Напоминание

Слушая, рисуем


Автор: Сыч Лариса Павловна
Должность: музыкальны руководитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 16 СПДС "Красная Шапочка" корпус № 2
Населённый пункт: Самарская обл. г. Жигулевск
Наименование материала: выступление
Тема: Слушая, рисуем
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Слушая, рисуем…» «Необходимо открывать детям не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись». Д. Б. Кабалевский Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создает; мысли и чувства тех, кого она изображает. Музыка, изобразительное искусство - источник особой радости в любом возрасте. Маленький человек открывает для себя волнующую силу искусства и, при богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном творчестве. Всегда живой отклик находит у ребят предложение «нарисовать музыку». Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается детьми. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Результат видят все, и это особенно нравится детям. Приступая к этой теме, мы поставили перед собой следующие задачи: - Способствовать формированию основ музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического отношения детей к музыке. - Накапливать музыкально-слушательский опыт, обогащая его восприятием доступных произведений русской и зарубежной классической, народной и современной музыки. - Формировать познавательные интересы в связи с восприятием музыки разного характера, настроения, видов, жанров. - Развивать творческое воображение детей в процессе восприятия музыки, предлагая им передавать свои впечатления о музыке в рисунках, в образных движениях под музыку. - Обогащать представления детей о способах "изображения" музыки. - Формировать способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета. В своей работе с детьми мы стараемся сравнивать звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было еще
интереснее – предлагаем ребенку нарисовать, что ему представляется, когда он слушает музыку. На первых этапах предлагаем выбрать ребенку понравившийся музыкальный отрывок и представить, что это какое-либо состояние природы. Далее предлагаем изобразить красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Можно усложнить задачу: прослушав музыку, придумать, подобрать и составить из красок цвета и этими отобранными по характеру музыки цветами предложить ребенку нарисовать что-то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета. Для грустной музыки, наверное, подойдут холодные, неяркие цвета, для веселой - яркие и теплые. Или, слушая музыку, можно представить, что она изображает человека. Нарисуем его портрет, но уже без красок, карандашом или мелком одного цвета, т.е. используя для передачи образа только один тон. Для выполнения таких работ лучше подойдет «непрограммная» музыка, потому что слова какой – либо песни будут «отвлекать» от музыки и ребенок невольно изобразит то, о чем сказано словами. Одной из наших задач заключается в том, чтобы убедить ребенка внимательно присмотреться к миру. В нём можно найти множество уникальных, хоть и похожих вещей, составляющих вместе единое целое. Возьмем листья на деревьях: у одного и того же растения все листья вроде бы одинаковые, но если присмотреться внимательно - все разные: одни меньше, другие больше; разные по оттенку цветов, чуть-чуть разные даже по форме. Ритм в музыке как раз и даёт почувствовать это единство и различия: если взять волны – то они будут то выше, то ниже; то более пологие, то будто бы крутые горные пики. Поэтому так важно рисование-чувствование волн в музыке: их разной высоты, длительности, которые складываются в единое и прекрасное. Это потом даст возможность рисовать деревья, звёздное небо, море - всё то, в чём нет копий, но есть периодичность. В психологии есть такой термин - с
инестезия
(одновременное ощущение, совместное чувство). Это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. За этим понятием закрепился специальный термин "цветной слух". «Внутренний слух, - писал К.-М. Вебер, - обладает удивительной способностью схватывать и охватывать целые музыкальные построения. Этот слух позволяет одновременно слышать целые периоды, даже целые пьесы". Графическое представление эстетически художественно организованного материала закрепило за собой название "музыкальной графики".
"Музыкальная графика" была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом проф. Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял "Институт музыкальной графики" в Вене. Основным связующим звеном выступала эмоция, с которой цвет связан по своему воздействию на человека. Применение "музыкальной графики" в педагогике стимулирует интерес детей к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное «я». Обращение к таким творческим заданиям связано и с психологическими особенностями ребенка – дошкольника, поэтому появляется необходимость тесного взаимодействия с педагогом – психологом. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне. Наблюдая за детьми, мы отметили, что музыкальная деятельность с использованием синтеза искусств, в значительной степени способствует развитию музыкального мышления, воображения, а так же повысился уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, музыкальная деятельность с использованием синтеза искусств, благотворно влияет на художественно-эстетическое развитие ребенка. О, как прекрасно, что есть краски: Синяя, Желтая, Белая, Красная и Зеленая! О, как прекрано, что есть звуки: Сопрано, Бас, Рог, Гобой! О, как прекрасно, что есть язык: Слова, Стихи, Рифмы, Нежность созвучия, Марш и танцы синтаксиса! Кто играл в их игры, Кто ощутил вкус их волшебства, Для того расцветает мир, Ему улыбается и раскрывает ему Свое сердце, свою сущность!» Г.Гессе «Записанное апрельской ночью»

Выступление

в Творческой мастерской

на тему:

«Разноцветная музыка»

….И белый день, как белый лист: Цвета и звуки, ноты, краски Смешались вдруг… И стала кисть Писать картины без опаски Из чувств, эмоций, снов и грез – Души распахнута палитра… И тихий шепот дальних звезд Проник мне в сердце, как молитва. И тихий шепот дальних звезд Проник мне в сердце, как молитва.


В раздел образования