Напоминание

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге.


Автор: Трубникова Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад № 208 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Нижнеудинск
Наименование материала: статья
Тема: Семейное чтение как источник формирования интереса к книге.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы на тему:

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге.

Выполнила учитель-логопед

Детского сада № 208 ОАО «РЖД»

Трубникова И.В.
«Чтение это привычка, к которой не привыкают. А заражаются Д.С. Лихачев=
Сущность семейного чтения в развитии ребенка.
В последние десятилетия для человечества в целом все более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально - эстетического развития личности простой информированностью. Как следствие, растет и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и установок. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления и т.д. Многие исследования свидетельствуют о том, что все меньшее количество людей, особенно молодых, углубленно интересуется художественной классической литературой и культурой вообще. Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге. Чтение - сложный процесс не только сложения букв в слоги, но и акт, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов, которые стали альтернативой чтению. Чтение книг дает простор для фантазий и читая ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения. Грэм Грин писал: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено». И именно это, «что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают родители и воспитатели в ДОУ.
Семейное чтение… при этих словах сразу всплывает в памяти идиллическая картинка: уютный свет лампы под старым абажуром, патриархальное семейство, одухотворенные лица, внемлющие чтению. Сочетается ли это с реалиями нашего времени? Кажется, что категорически нет: бешеный темп жизни, нехватка времени, прагматизм как ведущая позиция – какое уж тут «семейное», уместнее чтение «быстрое», «рациональное», «динамичное», «эффективное». Данная тема являться актуальной, так как традиции семейного чтения нуждаются во внимании, и, может быть, в возрождении. А что же такое «семейное чтение»? Принятое в профессиональной среде определение «семейное чтение» отражает: -понимание семейного чтения только как чтение родителей с детьми; -осознание этого процесса только как педагогического (воспитательного и образовательного); -смешение понятий «семейное чтение», «чтение дома» и «традиции семейного чтения». В профессиональной печати термин «семейное чтение» неосознанно применяется как обобщающее понятие, включающее в себя круг вопросов, касающихся чтения семьи, а не только родителей с детьми. При рассмотрении вопросов семейного чтения используются группы терминов и понятий, выделяемых по содержательному признаку: -чтение вообще (чтение в семье, домашнее чтение, чтение вслух, громкое чтение, совместное чтение, художественное рассказывание, коллективное чтение, чтение родителей с детьми, чтение на семейном уровне, чтение для удовольствия); -работа библиотек (работа с родителями, руководство чтением детей в библиотеке, работа семьей, помощь в организации семейного досуга, литературный час, внеклассное чтение и др.); -психология и социология чтения (совместная читательская деятельность членов семьи; пример взрослых; читательские характеристики каждого члена семьи; различные виды чтения, характерные для конкретных семей; сфера читательских интересов семьи; читательская атмосфера семьи в целом; семейная грамотность)
Исходя из вышесказанного можно сказать, что «семейное чтение» можно понимать в нескольких аспектах: во – первых, как поддержку членами одной семьи друг друга в развитии навыков грамотности, во – вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье. А между тем, во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию именно семейного чтения. Зачем? И осуществимо ли это? Почему сегодня чтение так необходимо человеку? Чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитать такого человека можно только с самых молодых лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению. Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги – малыши с самого раннего детства осваивают компьютер, телевизор и все их общение и развитие происходит под влиянием различных технологий. А к самому первому в жизни ребенка инструменту развития, как книга, современные родители относятся несерьезно. Считается, что тратить деньги на красивую книгу неуместно – лучше купить новую игрушку малышу. И все же, последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений: 1.Совместное время препровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению « жизненной копилки» знаний и впечатлений человека.
2.Побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы. Знакомит детей с народными обычаями, традициями, семейными историями. 3.Семейное чтение дает детям возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи , узнать о своих близких что-то важное и интересное. 4.После чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода. 5.Чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат в детском саду, ни во дворе: это такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. После чтения книг у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших непонятное им слово, выражение, событие, явление имеющее место в книге. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни. Главная задача родителей, которой и определяется их роль в организации семейных чтений – создание условий для деятельности ребенка, ее стимулирование, направление на размышление. Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - открываем ему мир. Заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Мы помогаем ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, это время, проведенное вместе. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Работая с детьми в детском саду используем в работе по формированию

интереса к книге и вовлечение родителей в этот процесс следующее:
- простое чтение воспитателя или родителя в кругу детей; Вовлечение родителей в работу детского сада через совместную деятельность в день открытых дверей - выставки книг или организацию книжного уголка; - семейные вечера чтения; педагоги используют разные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, совместная деятельность педагога, родителей и детей «Путешествие по творчеству Г.Х. Андерсена» - организацию викторин: «Какие я знаю сказки? », «Каких детских писателей (сказочников) я знаю? »; - конкурсы чтецов, рассказчиков; (развлечение посвящённое детским писателям К. Чуковский,и др) - праздники: « Праздник детской книги», «Литературные гостиные» - оформление информационных стендов: ""Круг чтения Вашего ребенка", "Читаем дома", "Книга на выходные"; - совместная деятельность библиотеки детского сада и семьи: выставка рисунков,
Работая в этом направлении решаем ряд задач:

1. Способствовать сближению родителей, детей и педагогов через семейное чтение. 2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний. 3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе. 4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ. 5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника. Приобщение маленького читателя к книге одна из основных задач художественного - эстетического развития дошкольника. Приобщая детей к книге, формируя грамотного читателя, в детском саду проводятся разнообразные формы работы, создана библиотека для детей и родителей. Библиотека детского сада большое значение в работе придает семейному чтению. «Первое знакомство с книгой» - путешествие маленького человечка в книжный мир. Чтобы приоткрыть родителям и детям двери в этот мир, нужна своевременная помощь специалистов. В помощь родителям на книжной выставке «Для вас, родители» выставлена литература, в которой родители найдут ответы на все вопросы, связанные с воспитанием, знакомит с литературой, которая поможет родителям вырастить здорового счастливого ребенка, получая удовольствия от общения с ним. В библиотеке активно используется такая форма обслуживания, как семейный формуляр. Уделяя большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. В рамках подготовки к празднованию 70-летия победы в ВОВ, педагогами нашего детского сада…был проведен читательский марафон « Поэзия моя, ты из окопа …», участниками марафона были педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста нашего детского сада. В библиотеке организуются выставки детско-родительских рисунков по прочитанным произведениям: о великой войне, о прочитанных сказках, о творчестве многих детских писателей А. С. Пушкина, К. Чуковского. Библиотекой организуется выставка семейных фото «Мы читаем дома…» Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, побуждает желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.
Федеральные государственные требования предполагают тематическое планирование образовательного процесса в детском саду, исходя из этого, тематические выставки в библиотеке связаны непосредственно с темой и содержанием недели. Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом. Тематика выставок различна: от «Полезных предметов» до «Космических приключений». Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни . Показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека - качество речи, поэтому родители обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Совместно-досуговое мероприятие способствующее активации семейного чтения, приобщая ребенка к книге и развитая речь «Сказочка-рассказочка». Ежегодно проводиться литературная гостинная, посвящённый дню детской книги в старших дошкольных группах под названием «Чтение-праздник души» с целью организации совместной работы семьи и детского сада по развитию у дошкольников интереса к книге и чтению. В ходе мероприятия использовались различные методы и формы работы: громкое чтение, выставки по теме мероприятия, драматизация по сказке «Рукавичка», совместные игры, викторина «Назови произведение по иллюстрации». Дружеская атмосфера мероприятия располагала ребят и их родителей к непринужденному общению. Необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения -
Книжный уголок
. Начиная с групп раннего возраста, книжному уголку уделяется большое внимание в саду. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее. Развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной
литературы. Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей. В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Сегодня, в мире современных цифровых технологий, главным результатом проводимой работы в том, что, дети и родители не потеряли интереса к книге: продолжают ее любить, читать, рассматривать, обмениваться своими впечатлениями, посещать с удовольствием библиотеку детского сада, с интересом участвовать во всех мероприятиях детского сада. Список используемых источников: 1. Бухтиярова Е.А. Семья и чтение. Омск, 2003 2. Дунаева Н.О. О значении художественной литературы в формирование личности ребенка // Дошкольное воспитание. 2007, №6 3. Куликовских Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. 2007, №5. 4. Кашкаров А.П. Педагогические условия усиления культуроведческих функций домашнего чтения // Человек и образование. 2012, №4. 5. Лебедева Т.Г., Сафонова Н.К. Чтение дело семейное. Челябинск, 2008. 6. Маркова В., Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка // Дошкольное воспитание. 2009, №6. 7. Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение // Семейное чтение.2008, №2 8. Россинская С. Как приохотить ребенка к чтению // Семейное чтение. 2008, №5 9. Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005. 10. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя // Семейное чтение. 2009, №5
11. Такмакова Л.Т. Многообразие рекомендаций в помощь семейному чтению /Л.Т. Такмакова// Мир библиографии. – 2008. №5.


В раздел образования