"Развитие познавательно – речевой активности в процессе детского ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
Автор: Григорова Наталья Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №15"Буратино" Населённый пункт: п. Реконструктор, Аксайского района, Ростовской области Наименование материала: презентация Тема: "Развитие познавательно – речевой активности в процессе детского ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ" Раздел: дошкольное образование
в средней группе «Сказка»
«Когда птица очаровательно щебечет, и когда червяк, только что
появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке.
Птица учит, и червяк учит больше и лучше. МОЛЧИ!»
И.Г.Песталоцци, 1800-1805
(1974, с.137)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну,
о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в
заблуждение» (1974, с.86)
Дж.Локк, 1693 г.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой
активности детей.
Чтобы справиться с такой серьезной проблемой важна естественная жизнь в
детской группе с элементарными, занимательными и такими необходимыми
опытами и экспериментами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что
он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта; идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы. Необходимость давать отчеты об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Чем
лучше будет развита речь в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного
его школьного образования.
Нельзя не отметить положительного влияния опытов на эмоциональную
сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование
трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня
двигательной активности.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид
деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. И в первую
очередь с развитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах
эксперимента при формировании цели, во время обсуждения методики и
хода опытов, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко
выразить свою мысль (то есть достаточно развитая речь) облегчает проведение
опытов, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
С.Л.Рубинштейн и А.М.Леушина показали, что совершенство связных форм
речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К.Аралбаева и
Н.К.Кочутенко пишут: «… положение требует, чтобы развитие словаря
ребенка – дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности,
углубление представлений, формирование элементов понятийного
мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы
к простому манипулированию словами.
Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим
Кудайбердиев:
«Если знанья есть – то и слову честь».
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ:
•
Вызывать у ребенка интерес к исследованию
•
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение и др.)
•
Стимулировать познавательную активность и
любознательность ребенка
•
Активизировать восприятие учебного материала
•
Формировать у детей активное познавательное
отношение к окружающему миру предметов, людей,
природы
•
Развивать умение четко выражать свои мысли,
словарный запас детей, развитие словаря в целом
ЗАДАЧИ
исследовательской деятельности
В младшем возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной
ситуации (вместе с педагогом)
- способность пристальному расследованию объекта
- формирование начальных предпосылок исследовательской
деятельности (практические опыты)
В старшем возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы
с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных
вариантов
- развитие желания пользоваться специальной терминологией
- способность выдвигать гипотезы и делать выводы
ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
Первый и самый главный: ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА
Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся.
(постоянно пополнять и обновлять)
Принцип открытости
Гибкого зонирования
Стабильности, динамичности развивающей среды
полифункциональности
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
Выдвижение гипотезы
Поиск и выдвижение возможных вариантов решения
Сбор материала
Обобщение полученных знаний
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Оснащение уголка экспериментальной деятельности
(соответствие требованиям и данной возрастной группе)
Планирование и организация деятельности детей по
развитию познавательной активности и развитию
представлений о предметном мире.
Планирование и организация игр с природным
материалом (песком, водой, глиной)
Использование сюжетных игр – путешествий
познавательной направленности
Планирование и организация опытов и экспериментов с
различными предметами и веществами
Системность в проведении опытно – экспериментальной
деятельности
Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе
НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно –
климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к
окружающей среде и др.)
Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес ,свет, цвет и
др.)
Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их
свойства, преобразование предметов и др.)
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
I
Характер
объектов
Опыты с
растениям
и
II
место
проведения
-в группе
-на участке
- в лесу, на
поляне
III
по количеству
детей
-индивидуальные
-групповые
(5-10 детей)
-фронтальные
(вся группа)
IV
по причине их
проведения
-случайные
-
запланированны
е
-поставленные в
ответ на вопрос
V
по характеру
включения
-
эпизодические
(от случая к
случаю)
-
систематическ
ие
VI
по
продолжительнос
ти
-
Кратковреме
нные(от 5 до
15 мин.)
-
длительные
(свыше 15
мин.)
VII
по
количеству
наблюдений
-однократные
-многократные,
или циклические
VIII
по месту в
цикле
-первичные
-повторные
-
заключительные
и итоговые
IX по
характеру
мыслительны
х операций
-констатирующие
-сравнительные
-обобщающие
X
по характеру
познавательно
й
деятельности
-иллюстративные
-поисковые
-решение
эксперимент.
задач
XI
по способу
применения
-
демонстрационны
е
-фронтальные
СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Современные дети живут в эпоху информатизации и
компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от
человека требуется не только владение знаниями, но и в первую
очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,
мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную
особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает
объект в ходе практической деятельности с ним, осуществимые
ребенком практические действия выполняют познавательную,
ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в
которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые
выделяют деятельность экспериментирования как ведущую
деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного
развития ребенка».
СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТОВ
(проведение которых не требует специальной подготовки)
•
Занимательный вопрос, который заинтригует ребенка.
Например: «Почему все мячи – круглые?», «Как перенаправить солнечный луч?» или «Почему
не рассыпается мокрый песок?»
•
Приглашение к действию:
Например: Посмотри, это солнечный «зайчик». Давай и ты сделаешь такого же (это поможет от
рассуждения перейти к конкретному эксперименту).
•
Ход эксперимента:
Например: повернуть зеркальце так, чтобы на него падал солнечный луч.
•
Первый простой и очевидный вывод:
Например:
-Посмотри, что произошло.
На противоположной стене появился «солнечный зайчик». Он движется, если пошевелить
зеркало.
(Этот вывод констатирует, что произошло, но не объясняет, почему)
•
Развернутый вывод: - это ответ на вопрос «Почему так произошло?»
Например: свет отражается от зеркала, то есть возвращается обратно. Если зеркальце
повернуть, свет тоже повернется. Раньше использовали эту способность зеркала для освещения
мест, куда не попадали солнечные лучи.
•
Интересный факт о данном явлении в окружающем мире.
Например: есть прибор, который дважды перенаправляет свет и тем самым помогает ему
обойти препятствие. Это ПЕРЕСКОП. С его помощью можно наблюдать за происходящим из
укрытия. Перископы очень важны для подводных лодок.
СЕКРЕТЫ УСПЕХА
•
Соблюдать одно из важных правил экспериментирования – меняйте только одно из условий эксперимента,
иначе малыш сделает неправильный вывод.
Например: взрослый решил показать, что сахар в горячем чае размешивается лучше. В стакане с холодным
чаем сахар размешивал ребенок, а в горячем – взрослый. Ребенок сделал вывод: «Ты большая и сильная,
потому и размешала быстрее».
•
Подготовку к эксперименту лучше проводить вместе с ребенком.
•
Старайтесь проводить эксперименты с любыми предметами, которые вас окружают. Делайте игрушки из
привычных вещей. Это новые объекты для опытов.
Например: Тележка – книга. Толкните книгу по столу. Она плохо скользит. Положите под нее 2-3 карандаша, и
еще раз толкните. На карандашах книга поедет, как на колесах!
•
Добавляйте новую информацию каждый раз, когда возвращаетесь к эксперименту.
•
Во время игры – эксперимента делайте паузы и предлагайте высказываться, делать предположения, выводы,
давать свои объяснения. Хвалите его за стремление понять суть эксперимента и обязательно завершите
деятельность правильным выводом.
•
И главное: ПОМНИТЕ О БЕЗОПАСНОСТИ; хотя никогда не думайте, что детское экспериментирование таит в
себе особую опасность.
Помните, что рядом с вами ребенок, который любопытен и который хочет все попробовать сам!
Эпиграфом к данному разделу могло бы стать мнение Ж.-Ж.Руссо, высказанное в столь образной форме:
«Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее
чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного… Я не знаю, видел ли кто-
нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя, или причинил себе значительный
вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили
подле него опасных орудий» (1974, с.120).
В этом высказывании звучит не только уверенность в безопасности самостоятельной деятельности
ребенка, но и напоминание о том, что не следует пренебрегать разумными правилами безопасности,
поскольку такое пренебрежение может повлечь за собой несчастные случаи.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные
учреждения, самыми главными мастерами,
формирующими разум, мысли малышей, являются мать и
отец.»
В.А. Сухомлинский
Родительские