Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении
Автор: Корниенко Елена Алексеевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ "Санталовская СШ" Населённый пункт: Тульская область Ясногорский район п.Санталовский Наименование материала: Методическая разработка Тема: Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении Раздел: среднее образование
Разработала: учитель технологии
Разработала: учитель технологии
Муниципального общеобразователь-
Муниципального общеобразователь-
ного учреждения «Санталовская сред-
ного учреждения «Санталовская сред-
няя общеобразовательная школа»
няя общеобразовательная школа»
Корниенко Елена Алексеевна
Корниенко Елена Алексеевна
«Внимание, как
«Внимание, как
психический процесс,
психический процесс,
важный для
важный для
профессионального
профессионального
самоопределения».
самоопределения».
Психические
Психические
процессы человека:
процессы человека:
мышление;
мышление;
представление;
представление;
воображение;
воображение;
память;
память;
ощущение и восприятие;
ощущение и восприятие;
внимание
внимание
Внимание -
Внимание -
направленность и
направленность и
сосредоточенность психической
сосредоточенность психической
деятельности человека на
деятельности человека на
объектах, имеющих для
объектах, имеющих для
личности определённую
личности определённую
значимость.
значимость.
Виды и характеристики
внимания
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
Наиболее простое,
генетически исходное,
пассивное, присуще
человеку и животно-
му.
Имеет более сложную
структуру, активное,
присуще только чело-
веку, проявляется в
форме волевого уси-
лия, т.е.человек сам,
направляет свою де-
ятельность на что-то.
Возникает на основе
увлечённости. Интерес к
делу так велик, что воле-
вое усилие отсутствует.
Тест «Расстановка чисел»
Тест «Расстановка чисел»
Начертите на листе бумаги
Начертите на листе бумаги
квадрат, такой же, как на экране,
квадрат, такой же, как на экране,
но с пустыми клетками. В
но с пустыми клетками. В
течение двух минут расставьте в
течение двух минут расставьте в
них в возрастающем порядке и
них в возрастающем порядке и
построчно числа из всей
построчно числа из всей
таблицы, приведённой здесь.
таблицы, приведённой здесь.
16
16
37
37
98
98
29
29
54
54
80
80
92
92
46
46
59
59
35
35
43
43
21
21
8
8
40
40
2
2
65
65
84
84
99
99
7
7
77
77
13
13
67
67
60
60
34
34
18
18
2
2
7
7
8
8
13
13
16
16
18
18
21
21
29
29
34
34
35
35
37
37
40
40
43
43
46
46
54
54
59
59
60
60
65
65
67
67
77
77
80
80
84
84
92
92
98
98
99
99
К
А
Ч
Е
С
Т
В
А
В
Н
И
М
А
Н
И
Я
объём
концентрация
устойчивость
переключение
распределение
Количество объектов,
которые могут быть
охвачены вниманием
одновременно.
Степень сосредото-
ченности на объекте.
Длительное сосредо-
точение внимания на
объекте.
Намеренный перенос
внимания с одного
объекта на другой.
Возможность удержи-
вать в сфере внима-
ния одновременно
несколько объектов;
выполнять несколько
различных видов
действий.
Машинистка, телегра-
фист, стенографист,
диктор, корректор и др.
Микробиолог, хирург,
скульптор, токарь,
часовой мастер и др.
Чертёжник, художник,
фрезеровщик, швея,
конструктор и др.
Воспитатель детского
сада, следователь,
продавец, учитель и др
Оператор, педагог, во-
дитель, наладчик и др.
П
Р
О
Ф
Е
С
С
И
И
В десятку
самых востребованных профессий
ближайшего будущего попадут:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Прогрммисты
Нанотехноло-
гии
Маркетинг и
продажи
Логистика
Экология
Медицинские
специальности
Химия
Профессии
сферы обслу-
живания
Спец-ти на стыке
электроники и
биотехнологий
Инженерные
специальности
Условия развития
Условия развития
внимательности
внимательности
1. Приучаться работать в
1. Приучаться работать в
разнообразных условиях,
разнообразных условиях,
не поддаваясь влиянию
не поддаваясь влиянию
отвлекающих факторов,
отвлекающих факторов,
уметь сконцентрировать
уметь сконцентрировать
внимание.
внимание.
2. Всегда выполнять работу
2. Всегда выполнять работу
активно, ответственно,
активно, ответственно,
сосредоточенно.
сосредоточенно.
3. Браться за интересную,
3. Браться за интересную,
трудную, но посильную
трудную, но посильную
работу.
работу.
4. Тренировать професси-
4. Тренировать професси-
ональное внимание.
ональное внимание.
5. Повышать устойчивость
5. Повышать устойчивость
внимания.
внимания.
6. Тренировать внимание
6. Тренировать внимание
так, чтобы удерживать в
так, чтобы удерживать в
поле деятельности
поле деятельности
одновременно несколько
одновременно несколько
объектов и при этом
объектов и при этом
сохранять высокий темп
сохранять высокий темп
работы.
работы.
7. Уметь переключать
7. Уметь переключать
внимание, чередуя вид
внимание, чередуя вид
деятельности или её
деятельности или её
цели.
цели.