Напоминание

"Учим с малышом стихи-диалоги"


Автор: Мазай Елена Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Иджинская СОШ"
Населённый пункт: с. Иджа Шушенский район Красноярский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Учим с малышом стихи-диалоги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Советы логопеда.
«Учим с малышом стихи-диалоги»
Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как ее ребенок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или подружкой! Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют все услышанное и подражают интонации взрослых. Но стоит ребенку читать стихотворение наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной и однообразной, текст проговаривается скороговоркой, без каких-либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространенной ошибкой при чтении у детей является много ударность, т.е. ударение на каждом слове. Что же делать? Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи должны быть не только доступны пониманию ребенка, но и непременно нравится ему, вызывать при чтении радость. Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. Диалог – это разговор двух действующих лиц, в отличии от монолога, когда действующее лицо говорит от своего имени. Стихи – диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом-партнером или залом.
- Здравствуй, киса! Как дела?

Что же ты от нас ушла?

- не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
Такие стихи-диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни. Даже считалочку, в которой много ударность оправдана, если она написана в форме диалога, можно прочесть очень просто: 
Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал?

Лыко драл

Куда клал?

Под колоду.

Кто брал?

Родион!


Выйди вон.
Чешская народная песенка «Разговор лягушек» в переводе с. Маршака тоже написана в форме диалога. 
Кума, ты к нам?

К вам, к вам, к вам, к вам!

К воде скачу, ловить хочу.

Кого, кого, кума?

Рака, карпа и сома.

Как поймаешь, дашь ли нам?

Как не дать, конечно дам!
Чтобы этот разговор звучал живее, действие лягушек можно обыграть. Когда в стихах-диалогах встречаются слова автора, лучше их читать взрослому:
Сели куры на забор и пустились в разговор:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы взлетели высокою

Касатки в небе вьются, над курами смеются:

Эх вы, куры, ко-ко-ко, разве это высоко?
Стихотворение В. Викторова «Бычок – новичок»:
Вышел бычок на лужок. Козочку встретил бычок.

МУ, - говорит бычок, - Я на лугу новичок.

Ты покажи мне скорей, где здесь трава повкусней.

Ме, - раздается в ответ, - травки невкусной нет.

Травка всегда хороша, если жевать не спеша.
Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской «Уши»:
Доктор, доктор, как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как на быть?

Часто мыть или пореже?

Еже… Отвечает доктор гневно:

Еже… еже… ежедневно!!!
Для малышей стихи-диалоги очень полезны. Они приучают к общению, а значит, и к простоте в чтении стихов. Для подбора стихов – диалогов обратитесь к произведениям устного народного творчества и фольклора.


В раздел образования