Напоминание

Методическая разработка образовательной деятельности по познава-тельному развитию на тему: "Путешествие в царство Дедушки Мороза" (для детей старшей группы)


Автор: Лукьянова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 6 "Здоровье"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка образовательной деятельности по познава-тельному развитию на тему: "Путешествие в царство Дедушки Мороза" (для детей старшей группы)
Раздел: дошкольное образование





Назад





VII Всероссийский профессиональ-

ный конкурс «Воспитатель года

России 2017 года»

Конкурсное задание

«Педагогическая находка»
Лукьянова Ирина Николаевна Ставропольский край
Методическая разработка образовательной деятельности по познава-

тельному развитию на тему: «Путешествие в царство Дедушки Мороза»

(для детей старшей группы)

Цель:
создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
- воспитывать чувство взаимопонимания и взаимовыручки, активно воздей- ствуя в паре и подгруппе; - развивать способность анализировать, выдвигать предположение, интересо- ваться и выявлять причинно-следственные связи; - продолжать знакомить детей с водой и её свойствами; - актуализировать навыки и правила элементарного экспериментирования;
-
обогатить пассивный словарь детей новыми словами.
Интеграция

образовательных

областей:
познавательное развитие, соци- ально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстети- ческое развитие.
Работа над словарем:
железо, клад, кладоискатели, тайнопись и т.д.
Методы:


-
информационно-рецептивный; - репродуктивный; - проблемное изложение;
-
частично поисковый (эвристический); - исследовательский.
Виды

детской

деятельности:
социально-познавательная, эксперименталь- ная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты:
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны до- говариваться, учитывать интересы других; - различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным пра- вилам; - достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания;
-
у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими; - проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, ин- тересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, склонны наблюдать, эксперимен- тировать; - способны к принятию собственных решений, опираясь на сои знания и уме- ния, проявляют желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые зна- ния.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятель-

ности:
медиаоборудование, презентация, письмо, настольная лампа, бутылка с ключиком, магнит, сундук.
Организация и методика проведения образовательной деятельности

1. Организационный.

Воспитатель:
Ребята, я хочу вас научить здороваться необычно (слайд 1, 2). Подойдите ко мне и повторяйте вместе со мной (вместе с воспитателем дети выполняют движения) Скажем «Здравствуйте» руками ( дети машут руками из стороны в сторо- ну). Скажем «Здравствуйте» глазами ( дети моргают глазами). Скажем «Здравствуйте» мы ртом (дети широко улыбаются). Встанем в круг и улыбнемся.
Воспитатель:
Ребята, идя в детский сад, я нашла необычный конверт, посмотрите какой он красивый! Ой, а в нём письмо, давайте его прочтём? Кто же нам его прислал? (воспитатель вскрывает письмо и читает) (слайд 3).
«Здравствуйте, ребята! Я – Снегурочка. Я внучка и помощница Дедушки Мо- роза. В письме я спрятала карту, с помощью которой вы сможете попасть в резиденцию моего дедушки – в волшебный город – Великий Устюг!. Здесь Дедушка Мороз надёжно спрятал свои подарки в сундуке. Найти их вам по- может ваше умение думать, запоминать и рассказывать. Во время путеше- ствия вы будете получать непростые и интересные задания. Если вы успешно пройдёте все препятствия, то сможете найти замечательные подарки, кото- рые Дедушка Мороз приготовил для вас! (слайд 4).
2. Мотивационный.

Воспитатель:
Скажите, как называют людей, которые ищут клад? (ответы детей). Пра- вильно, кладоискатели. Значит, кем мы сегодня с вами будем, и что будем де- лать? (выслушивает предположения детей)
Воспитатель:
Как вы думаете, какими качествами должны обладать кладоискатели? (выслу- шиваются идеи детей, поддерживается их инициатива). Быть храбрыми, ничего не бояться, а самое главное внимательно слушать и всё запоминать!
3. Образовательный.

Воспитатель:
Ребята, я предлагаю прямо сейчас отправиться на поиски подарков. Скажите, на каком виде транспорта мы можем добраться до Великого Устю- га? Города, где живет Дедушка Мороз? (выслушиваются предположения де- тей). Какие вы у меня молодцы, сколько интересных вариантов предложили!
Воспитатель:
А вот Снегурочка предлагает отправиться в гости к Дедушке Морозу на том, что изображено на картинке! (ребята вместе с воспитателем подходят к столу, на котором лежит простой чистый лист).
Воспитатель:
Только почему-то она оставила обычный белый лист, на котором ничего нет! Посмотрите, а ведь Снегурочка прислала тайную картинку. Ребята, а я знаю, как тайную картинку сделать явной, а вы догадались? (выслушиваются отве- ты детей, их предположения).
Опыт: «Тайнопись».
Материалы: настольная лампа, белый лист, молоко, кисть. Ход опыта: белый лист, на котором заранее молоком нарисован рисунок, под- носится к лампе. При помощи света на листе проявляется картинка.
Воспитатель:
На столе стоит настольная лампа. Включаем её и аккуратно подносим к ней чистый белый лист. ( На листе молоком нарисованы сани с лошадьми).
Воспитатель
: Что произошло? (дети высказывают предположения, а затем опытным путём определяют, что с помощью лампы на листе бумаги проявляется кар- тина, нарисованная молоком. При необходимости воспитатель оказывает детям помощь).

Воспитатель:
И что же там нарисовано? (ответы детей). На чём нам предлагает отпра- виться в путешествии Снегурочка? (предположение детей).
Воспитатель
: Ну что, тогда в путь, поехали! (слайд 5).
Воспитатель:
Вот мы с вами и добрались до Великого Устюга. Садитесь на льдинки, за- кройте глаза и послушайте, как падают снежинки. Открываем глазки, посмот- рите как красиво кругом! (дети открывают глаза и неожиданно появляется Снегурочка) (слайд 6).
Снегурочка
: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, в царстве Дедушки Мороза растёт много замечательных пушистых елей, но одно дерево самое необычное, на нём рас- тут волшебные шишки с загадками. Если вы правильно отгадаете загадку, то отгадку увидите на экране. И за каждую правильно отгаданную загадку вы будете получать вот такие снежинки. Готовы?
Дети:
Да!!
Снегурочка:
Тогда слушайте первую загадку: Был водой, теперь летаю, С виду я туман напоминаю! (пар) (воспитатель выслушивает ответы детей) (слайд 7).
Снегурочка:
Как вы быстро догадались? Молодцы, тогда слушайте вторую: Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли – Жить нельзя нам без... (воды) (слайд 8). (ответы детей)
Снегурочка:
Что-то я немного устала, давайте отдохнем и немножко потанцуем! (вместе с воспитателем дети выполняют упражнения в соответствии с текстом) (слайд 9). Кружатся снежинки в воздухе морозном (дети кружатся на носочках, медленно приседают, показывая плавное движение снежинок). Падают на землю кружевные звезды (встают, ловят воображаемую сне- жинку на ладошку). Вот одна упала на мою ладошку, Ой, не тай снежинка, подожди немножко! (бережно прикрывают снежинку на ладони другой ладошкой).
Снегурочка:

Как вы замечательно показали снежинки! Послушайте последнюю загадку: Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке (снежинка) (слайд 10).
Воспитатель
: Посмотрите на экране показаны – пар, вода и снег – это означает, что… (вос- питатель выслушивает ответы детей, их предложения).
Вывод
: вода бывает жидкой, твёрдой и парообразной (слайд 11). Лёд – это твёрдая, замороженная вода. Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода. Жидкость – это обычная вода.
Снегурочка
: Какие вы молодцы! Вы сумели отгадать все мои загадки и справились со все- ми заданиями. Я с удовольствием отдаю вам ключик от сундучка, в котором Дедушка Мороз спрятал подарки! Переверните снежинки, что вы видите? (ответы детей) (слайд 12).
Снегурочка:
Правильно, это геометрические фигуры. Перед вами два сундучка. Под каж- дым написан шифр. Чтобы узнать, где ключ надо поставить снежинки в такой последовательности, в которой я вам покажу ( на экране появляется правиль- ная последовательность расположения геометрических фигур. Дети, с помо- щью воспитателя, воспроизводят нужный вариант).
Снегурочка:
Молодцы, сейчас проверим. Внимательно посмотрите и скажите, в каком сун- дучке ключ (ответы детей). Открываем, а тут пластмассовый контейнер с водой, на дне которого лежит ключик (дети открывают сундук) (слайд 13).
Снегурочка
: Но мои замечательные ребятишки, я просто так не отдам вам ключик от сун- дука с подарками. Попробуйте, пожалуйста, достать ключик, не замочив руки.
Воспитатель
: Ребята, с помощью какого предмета можно достать ключик не замочив руки? (воспитатель выслушивает предположения детей). Посмотрим, что лежит в другом сундуке! (дети открывают второй сундук и находят в нём магнит) (слайд 14).
Воспитатель:
Давайте и мы с помощью магнита попробуем достать ключик.
Опыт «Как достать ключик из воды, не намочив рук»
Материалы: бутылка с водой и железный ключик. Ход опыта: дети с помощью магнита притягивают железный ключик. Тем са- мым оказывается, что вода не мешает магниту. Магниты действуют на желе- зо, даже если они разделены с ним водой.
Воспитатель:
Как быстро у нас всё получилось!

Сюрпризный момент:

Снегурочка:
Вы прекрасно справились с моими заданиями, сундук Дедушки Мороза спря- тан под одной из льдинок, попробуйте его найти. Нашли? (дети с помощью воспитателя находят спрятанные подарки) (слайд 15).
Воспитатель:
Молодцы! Давайте вместе, как настоящая команда, откроем сундучок. Ура, а тут настоящие новогодние подарки от Дедушки Мороза! Предлагаю быстро сесть в сани, и вернуться в группу. Спасибо, Снегурочка! Мы очень рады были побывать в волшебном царстве Дедушки Мороза!!!
4. Рефлексия.

Воспитатель:
Я очень рада, что вы нашли подарки, справились с такими трудными задания- ми, а помогли вам в этом ваши научные знания. - Что вам понравилось в путешествии? (ответы детей). - Какие свойства воды вы запомнили? (ответы детей). - Какие яркие моменты у вас остались от путешествия? (ответы детей).
5. Итоговый.

Воспитатель
: Мне тоже понравилось, какими вы были храбрыми, внимательными и как вы справились быстро с заданиями Снегурочки. Вы такие молодцы, я вами гор- жусь! Ребята, я предлагаю вам нарисовать ваши впечатления о нашем путе- шествии и поделиться ими с друзьями. А из ваших рисунков мы сделаем кра- сивый альбом и покажем его вашим родителям!!! (слайд 16)


В раздел образования