Напоминание

Педагогическая технология проектирования


Автор: Капаева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №41 с. Чернуха
Населённый пункт: Нижегородская область, Кстовский район
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая технология проектирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Выполнила воспитатель МБДОУ д/с №41 см. Чернуха Капаева Елена Александровна 2016 год
Слово «проект» –от лат., означает “выброшенный вперёд”, «выступающий», «бросающийся й вперёд» (этимологический словарь). Метод проектов можно представить: 1- как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, 2- как способ взаимодействия с окружающей средой, 3- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛЮБОЙ ТЕХНОЛОГИИ
• концептуальность - авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи) • системность - целостность предмета деятельности и процесса • управляемость - руководство деятельностью от цели до результата • эффективность - качество результатов при наименьших затратах • воспроизводимость - возможность повторения в других условиях
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом

этих действий, то есть является педагогической технологией

ПРОЕКТ-это « пять П»
1 – Проблема 2 - Проектирование (планирование) 3 - Поиск информации 4 – Продукт 5 – Презентация Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Типология проектов в ДОУ( по Е.С. Евдокимовой)

По

доминирующей

деятельности
(исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные); 
По характеру содержания
(ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности); 
По характеру участия ребенка в проекте
(Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов); 
По характеру контактов
(внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями); 
По количеству участников
(индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) 
По продолжительности (
краткосрочный – 1-2 нед, месяц; средней продолжительности – 2-4 мес.; долгосрочный – учебный год).
Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей Исследова- тельско- творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст Ролево- игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- Со второй младшей группы
своему поставленные проблемы Информацион но-практико- ориентиро- ванный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на с о ц и а л ь н ы е и н т е р е с ы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы
Основные требования

к использованию метода проектов
 Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;  Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;  Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;  Практическая, теоретическая психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов;  Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
Структура проекта, адаптированная к ДОУ
1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени 2- Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы)  К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)  В каких источниках можно найти информацию  Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)  С какими предметами научиться работать для достижения цели 3- Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы) 4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)
Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы



Этапы

Содержание
1 Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатор – воспитатель. 2 Планирование «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Со с т а вл е н и е « Пау т и н ки » (в и д ы д е я т е л ь н о с т и , направленные на реализацию проекта) Составление системной «Паутинки» (базовые знания) Планирование проектов (конечный продукт) Календарное планирование 3 Реализация проекта Задача воспитателя: -организация деятельности детей в центрах активности, -оснащение их оборудованием и материалами
в соответствии с темой проекта 4 Презентация Презентация конечного продукта 5 Завершение проекта Анализ Подведение итогов Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы
Работа над проектом

Распределение деятельности педагога и детей (материал Л.С. Киселевой)
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 1-й этап 1. Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта (см. структуру проекта) 2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию) 3. Формулирует задачи (нежёстко) 1. Вхождение в проблему 2 . В ж и в а н и е в и г р о в у ю ситуацию 3. Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта 2-й этап 1. Помогает в решении задачи 2.Помогает спланировать деятельность 3. Организует деятельность 1. Объединение в рабочие группы 2. Распределение ролей и видов деятельности 3-й этап 1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей) 2. Курирует осуществление проекта (направляет и контролирует) 1.Приобретение специфических ЗУН, опыт а творче ства и ценностного отношения к изучаемому, к деятельности, ее участникам и себе 4-й этап 1. Подготовка к презентации проекта 2. Презентация 1. Подготовка продукта Деятельности к презентации 2. Представление (зрителям или э к с п е р т а м ) п р о д у к т а деятельности
Общие задачи развития детей в проектной деятельности.
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей - развитие познавательных способностей - развитие творческого воображения - развитие творческого мышления - развитие коммуникативных навыков Младший дошкольный возраст  Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);  Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);  Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст  Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;  Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;  Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы работы педагога над проектом

с детьми дошкольного возраста

1. Выбор темы и создание план-схемы проекта

2. Реализация проекта

3. Презентация

4. Рефлексия достижений и проделанной работы

Первый этап – Выбор темы и создание плана – схемы
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности Один из способов введения в тему - модель “трёх вопросов”: ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают. План (тема проекта) Источники новых знаний т. е. средства
Диалог педагога с детьми способствует:
 развитию саморефлексии ребёнка, оценки имеющихся знаний  приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере,  развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
 педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей/интересов детей, вовлекает их в решение проблемы  намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей)  обсуждает план с семьями на родительском собрании  обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ  вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта  собирает информацию, материал
Второй этап – Реализация проекта

Проект

реализуется

через

различные

виды

деятельности
(творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов
Исследовательская активность организуется за счет:
 проблемного обсуждения (помогает обнаруживать всё новые проблемы),  использования операций сравнения и сопоставления,  проблемного изложения информации педагогом,  организации опытов и экспериментов,
Последовательность работы педагога на данном этапе:
 проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение (это мероприятия основной части проекта),  даёт домашние задания родителям и детям,  поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.)
Третий этап – Презентация проекта

В основу презентации
важно заложить
материальный продукт, имеющий ценность для детей


В ходе создания продукта
раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта
Задача воспитателя - создать условия
для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В

процессе

своего

выступления
перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
 организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.),  составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;  подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы)
Четвертый этап – Рефлексия

Обсуждение проекта с детьми:

1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?

2. Что вас удивило?

3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?

4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?

5. Что бы вы хотели узнать (изменить)?

Т.о., в проектной деятельности
 формируется субъектная позиция ребёнка,  раскрывается его индивидуальность,  реализуются интересы и потребности, что в свою очередь  способствует личностному развитию ребёнка Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Анализ эффективности проектной деятельности

для развития детей (мониторинг)
Показатели мониторинга: 1). Владение способами познавательной деятельности 2). Умение использовать различные источники информации 3). Коммуникативные и адаптивные умения работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям 4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план Критерии бинарные: + или – (+ владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес), (– не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности нет) № Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4 Баллы 1 В…….. .П…………….. 2 Д………Г…………….. 3 К………И……………… Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D ГДЕ: А – КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ. В – МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: А*4. С – ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ. D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА ПРИМЕР: А – 20 детей; В – 20*4 = 80; С – 36 баллов 100% / 80 * 36 = 45% - процент успеха в проектной деятельности
Паспорт проекта (вариант)
1-Тема проекта
2- Цель проекта: 3- Задачи: 4- Вид проекта: творческий или др. 5- Время реализации проекта (краткосрочный, средне- , долгосрочный) 6- Участники проекта (дети группы, родители, воспитатели и др.) 7- Предполагаемый результат (по детям - соответственно цели и задачам) 8- Продукт проектной деятельности (материализованный) 9- Презентация проекта (форма представления результатов)
Методические рекомендации

к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой
)
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей; 2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели); 3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей); 4. Обсудить план с семьями; 5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск); 6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте; 7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми); 8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта; 9. Дать домашние задания родителям и детям; 10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения); 11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.); 12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Рекомендации по подготовке к презентации проекта
Выступление с презентацией необходимо построить следующим образом: 1- Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта. 2- Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения. 3- Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта. 4- Продемонстрировать найденное решение. 5- Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом. 6- Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение. 7- Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.
Вопросы к рефлексии:
Почему технология проектирования стала актуальной в работе с дошкольниками?  Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях Вашего ДОУ? Почему?  В чем вы видите трудности для коллектива? Для детей? Для себя?  Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании? Нужно ли ее поощрять? Контролировать? В какой степени?  Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным?  Использовали ли вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то где именно? Каковы результаты? Литература:
1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис- пресс, 2008. — 208 с. 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. 3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с. 4. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 214 с.: ил. 5. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/авт.-сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.


В раздел образования