Автор: Капаева Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №41 с. Чернуха Населённый пункт: Нижегородская область, Кстовский район Наименование материала: Статья Тема: Педагогическая технология проектирования Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Выполнила воспитатель
МБДОУ д/с №41 см. Чернуха
Капаева Елена Александровна
2016 год
Слово «проект» –от лат., означает
“выброшенный вперёд”, «выступающий», «бросающийся й вперёд»
(этимологический словарь).
Метод проектов можно представить:
1-
как
способ
организации
педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника,
2- как способ взаимодействия с окружающей средой,
3- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛЮБОЙ ТЕХНОЛОГИИ
• концептуальность - авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи)
• системность - целостность предмета деятельности и процесса
• управляемость - руководство деятельностью от цели до результата
• эффективность - качество результатов при наименьших затратах
• воспроизводимость - возможность повторения в других условиях
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом
этих действий, то есть является педагогической технологией
ПРОЕКТ-это « пять П»
1 – Проблема
2 - Проектирование
(планирование)
3 - Поиск информации
4 – Продукт
5 – Презентация
Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы,
отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Типология проектов в ДОУ( по Е.С. Евдокимовой)
По
доминирующей
деятельности (исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие, практико-ориентированные);
По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок
и общество и его культурные ценности);
По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения
до получения результатов);
По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);
По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
По продолжительности ( краткосрочный – 1-2 нед, месяц; средней продолжительности – 2-4 мес.;
долгосрочный – учебный год).
Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
Тип проекта
Содержание
Возраст детей
Исследова-
тельско-
творческий
Дети экспериментируют, а
затем
оформляют результаты в виде
газет,
драматизации,
детского
дизайна
Старший дошкольный
возраст
Ролево-
игровой
Используются элементы
творческих
игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают
по-
Со второй младшей
группы
своему поставленные
проблемы
Информацион
но-практико-
ориентиро-
ванный
Дети собирают информацию и
реализуют ее, ориентируясь на
с о ц и а л ь н ы е
и н т е р е с ы
(оформление и дизайн группы,
витражи и др.)
Со средней группы
Творческий
Оформление результата работы
в
виде детского праздника,
детского
дизайна и т. п.
Со второй младшей
группы
Основные требования
к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность
действий;
Практическая, теоретическая психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов;
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
Структура проекта, адаптированная к ДОУ
1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для
них задачу на определенный отрезок времени
2- Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия
конструирования системы)
К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
В каких источниках можно найти информацию
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)
С какими предметами научиться работать для достижения цели
3- Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели
системы)
4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)
Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы
№
Этапы
Содержание
1
Выбор темы
проекта
Удовлетворение
интересов
и
потребностей
ребёнка,
запросов родителей. Инициатор – воспитатель.
2
Планирование
«Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как
узнать?)
Со с т а вл е н и е
« Пау т и н ки »
(в и д ы
д е я т е л ь н о с т и ,
направленные на реализацию проекта)
Составление системной «Паутинки» (базовые знания)
Планирование проектов (конечный продукт)
Календарное планирование
3
Реализация
проекта
Задача воспитателя:
-организация деятельности детей в центрах активности,
-оснащение их оборудованием и материалами
в соответствии с темой проекта
4
Презентация
Презентация конечного продукта
5
Завершение
проекта
Анализ
Подведение итогов
Поэтапное развитие проектной деятельности
в рамках темы
Работа над проектом
Распределение деятельности педагога и детей (материал Л.С. Киселевой)
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
1-й этап
1. Формулирует проблему, цель,
определяет продукт проекта
(см. структуру проекта)
2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию)
3. Формулирует задачи (нежёстко)
1. Вхождение в проблему
2 .
В ж и в а н и е
в
и г р о в у ю
ситуацию
3. Принятие задачи
4.Дополнение задач проекта
2-й
этап
1. Помогает в решении задачи
2.Помогает спланировать деятельность
3. Организует деятельность
1.
Объединение
в
рабочие
группы
2. Распределение ролей
и видов деятельности
3-й
этап
1. Практическая помощь
(по необходимости, в зависимости
от возраста детей)
2.
Курирует
осуществление
проекта
(направляет и контролирует)
1.Приобретение
специфических
ЗУН,
опыт а
творче ства
и
ценностного отношения
к изучаемому, к деятельности, ее
участникам и себе
4-й
этап
1. Подготовка к презентации
проекта
2. Презентация
1. Подготовка продукта
Деятельности к презентации
2. Представление (зрителям или
э к с п е р т а м )
п р о д у к т а
деятельности
Общие задачи развития детей в проектной деятельности.
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- развитие познавательных способностей
- развитие творческого воображения
- развитие творческого мышления
- развитие коммуникативных навыков
Младший дошкольный возраст
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
Старший дошкольный возраст
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а
затем и самостоятельно;
Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной
задачи, с использованием различных вариантов;
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы работы педагога над проектом
с детьми дошкольного возраста
1. Выбор темы и создание план-схемы проекта
2. Реализация проекта
3. Презентация
4. Рефлексия достижений и проделанной работы
Первый этап – Выбор темы и создание плана – схемы
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить
план познавательной деятельности
Один из способов введения в тему - модель “трёх вопросов”:
ЧТО ЗНАЮ?
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
КАК УЗНАТЬ?
Содержание, то что дети уже
знают.
План (тема проекта)
Источники новых знаний т. е.
средства
Диалог педагога с детьми способствует:
развитию саморефлексии ребёнка, оценки имеющихся знаний
приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере,
развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей/интересов детей, вовлекает их в решение
проблемы
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей)
обсуждает план с семьями на родительском собрании
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ
вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта
собирает информацию, материал
Второй этап – Реализация проекта
Проект
реализуется
через
различные
виды
деятельности (творческую,
экспериментальную,
продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов
Исследовательская активность организуется за счет:
проблемного обсуждения (помогает обнаруживать всё новые проблемы),
использования операций сравнения и сопоставления,
проблемного изложения информации педагогом,
организации опытов и экспериментов,
Последовательность работы педагога на данном этапе:
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение
(это мероприятия основной части проекта),
даёт домашние задания родителям и детям,
поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей
и родителей
(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.)
Третий этап – Презентация проекта
В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения,
полученные в ходе реализации
проекта
Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей
работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В
процессе
своего
выступления перед
сверстниками,
ребёнок
приобретает
навыки
владения
своей
эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.),
составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;
подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании,
обобщение опыта работы)
Четвертый этап – Рефлексия
4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?
5. Что бы вы хотели узнать (изменить)?
Т.о., в проектной деятельности
формируется субъектная позиция ребёнка,
раскрывается его индивидуальность,
реализуются интересы и потребности, что в свою очередь
способствует личностному развитию ребёнка
Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Анализ эффективности проектной деятельности
для развития детей (мониторинг)
Показатели мониторинга:
1). Владение способами познавательной деятельности
2). Умение использовать различные источники информации
3). Коммуникативные и адаптивные умения работать в сотрудничестве,
принимать чужое мнение, противостоять трудностям
4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план
Критерии бинарные: + или – (+ владеет, умеет, пользуется, проявляет
интерес), (– не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной
деятельности нет)
№ Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4 Баллы
1 В…….. .П……………..
2 Д………Г……………..
3 К………И………………
Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D
ГДЕ:
А – КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ.
В – МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: А*4.
С – ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ.
D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА
ПРИМЕР: А – 20 детей; В – 20*4 = 80; С – 36 баллов
100% / 80 * 36 = 45% - процент успеха в проектной деятельности
Паспорт проекта (вариант)
1-Тема проекта
2- Цель проекта:
3- Задачи:
4- Вид проекта: творческий или др.
5- Время реализации проекта (краткосрочный, средне- , долгосрочный)
6- Участники проекта (дети группы, родители, воспитатели и др.)
7- Предполагаемый результат (по детям - соответственно цели и
задачам)
8- Продукт проектной деятельности (материализованный)
9- Презентация проекта (форма представления результатов)
Методические рекомендации
к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой )
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
4. Обсудить план с семьями;
5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);
8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;
9. Дать домашние задания родителям и детям;
10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей
(поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);
11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома
и т.п.);
12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе,
провести обобщение опыта.
Рекомендации по подготовке к презентации проекта
Выступление с презентацией необходимо построить следующим образом:
1- Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта.
2- Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта,
выбранный путь решения.
3- Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.
4- Продемонстрировать найденное решение.
5- Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.
6- Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы,
адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
7-
Речь
должна
быть
четкой,
эмоциональной,
органично
сопровождаться
демонстрацией
наглядного
материала.
Вопросы к рефлексии:
Почему технология проектирования стала актуальной в работе с дошкольниками?
Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях Вашего ДОУ? Почему?
В чем вы видите трудности для коллектива? Для детей? Для себя?
Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании? Нужно ли ее поощрять? Контролировать?
В какой степени?
Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным?
Использовали
ли
вы
когда-нибудь
при
организации
деятельности
детей
технологию,
аналогичную
проектной? Если да, то где именно? Каковы результаты?
Литература:
1.
Виноградова,
Н.
А.
Образовательные
проекты
в
детском
саду.
Пособие
для
воспитателей
/
Н.А.
Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис- пресс, 2008. — 208 с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
4. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград:
Учитель. – 214 с.: ил.
5. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/авт.-сост. Т. В.
Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.