Автор: Вязанкова Наталья Ивановна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Голынковская СШ" Населённый пункт: Смоленская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: методическая система учителя истории Раздел: среднее образование
Методическая система педагогического работника
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием
требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в
образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный
заказ
на
формирование
грамотной
и
социально
мобильной
личности,
осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к
Родине,
понимающей
свои
гражданские
права
и
обязанности,
ясно
представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.
Сама
жизнь
выдвигает
неотложную
практическую
задачу
- воспитание
человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие
социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и
грамотно. Акцент
переносится
на
формирование
у
детей
способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения,
планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых
контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных
областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и
умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными
источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность
к
самостоятельному
познанию
развивается
только
в
исследовательской
деятельности, поэтому тема исследовательской работы с обучающимися была
и будет актуальной.
Цель
моей
методической
системы
заключается
в
создании
благоприятных
условий
для
формирования
исследовательских
умений
и
навыков
проектирования
на
уроках
истории
и
обществознания
и
во
внеурочное время.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) расширить и углубить знания обучающихся по истории и обществознанию;
2) дать школьникам навыки учебно-исследовательской деятельности;
3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою
гражданскую позицию;
4) развивать коммуникативные качества личности школьников;
5) находить и анализировать информацию из различных источников;
5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и
выступлений для последующей защиты;
6) помочь обучающимся определиться с выбором профессии
7)
подготовить
обучающихся
к
успешной
сдаче
ЕГЭ
по
истории
и
обществознанию для дальнейшего обучения в ВУЗах.
Характер
взаимодействия
двух
субъектов
учебно
–
исследовательской
деятельности
–
обучающегося
и
учителя
–
принципиально иной, чем при традиционном обучении.
Роль учителя.
Педагог
выступает
как
помощник.
Он
не
просто
передает
знания,
а
обеспечивает деятельность обучающихся, то есть:
1.
Консультирует.
Учитель
провоцирует
вопросы,
размышления,
самостоятельную
оценку
деятельности,
моделируя
различные
ситуации,
трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель –
это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае,
когда видит, что обучающиеся делают совсем другое.
2.
Мотивирует.
Высокий
уровень
мотивации
в
деятельности
–
залог
успешной
работы
над
проектом.
Во
время
работы
учитель
должен
придерживаться принципов, раскрывающих перед обучающимися ситуацию
проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
3. Помогает. Помощь обучающимся выражается не в передаче знаний и
умений,
которые
могут
быть
практически
реализованы
в
учебно
-
исследовательской
деятельности
–
минимальный
их
набор
обучающийся
должен
был
усвоить
на
уроках,
предшествующих
этой
работе;
другие
необходимые
сведения
получит,
работая
над
сбором
информации
на
различных этапах работы. Учитель также не указывает в оценочной форме на
недостатки
или
ошибки
в
действиях
обучающегося,
несостоятельность
промежуточных результатов.
4.
Наблюдает.
Наблюдение,
которое
проводит
учитель,
нацелено
на
получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать
во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по
оценке
уровня
сформированности
информационной
и
коммуникативной
компетентностей обучающихся, с другой.
Роль обучающегося.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над
проектом:
они
выступают
активными
его
участниками,
а
не
пассивными
статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности.
При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
• Не участвовать ни в одном из текущих проектов;
• Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
• В любой момент могут начать новый проект.
С
самого
начала
ученик
оказывается
в
ситуации
неопределенности,
но
именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны,
ситуация неопределённости при выполнении проекта вызывает у учащихся
специфические
сложности,
которые
носят
объективный
характер.
Преодоление
этих
трудностей
является
одной
из
ведущих
дидактических
целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный
аналитический
взгляд
на
информацию,
а
уже
не
действует
заданная
учителем оценочная схема «это верно, а это нет».
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов
работы. Но на всех этапах он:
1.
Выбирает
(принимает
решения).
Следует
помнить,
что
право
выбора,
предоставляемое
ученику,
является
не
только
фактором
мотивации,
формируя
чувство
причастности.
Выбор
должен
закрепиться
в
сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности;
2. Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о
ролевом
участии
в
командной
работе.
Взаимодействия
с
учителем
–
консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за
пределы школы в поисках информации или для реализации своей идеи
заставляет
вступать
во
взаимоотношения
со
взрослыми
людьми
и
сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с
позиций
социальной
инфантильности
(он
–
ответственный
опекун,
я
–
безответственный
потребитель)
на
позиции
сотрудничества
(он
–
профессионал,
выполняющий
свою
работу,
принимающий
решения;
я
–
человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
3.
Оценивает.
На
каждом
этапе
возникают
различные
объекты
оценки.
Учащийся
оценивает
«чужой»
продукт
–
информацию
с
позиции
её
полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В
то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой
деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и
других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало
каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось.
Даже
не
самый
удавшийся
проект
имеет
большое
положительное
педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных
причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок
усиливает
мотивацию
для
дальнейшей
работы.
Подобная
рефлексия
позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в
микро- и макросоциуме.
Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод
проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой
путём самообразования.
Виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
При
организации
учебно-исследовательской
деятельности
следует
различать
собственно
исследовательскую
деятельность
обучающихся,
проектную деятельность и проектно- исследовательскую деятельность.
Исследовательская
деятельность
обучающихся
–
деятельность
обучающихся,
связанная
с
решением
ими
творческой,
исследовательской
задачи
с
заранее
неизвестным
решением
(в
отличие
от
практикума,
служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).
Данный
вид
деятельности
предполагает
наличие
основных
этапов,
характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из
принятых
в
науке
традиций:
постановку
проблемы,
изучение
теории,
посвященной
данной
проблематике,
подбор
методик
исследования
и
практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и
обобщение,
научный
комментарий,
собственные
выводы.
Любое
исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных
наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является
неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее
проведения.
Проектная
деятельность
обучающихся —
совместная
учебно-
познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность
обучающихся,
имеющая
общую
цель,
согласованные
методы,
способы
деятельности,
направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным
условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и
оптимальных
ресурсов
деятельности,
создание
плана,
программ
и
организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,
включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Классификация проектов.
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и
реализация
проектов
по
заранее
известным
целям)
и
гуманитарное
(проблемная
организация
мышления
и
деятельности).
Наиболее
полной
классификацией
проектов
в
отечественной
педагогике
является
классификация,
предложенная
в
учебном
пособии
Е.С.
Полат,
М.Ю.
Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в
преподавании
любой
учебной
дисциплины.
В
данной
классификации
по
нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По содержанию проекта.
• Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);
• Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
• Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в
школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте:
• творческие,
•
исследовательские
(характеризующиеся
наличием
четко
поставленных
целей и обоснованной структуры),
• игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра),
• информационные,
•
практико-ориентированные
(особенность
которых
состоит
в
выработке
результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала
или видеофильма)).
3. По характеру координирования проекта:
• с явной координацией,
• со скрытой координацией.
4. По включенности проектов в учебные планы:
• Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из
учебного курса часть содержания обучения);
•
Итоговые
(по
результатам
выполнения
проекта
оценивается
освоение
учащимися определенного учебного материала);
5 По характеру контактов:
• внутренние (региональные),
• международные.
6 По продолжительности выполнения проекта:
• Мини-проекты, (несколько недель);
• Средней продолжительности (несколько месяцев);
• Долгосрочные (в течение года).
7. По количеству участников проекта:
• Коллективные,
• Индивидуальные,
• Групповые.
На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект,
можно
говорить
лишь
о
доминирующей
направленности
деятельности
участников того или иного проекта.
Проектно
–
исследовательская
деятельность
—
деятельность
по
проектированию
собственного
исследования,
предполагающая
выделение
целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода
исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования,
определение
необходимых
ре сурсов.
Я вл я е т с я
организационной рамкой исследования.
Важно помнить разницу между учебным и научным исследованием. Главным
смыслом
исследования
в
сфере
образования
есть
то,
что
оно
является
учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а
не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в
науке, главной целью является производство новых знаний, то в образовании
цель
исследовательской
деятельности
—
в
приобретении
обучающимися
функционального навыка исследования как универсального способа освоения
действительности.
В
развитии
способности
к
исследовательскому
типу
мышления,
активизации
личностной
позиции
обучающегося
в
образовательном
процессе
на
основе
приобретения
субъективно
новых
знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и
личностно значимыми для конкретного обучающегося).
Поэтому
при
организации
образовательного
процесса
на
основе
исследовательской
деятельности
на
первое
место
встает
задача
проектирования
исследования.
При
проектировании
исследовательской
деятельности обучающихся в качестве основы берется модель и методология
исследования,
разработанная
и
принятая
в
сфере
науки
за
последние
несколько
столетий.
Эта
модель
характеризуется
наличием
нескольких
стандартных
этапов,
присутствующих
в
любом
научном
исследовании
независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом
развитие
исследовательской
деятельности
обучающихся
нормируется
выработанными
научным
сообществом
традициями
с
учетом
специфики
учебного
исследования
—
опыт,
накопленный
в
научном
сообществе,
используется через задание системы норм деятельности. По доминирующей
деятельности обучающихся проекты подразделяют на п я т ь групп.
Виды проектов:
П р а к т и к о - о р и е н т и р о в а н н ы й
;
Исследовательский;
Информационный;
Творческий;
Ролевой.
Практико-ориентированный
проект. Нацелен
на
социальные
интересы
самих
участников
проекта
или
внешнего
заказчика.
Продукт
заранее
определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона,
города, государства.
Исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное
исследование.
Он
включает
обоснование
актуальности
избранной
темы,
обозначение
задач
исследования,
обязательное
выдвижение
гипотезы
с
последующей
её
проверкой ,
обсуждение
полученных
результатов.
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность
обучающихся
по
решению
творческих
задач
с
заранее
неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте ,
явлении
с
целью
её
анализа ,
обобщения
и
представления
для
широкой
аудитории. Информационные проекты нацелены на изучение характеристик
процессов,
явлений,
объектов
и
предполагают
анализ
и
обобщение
выявленных
фактов.
Структура
информационного
проекта
похожа
на
структуру
исследовательского,
что
часто
служит
основанием
для
их
интеграции.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные
игры,
произведения
изобразительного или
декоративно-
прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Технология метода творческих
проектов направлена на интеллектуальное развитие личности ученика, на
формирование
его
критического
и
творческого
мышления.
При
этом
обучающиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или
исполнителя,
организатора
совместной
деятельности,
генератора
идей,
оформителя результатов совместной деятельности и т.д., все это потребуется
им в жизни, т.к. работа в малых группах сотрудничества – одно из основных
направлений социализации личности.
Ролевой проект
является наиболее сложным в разработке и реализации.
Участвуя
в
нем,
проектанты
берут
на
себя
роли
литературных
или
исторических
персонажей,
выдуманных
героев
и
т.п.
Структура
ролевых
проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование
гипотетической
игровой
ситуации.
Ролевые
проекты
позволяют
участникам
приобрести
определенный
социальный
опыт.
Результат проектаостаётся открытым до самого окончания.
Метод
–
это
способ
достижения
цели
исследования.
В
соответствии с уровнями познавательной деятельности выделяют:
Теоретические методы:
Моделирование
позволяет
применять
экспериментальный
метод:
объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно
или
невозможно.
Оно
предполагает
мыслительные
или
практические действия с «заместителем» этого объекта - моделью;
Абстрагирование
состоит
в
мысленном
отвлечении
от
всего
несущественного
и
фиксировании
одной
или
не скольких
интересующих
исследователя
сторон
предметов.
Следует
различать
процесс абстрагирования и его результат - абстракцию.
Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к
получению такого результата (абстракции);
Анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложен
предмета
на
составные
части.
Синтез,
напротив,
представляет
соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно
помнить,
что
методы
анализа
и
синтеза
ни
в
коем
случае
не
изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя.
Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап
исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;
Восхождение
от
абстрактного
к
конкретному
предполагает
два
условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект
расчленяется,
описывается
при
помощи
множества
понятий
и
суждений, втором
этапе
восстанавливается
исходная
целостность
объекта, воспроизводится
во
всей
многогранности
-
но
уже
в
мышлении.
Эмпирические методы:
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс,
который
опирается
на
работу
органов
чувств
человека
и
его
предметную
деятельность.
Это
наиболее
элементарный
метод
познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не
зависят
от
воли,
чувств,
желаний
человека.
Это
предполагает
изначальную
объективность:
наблюдения
должны
информировать
нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и
явлений;
Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания.
Недаром
говорится,
что
все
познается
в
сравнении.
Сравнение
позволяет
установить
сходство
и
различие
предметов
и
явлений.
Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг
к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;
Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия
существования
предметов
и
явлений
или
воспроизведение
их
определенных сторон в специально созданных условиях с целью их
изучения.
Беседа
Опрос
Формы учебно-исследовательской деятельности на уроках
Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов
исследовательской
деятельности,
как
планирование
и
проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
Нетрадиционные уроки (Урок-исследование,
урок-творческий отчет,
урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита
исследовательских
проектов,
урок
–
экспертиза,
урок
открытых
мыслей)
Применение исследовательского метода обучения;
Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные
виды,
причем
позволяет
провести
учебное
исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях
Факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение
предмета;
Исследовательская практика обучающихся;
Самостоятельная работа над учебным проектом;
Работа в школьном музее;
Совместная работа с поселковой библиотекой;
Публикации в СМИ;
Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в том числе и
дистанционных,
предметных
неделях,
интеллектуальных
марафонах.
СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ:
сочетание
информационных
средств
(
каталог
презентаций
и
фильмов,
электронные
карты
и
пособия
на
дисках,
методические материалы на моём сайте в разделе для учеников, компьютер,
проектор) с традиционными(кабинет истории и его пособия, библиотека) .
Заключение
Анализируя результативность работы с обучающимися в технологии
учебного
исследования,
можно
сделать
следующие
в ы в од ы .
Исследовательская работа с обучающимися дает следующие положительные
результаты:
усвоение
алгоритма
научного
исследования
способствует
формированию научного мировоззрения обучающихся;
значительно
расширяется
кругозор и
интерес
обучающихся
к
истории;
вооружает
обучающихся
универсальными
способами
учебной
деятельности,
дает
импульс
к
саморазвитию,
способности
к
самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в
ВУЗе и научной карьеры;
дает возможность и обучающемуся, и учителю построить процесс
обучения
совершенно
по-другому,
изменить
как
р ол ь
обучающегося, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить
полученные знания под другим углом зрения;
способствует
профессиональному
росту
учителей,
расширяя
знания, как в области своего предмета, так и в педагогической
науке, дает возможность лучше узнать обучающихся, раскрыть их
потенциал,
а
также
расширяет
контакты
на
профессиональной
основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями
институтов, родителями обучающихся.
Необходимо
отметить
также
трудности
и недостатки
в
проведении
исследовательской работы:
научное оформление работы: формулирование темы, грамотная
постановка
проблемы,
целей
и
задач,
определение
объекта
и
предмета, методов исторического исследования требует большой
затраты сил и времени участников исследования;
как
сделать
так,
чтобы
работа
была
и
самостоятельной,
и
научной;
как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало
желающих
и
способных
проводить
по-настоящему
серьезные
исследования;
не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку,
т а к
к а к
н е
о т р а б о т а н ы
т оч н ы е
к р и т е р и и
о ц е н к и
исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что
иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к
дальнейшей работе в данной области.
Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская
деятельность обучающихся имеет будущее, так как в современных условиях
от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы,
найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для
достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной
для
дальнейшего
развития
является
та
система,
которая
сама
проявляет
способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо
найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей
образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов
является
организация
учебно-исследовательской
деятельности,
которую
в
этом
случае
можно
рассматривать
как
образовательную
технологию,
отвечающую современным требованиям развивающего обучения.
В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом
свидетельствуют
результаты
ЕГЭ,
участие
и
победы
в
предметных
олимпиадах
и
конкурсах
различных
уровней,
также
то,
что
выпускники
продолжают
заниматься
исследованиями
в
ВУЗах.
П о э т о м у
исследовательскую работу с обучающимися я планирую продолжить и в
дальнейшем.