Напоминание

методическая система учителя истории


Автор: Вязанкова Наталья Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Голынковская СШ"
Населённый пункт: Смоленская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: методическая система учителя истории
Раздел: среднее образование





Назад





Методическая система педагогического работника
« Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н.Толстой. Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с обучающимися была и будет актуальной.
Цель
моей методической системы заключается в создании благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках истории и обществознания и во внеурочное время. Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
1) расширить и углубить знания обучающихся по истории и обществознанию; 2) дать школьникам навыки учебно-исследовательской деятельности; 3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию; 4) развивать коммуникативные качества личности школьников; 5) находить и анализировать информацию из различных источников; 5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты; 6) помочь обучающимся определиться с выбором профессии 7) подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию для дальнейшего обучения в ВУЗах.


Характер взаимодействия двух субъектов учебно – исследовательской деятельности – обучающегося и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.
Роль учителя.
Педагог выступает как помощник. Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность обучающихся, то есть:
1.

Консультирует.
Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что обучающиеся делают совсем другое.
2.

Мотивирует.
Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
3. Помогает.
Помощь обучающимся выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в учебно - исследовательской деятельности – минимальный их набор обучающийся должен был усвоить на уроках, предшествующих этой работе; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах работы. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях обучающегося, несостоятельность промежуточных результатов.
4.

Наблюдает.
Наблюдение, которое проводит учитель, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся, с другой.
Роль обучающегося.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право: • Не участвовать ни в одном из текущих проектов; • Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; • В любой момент могут начать новый проект. С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
1.

Выбирает
(принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
2. Выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
3.

Оценивает.
На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой
деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме. Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.
Виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
При организации учебно-исследовательской деятельности следует различать собственно исследовательскую деятельность обучающихся, проектную деятельность и проектно- исследовательскую деятельность.
Исследовательская

деятельность

обучающихся
– деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная

деятельность

обучающихся
— совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и
организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Классификация проектов.
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По содержанию проекта.
• Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); • Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); • Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте:
• творческие, • исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры), • игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра), • информационные, • практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма)).
3. По характеру координирования проекта:
• с явной координацией, • со скрытой координацией.
4. По включенности проектов в учебные планы:
• Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения); • Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);
5 По характеру контактов:
• внутренние (региональные), • международные.
6 По продолжительности выполнения проекта:
• Мини-проекты, (несколько недель); • Средней продолжительности (несколько месяцев); • Долгосрочные (в течение года).
7. По количеству участников проекта:
• Коллективные, • Индивидуальные, • Групповые.
На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Проектно



исследовательская

деятельность
— деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ре сурсов. Я вл я е т с я организационной рамкой исследования. Важно помнить разницу между учебным и научным исследованием. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке, главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности обучающихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности обучающихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности. По доминирующей деятельности обучающихся проекты подразделяют на
п я т ь групп.

Виды проектов:
П р а к т и к о - о р и е н т и р о в а н н ы й ; Исследовательский; Информационный; Творческий; Ролевой.
Практико-ориентированный

проект.
Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект
- по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой
,
обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты подразумевают: деятельность обучающихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационный проект
направлен на сбор информации о каком-то объекте
,
явлении с целью её анализа
,
обобщения и представления для широкой аудитории. Информационные проекты нацелены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Творческий проект
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Технология метода творческих проектов направлена на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления. При этом обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т.д., все это потребуется им в жизни, т.к. работа в малых группах сотрудничества – одно из основных направлений социализации личности.
Ролевой проект
является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Структура ролевых проектов только намечается. Для них характерно: конструирование гипотетической игровой ситуации. Ролевые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт. Результат проектаостаётся открытым до самого окончания.
Метод
– это способ достижения цели исследования. В соответствии с уровнями познавательной деятельности выделяют: Теоретические методы:  Моделирование позволяет применять экспериментальный метод: объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта - моделью;  Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или не скольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат - абстракцию.
Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);  Анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложен предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;  Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении. Эмпирические методы:  Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств, желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;  Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;  Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.  Беседа  Опрос
Формы учебно-исследовательской деятельности на уроках
 Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;  Нетрадиционные уроки (Урок-исследование, урок-творческий отчет, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита
исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок открытых мыслей)  Применение исследовательского метода обучения;  Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях
 Факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета;  Исследовательская практика обучающихся;  Самостоятельная работа над учебным проектом;  Работа в школьном музее;  Совместная работа с поселковой библиотекой;  Публикации в СМИ;  Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в том числе и дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
СРЕДСТВА

ОБУЧЕНИЯ:
сочетание информационных средств ( каталог презентаций и фильмов, электронные карты и пособия на дисках, методические материалы на моём сайте в разделе для учеников, компьютер, проектор) с традиционными(кабинет истории и его пособия, библиотека) .
Заключение
Анализируя результативность работы с обучающимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие в ы в од ы . Исследовательская работа с обучающимися дает следующие положительные результаты:  усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;  значительно расширяется кругозор и интерес обучающихся к истории;  вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;  формирует социальный опыт в труде и общении;  формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
 дает возможность и обучающемуся, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как р ол ь обучающегося, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;  способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать обучающихся, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями обучающихся. Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:  научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования требует большой затраты сил и времени участников исследования;  как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;  как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;  не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, т а к к а к н е о т р а б о т а н ы т оч н ы е к р и т е р и и о ц е н к и исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области. Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность обучающихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения. В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, также то, что выпускники продолжают заниматься исследованиями в ВУЗах. П о э т о м у исследовательскую работу с обучающимися я планирую продолжить и в дальнейшем.


В раздел образования