Автор: Сидорова Ольга Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Радуга" Населённый пункт: с. Янтиково Чувашской Республики Наименование материала: статья Тема: Игра - средство воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
Игра – средство воспитания дошкольников
Органической частью методики обучения и воспитания детей является игра. Родившись в
далекой древности, она дошла до нашего времени, сохранив свою основную функцию: через игру
ребенок включается в социальные межличностные отношения и приобретает первоначальные
основы социального опыта.
Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости
люди помнят, во что играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни
человека?
Игра — явление многофункциональное. Не секрет, что с помощью игры мы приучаем ребенка к
труду. В.Н. Терский отмечал, что игра – деятельность ребенка, постепенно перерастающая в
трудовую деятельность. Отличие от труда обычно видят в том, что, трудясь, человек создает
материальные ценности, а играя, таковых не создает. Но дети способны и в процессе игры
создавать материальные ценности. И это очень хорошо, если игра перерастает в труд, и в тоже
время труд не теряет прелести игры.
Воспитывая в ребенке черты честного труженика, любящего труд, мы очень широко
использовали игры, так как в хороших играх скорее и лучше всего можно воспитывать любовь к
труду и привычку понимать значение слов «надо» и «нельзя» и умение выполнять эти требования.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим
средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организу-
емый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной
степени происходит именно при использовании ее, как средства воспитания.
Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и
планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко опреде-
ляет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы
проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А.
С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-
познавательная
ценность
содержания,
полнота
и
правильность
отражаемых
представлений;
целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; под-
чинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных
детей
и
всех
играющих;
целенаправленное
использование
игрушек
и
игровых
материалов;
доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание,
чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и фи-
зического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в
игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда
знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются
недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях
выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во
время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но
и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они
под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения
к социалистической действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам об-
щественного
поведения,
проверяет,
как
они
усвоены,
и
закрепляет
их.
В
игре
и
через
игру
воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива,
выдержка.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на
каждого
ребенка.
Становясь
участником
игры,
ребенок
сталкивается
с
необходимостью
согласовывать
свои
намерения
и
действия
с
другими,
подчиняться
правилам,
которые
устанавливаются в игре.
Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние.
Н.
К.
Крупская
писала:
«Есть
игры,
вырабатывающие
жестокость,
грубость,
разжигающие
национальную
ненависть,
плохо
действующие
на
нервную
систему,
вызывающие
азарт,
тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю,
воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д.».
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных
игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к
хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям
смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать
им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.
Воспитатель широко использует игру как средство физического воспитания. Большинство игр
требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и
глубокому обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной
осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что
игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства
игра может принести вред физическому развитию детей. Иногда они переутомляются, находясь
продолжительное время в одной и той же позе (сидение на корточках) или, наоборот, чрезмерно
много
двигаясь.
Поэтому
воспитатель
прежде
всего
заботится
о
соблюдении
гигиенических
условий для игр детей.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность
физического развития дошкольников. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а
положительное
эмоциональное
состояние
—
это
залог
полноценного
физического
и
нервно-
психического
развития
ребенка
и
вместе
с
тем
условие
воспитания
жизнерадостного,
доб-
рожелательного характера.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают
окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение — создание
образов
на
основе
ранее
полученных
впечатлений.
В
содержание
многих
игр
включаются
знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические
переживания
детей.
Нередко
в
играх
они
украшают
свои
постройки,
используют
элементы
ряжения, что содействует воспитанию художественного вкуса.
Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Воспитания в детских дошкольных учреждениях формирует у будущих россиян чувство
коллективизма, подготавливает их к будущей жизни.
Дети – это наше будущее, дети – это наша надежда на будущее, поэтому сегодня мы должны
уделять максимум внимания на воспитание молодого поколения.
Сегодняшние дети легко приобщаются к техническим средствам и средствам информационных
технологий, а будущее открывает нам новые горизонты науки и прогресса, и именно наши дети
сыграют ведущую роль в продвижении человечества к совершенству.
Воспитание нравственных чувств уже в детском дошкольном учреждении, формирование
коллективизма,
а
также
творческое
и
трудовое
воспитание
сыграют
положительную
роль
в
будущей жизни человека. Именно в детском саду дети учиться понимать, слушать и уважать
старших, постигают истину понятий: хорошо, плохо, нельзя; в дальнейшем становятся более
общительны со сверстниками и самостоятельны.
Воспитание в детском дошкольном учреждении готовит ребёнка к школе, где существует совсем
другая атмосфера, отличная от домашней. Именно воспитание в детском дошкольном учреждении
облегчает ребёнку процесс адаптации в школе.