Напоминание

"Развитие познавательно – речевой активности в процессе детского ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"


Автор: Григорова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15"Буратино"
Населённый пункт: п. Реконструктор, Аксайского района, Ростовской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Развитие познавательно – речевой активности в процессе детского ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное

Бюджетное

Дошкольное

Образовательное

Учреждение №15

«Буратино»

Ростовская область

Аксайский район

п.Реконструктор

ул.Ленина, 7


Григорова

Наталья

Алексеевна

Воспитатель

высшей

квалификационно

й

категории

Педагогический стаж 32 года

Образование – среднее специальное

Место работы – МБДОУ №15

«Буратино»

п.Реконструктор

Аксайский район

Ростовская область


Тема презентации

«Развитие познавательно – речевой

активности в процессе детского

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица


ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

в средней группе «Сказка»
«Когда птица очаровательно щебечет, и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. МОЛЧИ!» И.Г.Песталоцци, 1800-1805 (1974, с.137)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение» (1974, с.86) Дж.Локк, 1693 г. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Чтобы справиться с такой серьезной проблемой важна естественная жизнь в детской группе с элементарными, занимательными и такими необходимыми опытами и экспериментами. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчеты об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Чем лучше будет развита речь в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного образования. Нельзя не отметить положительного влияния опытов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. И в первую очередь с развитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опытов, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (то есть достаточно развитая речь) облегчает проведение опытов, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л.Рубинштейн и А.М.Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К.Аралбаева и Н.К.Кочутенко пишут: «… положение требует, чтобы развитие словаря ребенка – дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев: «Если знанья есть – то и слову честь».

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ:

Вызывать у ребенка интерес к исследованию

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез,

классификацию, обобщение и др.)

Стимулировать познавательную активность и

любознательность ребенка

Активизировать восприятие учебного материала

Формировать у детей активное познавательное

отношение к окружающему миру предметов, людей,

природы

Развивать умение четко выражать свои мысли,

словарный запас детей, развитие словаря в целом


ЗАДАЧИ

исследовательской деятельности
В
младшем
возрасте: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) - способность пристальному расследованию объекта - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) В
старшем
возрасте: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов - развитие желания пользоваться специальной терминологией - способность выдвигать гипотезы и делать выводы

ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
 Первый и самый главный:
ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА


Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. (постоянно пополнять и обновлять)

 Принцип
открытости
 Гибкого
зонирования

Стабильности, динамичности
развивающей среды 
полифункциональности

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)  Выдвижение гипотезы  Поиск и выдвижение возможных вариантов решения  Сбор материала  Обобщение полученных знаний

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
 Оснащение уголка экспериментальной деятельности (соответствие требованиям и данной возрастной группе)  Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.  Планирование и организация игр с природным материалом (песком, водой, глиной)  Использование сюжетных игр – путешествий познавательной направленности  Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами  Системность в проведении опытно – экспериментальной деятельности  Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе

НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Живая природа
(характерные особенности сезонов в разных природно – климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.) 
Неживая природа
(воздух, вода, почва, электричество, звук, вес ,свет, цвет и др.) 
Человек
(функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

I

Характер

объектов

Опыты с

растениям

и

II

место

проведения

-в группе

-на участке

- в лесу, на

поляне

III

по количеству

детей

-индивидуальные

-групповые

(5-10 детей)

-фронтальные

(вся группа)

IV

по причине их

проведения

-случайные

-

запланированны

е

-поставленные в

ответ на вопрос

V

по характеру

включения

-

эпизодические

(от случая к

случаю)

-

систематическ

ие

VI

по

продолжительнос

ти
-
Кратковреме

нные(от 5 до

15 мин.)
-
длительные

(свыше 15

мин.)

VII

по

количеству

наблюдений

-однократные

-многократные,

или циклические

VIII

по месту в

цикле

-первичные

-повторные

-

заключительные

и итоговые

IX по

характеру

мыслительны

х операций

-констатирующие

-сравнительные

-обобщающие

X

по характеру

познавательно

й

деятельности

-иллюстративные

-поисковые

-решение

эксперимент.

задач

XI

по способу

применения

-

демонстрационны

е

-фронтальные


СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Современные дети живут в эпоху информатизации и

компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от

человека требуется не только владение знаниями, но и в первую

очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,

мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную

особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает

объект в ходе практической деятельности с ним, осуществимые

ребенком практические действия выполняют познавательную,

ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в

которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые

выделяют деятельность экспериментирования как ведущую

деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование

претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного

развития ребенка».


СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТОВ

(проведение которых не требует специальной подготовки)

Занимательный вопрос,
который заинтригует ребенка. Например: «Почему все мячи – круглые?», «Как перенаправить солнечный луч?» или «Почему не рассыпается мокрый песок?» •
Приглашение к действию:
Например: Посмотри, это солнечный «зайчик». Давай и ты сделаешь такого же (это поможет от рассуждения перейти к конкретному эксперименту). •
Ход эксперимента:
Например: повернуть зеркальце так, чтобы на него падал солнечный луч. •
Первый простой и очевидный вывод:
Например: -Посмотри, что произошло. На противоположной стене появился «солнечный зайчик». Он движется, если пошевелить зеркало. (Этот вывод констатирует, что произошло, но не объясняет, почему) •
Развернутый вывод: -
это ответ на вопрос «Почему так произошло?» Например: свет отражается от зеркала, то есть возвращается обратно. Если зеркальце повернуть, свет тоже повернется. Раньше использовали эту способность зеркала для освещения мест, куда не попадали солнечные лучи. •
Интересный факт
о данном явлении в окружающем мире. Например: есть прибор, который дважды перенаправляет свет и тем самым помогает ему обойти препятствие. Это ПЕРЕСКОП. С его помощью можно наблюдать за происходящим из укрытия. Перископы очень важны для подводных лодок.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА
• Соблюдать одно из важных правил экспериментирования – меняйте только одно из условий эксперимента, иначе малыш сделает неправильный вывод. Например: взрослый решил показать, что сахар в горячем чае размешивается лучше. В стакане с холодным чаем сахар размешивал ребенок, а в горячем – взрослый. Ребенок сделал вывод: «Ты большая и сильная, потому и размешала быстрее». • Подготовку к эксперименту лучше проводить вместе с ребенком. • Старайтесь проводить эксперименты с любыми предметами, которые вас окружают. Делайте игрушки из привычных вещей. Это новые объекты для опытов. Например: Тележка – книга. Толкните книгу по столу. Она плохо скользит. Положите под нее 2-3 карандаша, и еще раз толкните. На карандашах книга поедет, как на колесах! • Добавляйте новую информацию каждый раз, когда возвращаетесь к эксперименту. • Во время игры – эксперимента делайте паузы и предлагайте высказываться, делать предположения, выводы, давать свои объяснения. Хвалите его за стремление понять суть эксперимента и обязательно завершите деятельность правильным выводом. • И главное: ПОМНИТЕ О БЕЗОПАСНОСТИ; хотя никогда не думайте, что детское экспериментирование таит в себе особую опасность.
Помните, что рядом с вами ребенок, который любопытен и который хочет все попробовать сам!


Эпиграфом к данному разделу могло бы стать мнение Ж.-Ж.Руссо, высказанное в столь образной форме: «Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного… Я не знаю, видел ли кто- нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя, или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» (1974, с.120). В этом высказывании звучит не только уверенность в безопасности самостоятельной деятельности ребенка, но и напоминание о том, что не следует пренебрегать разумными правилами безопасности, поскольку такое пренебрежение может повлечь за собой несчастные случаи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец.» В.А. Сухомлинский
Родительские

собрания

Наглядная

пропаганда

Деловые игры

Вечера вопросов

и ответов

Встреча за

«круглым столом»

Беседы и

консультации

Устные журналы

Анкетирование

Совместная

деятельность

детей и

родителей


НАША ГАЛЛЕРЕЯ





В раздел образования