Методическая разработка образовательной деятельности по познава-тельному развитию на тему: "Путешествие в царство Дедушки Мороза" (для детей старшей группы)
Автор: Лукьянова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 6 "Здоровье" Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ставрополь Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическая разработка образовательной деятельности по познава-тельному развитию на тему: "Путешествие в царство Дедушки Мороза" (для детей старшей группы) Раздел: дошкольное образование
«Педагогическая находка»
Лукьянова Ирина Николаевна
Ставропольский край
Методическая разработка образовательной деятельности по познава-
тельному развитию на тему: «Путешествие в царство Дедушки Мороза»
(для детей старшей группы)
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению через экспериментирование.
Задачи:
- воспитывать чувство взаимопонимания и взаимовыручки, активно воздей-
ствуя в паре и подгруппе;
- развивать способность анализировать, выдвигать предположение, интересо-
ваться и выявлять причинно-следственные связи;
- продолжать знакомить детей с водой и её свойствами;
- актуализировать навыки и правила элементарного экспериментирования;
- обогатить пассивный словарь детей новыми словами.
Интеграция
образовательных
областей: познавательное развитие, соци-
ально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстети-
ческое развитие.
Работа над словарем: железо, клад, кладоискатели, тайнопись и т.д.
Методы:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Виды
детской
деятельности: социально-познавательная, эксперименталь-
ная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты:
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны до-
говариваться, учитывать интересы других;
- различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным пра-
вилам;
- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и
желания;
- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои
движения и управлять ими;
- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, ин-
тересуются
причинно-следственными
связями,
пытаются
самостоятельно
придумывать объяснения поступкам людей, склонны наблюдать, эксперимен-
тировать;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на сои знания и уме-
ния, проявляют желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые зна-
ния.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятель-
ности: медиаоборудование, презентация, письмо, настольная лампа, бутылка
с ключиком, магнит, сундук.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
1. Организационный.
Воспитатель:
Ребята, я хочу вас научить здороваться необычно (слайд 1, 2). Подойдите ко
мне и повторяйте вместе со мной (вместе с воспитателем дети выполняют
движения)
Скажем «Здравствуйте» руками ( дети машут руками из стороны в сторо-
ну).
Скажем «Здравствуйте» глазами ( дети моргают глазами).
Скажем «Здравствуйте» мы ртом (дети широко улыбаются).
Встанем в круг и улыбнемся.
Воспитатель:
Ребята, идя в детский сад, я нашла необычный конверт, посмотрите какой он
красивый! Ой, а в нём письмо, давайте его прочтём? Кто же нам его прислал?
(воспитатель вскрывает письмо и читает) (слайд 3).
«Здравствуйте, ребята! Я – Снегурочка. Я внучка и помощница Дедушки Мо-
роза. В письме я спрятала карту, с помощью которой вы сможете попасть в
резиденцию моего дедушки – в волшебный город – Великий Устюг!. Здесь
Дедушка Мороз надёжно спрятал свои подарки в сундуке. Найти их вам по-
может ваше умение думать, запоминать и рассказывать. Во время путеше-
ствия вы будете получать непростые и интересные задания. Если вы успешно
пройдёте все препятствия, то сможете найти замечательные подарки, кото-
рые Дедушка Мороз приготовил для вас! (слайд 4).
2. Мотивационный.
Воспитатель:
Скажите, как называют людей, которые ищут клад? (ответы детей). Пра-
вильно, кладоискатели. Значит, кем мы сегодня с вами будем, и что будем де-
лать? (выслушивает предположения детей)
Воспитатель:
Как вы думаете, какими качествами должны обладать кладоискатели? (выслу-
шиваются идеи детей, поддерживается их инициатива). Быть храбрыми,
ничего не бояться, а самое главное внимательно слушать и всё запоминать!
3. Образовательный.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю прямо сейчас отправиться на поиски подарков.
Скажите, на каком виде транспорта мы можем добраться до Великого Устю-
га? Города, где живет Дедушка Мороз? (выслушиваются предположения де-
тей).
Какие вы у меня молодцы, сколько интересных вариантов предложили!
Воспитатель:
А вот Снегурочка предлагает отправиться в гости к Дедушке Морозу на том,
что изображено на картинке! (ребята вместе с воспитателем подходят к
столу, на котором лежит простой чистый лист).
Воспитатель:
Только почему-то она оставила обычный белый лист, на котором ничего нет!
Посмотрите, а ведь Снегурочка прислала тайную картинку. Ребята, а я знаю,
как тайную картинку сделать явной, а вы догадались? (выслушиваются отве-
ты детей, их предположения).
Опыт: «Тайнопись».
Материалы: настольная лампа, белый лист, молоко, кисть.
Ход опыта: белый лист, на котором заранее молоком нарисован рисунок, под-
носится к лампе. При помощи света на листе проявляется картинка.
Воспитатель:
На столе стоит настольная лампа. Включаем её и аккуратно подносим к ней
чистый белый лист. ( На листе молоком нарисованы сани с лошадьми).
Воспитатель :
Что произошло? (дети высказывают предположения, а затем опытным
путём определяют, что с помощью лампы на листе бумаги проявляется кар-
тина, нарисованная молоком. При необходимости воспитатель оказывает
детям помощь).
Воспитатель:
И что же там нарисовано? (ответы детей). На чём нам предлагает отпра-
виться в путешествии Снегурочка? (предположение детей).
Воспитатель :
Ну что, тогда в путь, поехали! (слайд 5).
Воспитатель:
Вот мы с вами и добрались до Великого Устюга. Садитесь на льдинки, за-
кройте глаза и послушайте, как падают снежинки. Открываем глазки, посмот-
рите как красиво кругом! (дети открывают глаза и неожиданно появляется
Снегурочка) (слайд 6).
Снегурочка :
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, в царстве Дедушки Мороза растёт много
замечательных пушистых елей, но одно дерево самое необычное, на нём рас-
тут волшебные шишки с загадками. Если вы правильно отгадаете загадку, то
отгадку увидите на экране. И за каждую правильно отгаданную загадку вы
будете получать вот такие снежинки. Готовы?
Дети: Да!!
Снегурочка:
Тогда слушайте первую загадку:
Был водой, теперь летаю,
С виду я туман напоминаю! (пар)
(воспитатель выслушивает ответы детей) (слайд 7).
Снегурочка:
Как вы быстро догадались? Молодцы, тогда слушайте вторую:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без... (воды) (слайд 8).
(ответы детей)
Снегурочка:
Что-то я немного устала, давайте отдохнем и немножко потанцуем! (вместе с
воспитателем дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
(слайд 9).
Кружатся
снежинки
в
воздухе
морозном
(дети
кружатся
на
носочках,
медленно приседают, показывая плавное движение снежинок).
Падают на землю кружевные звезды (встают, ловят воображаемую сне-
жинку на ладошку).
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай снежинка, подожди немножко! (бережно прикрывают снежинку
на ладони другой ладошкой).
Снегурочка:
Как вы замечательно показали снежинки! Послушайте последнюю загадку:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка) (слайд 10).
Воспитатель :
Посмотрите на экране показаны – пар, вода и снег – это означает, что… (вос-
питатель выслушивает ответы детей, их предложения).
Вывод : вода бывает жидкой, твёрдой и парообразной (слайд 11).
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкость – это обычная вода.
Снегурочка :
Какие вы молодцы! Вы сумели отгадать все мои загадки и справились со все-
ми заданиями. Я с удовольствием отдаю вам ключик от сундучка, в котором
Дедушка Мороз спрятал подарки! Переверните снежинки, что вы видите?
(ответы детей) (слайд 12).
Снегурочка:
Правильно, это геометрические фигуры. Перед вами два сундучка. Под каж-
дым написан шифр. Чтобы узнать, где ключ надо поставить снежинки в такой
последовательности, в которой я вам покажу ( на экране появляется правиль-
ная последовательность расположения геометрических фигур. Дети, с помо-
щью воспитателя, воспроизводят нужный вариант).
Снегурочка:
Молодцы, сейчас проверим. Внимательно посмотрите и скажите, в каком сун-
дучке ключ (ответы детей). Открываем, а тут пластмассовый контейнер с
водой, на дне которого лежит ключик (дети открывают сундук) (слайд 13).
Снегурочка :
Но мои замечательные ребятишки, я просто так не отдам вам ключик от сун-
дука с подарками. Попробуйте, пожалуйста, достать ключик, не замочив
руки.
Воспитатель :
Ребята, с помощью какого предмета можно достать ключик не замочив руки?
(воспитатель выслушивает предположения детей).
Посмотрим, что лежит в другом сундуке! (дети открывают второй сундук и
находят в нём магнит) (слайд 14).
Воспитатель:
Давайте и мы с помощью магнита попробуем достать ключик.
Опыт «Как достать ключик из воды, не намочив рук»
Материалы: бутылка с водой и железный ключик.
Ход опыта: дети с помощью магнита притягивают железный ключик. Тем са-
мым оказывается, что вода не мешает магниту. Магниты действуют на желе-
зо, даже если они разделены с ним водой.
Воспитатель:
Как быстро у нас всё получилось!
Сюрпризный момент:
Снегурочка:
Вы прекрасно справились с моими заданиями, сундук Дедушки Мороза спря-
тан под одной из льдинок, попробуйте его найти. Нашли? (дети с помощью
воспитателя находят спрятанные подарки) (слайд 15).
Воспитатель:
Молодцы! Давайте вместе, как настоящая команда, откроем сундучок. Ура, а
тут настоящие новогодние подарки от Дедушки Мороза! Предлагаю быстро
сесть в сани, и вернуться в группу. Спасибо, Снегурочка! Мы очень рады
были побывать в волшебном царстве Дедушки Мороза!!!
4. Рефлексия.
Воспитатель:
Я очень рада, что вы нашли подарки, справились с такими трудными задания-
ми, а помогли вам в этом ваши научные знания.
- Что вам понравилось в путешествии? (ответы детей).
- Какие свойства воды вы запомнили? (ответы детей).
- Какие яркие моменты у вас остались от путешествия? (ответы детей).
5. Итоговый.
Воспитатель :
Мне тоже понравилось, какими вы были храбрыми, внимательными и как вы
справились быстро с заданиями Снегурочки. Вы такие молодцы, я вами гор-
жусь! Ребята, я предлагаю вам нарисовать ваши впечатления о нашем путе-
шествии и поделиться ими с друзьями. А из ваших рисунков мы сделаем кра-
сивый альбом и покажем его вашим родителям!!! (слайд 16)