Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "С деепричастием на ты"
Автор: Мулюкова Альфия Шавкатовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОО "Лицей №2 города Буинска Республики Татарстан" Населённый пункт: Республика Татарстан, Буинский район,город Буинск. Наименование материала: Методичееская разработка Тема: Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "С деепричастием на ты" Раздел: среднее образование
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Лицей №2 города Буинска Республики Татарстан»
Урок русского языка в 7В классе на тему:
«С деепричастием на ты»
Учитель русского языка и литературы
Мулюкова А.Ш.
Пояснительная записка
Тема урока «С деепричастием на ты».
Конспект составлен по учебнику Русский язык для 7-го класса общеобразовательной
школы под редакцией Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева – М.:
Баласс,2008г . (Образовательная система «Школа 2100). Урок взят на закрепление
пройденного материала после раздела «Деепричастие».
Тип урока:
закрепление
изученного
материала, форма урока-
урок-практикум.
Урок разделён на этапы:
1.Организационный момент
2. Подготовка к актуализации полученных знаний
1) Работа с текстом. (фронтальная работа) . Музыка водопада. Чтение учителем
стихотворения английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад».
2). Беседа по тексту стихотворения
3. Постановка цели и задач урока
4. Актуализация опорных знаний учащихся
Приём "Корзина вопросов"
5. Составить кластер по теме «Деепричастие» . Работа по группам .
6.
Прослушивание песни о маме – 1 мин.
Цель: подготовка к работе с текстом.
7.
Работа с текстом. Работа в группах
Цель : умение находить деепричастия в тексте. Повторение образования
деепричастий.
8. . Работа с текстом в электронном образовательном ресурсе Leeningapps,
созданном учителем в упражнении «Ввод текста»
Задание: Поставить знаки препинания при деепричастном обороте. Структура Финк-
райт-раунд-робин
9. Физкультминутка. Структура Микс-фриз-груп
10.Подготовка к ОГЭ. Задание 9
11. Прослушивание старинной легенды . Читает учитель
Цель : подготовка учащихся к творческой работе.
12. Работа в группах - Написать синквейн о маме
13. Подведение итогов урока, выставление оценок
14.
Рефлексия
15.
Домашнее задание
16. Заключительная часть. Чтение учителем стихотворения Виктора Гина
«Не обижайте матерей» - 2 мин.
На
уроке
использованы
разнообразные
формы
и
методы
обучения:
игровая,
интерактивная, информационно-коммуникационная,здоровьесберегающая технологии.
Во время урока развивались навыки коммуникации, сотрудничества, критического
мышления, которые помогут учащимся быть успешными в дальнейшем.
На уроке дети были активны, давали развёрнутые ответы, самостоятельно составляли
тексты, синквейны. Результат урока- умение работать с текстами.
Открытый урок в 7 В классе на тему «С деепричастием на «ты»
Метод обучения: частично-поисковый, личностно-ориентированный.
Формы организации учебной деятельности:
парная, индивидуальная, фронтальная.
Цель урока:
Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»,
Формирование представлений о роли деепричастий в художественных текстах.
Задачи урока:
Обучающие:
Активизировать знания по теме “Деепричастие”;
Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях
и текстах,
уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и
деепричастном обороте;
уметь работать над связным текстом
Развивающие:
Развивать творческие способности;
развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;
развивать языковую компетенцию;
развивать речевую культуру.
Воспитательные:
Повысить интерес к изучению русского языка и учебному процессу, бережное
отношение к матери, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща.
Оборудование : учебники, тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер
учителя,
мультимедийный
экран,
мультимедийный
проектор,
раздаточный
материал-
тексты
Тип урока: закрепление изученного материала
На уроке применены структуры Микс-фриз-груп, Финк-райт-раунд-робин
Ход урока
1.
Организационный момент .
Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, соседу справа от вас –
улыбнитесь, а соседу слева- подмигните. Пусть урок пройдет организованно, весело, с
пользой. Удачи вам, новых знаний!
2016 год в Татарстане объявлен Годом водоохранных зон . Президент Татарстана
Рустам Минниханов подписал соответствующий указ. В целях привлечения внимания
общества к вопросам сохранения и восстановления водных объектов, сохранения среды
обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного
мира, создания комфортных условий для населения, постановляю объявить 2016 год в
Республике Татарстан Годом водоохранных зон», – сказано в опубликованном документе.
2.
Подготовка к актуализации полученных знаний
Учитель: На столах лежат « Листы самооценки». Будете после каждого задания
ставить себе оценки.
1) Работа с текстом. (фронтальная работа) . Музыка водопада
Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским
поэтом Робертом Саути.
«Лодорский водопад»
Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Держа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Учитель: В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и
одного
деепричастного
оборота.) Какой
художественный
эффект
достигается
использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой,
образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и
резвый.
Деепричастия
дают
разнообразные
характеристики
действию.
Действия
характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)
Учитель: Какую роль играют в этом тексте деепричастия?
Учитель: Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя,
воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в)
движению (струясь,
крутясь,
сливаясь,
вздымаясь,
вздуваясь,
скользя,
делясь,
встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя,
играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
Учитель: Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует
по эт?
Что
они
придают
тексту? (Графические
средства
выразительности:
стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком
воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.)
3. Постановка цели и задач урока
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)
1) закрепить умение находить деепричастия в предложениях и текстах,
2) повторить правила постановки знаков препинания ,
3) сформировать
представление о роли
деепричастий в художественных
произведениях.
Запишем тему: «С деепричастием на «ты»
4 . А к т у а л и з а ц и я
о п о р н ы х
з н а н и й
у ч а щ и х с я :
Учитель: Мы с вами изучили тему «Деепричастие». Теперь настало время проверить
ваши знания по этой теме. Приём "Корзина вопросов ": учащиеся пишут на стикерах
в о п р о с ы
п о
т е м е " Д е е п р и ч а с т и е " .
Учитель: Ребята, у вас у каждого есть стикеры. Подумайте, какие вопросы вы можете
задать
своим
одноклассникам
по
деепричастию
и
напишите
их
на
стикерах,
затем
положите их в эту корзину(перемешав вопросы, предлагаю выбрать каждому вопрос, на
к о т о р ы й
д о л ж н ы
о т в е т и т ь ) .
Учитель:
О ц е н и т е
р а б о т у
п о
о ц е н о ч н ы м
л и с т а м ( э т а п ы
р а б о т ы ) .
- Что такое деепричастие?
- Что обозначает деепричастие?
- В деепричастии совмещены признаки каких частей речи?
- На какие вопросы отвечает деепричастие?
- Какие признаки глагола есть у деепричастия?
- Какой признак наречия имеет деепричастие?
- Что такое деепричастный оборот?
- Как выделяется деепричастный оборот?
- Каким членом предложения является дееепричастие?
5.
Учитель:
Вспомнили
о
деепричастии. Составим
кластер
по
теме
«деепричастие» Работа по группам
6. Учитель: Прослушайте песню.Прослушивание песни о маме.
Цель: подготовка к работе с текстом.
Учитель: О чём эта песня?
7.Работа с текстом: Работа в группах.
Цель: умение находить деепричастия в тексте. Повторение образования
деепричастий.
Учитель: Перед вами текст. Какова его тема? Основная мысль?
Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что делать в этом мире.
Бог, подумав, ответил:
- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык.
- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.
- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.
- Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.
- Выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
Подумайте, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте?
8. Работа с текстом в электронном образовательном ресурсе Leeningapps, созданном
учителем в упражнении «Ввод текста»
Задание: Поставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Учитель: Перед вами текст. Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.
А).Молодая Мать держа малыша на руках была счастлива. Играя с ним на лужайке
купая его в потоках чистых вод она всегда радостно улыбалась.
И когда наступила темная ночь, началась буря, малыш дрожа от страха прижался к
Матери. Она обнимая сына укрыла своим покрывалом. И малыш сказал: "Мама, я
не боюсь, потому что ты рядом".
Б) Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви материи. С первого дня р..ждения
ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т
свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая
дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство
разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя
его духовной силой. Не это ли держит мир?
- Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания;
Используя структуру Финк-райт-раунд-робин ,
подумайте, какова роль деепричастий и
деепричастных оборотов в данном тексте, запишите выводы в тетради и обсудите в
группе результаты работы.
Дополнительный вопрос для всех: Может ли деепричастие употребляться в
предложении, если в нем нет глагола? Почему ?
9. Физкультминутка. Прежде чем выполнить следующее задание, давайте отдохнём.
Структура Микс-фриз-груп – обучающая структура, в которой смешиваются под
музыку , замирают, когда музыка прекращается , объединяются в группы,
количество участников в которых зависит от ответа на какой- либо вопрос .
Музыка,стоп .
Сколько видов имеет деепричастие? (2)
Музыка,стоп.
Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении?
Любовь к матери ,зарождаясь в колыбели, всегда живёт в душе человека. (3)
Музыка,стоп.
Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении ?
Засучив рукава, мама месила тесто.(2)
Музыка,стоп.
Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении ?
Мама, любя ребёнка всем сердцем, простит ему любую ошибку и неудачу. (4)
Музыка,стоп.
Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении ?
Мама сидела, откинувшись в кресле. (3)
(2)
Музыка,стоп.
Садимся за столы.
10.Подготовка к ОГЭ. Задание 9. Среди предложений 5-10 найдите предложение(-я) с
обособленным(-и) обстоятельством(-ми). Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
1 группа-
1).Мама... 2)Для каждого из нас - одна-единственная на свете, самый любимый
человек в целом мире.3) Она дала нам жизнь и делает всё для того, чтобы мы были
счастливы.
4)Мама...5)Первое слово, которое говорит малыш, едва сделав несмелые шаги.
5)Мама...7)Первое слово, которое неуверенно и старательно складывает по слогам
неоперившийся первоклассник.8) И, почувствовав свою удачу, смеётся,
счастливый.
9)«Спасибо, кормилилица-мать!» - благодарно произносит хлебороб, прижимая к
губам пригоршню тёмной земли, родившей в срок достаточно ржи и пшеницы.
11)«За Родину-мать!» - шёпотом произнесёт солдат, наткнувшийся на встречный
осколок и слабеющей рукой пославший последнюю пулю врагу.
12)"Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с
именем этим связано и само понятие жизни", - сказал В.Коротаев.
11. Прослушивание старинной легенды . Читает учитель.
Цель: подготовка учащихся к творческой работе.
"Было у матери трое сыновей. Двое - дети как дети, а третий вырос негодяем. И
почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем
плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого
отсутствия негодный сын заявился домой... И безобразничал, и обижал мать. В
своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять,
срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял
негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьёт мать, если соседи
не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог
поверить: как это можно - убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и
действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех
окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в
руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук
материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса
люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не
ушибся, сынок? Тебе не больно?"
Учитель: - Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?
-Какими качествами обладает мама?
12. Работа в группах - написать синквейн о маме
Ученица знакомит ,что такое синквейн
Мама
Добрая,знающая
Целуя,защищая,работая
Самый близкий дорогой друг
опора
13. Подведение итогов урока, выставление оценок.
1) Сегодня на уроке мы повторяли ? Деепричастие
2) Мы вспомнили о постановке Знаков препинаний при деепричастии и деепричастном
обороте.
3) Сегодня я понял(а), что деепричастия играют важную роль в художественном тексте,
они делают речь __ полной _____, ___ образной _________.
4) Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ____________,
___________.
14.
Рефлексия
Цель: умение анализировать свою работу на уроке . На столах лежат кружочки разных
цветов.
" Светофор" : красный кружок - Внимание! Не всё получилось. Тему не знаю.
желтый кружок - Не все до конца понятно, не все усвоил по теме.
зеленый кружок - Я все понял, хорошо знаю тему.
15.
Домашнее задание:
1. Выписать из любого художественного текста 10 предложений с деепричастиями или
деепричастными оборотами
2.Составить задание на сайте Leeningapps……
3.Написать сочинение- рассуждения "Мама - самый близкий и родной человек"
используя деепричастия.
16. Заключительная часть.
Сегодня звучали слова о самом дорогом и близком каждому из нас человеке – о
матери . Мама ведет нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к
матери. Она мечтает о том, чтобы вы выросли хорошими людьми. Я думаю, что этот урок
заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение
по отношению к близким людям. Думайте больше о ваших мамах, берегите их,
любите.
А закончить урок я хочу стихотворением Виктора Гина «Не обижайте матерей»
«Не обижайте матерей»
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной,
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей,
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Лист самооценки
№
Виды работ
Оценка
1
Беседа по тексту стихотворения
2
Приём "Корзина вопросов"
3
Составить кластер по теме «Деепричастие»
4
Работа с текстом
5
Постановка знаков препинания при деепричастном
обороте. На компьютере. Сайт Leeningapps
6
Подготовка к ОГЭ. Задание 9
7
Написать синквейн о маме