Автор: Глушкова Наталья Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: город Искитим, Новосибирской области Наименование материала: конспект Тема: Звуки "н и нь", буква Н Раздел: дошкольное образование
Тема. Звуки н, н'. Буква н.
Цель
: Уточнить произношение звуков «Н», «Нь»; учить выделять звуки из состава слова,
дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости; закрепить знания детей о букве «Н»;
уметь соотносить букву со звуками «Н», «Нь»; чтение слоговой таблицы; анализ и синтез слогов;
закрепить правильное употребление предлогов НА, НАД; чтение слов и предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась,
никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна ...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет:
то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна.
Произношение звуков:
[н ] Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка
прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь ] Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.
2. Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.
наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его:
звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] — согласный, мягкий, звонкий.
3. Дифференциация звуков [н]-[нь]. —
Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки.
Царевна деньги
крикунья конец
улыбнуться Несмеяна
принц нянька
невеста ноет
4. «Укачивание». — Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать: Поукачиваем ее и мы.
Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.
5. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в
середине; в конце слова.
6. Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].
высоко — ... налево — …
верхний — ... вперед — ...
аккуратный — ... старый — ...
спрятать — .. вылить — ...
снять — ... земля — ...
день — ... конец — ..
7. Закрепить с детьми правильное употребление предлогов НА, НАД.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово НА. А предлог НАД мы
говорим тогда, когда один предмет находится выше другого и не касается его.
«Вставить пропущенное слово, определить количество слов в предложении». Напомнить детям,
что предлоги НА, НАД - это тоже слова.
Кот спит …… окне. Самолет летит ……. лесом.
Солнышко светит …… домом. Мальчик сидит ……. стуле.
8. Физминутка. А) «Ножки»
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай» —
Им рукой не помогай.
б) Пальчиковая гимнастика. «Кто быстрее перемотает клубок».
9. Закрепить правило написания заглавной буквы: Все имена пишутся с большой буквы. Начало
предложения пишется с большой буквы. Вспомнить и назвать имена, в которых есть звук «Н»,
«Нь» - (Нина, Антон, Анна, Алина, Наташа, Надя, Инна).
10. Звуковой анализ слов: НАСОСЫ СТАКАН ОСИНА КАНАТЫ
11. Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь]. Произнесите их отчетливо. Я сочинила стишки
с этими слогами:
Ни, ни, ни — грусть-тоску гони!
На, на, на — светит нам луна.
Но, но, но — на луне идет кино.
Ну, ну, ну — ждут тебя одну.
Ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.
12. Чтение слов и предложений: ТИНА НИТИ ОКНО НОСКИ ПАНАМА ПИОНЫ АНАНАС СОСНА ТАНК
ТОН У Ани панама. У Наты нитки. У Антона танк. Нина стоит у осины.
13. Итог занятия
. Звуки [Н], [Н']; [Н] - [Н']. Буква Н
Коррекционно-развивающие задачи.
Учить
ребенка
определять,
далеко
или
близко
находится
звучащий
объект,
воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в
произношении.
Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.
Познакомить
ребенка
с
предлогами на,
над, составлять
предложения
с
этими
предлогами.
Учить анализировать и преобразовывать слова.
Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.
Ход занятия
Задание 1. Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и
силы голоса).
Взрослый
предлагает
ребенку
определить,
далеко
или
близко
находится
звучащий
объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка,
мычит корова, квакает лягушка и т.д.
Задание
2.
Взрослый
учит
ребенка
ориентироваться
на
листе
бумаги:
показывает
середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка
положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.
Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка
договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:
губки свободны;
зубки видны, но не сомкнуты;
язычок кончиком прижат к верхним зубам;
воздух проходит через носик;
горлышко «работает».
Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок
с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-
но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».
Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:
н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом,
ванна, машина.
Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5
слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.
Задание
8.
Ребенку
предлагается
из
ряда
нарисованных
предметов
(10
предметов)
выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при
затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых
есть звук [Н].
Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.
Задание 11. Выучить чистоговорки:
На-на-на — лампа у окна.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Он-он-он — телефон.
Ан-ан-ан — это барабан.
Ин-ин-ин — это магазин.
Задание 12. Знакомство с предлогами на, над.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул,
положить
книгу
на
диван,
поставить
чашку
на
стол...
и
объясняет
значение
предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал?
(Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех
этих предложениях?» (На)
Взрослый
предлагает
ребенку
выполнить
следующие
действия:
поднять
руку
над
головой,
поднять
куклу
над
столом...
Затем
взрослый
объясняет
значение
предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты
поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)
Составить предложения по картинкам:
Кот спит... (на окне).
Мальчик сидит... (на стуле).
Солнышко светит... (над домом).
Птица пролетает... (над деревом)...
Выбрать нужный предлог (на, над):
Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.
Составить предложения по опорным словам.
Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.
Задание 13. Знакомство со звуком [Н'].
Подобрать
родственные
слова
к
слову небо (небосвод,
небесный,
небушко).
Какой
одинаковый первый звук во всех этих словах?
Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с
колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»:
нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;
Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.
Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук
[Н'], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и
зеленый кружок с колокольчиком).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание
16.
Вклеить
в
тетрадь
картинки
с
изображениями
предметов,
в
названии
которых есть звук [Н'].
Задание 17. Выучить чистоговорки:
Ни-ни-ни — звонок, звони.
Ень-ень-ень — теплый день.
Задание 18. Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах:
Нина, нитки, ноты, носок, небо.
Назвать последний звук в словах:
стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги)
Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н']):
ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый
звук:
налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со
звуками [Н] и [Н
5
]).
Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях
найти слова со звуками [Н] и [Н']:
В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.
У носорога рог. Катя порвала нитку.
Задание 19. Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Н?
Игры с буквой.
Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из
букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.
нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.
НАТА И НИНА
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На,
Нина, вату.
Тема занятия: «Звук и буква Т». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - познакомить
детей со звуком и буквой Т; - научить характеризовать звук «Т» по акустическим и
артикуляционным признакам (согласный, глухой). Коррекционно-развивающие : - развивать
умение называть слова на заданный звук; - развивать умение определять место звука в слове; -
развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память. Коррекционно-воспитательные : -
воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку. Здоровьесберегающие: Предупредить
утомляемость детей во время занятия. Оборудование: Кукла Таня, зеркала,предметные картинки
(тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка), магнитная доска, интерактивная доска, проектор,
ноутбук, презентация РР со зрительной гимнастикой и игрой «На что похожа буква Т», схемы слов
и фишки для обозначения звуков, изображение буквы Т. Предварительная работа. Разучивание
пальчиковой гимнастики «Мы топали». Ход занятия: 1. Организационный момент. Стук в дверь.
Логопед открывает дверь, берет куклу. Логопед. Ребята, к нам на занятие пришла кукла Таня.
2.Упражнение «Новый звук».Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Логопед: Какой
звук вы услышали во всех словах ? Дети. Звук Т. Произнесение звука «Т» с наблюдением за
артикуляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы.
Логопед: - Значит звук «Т» какой? Дети: - Согласный. Логопед. Приложите руку к горлышку и
произнесите: «Т-Т-Т». Горлышко спокойно – значит звук «Т» - глухой. Логопед. А каким цветом
обозначается согласный звук Дети. Синим. Логопед: У Тани есть конверт, в котором она
приготовила задания для вас. 3.Игра «Поймай звук». Слушай, не зевай, Звук поймай. Логопед.
Если услышите звук «Т», хлопните в ладоши. -среди звуков: Т,Д,П,Т,К,В,Т. -среди слогов:
ТА,ДУ,ДО,ТЫ,ПЫ,ТУ. 4.Игра «Запомни, назови». Предъявить детям 6-7 картинок, названия которых
начинаются со звука «Т». Затем убрать их и попросить повторить, что было изображено на этих
картинках. (Тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка). 5. Упражнение с пробками « Мы
топали». Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. Взять пластмассовые крышки от
бутылок (4 штуки) надеть их, как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук. Шагать
пальцами, не отрывая«обувь» от стола, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым
проговариванием скороговорки. Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля
до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли! 6. Игра «Один - много». Логопед называет предмет в
единственном числе, а ребёнок во множественном. Топор - (топоры). Капитан - (капитаны).
Тарелка - (тарелки). Конфета - (конфеты). Таблетка - (таблетки) .Автобус - (автобусы). Туча - (тучи)
.Кофта - (кофты). Таз - (тазы) .Самолет - (самолеты). 7. Упражнение « Знакомство с буквой Т».
Логопед. Ответьте на вопрос, чем отличается звук от буквы Дети. Звук мы слышим и произносим, а
букву видим и пишем. Логопед. Кукла Таня принесла букву Т. Из каких элементов она состоит?
Дети. Из двух палочек: одна стоит вертикально, а другая сверху- горизонтально. Логопед. На что
похожа буква Т? (картинки-рисунки на интерактивной доске) Дети. На молоток, антенну, стол,
гвоздь и т.д. 8. Зрительная гимнастика (по Базарному) Логопед:А теперь мы отдохнем, встанем
рядом со стульчиками и сделаем гимнастику для глаз. На интерактивной доске демонстрируется
презентация «Зрительная гимнастика» , а дети следят глазами за маркерами. 9. Упражнение «
Читаем слоги».Дети по очереди читают слоги: АТ ОТ УТ ИТ 10. Игра «Мастерская букв». Детям
раздаются рабочие листы. Логопед. Найдите и обведите в словах букву Т синим карандашом. 11.
Заключительная часть Логопед. А теперь кукле Тане пора к другим ребятам. Скажем ей «Спасибо»
за интересные задания. (Логопед выносит куклу из кабинета) Проводится опрос о том, что дети
делали на занятии , что им больше всего понравилось(рефлексия)
Тема: « Три поросёнка. Звуки н, нь. »
Цель:
закрепление знаний о звуках [н], [нь].
Задачи:
- развивать фонематический слух;
-учить выделять звуки из состава слова,
- дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости;
-формировать навыки звукового анализа;
- учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
-упражнять в подборе слов-антонимов;
-развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику,
- дифференцировать ротовое и носовое дыхание, физиологическое и речевое дыхание;
- развивать голос, внимание, память, мышление.
Оборудование
: планшет, картинки с изображением трех поросят, волка, яблони, канавы,
дома; звуковые карточки, карандаши.
Ход занятия
. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»
- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.)
- Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми
хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи.
- Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.)
Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят.
- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф?
Какой первый звук в их именах? ([н], [нь])
Повторение характеристики звуков [н], [нь]. [н]- согласный, твердый, звонкий [нь]-
согласный, мягкий, звонкий
2. Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.
«Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты
голоса) Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают): Наф – Нуф
– Ниф Нуф – Ниф – Наф Ниф – Наф – Нуф
- Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах.
- Но вот наступила осень. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И наши
поросята решили построить себе дома.
Нужен дом для трёх друзей,
Чтобы было им теплей.
Быстро принялись за дело,
Строят ловко и умело.
Основная часть.
1. Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико-
грамматического строя речи.
-Весёлые поросята построили разные дома.
- Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой…? (соломенный)
- Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А молоточком он стучал
вот так: ни – ни – Ни - Нуф - Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у
него домик …(деревянный) Он стучал молоточком вот так: Ну – ну – ну
- Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней)
- И у него домик получился какой? …(каменный) Он стучал своим молоточком вот так: на –
На – на 2. Динамическая пауза:
Поросёнок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся, посмотрел на потолок,
А потом присел, нагнулся,
Осмотрел свой правый бок,
Улыбнулся и немножко поскакал,
И на место пошагал,
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок.
3. Дифференциация звуков [н], [нь].
а) Воспитание эмоциональной выразительности мимики.
- Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку.
Изобразите сердитого злого волка.
- Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам.
Дети с интонацией испуганных поросят произносят: «Ой-ой-ой!» - Со всех ног они
пустились наутек. Волк за ними.
б) – Бегут поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет,
поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их».
апельси… ко…
реме… осе…
бана… сока стака…
бараба… пе….
Дети добавляют звуки [н], [нь] и поднимают сигнальные фонарики.
- Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят.
А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.
Еще сильнее разозлился волк.
в) – Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. А на пути канава. Не
обойти, не перепрыгнуть. Ну-ка, стойте, поросятки! Куда бежите без оглядки? Мостик
через канаву построите И пройдете вперед Если скажите слова наоборот.
- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].
Дети подбирают антонимы к словам:
день - … земля - …
высоко - … верхний -…
налево - … вылить - …
- Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка
дрожит. 3.Пальчиковая гимнастика. «Замок» - Бегут поросятки, от страха тоненькие
хвостики мелко дрожат.
- Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили
Постучали и открыли! - Замок открылся.
Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к
дому. Стал на дверь дуть. Покажите как волк дул.
4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(2 раза)
5. Развитие чувства ритма. ( Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью
карандаша простой ритмический рисунок) «Постучим».
- Стал волк стучать в дверь. .. I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I
- Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси.
А поросята радостно запели песенку:
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернется к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!
Итог занятия. - Ребята, вы хорошо прошли все испытания, которые выпали на долю трёх
поросят. Они решили вас наградить за ваше мужество, умение и смекалку.
Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.
Коммуникация:
Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить
дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу.
Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового
анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в
именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание.
Социализация:
Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре,
доводить начатое дело до конца.
Здоровье:
Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный
аппарат, мелкую моторику рук.
Методы и приемы
: указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование:
карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных
цветов, буква Н, проектор.
Образовательные области:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация»,
«Здоровье».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются)
2. Эмоциональный настрой.
Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются
гостям). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы
научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим
3.Сообщение темы и цели занятия:
Ребята отгадайте загадки:
Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это?
(конь)
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос тыщу рос.
(слон)
Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь)
Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н.
4. Работа над новой темой.
а) Акустико – артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:
Звук Н – согласный, звонкий, твердый
Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий
б) Развитие фонематического слуха
Игра «Повтори»
На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня
в)
Произношение
чистоговорок
.
На-на-на Но-но-но
На холме сосна. На дворе темно.
Ны-ны-ны Онь-онь-онь
На небе нет луны. Зажигай огонь.
У Наты и Нины сегодня именины.
Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.
г) Связь звуков и букв
Буква Н, сказать всем можно,
Очень на кровать похожа.
Отыскивание буквы в разрезных азбуках.
5. Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного,
среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
6. Закрепление:
а)
Обведение по контуру и печатание буквы
Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху
вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем
две палочки посередочке).
б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:
НА НО НИ НЫ НУ
в) Звуковой – анализ слова Нина.
Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов.
7. Гимнастика для глаз
Предьставтье,
мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
8. Работа над предложением
Составьте из слов предложения по опорным словам:
Надя – песни Нина — сон Наташа — коньки
Надо на носочки встать.
10. Закрепление
а)
Игра «Найди лишнюю букву»
(по индивидуальным карточкам)
Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?
Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
б)
Игра «Найди слова со звуком «Н»
Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н — Нь.
11. Итог занятия
С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть
твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с
какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).
Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.