Автор: Семенова Марина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад № 80 Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: статья Тема: Развитие речи у детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
М.А.Семенова
Речевое развитие детей раннего возраста.
Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии
человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Основными
достижениями раннего детства, определяющими развитие психики ребенка,
являются овладение телом, овладение речью, развитие предметной
деятельности.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи.
Проблемами развития речи в разное время занимались такие известные
ученые, как Ж.Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн,
М.И.Лисина и др., внесшие значительный вклад в решении проблем,
связанных с механизмами возникновения речи, факторами, определяющими
речевое развитие, причинами речевых нарушений.
Анализ различных публикаций и результатов исследований показывает, что
число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами
речевые расстройства принимают все более сложные формы. Достаточно
часто речевой дефект взаимосвязан с несколькими нарушениями
соматического и нервно-психического здоровья. То есть нарушению речи
сопутствуют отклонения в эмоционально- волевой сфере, психическом и
физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном
речевом развитии детей и профилактика речевых нарушений имеет большую
социальную значимость.
Формирование речи ребенка на протяжении первых трех лет, как
показывают многочисленные исследования,- сложный нервно-
психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия
ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При
нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. У
него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать
речевые средства для общения.
На развитие речи ребенка оказывают влияние огромное количество
факторов, но особое значение имеет его взаимодействие с матерью. Многие
исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И.С.Кон, Т.М.
Сорокина, Р.В.Овчарова, Е.О.Смирнова и др.), выделяют характерные
особенности такого общения и механизмы его влияния на становление
психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его
познавательную активность.
Исследования под руководством М.И.Лисиной показывают, что условия
возникновения речи у детей обеспечиваются эмоциональным контактом со
взрослым на первом году жизни, совместной предметной деятельностью
ребенка и взрослого, насыщенностью слышимой речи и «голосовым»
взаимодействием ребенка со взрослым.
Ведущей деятельностью ребенка в период раннего детства является игра,
которая последовательно претерпевает целый ряд трансформаций.
А.Макаренко подчеркивал:- «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо
удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой
игрой всю его жизнь». Одна из форм игры раннего возраста – предметная
игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка.
Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются
прекрасным средством развития личности маленьких детей. Практические
действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему
периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому
дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но
и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение,
разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные
операции анализа, синтеза, обобщения и др. Дидактические игрушки
развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание
экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме
того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать
и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е.
развивают память и воображение.
Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно – отобразительную,
когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения
повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с
предметами, а затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам
игровые названия.
Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению
речи. Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с
предметом становится необходимым для организации взаимодействия,
делового сотрудничества. Кроме того, предметно – игровая деятельность это
источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Включение элементов фольклора, использование различных персонажей
стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в
конечном счете становлению личности ребенка. А так же создает основу для
получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и
связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Литература
1.Берг Л. Развитие ребенка. 6-е изд.СПб.:Питер,2006
2.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ под
ред.М. И.Лисиной. М.: Педагогика, 1985.
3.Развитие и воспитание детей до трех лет//Под. ред. Н.М.Щелованова. М.,
1981.
4.Исенина Е.И. Качества родителя и развитие речи у детей (младенческий и
ранний возраст) //Материалы международной конференции «Культурно-
исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». М.,1996.
5.Маханаева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет:
Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.:ТЦ Сфера,2005. –
(Ранний возраст).