Напоминание

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "С деепричастием на ты"


Автор: Мулюкова Альфия Шавкатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОО "Лицей №2 города Буинска Республики Татарстан"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Буинский район,город Буинск.
Наименование материала: Методичееская разработка
Тема: Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "С деепричастием на ты"
Раздел: среднее образование





Назад





М

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

«Лицей №2 города Буинска Республики Татарстан»

Урок русского языка в 7В классе на тему:

«С деепричастием на ты»

Учитель русского языка и литературы

Мулюкова А.Ш.


Пояснительная записка

Тема урока «С деепричастием на ты».
Конспект составлен по учебнику Русский язык для 7-го класса общеобразовательной школы под редакцией
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева

М.:

Баласс,2008г
. (Образовательная система «Школа 2100). Урок взят на закрепление пройденного материала после раздела «Деепричастие». Тип урока: закрепление изученного материала, форма урока- урок-практикум. Урок разделён на этапы:
1.Организационный момент

2. Подготовка к актуализации полученных знаний
1) Работа с текстом.
(фронтальная работа)
.
Музыка водопада.
Чтение учителем стихотворения английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». 2). Беседа по тексту стихотворения
3. Постановка цели и задач урока

4. Актуализация опорных знаний учащихся
Приём "Корзина вопросов"
5. Составить кластер по теме «Деепричастие» . Работа по группам .

6.

Прослушивание песни о маме – 1 мин.

Цель:
подготовка к работе с текстом.
7.

Работа с текстом. Работа в группах

Цель
: умение находить деепричастия в тексте. Повторение образования деепричастий.
8. . Работа с текстом в электронном образовательном ресурсе Leeningapps,

созданном учителем в упражнении «Ввод текста»

Задание:
Поставить знаки препинания при деепричастном обороте. Структура
Финк-

райт-раунд-робин

9. Физкультминутка. Структура Микс-фриз-груп

10.Подготовка к ОГЭ. Задание 9

11. Прослушивание старинной легенды
. Читает учитель
Цель
: подготовка учащихся к творческой работе.
12.
Работа в группах -
Написать синквейн о маме

13. Подведение итогов урока, выставление оценок

14.

Рефлексия

15.

Домашнее задание

16. Заключительная часть. Чтение учителем стихотворения Виктора Гина

«Не обижайте матерей» - 2 мин.
На уроке использованы разнообразные формы и методы обучения: игровая, интерактивная, информационно-коммуникационная,здоровьесберегающая технологии. Во время урока развивались навыки коммуникации, сотрудничества, критического мышления, которые помогут учащимся быть успешными в дальнейшем. На уроке дети были активны, давали развёрнутые ответы, самостоятельно составляли тексты, синквейны. Результат урока- умение работать с текстами.

Открытый урок в 7 В классе на тему «С деепричастием на «ты»

Метод обучения:
частично-поисковый, личностно-ориентированный.
Формы организации учебной деятельности:
парная, индивидуальная, фронтальная.
Цель урока:
Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот», Формирование представлений о роли деепричастий в художественных текстах.
Задачи урока:

Обучающие:
Активизировать знания по теме “Деепричастие”; Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте; уметь работать над связным текстом
Развивающие:
Развивать творческие способности; развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение; развивать языковую компетенцию; развивать речевую культуру.
Воспитательные:
Повысить интерес к изучению русского языка и учебному процессу, бережное отношение к матери, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща.
Оборудование
: учебники, тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал- тексты
Тип урока:
закрепление изученного материала
На уроке применены структуры Микс-фриз-груп, Финк-райт-раунд-робин

Ход урока

1.

Организационный момент .

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, соседу справа от вас – улыбнитесь, а соседу слева- подмигните. Пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний!
2016 год в Татарстане объявлен Годом водоохранных зон
. Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал соответствующий указ. В целях привлечения внимания общества к вопросам сохранения и восстановления водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, создания комфортных условий для населения, постановляю объявить 2016 год в Республике Татарстан Годом водоохранных зон», – сказано в опубликованном документе.
2.

Подготовка к актуализации полученных знаний

Учитель: На столах лежат « Листы самооценки». Будете после каждого задания

ставить себе оценки.

1) Работа с текстом.
(фронтальная работа)
.
Музыка водопада
Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути.
«Лодорский водопад»
Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Держа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Учитель:
В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)
Учитель:
Какую роль играют в этом тексте деепричастия?
Учитель:
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по: а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя); б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь); в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь); г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
Учитель:
Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует по эт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности:
стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.)
3. Постановка цели и задач урока
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы) 1) закрепить умение находить
деепричастия
в предложениях и текстах, 2) повторить правила постановки
знаков препинания
, 3) сформировать представление
о роли

деепричастий в художественных

произведениях.

Запишем тему: «С деепричастием на «ты»

4 . А к т у а л и з а ц и я

о п о р н ы х

з н а н и й

у ч а щ и х с я
:
Учитель:
Мы с вами изучили тему «Деепричастие». Теперь настало время проверить ваши знания по этой теме.
Приём "Корзина вопросов
": учащиеся пишут на стикерах в о п р о с ы п о т е м е " Д е е п р и ч а с т и е " .
Учитель:
Ребята, у вас у каждого есть стикеры. Подумайте, какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по деепричастию и напишите их на стикерах, затем положите их в эту корзину(перемешав вопросы, предлагаю выбрать каждому вопрос, на к о т о р ы й д о л ж н ы о т в е т и т ь ) .
Учитель:
О ц е н и т е р а б о т у п о о ц е н о ч н ы м л и с т а м ( э т а п ы р а б о т ы ) . - Что такое деепричастие? - Что обозначает деепричастие? - В деепричастии совмещены признаки каких частей речи? - На какие вопросы отвечает деепричастие? - Какие признаки глагола есть у деепричастия? - Какой признак наречия имеет деепричастие? - Что такое деепричастный оборот? - Как выделяется деепричастный оборот? - Каким членом предложения является дееепричастие?
5.

Учитель:
Вспомнили о деепричастии.
Составим

кластер

по

теме

«деепричастие» Работа по группам

6. Учитель:
Прослушайте песню.Прослушивание песни о маме.
Цель:
подготовка к работе с текстом.
Учитель:
О чём эта песня?
7.Работа с текстом: Работа в группах.

Цель: умение находить деепричастия в тексте. Повторение образования

деепричастий.
Учитель: Перед вами текст. Какова его тема? Основная мысль?
Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

- Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.

- Но я не понимаю его язык.

- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

- Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.
- Выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты; Подумайте, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте?

8. Работа с текстом в электронном образовательном ресурсе Leeningapps, созданном

учителем в упражнении «Ввод текста»

Задание:
Поставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Учитель: Перед вами текст.
Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.
А).Молодая Мать держа малыша на руках была счастлива. Играя с ним на лужайке

купая его в потоках чистых вод она всегда радостно улыбалась.

И когда наступила темная ночь, началась буря, малыш дрожа от страха прижался к

Матери. Она обнимая сына укрыла своим покрывалом. И малыш сказал: "Мама, я

не боюсь, потому что ты рядом".
Б)
Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви материи. С первого дня р..ждения

ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т

свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая

дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство

разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя

его духовной силой. Не это ли держит мир?
- Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания; Используя структуру
Финк-райт-раунд-робин
, подумайте, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте, запишите выводы в тетради и обсудите в группе результаты работы.
Дополнительный вопрос для всех: Может ли деепричастие употребляться в

предложении, если в нем нет глагола? Почему
?
9. Физкультминутка. Прежде чем выполнить следующее задание, давайте отдохнём.

Структура Микс-фриз-груп – обучающая структура, в которой смешиваются под

музыку , замирают, когда музыка прекращается , объединяются в группы,

количество участников в которых зависит от ответа на какой- либо вопрос
.
Музыка,стоп
. Сколько видов имеет деепричастие? (2) Музыка,стоп. Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении? Любовь к матери ,зарождаясь в колыбели, всегда живёт в душе человека. (3) Музыка,стоп. Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении ? Засучив рукава, мама месила тесто.(2) Музыка,стоп. Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении ? Мама, любя ребёнка всем сердцем, простит ему любую ошибку и неудачу. (4) Музыка,стоп. Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении ? Мама сидела, откинувшись в кресле. (3) (2)
Музыка,стоп. Садимся за столы.
10.Подготовка к ОГЭ. Задание 9.
Среди предложений 5-10 найдите предложение(-я) с обособленным(-и) обстоятельством(-ми). Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-й). 1 группа-
1).Мама... 2)Для каждого из нас - одна-единственная на свете, самый любимый

человек в целом мире.3) Она дала нам жизнь и делает всё для того, чтобы мы были

счастливы.

4)Мама...5)Первое слово, которое говорит малыш, едва сделав несмелые шаги.

5)Мама...7)Первое слово, которое неуверенно и старательно складывает по слогам

неоперившийся первоклассник.8) И, почувствовав свою удачу, смеётся,

счастливый.

9)«Спасибо, кормилилица-мать!» - благодарно произносит хлебороб, прижимая к

губам пригоршню тёмной земли, родившей в срок достаточно ржи и пшеницы.

10)«Мама!» - вскрикнет вдруг, испугавшись чего-то, ребёнок.

11)«За Родину-мать!» - шёпотом произнесёт солдат, наткнувшийся на встречный

осколок и слабеющей рукой пославший последнюю пулю врагу.

12)"Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с

именем этим связано и само понятие жизни", - сказал В.Коротаев.

11. Прослушивание старинной легенды
. Читает учитель. Цель: подготовка учащихся к творческой работе.
"Было у матери трое сыновей. Двое - дети как дети, а третий вырос негодяем. И

почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем

плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого

отсутствия негодный сын заявился домой... И безобразничал, и обижал мать. В

своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять,

срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял

негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьёт мать, если соседи

не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог

поверить: как это можно - убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и

действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех

окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в

руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук

материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса

люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не

ушибся, сынок? Тебе не больно?"

Учитель: -
Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду? -Какими качествами обладает мама?
12.
Работа в группах -
написать синквейн о маме
Ученица знакомит ,что такое синквейн
Мама

Добрая,знающая

Целуя,защищая,работая

Самый близкий дорогой друг

опора

13. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1) Сегодня на уроке мы повторяли ?
Деепричастие
2) Мы вспомнили о постановке
Знаков препинаний
при деепричастии и деепричастном обороте. 3) Сегодня я понял(а), что деепричастия играют важную роль в художественном тексте, они делают речь __
полной
_____, ___
образной
_________. 4) Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ____________, ___________.
14.

Рефлексия
Цель: умение анализировать свою работу на уроке . На столах лежат кружочки разных цветов. "
Светофор"
:
красный кружок
- Внимание! Не всё получилось. Тему не знаю.
желтый кружок
- Не все до конца понятно, не все усвоил по теме.
зеленый кружок
- Я все понял, хорошо знаю тему.
15.

Домашнее задание:
1. Выписать из любого художественного текста 10 предложений с деепричастиями или деепричастными оборотами 2.Составить задание на
сайте Leeningapps……
3.Написать сочинение- рассуждения
"Мама - самый близкий и родной человек"
используя деепричастия.
16. Заключительная часть.


Сегодня звучали слова о самом дорогом и близком каждому из нас человеке –
о

матери
. Мама ведет нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери. Она мечтает о том, чтобы вы выросли хорошими людьми. Я думаю, что этот урок заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.
Думайте больше о ваших мамах, берегите их,

любите.

А закончить урок я хочу стихотворением Виктора Гина «Не обижайте матерей»

«Не обижайте матерей»
На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей. На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной, Без материнских добрых рук – Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей, И слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Лист самооценки


Виды работ

Оценка
1 Беседа по тексту стихотворения 2 Приём "Корзина вопросов" 3 Составить кластер по теме «Деепричастие» 4 Работа с текстом 5 Постановка знаков препинания при деепричастном обороте. На компьютере. Сайт Leeningapps 6 Подготовка к ОГЭ. Задание 9 7 Написать синквейн о маме


В раздел образования