Напоминание

Развитие речи у детей раннего возраста


Автор: Семенова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 80
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




М.А.Семенова
Речевое развитие детей раннего возраста.
Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие психики ребенка, являются овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Проблемами развития речи в разное время занимались такие известные ученые, как Ж.Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И.Лисина и др., внесшие значительный вклад в решении проблем, связанных с механизмами возникновения речи, факторами, определяющими речевое развитие, причинами речевых нарушений. Анализ различных публикаций и результатов исследований показывает, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Достаточно часто речевой дефект взаимосвязан с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. То есть нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально- волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактика речевых нарушений имеет большую социальную значимость. Формирование речи ребенка на протяжении первых трех лет, как показывают многочисленные исследования,- сложный нервно- психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения. На развитие речи ребенка оказывают влияние огромное количество факторов, но особое значение имеет его взаимодействие с матерью. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И.С.Кон, Т.М.
Сорокина, Р.В.Овчарова, Е.О.Смирнова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. Исследования под руководством М.И.Лисиной показывают, что условия возникновения речи у детей обеспечиваются эмоциональным контактом со взрослым на первом году жизни, совместной предметной деятельностью ребенка и взрослого, насыщенностью слышимой речи и «голосовым» взаимодействием ребенка со взрослым. Ведущей деятельностью ребенка в период раннего детства является игра, которая последовательно претерпевает целый ряд трансформаций. А.Макаренко подчеркивал:- «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». Одна из форм игры раннего возраста – предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е. развивают память и воображение. Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно – отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, а затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с
предметом становится необходимым для организации взаимодействия, делового сотрудничества. Кроме того, предметно – игровая деятельность это источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счете становлению личности ребенка. А так же создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Литература 1.Берг Л. Развитие ребенка. 6-е изд.СПб.:Питер,2006 2.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ под ред.М. И.Лисиной. М.: Педагогика, 1985. 3.Развитие и воспитание детей до трех лет//Под. ред. Н.М.Щелованова. М., 1981. 4.Исенина Е.И. Качества родителя и развитие речи у детей (младенческий и ранний возраст) //Материалы международной конференции «Культурно- исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». М.,1996. 5.Маханаева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.:ТЦ Сфера,2005. – (Ранний возраст).


В раздел образования