Напоминание

Класс Земноводные или Амфибии


Автор: Фролова Венера Сагитовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№17 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область, город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка урока биологии 7 класс
Тема: Класс Земноводные или Амфибии
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока: Класс Земноводные или Амфибии.
(по программе В.В. Пасечника)
ТДЦ
:
Познавательная
: используя проблемный подход раскрыть особенности строения и образа жизни земноводных, связанных с приспособленностью к обитанию в воде и на суше.
Развивающая
: развивать логическое мышление, способность эмоционально откликаться на полученную информацию, владение навыками дискуссии.
Воспитательная
: формирование единой картины мира, бережного отношения к земноводным.
Общедидактическая
цель: создать условия для осознания уже изученного материала о Хордовых животных и получение новой учебной информации о Земноводных; способствовать осмыслению связи учебного материала об особенностях строения Рыб и Земноводных.
Тип урока
: изучение нового материала
Методы
: проблемный
Формы:
групповая работа, индивидуальная
Оборудование
: презентация, влажный препарат «Лягушка», скелет лягушки, скелет костистой рыбы, таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка».
Ключевые понятия:
Отряды безногие, бесхвостые, хвостатые.
Размещение обучающихся в кабинете:
5 групп, примерно по 5-6 человек. Технологическая карта урока Этапы Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Урока Технологии 1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно- познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Учитель: Изучив кл. Рыбы, вы узнали, что эти животные очень хорошо приспособлены к водной среде, в которой они обитают. Но, в процессе эволюции животные стали осваивать другие среды. Посмотрите на слайд
(№1 «Лягушка»
), что это за животное и где оно обитает? Как называется группа ходовых животных, обитающих и в воде и на суше? Почему именно они смогли выйти на сушу? Как вы думаете, что же мы сегодня будем изучать? Обучающиеся: рассмотрев слайд, дают ответы на поставленные учителем вопросы, формулируют тему урока «Земноводные». Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей. Учащиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цели урока: раскрыть особенности строения и образа жизни земноводных, связанные с приспособленностью к обитанию в воде и на суше. 4. Усвоение новых знаний и способов действий Постановка проблемы и создание проблемной ситуации Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Учитель: Итак, какую же проблему мы сегодня должны решить к концу урока? Учащиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему: Почему земноводные смогли «выйти» на сушу? Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ Учитель в ходе фронтальной беседы направляет деятельность учащихся на обсуждение проблемы. Учащиеся высказывают собственное мнение о наличии каких-то особенностей строения, поведения и процессов жизнедеятельности земноводных, позволивших им проживать и на земле и на суше.
Выдвижение гипотезы Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: если бы земноводные не имели приспособлений, то смогли бы они выжить в наземно-водной среде обитания. Учащиеся формулируют гипотезу: если бы земноводные не имели приспособлений, то смогли бы они выжить в наземно-водной среде обитания. Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы Учитель предлагает работу в группах с целью выполнения заданий для поиска доказательства или опровержения сформулированной гипотезы. Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам (
приложение№1
): 1. Среда обитания и особенности внешнего строения 2 Особенности внутреннего строения в отличие от рыб 3.Размножение 4.Многообразие 5.Значение земноводных Работа в группах, получение продукта от группы Координирует, стимулирует работу групп. Учащиеся выполняют задания и вносят найденный материал в соответствующую строку в начатой на предыдущем уроке таблицу (
приложение «2
). Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.) Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп. Представитель каждой группы рассказывает всему классу результаты своей работы. Учащиеся обобщают задания в таблицу, дополняя ее по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы своих групп.
Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу; 2) поставленная проблема решена или нет. Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы. Учащиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы. Значит, поставленная проблема решена. 5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайдов (
слайды№2-15
) через ответы на вопросы (
приложение №3
) и комментирование Учащиеся комментируют содержание слайдов, отвечают на предложенные вопросы по изученному материалу. 6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Задания (тест) на
слайдах № 18-20
Самооценка. 9. Подведение итогов занятий Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Учитель: подведем итоги нашей работе. Сегодня мы выявили особенности животных, которые приспособлены к жизни в воде и на суше.
(слайд № 16,17)
Учащиеся в беседе делают вывод о решении поставленной проблемы. Действительно земноводные, на примере лягушки, имеют приспособления к наземной и водной среде, что позволило им освоить сушу. (
слайд №8
) 10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, Учитель:  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?  Как вы сегодня изучали Учащиеся отвечают на вопросы учителя, составляют предложенные группам буриме (
приложение№4
), читают свои
общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. материал, что вам понравилось в работе в группах?  Чем вам помогли слайды, таблицы, влажные препараты?  Давайте в каждой группе составим буриме по изученной нами теме. стихи всему классу. 11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Изучить § 24, ответить устно на вопросы к нему (стр. 121). Придумать и записать в тетради 3 вопроса – что бы вы еще хотели узнать о земноводных? Записывают в дневники д/з и проверяют записи друг у друга в парах.


В раздел образования