение» отражает:
-понимание семейного чтения только как чтение родителей с детьми;
-осознание этого процесса только как педагогического (воспитательного и
образовательного);
-смешение понятий «семейное чтение», «чтение дома» и «традиции
семейного чтения».
В профессиональной печати термин «семейное чтение» неосознанно
применяется как обобщающее понятие, включающее в себя круг вопросов,
касающихся чтения семьи, а не только родителей с детьми. При
рассмотрении вопросов семейного чтения используются группы терминов и
понятий, выделяемых по содержательному признаку:
-чтение вообще (чтение в семье, домашнее чтение, чтение вслух, громкое
чтение, совместное чтение, художественное рассказывание, коллективное
чтение, чтение родителей с детьми, чтение на семейном уровне, чтение для
удовольствия);
-работа библиотек (работа с родителями, руководство чтением детей в
библиотеке, работа семьей, помощь в организации семейного досуга,
литературный час, внеклассное чтение и др.);
-психология и социология чтения (совместная читательская деятельность
членов семьи; пример взрослых; читательские характеристики каждого члена
семьи; различные виды чтения, характерные для конкретных семей; сфера
читательских интересов семьи; читательская атмосфера семьи в целом;
семейная грамотность)
Исходя из вышесказанного можно сказать, что «семейное чтение» можно
понимать в нескольких аспектах: во – первых, как поддержку членами одной
семьи друг друга в развитии навыков грамотности, во – вторых, как
получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.
А между тем, во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и
стимулированию именно семейного чтения. Зачем? И осуществимо ли это?
Почему сегодня чтение так необходимо человеку?
Чтение способствует формированию социально ценного человека, более
развитого, причем воспитать такого человека можно только с самых молодых
лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к
семейному чтению.
Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его
почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети
приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух,
домашним театрализованным представлениям.
В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы
семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими
поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители
редко читают детям книги – малыши с самого раннего детства осваивают
компьютер, телевизор и все их общение и развитие происходит под влиянием
различных технологий. А к самому первому в жизни ребенка инструменту
развития, как книга, современные родители относятся несерьезно. Считается,
что тратить деньги на красивую книгу неуместно – лучше купить новую
игрушку малышу.
И все же, последнее время возрастает интерес к возрождению традиций
семейного чтения, так как концепция современного образования базируется
на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и
понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как
своего рода развивающую среду.
Семейное чтение способствует установлению более близких
внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок
является средством внутрисемейного общения между людьми разных
поколений:
1.Совместное время препровождение за чтением поучительных или
волшебных сказок способствует пополнению « жизненной копилки»
знаний и впечатлений человека.
2.Побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных
слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать
вопросы. Знакомит детей с народными обычаями, традициями,
семейными историями.
3.Семейное чтение дает детям возможность почувствовать ценность
жизненного опыта старших членов семьи , узнать о своих близких
что-то важное и интересное.
4.После чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор
о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что
позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе
заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию
родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного
рода.
5.Чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых
они не слышат в детском саду, ни во дворе: это такие понятия как
целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь,
самопожертвование.
После чтения книг у младших членов семьи появляется предмет для
разговора, желание спросить у старших непонятное им слово, выражение,
событие, явление имеющее место в книге.
Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над
созданием семьи читающей и думающей.
Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда,
оно должно быть систематическим и целесообразным.
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека.
Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно!
Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты,
находит свое место в жизни.
Главная задача родителей, которой и определяется их роль в
организации семейных чтений – создание условий для деятельности ребенка,
ее стимулирование, направление на размышление.
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к
книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания
ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы
должно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - открываем ему мир. Заставляем его
размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Мы помогаем ему
хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу.
Но, прежде всего, это время, проведенное вместе.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок
бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою,
проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если
такого сопереживания не происходит - книга проходит мимо ребёнка, не
оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги для малыша, важно
обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они
стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими
персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они
изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Работая с детьми в детском саду используем в работе по формированию
интереса к книге и вовлечение родителей в этот процесс следующее:
-
простое
чтение
воспитателя
или
родителя
в
кругу
детей;
Вовлечение
родителей в работу детского сада через совместную деятельность в день
открытых дверей
- выставки книг или организацию книжного уголка;
- семейные вечера чтения; педагоги используют разные формы вовлечения
родителей в
образовательный процесс, совместная деятельность педагога,
родителей и детей «Путешествие по творчеству Г.Х. Андерсена»
- организацию викторин: «Какие я знаю сказки? », «Каких детских писателей
(сказочников) я знаю? »;
-
конкурсы
чтецов,
рассказчиков;
(развлечение
посвящённое
детским
писателям К. Чуковский,и др)
- праздники: « Праздник детской книги», «Литературные гостиные»
- оформление информационных стендов: ""Круг чтения Вашего ребенка",
"Читаем дома", "Книга на выходные";
-
совместная
деятельность
библиотеки
детского
сада
и
семьи:
выставка
рисунков,
Работая в этом направлении решаем ряд задач:
1. Способствовать сближению родителей, детей и педагогов через семейное
чтение.
2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.
3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге,
литературе.
4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать
улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи),
интонационную выразительность речи, способность чувствовать
художественный образ.
5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника.
Приобщение маленького читателя к книге одна из основных задач
художественного - эстетического развития дошкольника. Приобщая детей к
книге,
формируя
грамотного
читателя,
в
детском
саду
проводятся
разнообразные формы работы, создана библиотека для детей и родителей.
Библиотека детского сада большое значение в работе придает
семейному чтению. «Первое знакомство с книгой» - путешествие маленького
человечка в книжный мир. Чтобы приоткрыть родителям и детям двери в этот
мир, нужна своевременная помощь специалистов. В помощь родителям на
книжной выставке «Для вас, родители» выставлена литература, в которой
родители найдут ответы на все вопросы, связанные с воспитанием, знакомит
с литературой, которая поможет родителям вырастить здорового счастливого
ребенка, получая удовольствия от общения с ним. В библиотеке активно
используется такая форма обслуживания, как семейный формуляр.
Уделяя большое внимание патриотическому воспитанию
дошкольников. В рамках подготовки к празднованию 70-летия победы в ВОВ,
педагогами нашего детского сада…был проведен читательский марафон «
Поэзия моя, ты из окопа …», участниками марафона были педагоги,
родители и дети старшего дошкольного возраста нашего детского сада.
В библиотеке организуются выставки детско-родительских рисунков
по прочитанным произведениям: о великой войне, о прочитанных сказках, о
творчестве многих детских писателей А. С. Пушкина, К. Чуковского.
Библиотекой
организуется
выставка
семейных
фото
«Мы
читаем
дома…» Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и
детей,
побуждает
желание
наблюдать,
размышлять,
чувствовать
и
сопереживать.
И
тогда
ребёнок
получит
заряд
внимания,
доброты
и
родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь,
и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт»
в семью уже повзрослевших детей.
Федеральные государственные требования предполагают тематическое
планирование образовательного процесса в детском саду, исходя из этого,
тематические выставки в библиотеке связаны непосредственно с темой и
содержанием недели. Тематические выставки помогают родителям найти
пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об
окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно,
красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном,
услышанном, пережитом. Тематика выставок различна: от «Полезных
предметов» до «Космических приключений».
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное
место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-
эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему
образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с
первых лет жизни
.
Показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития
человека - качество речи, поэтому родители обязательно должны
стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в
которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и
сам хочет говорить, пользоваться речью. Совместно-досуговое мероприятие
способствующее активации семейного чтения, приобщая ребенка к книге и
развитая речь «Сказочка-рассказочка».
Ежегодно проводиться литературная гостинная, посвящённый дню детской
книги в старших дошкольных группах под названием «Чтение-праздник
души» с целью организации совместной работы семьи и детского сада по
развитию у дошкольников интереса к книге и чтению. В ходе мероприятия
использовались различные методы и формы работы: громкое чтение,
выставки по теме мероприятия, драматизация по сказке «Рукавичка»,
совместные игры, викторина «Назови произведение по иллюстрации».
Дружеская атмосфера мероприятия располагала ребят и их родителей к
непринужденному общению.
Необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате
дошкольного учреждения - Книжный уголок . Начиная с групп раннего
возраста, книжному уголку уделяется большое внимание в саду. Это форма
распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах,
способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к
ней, желание рассмотреть и прочесть ее. Развитие познавательных и
творческих способностей детей средствами детской художественной
литературы. Углубить литературные интересы детей, сделать для
дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или
общественную важную тему. Обеспечение продуктивного взаимодействия с
родителями в решении задач воспитания и развития детей.
В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят
мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого
родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше
приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был
отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Сегодня, в мире современных цифровых технологий, главным
результатом проводимой работы в том, что, дети и родители не потеряли
интереса к книге: продолжают ее любить, читать, рассматривать,
обмениваться своими впечатлениями, посещать с удовольствием библиотеку
детского сада, с интересом участвовать во всех мероприятиях детского сада.
Список используемых источников:
1. Бухтиярова Е.А. Семья и чтение. Омск, 2003
2. Дунаева Н.О. О значении художественной литературы в формирование
личности ребенка // Дошкольное воспитание. 2007, №6
3. Куликовских Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. 2007, №5.
4. Кашкаров А.П. Педагогические условия усиления культуроведческих
функций домашнего чтения // Человек и образование. 2012, №4.
5. Лебедева Т.Г., Сафонова Н.К. Чтение дело семейное. Челябинск, 2008.
6. Маркова В., Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка //
Дошкольное воспитание. 2009, №6.
7. Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение // Семейное
чтение.2008, №2
8. Россинская С. Как приохотить ребенка к чтению // Семейное чтение. 2008,
№5
9. Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного
развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005.
10. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя // Семейное
чтение. 2009, №5
11. Такмакова Л.Т. Многообразие рекомендаций в помощь семейному чтению
/Л.Т. Такмакова// Мир библиографии. – 2008. №5.