Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей комбинированной подготовительной к школе группы на тему: "Составление рассказа на основе личного опыта"
Автор: Коротеева Жанна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 4 детский сад г. Ельца Населённый пункт: Липецкая область г. Елец Наименование материала: Конспект Тема: Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей комбинированной подготовительной к школе группы на тему: "Составление рассказа на основе личного опыта" Раздел: дошкольное образование
Цель: совершенствовать умение детей в составлении рассказов
Задачи:
Обучающие:
Учить детей составлять рассказы, опираясь на свои непосредственные
восприятия ( т.е. на материале образов памяти);
самостоятельно отбирать материал, излагать его в определенной
последовательности с достаточной полнотой и последовательностью;
рассказывать живо и последовательно;
продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь у
детей;
Развивающие:
развивать навыки разговорной речи, познавательных интересов;
развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и находить
целесообразную форму передачи этого содержания, включая в повествование
описание окружающей природы, окружающей действительности;
совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять
словарный запас;
Воспитательные:
воспитывать навыки культурного общения, формировать навыки
сотрудничества, бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления
рассказа, «снежки».
Словарная работа: снежная зима, колючий ветер, постройки из снега,
берлога.
Педагогические технологии : элементы здоровьесберегающей технологии,
игровая деятельность, элементы личностно – ориентированной технологии,
информационно – коммуникационные технологии.
Методы педагогической технологии : словесные, наглядные, игровые.
Оборудование: ИКТ, дидактический материал – картинки, мнемотаблица,
ватные диски.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Обратить внимание на 4 картинке на интерактивной доске».
-Воспитатель: « Ребята, а какое время изображено?»( Ответы детей).
-Воспитатель: «А теперь послушайте загадку:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит
Снег, как белая кайма…
Кто хозяйничал?
(зима)».
-Воспитатель: «Ребята, о чем рассказала нам эта загадка?» ( Ответы детей:
загадка рассказала о зиме, о белом снеге, который укрыл все вокруг и о том,
что зимой медведь в берлоге спит).
-Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, как большой медведь рычит, когда
ходит по лесу?» ( Р-р-р, произносят громко).
-Воспитатель:
«А
теперь
давайте
вспомним,
как
рычит
маленький
медвежонок?» (Р-р-р, произносят тихо).
-Воспитатель: «Дети, медведи зимой спят в берлоге и ничего не знают о
таком прекрасном времени года, как зима)
-Воспитатель: «А вы бы хотели рассказать медведям, когда они проснуться о
зиме?» (Да!)
-Воспитатель: «Сейчас мы поиграем в интересную игру: я буду задавать
вопросы, а вы будете рассказывать о зиме, а я из ваших ответов и с помощью
ватных дисков буду строить снежную горку. Дети, горку можно построить не
только из снега, но из слов».
-Воспитатель:
«Давайте
подумаем,
какая
бывает
зима?»
(Зима
бывает
холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, долгая, длинная, сказочная,
волшебная и очень красивая).
-Воспитатель: «Дети, посмотрите, какая высокая у меня получилась горка,
она построена из ваших слов»
Воспитатель
обращает
внимание
на
картинки,
используя
интерактивную
доску. (Здесь изображены вещи для зимы и для лета).
-Дети, посмотрите на доску и скажите, что нам необходимо для прогулки в
зимнее время? ( Дети составляют предложения).
Почему мы не взяли кепку, сандалии? (Ответы детей)
-Воспитатель: «А почему зимой надевают теплые вещи?» (Мы надеваем
теплые вещи, потому что стоит трескучий мороз, очень холодно, часто метут
метели, дует сильный пронизывающий ветер, бывает вьюга).
-Воспитатель: «Ребята, а какие интересные и красивые пословицы о зиме вы
знаете»
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-
Много снега, много хлеба.
-Новый год — к весне поворот.
-Вьюги да метели под февраль прилетели.
-Воспитатель: «Ребята, а во что можно играть зимой?» ( Зимой
можно играть в снежки, строить снежную крепость, кататься на
санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков)
-Воспитатель: «Вот сколько интересных зимних забав вы
вспомнили»
-Воспитатель: «Ребята, а о ком мы заботимся с вами, когда выходим
на прогулку? ( Мы заботимся о птицах, вывешиваем кормушки,
насыпаем туда корм, потому что птицам зимой холодно и нечего
есть).
Работа с картинками , разложенными на столе.
-Воспитатель: «Дети, посмотрите, сколько интересных здесь
картинок. Что вы видите здесь?» (Работа с картинками,
разложенными на столе)
С каким временем года связаны эти картинки?» (Лето, зима, осень,
весна)
Назовите картинки, которые относятся к зиме (дети перечисляют).
-Воспитатель: «Эти картинки помогут вам в составлении ваших
рассказов. Вы можете их взять и вывешивать на фланелеграф».
Переход к схеме.
-Воспитатель: «Посмотрите вот на эту схему, она нам может помочь
рассказать о зиме?» (Ответы детей).
Воспитатель: дети, давайте поиграем в игру «Снежный ком».
Давай дружок, смелей дружок ( идут по кругу, изображая, будто
катят перед собой снежный ком);
Кати по снегу свой снежок;
Он превратится в снежный ком (рисуют руками большой круг);
И станет ком снеговиком ( рисуют руками в воздухе снеговика из
трех комков).
-Воспитатель: «Вот мы с вами поиграли и немножко отдохнули».
Воспитатель обращает внимание детей на мнемотаблицу :
«Дети, как можно начать свой рассказ?» ( Наступила зима. Был
солнечный морозный день).
-Воспитатель: «Правильно, это начало рассказа».
-Воспитатель: «О чем мы дальше можем рассказать, глядя на
схему? (Небо хмурое, часто идет снег, замерзли реки).
- А в каком уборе стоят деревья? (Деревья стоят голые, только елки
стоят зеленые).
-Какие мы одеваем теплые вещи , когда идем гулять на улицу?
(Ответы)
-Воспитатель: « Что изображено далее на схеме? ( На схеме мы
видим зимние забавы: катаемся на санках, лыжах, лепим
снеговиков)
-Воспитатель: «Для кого наступило трудное время года» (Ответы)
-Воспитатель: «А как можно закончить рассказ? (Мне очень
нравится зима, потому что я люблю зимние забавы).
-Вот мы с вами и вспомнили, что у рассказа должно быть начало,
середина и конец рассказа.
Послушайте, какой я составила рассказ, ведь мне очень хочется
рассказать его мишке, когда он проснется: «Наступила зима. Стоял
морозный солнечный день. Выпало много снега. Все реки
замерзли. Зимой все люди надевают теплую одежду: пальто, шапку,
валенки, варежки. Зимой очень весело: можно кататься на лыжах,
коньках, санках, лепить снеговиков, строить снежные крепости, а
еще играть в снежки, но это еще и очень трудное время для птиц и
зверей. Мы должны помогать птицам: вешать кормушки и
насыпать туда корм: семечки и зернышки».
-Воспитатель: «Дети, давайте вспомним начало в моем рассказе».
(Ответы детей)
-Воспитатель: «О чем я рассказала в своем рассказе?»
(Ответы детей)
-Воспитатель: «А как я закончила свой рассказ?»
(Ответы детей)
-Воспитатель: «Дети в рассказе обязательно должно быть начало,
середина и конец рассказа»
Предлагаю вам подумать, о чем бы вы хотели рассказать, при этом
можно обращаться к схеме и выбирать свой сюжет из картинок.
(Использовать фланелеграф, картинки).
Дети выбирают картинки, ставят на фланелеграф и составляют
рассказы.
Воспитатель анализирует каждый рассказ.
-Воспитатель: «Дети, вы составили очень интересные рассказы, по
содержанию их вы нарисуете свои рисунки и мы их отправим
мишке. Он будет очень рад, когда проснется весной, и узнает, что
бывает зимой, когда он спит в берлоге и ничего не знает о таком
прекрасном времени года».
Игра на интерактивной доске: «Времена года», «Зимний