Автор: Мазай Елена Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "Иджинская СОШ" Населённый пункт: с. Иджа Шушенский район Красноярский край Наименование материала: консультация для родителей Тема: "Учим с малышом стихи-диалоги" Раздел: дошкольное образование
Советы логопеда.
«Учим с малышом стихи-диалоги»
Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как ее ребенок,
играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или подружкой!
Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки,
живо копируют все услышанное и подражают интонации взрослых.
Но
стоит
ребенку
читать
стихотворение
наизусть,
как
глаза
его
устремляются
в
одну
точку,
речь
становится
невыразительной
и
однообразной,
текст
проговаривается
скороговоркой,
без
каких-либо
смысловых
пауз.
Остаются
только
заученные
слова.
Распространенной
ошибкой при чтении у детей является много ударность, т.е. ударение на
каждом слове. Что же делать?
Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи
должны быть не только доступны пониманию ребенка, но и непременно
нравится ему, вызывать при чтении радость.
Лучше
всего
начать
со
стихов-диалогов,
которые
ближе
всего
к
привычной
для
детей
разговорной
речи.
Диалог
–
это
разговор
двух
действующих лиц, в отличии от монолога, когда действующее лицо говорит
от своего имени.
Стихи – диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным
лицом-партнером или залом.
- Здравствуй, киса! Как дела?
Что же ты от нас ушла?
- не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
Такие стихи-диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова
стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни.
Даже считалочку, в которой много ударность оправдана, если она написана в
форме диалога, можно прочесть очень просто:
Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл
Куда клал?
Под колоду.
Кто брал?
Родион!
Выйди вон.
Чешская народная песенка «Разговор лягушек» в переводе с. Маршака
тоже написана в форме диалога.
Кума, ты к нам?
К вам, к вам, к вам, к вам!
К воде скачу, ловить хочу.
Кого, кого, кума?
Рака, карпа и сома.
Как поймаешь, дашь ли нам?
Как не дать, конечно дам!
Чтобы этот разговор звучал живее, действие лягушек можно обыграть.
Когда в стихах-диалогах встречаются слова автора, лучше их читать
взрослому: Сели куры на забор и пустились в разговор:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы взлетели высокою
Касатки в небе вьются, над курами смеются:
Эх вы, куры, ко-ко-ко, разве это высоко?
Стихотворение В. Викторова «Бычок – новичок»:
Вышел бычок на лужок. Козочку встретил бычок.
МУ, - говорит бычок, - Я на лугу новичок.
Ты покажи мне скорей, где здесь трава повкусней.
Ме, - раздается в ответ, - травки невкусной нет.
Травка всегда хороша, если жевать не спеша.
Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской «Уши»:
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как на быть?
Часто мыть или пореже?
Еже… Отвечает доктор гневно:
Еже… еже… ежедневно!!!
Для малышей стихи-диалоги очень полезны. Они приучают к общению,
а значит, и к простоте в чтении стихов.
Для подбора стихов – диалогов обратитесь к произведениям устного
народного творчества и фольклора.